
Таджикистан: пресса о прессе, №40 (92), 2007г
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 4 октября 2007 г.

В Таджикистане процесс перерегистрации в Минкультуры РТ всех печатных СМИ, а также полиграфических и издательских организаций
и распространителей печатных изданий продлен до конца года, - сообщила газета «Азия плюс» (№40 от 4 октября 2007 г.) в заметке
«Минкультуры пошло навстречу газетам». Газета сообщает, что для перерегистрации ранее был установлен последний срок 1 октября. К
этому дню перерегистрацию прошло порядка 340 республиканских газет и журналов, типографий и издательств. Руководитель
пресс-центра Минкультуры Гулмахмад Давлатов также сообщает, что если издательские организации не пройдут перерегистрацию до
конца года, то к ним будут применены санкции вплоть до закрытия. Этой же темы коснулась газета «Вечерний Душанбе» (№40 от 4
октября 2007г.) в заметке «Перерегистрация газет и журналов продвигается слабо». Газета со ссылкой на руководителя пресс-центра
Минкультуры РТ сообщает, что последний подобный учет печатных СМИ в Таджикистане проводился лишь в 1991 году. «Но, данная
перерегистрация не означает, что это еще один способ «прижать» отечественную прессу и навязать еще один способ цензуры. Мы хотим
провести качественный анализ отечественной прессы и призвать ее представителей к сотрудничеству с министерством», - подчеркивает
Г.Давлатов.

Вышел в свет первый номер научно-популярного журнала «Фарханг ва хунар» («Культура и искусство». Об этом своим читателям
сообщила газета «Азия плюс» (№40 от 4 октября 2007г.) в заметке под заглавием «Вышел в свет первый номер журнала «Фарханг ва
хунар». Журнал начал издаваться при содействии программы «Культура и искусство» Таджикского филиала Института Открытое
Общество - Фонд Содействия. «АП» также со ссылкой на координатора программы «Культура и искусство» ТФ ИОО ФС Рухшоны Олимовой
сообщает, что в журнале освещаются вопросы истории культуры таджикского народа, важнейшие этапы развития искусства,
традиционные ремесла, редкие изделия и произведения живописи, рукописи из музейных фондов, кино, фото и этнографические
материалы. Учредителем журнала является ОО «Фарханг ва хунар», основанный в 2006 г.

Большинство печатающихся в столице Таджикистана газет на этой недели обратили внимание теме юмористической программы Михаила
Галустяна на ТНТ «Наша Russia», в котором высмеиваются таджикские трудовые мигранты. Газета «Миллат» (№40 от 4 октября 2007г.) в
заметке «Таджикский парламент протестует против «Наша Russia», по этому поводу сообщает, что народные депутаты Таджикистана
выразили обеспокоенность по поводу телепрограммы «Наша Russia», на одном из общероссийских телеканалов и потребовали прекратить
программу. По мнению таджикских парламентариев, в программе унижается честь и достоинство таджикской нации. Посол РФ в
Таджикистане Рамазон Абдулатипов в интервью радио «Эхо Москвы» подтверждает, что унижение чести и достоинства нации не
допустимо. Однако автор программы Михаил Галустян в ответ посла говорит, что «не желает пустым словам ответить также пустыми
словами». По мнению Галустяна, программа имеет большую популярность в России.

Со дня выхода в свет первого номера правительственного женского журнала «Бонувони Тоджикистон» (Женщины Таджикистана),
учредителем которого является президент РТ Эмомали Рахмон, исполнился год. Газета «Миллат» этому событию посвящает интервью с
главным редактором журнала Хуринисо Алиевой под заглавием «Ребенок, которому исполнился год…». Отвечая на вопросы газеты,
главный редактор журнала отмечает, что, несмотря на то, что учредителем журнала является президент страны, женский журнал
читается свободной трибуной женщин республики. Хуринисо Алиева рассуждая по поводу ситуации СМИ в Таджикистане, отмечает, что
сегодня журналистика в Таджикистане не является престижной профессией. «Посмотрите сами, - говорит она. – Сегодня каждый, кому не
лень создает свою газету: собирает двух трех людей, заполняет страницы материалами из Интернета, сканвордами, и разными пустыми
гороскопами. Многие газеты выпускаются, если у них появится даже один или два хороших материала».

Еженедельник «Наджот» (№40 от 4 октября 2007г.) в материале под заглавием «Подписка: одна из многих проблем учителей»
затрагивает проблему принудительной подписки учителей средних школ на государственные изданий «Джумхурият» (Республика),
«Садои мардум» (Глас народа), «Омузгор» (Учитель), и «Образование учителя». По мнению автора статьи, ежегодно в школы
направляются разнарядки из центра, на основание которых принудительным образом подписывают учителей в правительственные газеты
и журналы. Для таджикского учителя, с его мизерной зарплатой, которая не хватает даже для обычного пропитания самого учителя,
подписка в правительственные газеты и журналы обходится дорого. Автор также отмечает, что эти газеты и журналы не блещут
содержанием, они однообразно серые и занимаются лишь восхвалением правительственных чиновников.


