
Таджикистан: пресса о прессе, №26 (78), 2007 г.
Обзор еженедельных газет от 28 июня 2007 года

Еженедельник «События» (№ 26 от 27.06.2007г.) опубликовал статью Карима Рахима «Вот так бывает!» об итогах рассмотрения на 89-ой
сессии Комитета ООН по правам человека дело Олимджона Ашурова, которое в свое время стало причиной нашумевшего «Дела
«Вечерки». Напомним, что 11 ноября 2003 года заместитель председателя суда города Душанбе Намоз Амиров рассмотрел уголовное
дело Олимджона Ашурова, признал его виновным в групповом и разбойном нападении и приговорил к 20-ти годам лишения свободы.

Дело было рассмотрено в различных инстанциях. Посчитав решения судов несправедливыми, 5 марта 2005 года адвокат Солиджон
Джураев, опубликовал в газете «Вечерний Душанбе» статью под названием «Над судьями тоже есть суд», где резко критиковал
деятельность судьи Н.Амирова, коллегии верховного суда и Генеральной прокуратуры РТ.

После этого выступления адвоката начались его тяжбы с судьей Н Амировым как на страницах газет, так и в судах различного ранга. Это
состязание в свое время завершилось не в пользу автора и газеты. Хатлонский областной суд своим решением признал статью автора
клеветнической, оскорбляющий честь и достоинстово судьи, и в качестве компенсации за причиненный судье моральный вред взыскал с
редакции газеты «Вечерний Душанбе» и адвоката С.Джураева (солидарно) 5 тысяч сомони (около 1,5 тысячс долларов США) в пользу
судьи. Верховный суд оставил это решение в силу.

А теперь, по утверждению «События», адвокат Солиджон Джураев выиграл дело в Комитете ООН по правам человека. «…Комитет ООН
приял решение о нарушении прав человека, признав судебное разбирательство, обвинительный приговор и последующие решения судов
по делу Олимджона Ашурова, несправедливыми и противоречающими Международному Пакту о гражданских и политических правах, а
также Факультативному протоколу, признанному Таджикистаном – участником Пакта 4 апреля 1999 года» - пишет газета.

Как сообщает газета, 3 апреля 2007 года Комитет ООН направил свое решение участнику Пакта – государству Таджикистан, которое в
течение 90 дней должно направить информацию о принятых мерах. Будут ли пересмотрены решения по делу газеты «Вечерний Душанбе»?
Время и настойчивость заинтересованных лиц расставит все точки над «i».

В Москве опубликован второй номер международного иллюстрированного журнала «Таджикистан» о чем сообщает читателям
еженедельник «Вечерний Душанбе» ( №26 от 28.06.07) в заметке «Таджикистан» в Москве». Как сообщает пресс-служба Посольства РТ в
Российской Федерации, главной темой второго номера журнала стала тема мира и стабильности в Таджикистане. Следует отметить, что
издание журнала осуществляется Таджикским Медиа Холдингом в Москве при содействии МИД Республики Таджикистан и Посольства
РТ в Российской Федерации.

«Парижские тайны русского слова», под таким заголовком опубликована заметка Гульсифата Шахиди – представителя ООО «Чархи
гардун» о IX конгрессе русской прессы на страницах еженедельника «Вечерний Душанбе» (№26 от 28.06.07), который проходил с 14 по 17
июня текущего года в Париже. Более чем 250 пишущих на русском языке представителей «четвертой власти» съехались в столицу
Франции со всего мира на Конгресс организованной Всемирной ассоциацией русской прессы (ВАРП) и общеевропейской русскоязычной
газетой «Русская мысль». Очередной юбилейный Х конгресс русской прессы будет проходить в следующем году в Москве.

Еженедельник «Курьер Таджикистан» (№26 от 27.06.2007г.) опубликовал результаты опроса, проведенного главным редактором этой
газеты М.Тоштемировым, среди журналистов под заглавием «Какую роль сыграли журналисты во время гражданской войны в
установлении мира». Своими мнениями о роли журналистов, которые внесли важный вклад в установлении мира на нашей стране,
поделились ведущие журналисты как Умед Бабаханов, Акбарали Сатторов, Зафар Абдуллаев, Саодат Асанова и другие.

О неоднозначной роли журналистов в годы противостояния рассказывает в интервью газете «Факты и комментарии» («Одна из черт
президента мужественности», «ФК», № 26 от 27.06. 2007г.) Галина Гриднева собственный корреспондент ИТАР-ТАСС в Республике
Таджикистан.

Еженедельник «Факты и комментарии» (№26 от 27.06.2007г.) также опубликовал интервью Зафара Абдуллаева с директором
представительства Британского института освещения войны и мира (IWPR) в Таджикистане Саодат Асановой под заголовком «Институт,
изучающий проблемы войны и мира». Отмечая роли СМИ и журналистов в освещении темы войны и мира, Саодат Асанова, считает, что
труд журналистов неоценим. «В своих публикациях они заставляют общество открывать глаза на реальные конфликты, происходящие в
мире: начиная от военных до политических, социально-экономических, религиозных и т.д.», - считает она.

Вместе с тем, на страницах еженедельника «Азия-плюс» (№26 от 28.06.2007г.) опубликован анализ IWPR под заголовком «Что угрожает
стабильности в Таджикистане?». В этой публикации, заместитель председателя оппозиционной Социал-демократической партии
Таджикистан (СДПТ) Шокирджон Хакимов считает, что кроме экономических угроз стабильности, в последние годы в республике
проявляются и политические угрозы. По его словам, наряду с другими аспектами - культом личности и усиления авторитарных методов
управления, давления на гражданское общество, верховенства корпоративных и региональных интересов, - политической угрозой
является также ограничения доступа оппозиции к СМИ.

Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) в своем очередном отчете отметила, что мониторинговой
службой, что в истекшем мае месяце зафиксировано 15 случаев нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана. Об этом сообщается
в заметке под заголовком «Мохи май: 15 ходисаи накзи хукуки хабарнигорони точик» («Май месяц:15 случаев нарушения прав
таджикских журналистов») на страницах еженедельника «Зиндаги» (№26 аз 28.06.07).

Еженедельник «Наджот» (№26 от 28.06.2007г.)в заметке под заглавием «Навъи нави сензура дар давлатхои пасошурави («Новый вид
цензуры в постсоветских странах»)» сообщает, что в бывших советских государствах с целью ограничения независимой прессы придумали
новые способы цензуры, который отличается от старой советской лишь по форме. О новой цензуре в области масс-медиа, также сообщает
газета «Нигох» (№26 от 28.06.2007г.) в заметке «Нигарони аз махдудиятхо дар кори матбуот» («Озабоченности в связи с ограничениями в
деле печати»).

В этом же еженедельнике опубликована статья Рустама Шодибекова «Телевизион –мояи манкуртизация» («Телевидение – источник
манкуртизации»)под рубрикой «Проблема» что говорит об отрицательном влиянии телевидения на аудитории зрителей.



На страницах печати продолжаются публикации резонансов на содержания еженедельной телевизионной программы «Наша Russia»
российского телеканала ТНТ. «Хотя передача юмористическая, но она всецело направлена на оскорбление и унижение таджикских
мигрантов», отмечается в очередной статье опубликованной на молодежной странице еженедельника «Бизнес и политика» (№25 от
28.06.2007г.). Напомним, что относительно этой же программы на прошлой неделе был опубликован другой отклик: «Наша Russia» против
нас?» на страницах еженедельника «Фараж».


