
Таджикистан: пресса о прессе, № 19 (71), 2007 г.
Обзор еженедельных газет за 8 мая 2007 года

Еженедельник «Тоджикистон» (№ 19 от 09.05.2007г.) под рубрикой «Свобода слова» опубликовала статью по итогам конкурса для
журналистов и празднования Всемирного дня свободы прессы, которая называется «Свобода слова и проба пера». Как говориться в статье,
главными победителями конкурса в номинации «экономическая реформа» стали главный редактор еженедельника «Нигох» - Нурали
Давлат и Екатерина Кожевникова, корреспондент газеты «Азия-плюс». Махмадали Максадуллох зам. редактора еженедельника
«Тоджикистон» стал победителем за свою статью «Майхура источник богатства» в номинации «социальная реформа».

Эту тему также освещает еженедельник «Фараж» (№ 19 от 10.05.2007г.) в заметке «С победой, Фараж!». Главный редактор еженедельной
газеты «Фараж» и Джума Толибов, ЦЖРТ стали победителями в номинации аналитическая статья по тематике «демократия и общество».
А за журналистскую смелость наградили главного редактора еженедельника «Миллат» Адолати Мирзо и корреспондента еженедельника
«Азия-плюс» Фахриддини Холбека.

«Нигох» - №1!!» под таким названием еженедельник «Нигох» опубликовал репортаж из церемонии празднования Всемирного дня свободы
прессы, где по итогам объявленного конкурса, еженедельная газета «Нигох» признана лучшей газетой среди новых изданий в освещении
проблем общества и удостоена специальным призом. Об этом благополучии газеты сообщает Зулолаи Нур в рубрике «Репортаж «Нигох» в
еженедельной газете «Нигох» (№19 от 09.05.2007г.).

Еженедельник «Нигох» (№ 19 от 09.05.2007г.) в рубрике «Взгляд на страну» опубликовала две заметки. В первой заметке под названием
«Какие газеты читает Махмадрузи Искандаров?», говорится что день рождения руководителя демократической партии совпал с
Всемирным днем свободы прессы, в честь чего и состоялась встреча в офисе Демократической партии Таджикистана, где по телефону был
разговор с руководителем демпартии Таджикистана Махмадрузи Искандаровым. На вопрос какие газеты он читает М. Искандаров
ответил, что читает еженедельники «Нигох», «Миллат» и «Азия-плюс».

«Дододжони Атоулло задержан с 350 000 евро», сообщает еженедельная газета «Нигох» (№ 19 от 09.05.2007г.). Заметка сообщает, что 4
мая в аэропорту «Шереметьево» города Москвы российскими пограничниками был задержан главный редактор газеты «Чароги руз»
Дододжон Атовулло, который в последствии был отпущен.

Под рубрикой «Резонанс» еженедельник «Миллат» (№19 от 09.05.2007г.) опубликовал письмо Абдугаффори Камола в адрес главного
редактора «Миллат» Адолати Мирзо, где в частности автор с доброжелательными советами обращается к редактору. По мнению А. Камол
еженедельник «Миллат» долгое время добивался нынешнюю позицию и как коллега не желал бы из-за оплошности и эмоции некоторых
наших журналистов, которые, сделав страницы «Миллат» полем своей битвы, снизить имидж газеты - профессиональной трибуны.
Плюрализм, свобода слова это хорошо, однако мы все знаем, что ни чего не бывает без границ, утверждает автор письма.

Следующая тема этой рубрики резонанс вокруг рекламы Таджикского телевидения. Как утверждается в заметке, последние рекламные
ролики, которые выходят в эфир первого канала связаны с проблемой насилия в семье. По мнению автора, тема рекламы противоречит
менталитету нашего народа, данная реклама принесет больше вреда, нежели пользы.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в ходе своего визита в Катар, посетил штаб-квартиру известного телевизионного
канала «Аль-Джазира», где познакомился с руководителями и сотрудниками этой телекомпании и дал эксклюзивное интервью. Об этом в
материале «Насыщенная программа официального визита главы государства в Катар» сообщает сайт Национального информационного
агентства Таджикистана (НИАТ) «Ховар» (08.05.07). Эмомали Рахмон в ходе беседы с вице-президентом этой телевизионной компании
Мухаммадом Бадаром ас-Сода поделился мнением о содержании программ канала «Аль-Джазира» и дал высокую оценку его роли и месту
на международной информационной арене. Во время беседы Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подчеркнул, что
телеканал «Аль-Джазира», являющийся свободной и авторитетной трибуной государств исламского мира, должен привлекать как можно
больше внимания развитых и богатых мусульманских государств к проблемам своих единоверных стран, вставших на путь развития. В
начале своего эксклюзивного интервью Эмомали Рахмон отметив важную роль средств массовой информации в отражении реальной
жизни общества, подчеркнул, что «информационные сети и органы своими достоверными, правдивыми и ясными информациями
завоевывают любовь и популярность среди общественности». Глава государства Таджикистан Эмомали Рахмон назвал телеканал
«Аль-Джазира» ярким примером носителя этой истины.

В Москве вышел в свет первый номер международного иллюстрированного журнала «Таджикистан». Об этом со ссылкой на руководителя
пресс-службы Посольства республики в РФ Мухаммада Эгамзод сообщает еженедельник «Вечерний Душанбе» №19 (494) 09.05.07. в
материале « «ТАДЖИКИСТАН» в Москве». Главной темой первого номера, отмечается в заметке, является 15-ая годовщина установления
дипломатических отношений между Таджикистаном и Россией. В связи с этим, на первой странице размещены поздравительные
телеграммы Президента РТ Эмомали Рахмона и министра иностранных дел РТ Хамрохона Зарифи своим российским коллегам.

Под заголовком «Чиновники уходят от ответа, лишая общество правды» «Дайджест пресс» (№19, 09.05.07) приводит высказывания
ведущих представителей СМИ о проблемах отрасли в стране. «Журналисты, стремящиеся рассказать о бедствиях других людей, сами
становятся мишенью… Это происходит не только в условиях вооруженных конфликтов, но и в тех случаях, когда журналисты расследуют
случаи коррупции или пишут о нищете и злоупотреблении властью», - подобные мысли озвучил в своем послании, посвященному
Всемирному Дню свободы печати, генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. А как дело обстоит в нашей республике?
Наметились ли какие-либо позитивные изменения в области свободы слова в Таджикистане? На эти и другие вопросы редакция попросила
ответить ряд журналистов как местных, так и иностранных СМИ.

«Количество Интернет пользователей недооценено» - под таким заголовком «Курьер Таджикистана» (№19, 09.05.07) опубликовала
заметку, подготовленную Таджикским офисом Британского института по освещению войны и мира IWPR. В материале отмечается, что
0,1% населения Таджикистана имеет доступ к Интернету, что ставит республику на последнее место в Центральной Азии, согласно
данным сайта Internet World Stats. Наибольшее число пользователей Интернет в регионе, по данным сайта, находится в Кыргызстане –
5,2%. Следом идут Узбекистан, Казахстан и Туркменистан.

С этими утверждениями не согласны таджикские эксперты. По информации министра транспорта и связи РТ Абдурахима Ашурова, число
граждан республики имевших доступ к Интернету в 2006 году превысило 1 миллион человек. А в ведущих телекоммуникационных



компаниях сообщили NBCA, что не менее 10% населения, или около 770 тысяч человек регулярно пользуются Интернетом. А в
Республике сегодня работает 14 Интернет-провайдеров, в зоне охвата которых расположено около 30 крупных городов.

«Казахстанского журналиста похитили из телестудии» сообщает «Азия-Плюс» со ссылкой на сайт Lenta.ru. В сообщение, ссылаясь на ИА
Kazakhstan Today, говорится, что утром 10 мая был совершен налет на казахстанскую телекомпанию КТК (Коммерческий телевизионный
канал). Преступники ворвались в комплекс компании, находящийся в Алма-Ате, и похитили руководителя одного из отделов Ивана
Лихоузова. Руководство КТК обратилось к генеральному прокурору республики и министру внутренних дел с просьбой срочно
расследовать это преступление. Номера автомашины, на которой был увезен журналист, переданы правоохранительным органам.
Агентство не исключает, что похищение может быть связано с прежним местом работы Лихоузова: до недавнего времени он был
сотрудником Службы охраны президента.


