
Таджикистан: пресса о прессе, № 16 (68), 2007 г.
Обзор еженедельных газет за 18-19 апреля 2007 года
Еженедельник «Asia-Plus» (№16 (378) от 18.04.07) опубликовал заметку «Э. Рахмон позвал за собой журналистов», в которой сообщает о
включении впервые по инициативе президента РТ большой группы журналистов, представляющих национальные СМИ, в состав
официальной делегации, побывавшей ОАЭ. Среди них гендиректор ООО «Чархи гардун» Акбарали Сатторов, главные редакторы газет
«Тоджикистон» - Шариф Хамдамов, «События» - Саидали Сиддиков, «Курьер Таджикистана» - Мухаммаджон Тоштемиров, представители
телекомпаний «Шабакаи аввал», «Мир» и НИАТ «Ховар». Комментируя этот факт, председатель Союза журналистов Таджикистана
Акбарали Сатторов отметил « президент сделал это не просто так. Он заинтересован в том, чтобы мы развивались, чтобы расширяли свой
кругозор. Особенно радует, что приглашены представители неправительственных изданий»

«Радио «Тоджикистон» завершает переход на цифровое оборудование». Об этом сообщает еженедельник «Факты и комментарии» (№16(52)
18.04.07. Для оснащения республиканского радио «Тоджикистон» и детского телеканала «Бахористон» приобретено современное
цифровое оборудование на сумму $500 тыс. На средства из бюджета Госкомитета по телевидению и радиовещанию. Ежегодно на
обновление техники госкомитета, ее содержание, включая содержание техперсонала, выделяется 13 млн. сомони. Эту новость также
сообщает еженедельник «Тоджикистон» (№16 от 18.04.2007г.) в заметке «Информационное пространство улучшается».

Симои мустакили Точикистон (Независимое телевидение Таджикистана) обещает начать свое вещание уже в мае. Об этом сообщается в
публикации «ТВ СМТ выходит в эфир» еженедельника Asia-Plus (№16 (378) от 18.04.07). На новом частном душанбинском телеканале СМТ
(Симои мустакили Точикистон) идут последние приготовления к выходу в эфир. "СМТ - информационно-развлекательный канал, -
рассказывает З. Исмоилов. - Кроме новостей, передач для детей и юношества, которые мы хотим представить совсем в другом ракурсе, мы
готовим для наших телезрителей передачи на темы, которые еще никогда не поднимались в отечественном эфире".

«Отделять ли кино от комтелерадио?» - под таким заголовком еженедельник «События» (№16 (40) от 18.04.07) опубликовал резонанс на
интервью корреспондента «Событий» с директором телекомпании «Сафина» Махмадсаидом Пировым «Кино нужно отделить от системы
Комтелерадио», опубликованного 29 марта с.г. Руководитель Исполнительного аппарата президента РТ Амиршо Миралиев официальным
письмом от 5 апреля с.г. попросил государственных советников президента обсудить вопросы, поднятые в интервью и представить свои
предложения в Исполнительный аппарат президента страны до 25 апреля нынешнего года.

«Мэр Душанбе просит…», так озаглавлена заметка в еженедельнике «Факты и комментарии» (№16(52) 18.04.07), в которой со ссылкой на
ИАА «REGNUM» сообщается о недовольстве мэра города Душанбе Махмадсаида Убайдуллоева работой некоторых журналистов, «не
всегда справедливо и честно» освещающих тему переселения жильцов домов, подпадающих под снос. Мэр отмечает, что «таджикские
журналисты занимаются констатацией фактов, но у них нет аналитических материалов». Махмадсаид Убайдуллоев предупредил
журналистов, что впредь намерен подать в суд на авторов материалов, где подается неправильная информация.

Мэр города Душанбе, Махмадсаид Убайдуллоев 12 апреля на церемонии презентации (представлении) проекта памятников и парка имени
Рудаки столицы в присутствии журналистов в крайне жесткой форме выразил свое недовольство еженедельником «Миллат» и его
руководством. В свою очередь главный редактор еженедельной газеты «Миллат» Адолати Мирзо (№ 16 от 18.04.2007г.) отмечает, что до
сих пор еженедельник вел свою деятельность согласно законодательством РТ и всем международным стандартам, однако использование
ругательных выражений в адрес журналиста да еще при всех присутствующих из уст второго лица государства вызывает сожаление.

Сухробшохи Фаррухшох, руководитель пресс-центра председателя г. Куляб опубликовал ответ автору статьи «В Кулябе боятся
независимых журналистов» (е.г. «Нигох») Рахматалии Назри. С. Фаррухшох называет поведение Р. Назри «Плачем младенца, завистью
слабака или Зардиев разве бюрократ??» (е.г. «Нигох», № 16 от 18.04.2007г.). А причину отсрочки встречи нынешнего мэра г.Куляб с
журналистами радио «Таджикистана» глава пресс-центра объясняет тем, что в тот момент в связи с селевыми потоками в 5 селах региона
Чоктемур мэр города проводил оперативное совещание с представителями комитета по чрезвычайным ситуациям. Спасения населения 5
сел, по его мнению, было на тот момент актуальнее визита двух журналистов. Автор статьи отрицает бюрократизм бывшего мэра города,
приводя конкретные факты.

«Закройте дверь и не мешайте нам работать» под таким заголовком еженедельник «Бизнес и политика» (№15(66) от 18.04.07)
опубликовал обращение редакции в адрес председателя Высшего экономического суда Республики Таджикистан Гоибназарова А.Г.
В обращении приводится факт недопущения сотрудников «БИП» во время заседания судебного разбирательства 17 апреля 2007
председателем экономического суда г. Душанбе Собировым Т.М. Редакция, ссылаясь на Хозяйственно-процессуальный Кодекс РТ, Закон
РТ «О печати и других СМИ», а также на тот факт, что присутствие журналистов на заседании было согласовано за день до начала
процедуры, просит председателя Высшего экономического суда РТ «разъяснить сложившуюся ситуацию».

«Два письма. А могли быть и десятки тысяч …»- под таким заголовком еженедельник «Факты и комментарии» (№16(52) 18.04.07) начал
публикацию серии материалов о «бытовых взаимоотношениях» между потребителями энергии и сборщиками Энергосбыта». Поводом для
начали публикации послужил неожиданный визит 11 сотрудников Энергосбыта в редакцию Центра журналистских расследований. По
мнению главного редактора еженедельника «Факты и комментарии» Зафара Абдуллаева, официально названная плановая проверка,
являлась на самом деле «попыткой заткнуть рот журналистам».

«Рахмонов: все кабельные телеканалы функционируют незаконно».
В заметке еженедельнике «Факты и комментарии» (№16(52) 18.04.07) приводятся высказывания председателя Комитета по телевидению и
радиовещанию РТ Асадулло Рахмонова о состоянии дел в отрасли. По его словам ни один из них не имеет государственной лицензии на
вещание. В ходе последних проверок в Таджикистане была приостановлена деятельность пяти кабельных каналов. Единственный
кабельный телеканал, работавший в соответствии с законодательством РТ ТВ «Сервис», имеет просроченную лицензию. Его деятельность
также будет приостановлена. А. Рахмонов отмечает, что последнее время новые лицензии на вещание получили три независимых
телеканала: «Анис» (Канибадам), «Курушкада» (Истравшан), «Симои мустакили Точикистон». В стране в настоящее время
функционируют 13 частных телеканалов, еще 8 ожидают лицензий на эфирное вещание.

В целях поощрения творческой деятельности журналистов республики, продолжается журналистский конкурс, посвященный
Международному дню свободы прессы. Об этом сообщает еженедельник «Asia-Plus» (№16 (378) от 18.04.07). Организаторами конкурса
выступают Союз журналистов Таджикистана и другие независимые медиа-организации РТ при финансовом содействии программы СМИ



Таджикского филиала Института «Открытое Общество» - Фонд Содействия (ТФ ИОО-ФС) и ряда других организаций. Как сообщила
координатор программы СМИ ТФ ИОО-ФС Рухшона Олимова, на конкурс представляются опубликованные в печати с 1-го января по 20
апреля 2007 года статьи, интервью, репортажи, очерки и другие журналистские материалы, а также иллюстративные работы –
тематические фотографии и фоторепортажи.

Нынешний конкурс, объявленный Союзом журналистов Таджикистана отличается от других конкурсов для журналистов тем, что в
истории СЖТ является впервые и объявлен лишь среди журналистов печати, сказал в своей беседе с корреспондентом еженедельной
газеты «Фараж» (№16 от 18.04.2007г.) ответственный секретарь СЖТ Пулод Нуров. Как сообщает П. Нуров в интервью – «Конкурс только
для журналистов печати», подведение итогов конкурса состоится 3-мая, в день Всемирной свободы прессы.

«Чем отличается расследование от исследования?» - так называется репортаж автора, под псевдонимом Ампай - участника двухдневного
семинара «Журналистское расследование», который пытается поделиться с читателями еженедельника «Фараж» (№16 от 18.04.2007г.)
своими впечатлениями и полученными навыками по данной теме. Однако автор считает нужным делиться частично, а что будет дальше,
автор обещает написать в следующем номере.


