
Таджикистан: пресса о прессе, № 6(58), 2007г.
Обзор прессы еженедельных газет за 7-8 февраля 2007г.

Пресса на этой неделе освещает тему ситуации свободы слова в Таджикистане, а также подводит итоги проведенных
пресс-конференций.

«Пресс-конференции ради галочки» - так называется статья А. Олиназара, опубликованная в еженедельной газете «Миллат» (№ 6 от
08.02.2007г.) под рубрикой «Свобода выражения». Автор положительно оценивает Указ президента РТ о проведении пресс-конференций,
однако сообщает, что не все пресс-конференции отвечают требованиям журналистов. Например, пресс-конференции в Кулябском регионе.
По словам автора, журналисты приглашались по списку, который составлялся руководством хукумата области. В этот список не входили
очень «любознательные журналисты» независимых СМИ. По мнению А. Олиназара, руководители многих районов Кулябского региона
проводят пресс-конференции «ради галочки». Может они дожидаются очередного поручения руководства области или Аппарата
Президента РТ?

Еженедельная газета «Нигох» (№ 6 от 08.02.2007г.) в рубрике «Взгляд на информирование» поднимает вопрос информационного
пространства и угроз нашей стране со стороны зарубежных СМИ. Об этом пишет Абдугаффори Камол в статье «Простаранство
информирования и национальная безопасность» в еженедельной газете «Нигох» (№6 от 08.02.2007г.) По словам автора, наше
«информационное пространство в своем же доме сталкивается с двумя сильными конкурентами. Это станет помехой для информирования,
а также воздействия национальным идеям».

Тему показов непристойных сцен и концертов по таджикским каналам продолжает обсуждать еженедельник «Наджот» (№ 6 от
08.02.2007г.) в статье «Кто сыплет соль на рану таджикской нации?» («Ба захми миллати точик ки нохун мезанад?»).

«Таджикистан потерял имидж «страны свободы слова» - так озаглавлена статья в еженедельнике «Курьер Таджикистана» (№ 6 от 8
февраля 2007 года). В ней, в частности, говорится о задержании 18 сентября 2006 года в Курган-Тюбе двух журналистов – корреспондента
Радио «Свобода» Носира Мамурзода и собственного корреспондента агентства «Авеста» Джамолиддина Сайфиддинова. Они пытались
расследовать причины отправки студентов на сбор хлопка, но были остановлены по причине «возможности дестабилизации обстановки в
регионе». По сообщению «КТ», это стало одним из оснований низкой оценки международной организации «Репортеры без границ» (RSF),
выставленной Таджикистану в очередном ежегодном отчете этой организации о состоянии свободы слова в мире.

Эту же тему освещает газета «Факты и комментарии» (№ 6 от 8 февраля 2007 г.). В материале «Отчет RSF: Таджикистан потерял
свободу слова» читаем: «Как сообщили ИА «Авеста» в офисе RSF в Париже, Таджикистан на карте мира этой организации помечен
красным цветом, что означает низкий уровень свободы слова.
В докладе RSF также отмечается факт лишения британской радиостанции Би-Би-Си лицензии на вещание в Душанбе и факт
блокирования нескольких оппозиционных сайтов, включая сайт опального редактора Дододжона Атовуллоева - Tajikistantimes.ru, месяц
спустя после президентских выборов. Сайты были критически настроены в отношении правительства Таджикистана».

В газете «Азия-Плюс» (№ 6 от 08.02.2007 г.) также освещаются данные рейтинга, составленного организацией «Репортеры без границ»
(RSF). В материале по этому поводу свое мнение высказывает руководитель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана
Нуриддин Каршибоев: «За прошедший год свобода слова в Таджикистане не претерпела позитивных изменений. Но уменьшились случаи
ограничения доступа к источникам информации. Также меньше стали угрожать журналистам».

Еженедельная газета «Зиндаги»(№ 6 от 08.02.2007г.) в заметке «Комитет по защите прав журналистов назвал Путина «демократором».
Этот Комитет поставил президента РФ в один ряд с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, который «применяет силовые органы для
цензуры и запугивании СМИ». Эта же тема освещена другими газетами: «Взгляд CPJ на ситуацию печати в Таджикистане» -
еженедельная газета «Миллат» (№ 6 от 08.02.2007г.), еженедельник «Наджот» (№ 6 от 08.02.2007г.) в заметке «Обеспокоенность CPJ о
ситуации печати в Таджикистане». В еженедельнике «Азия-Плюс» (№ 6 от 08.02.2007 г.), со ссылкой на Newsru.com, помещена
публикация «Путина и Чавеса назвали ловкими диктаторами». В ней сообщается, что Комитет по защите журналистов (CPJ)
предупреждает об опасности для свободы слова, которая исходит от диктаторов ХХI века, пользующихся популярностью в своих странах. В
качестве примера называются режимы президента России Владимира Путина и президента Венесуэлы Уго Чавеса, сообщает Reuters.

Прошло почти два года с того времени, как был создан Центр журналистских расследований (ЦЖР) Таджикистана. В еженедельнике
«События», в рубрике «Четвертая власть», опубликовано интервью корреспондента Азамата Дустова с председателем Центра
журналистских расследований (ЦЖР) Таджикистана Хуршеди Авотулло. Материал озаглавлен «Журналисты начали свое расследование».
Корреспондент задавал председателю Центра вопросы, затрагивающие выбор тематики «дел», методику расследований. Интересовал А.
Дустова и вопрос, были ли угрозы в адрес Х. Авотулло, связанные с профессиональной деятельностью. Председатель ЦЖР сказал, что
сталкивается с этим каждый день, но молчит, так как это уже стало привычным делом. В заключении интервью журналист задал вопрос,
где планируются публикации журналистских расследований. Х. Авотулло ответил: «В наших газетах «Овоза», «Фарадж», в других
изданиях, которые изъявят желание напечатать. Более того, мы планируем до апреля нынешнего года собрать и напечатать все наши
готовые материалы в виде отдельной книги, которая будет посвящена второй годовщине со дня создания нашего Центра».

В газете «Аргументы и факты» Душанбе» (№ 6, февраль 2007 г.) в материале «Кто за и против издания «АиФ» Душанбе»? публикуются
мнения и высказывания аналитиков масс-медиа и журналистов в связи с изданием в Таджикистане «АиФ». Часть из них негативно
высказывается, относительно выпуска российских печатных изданий. Можно, в качестве примера, привести Х. Авотулло – председателя
ЦЖРТ и М. Шакури, академика АН РТ. Позитивно относится к появлению «АиФ» на таджикском медиа-рынке, например, Умед Бабаханов,
главный редактор газеты «Азия-Плюс».

В еженедельной газете «Азия-Плюс» (№ 6 от 08.02.2007 г.) в публикации «В борьбе с коррупцией помогут СМИ» начальник Таможенной
службы при правительстве РТ Гурез Зарипов дает свои комментарии по поводу многочисленных фактов коррупции в таможенном
ведомстве. Одним из действенных способов борьбы с этим злом он видит в тесном сотрудничестве со СМИ. «Ведь не случайно говорят, что
основным противником коррупции является информация», - сказал Г. Зарипов.


