
Таджикистан: Пресса о прессе, № 4 (56) 2007г.
Обзор еженедельных газет за 24-25 января 2007г.

Анализ публикаций еженедельных газет показал, что пресса на этой неделе активно обсуждает вопросы свободы слова и ряд проблем,
существующих в сфере СМИ.

«Умеду и Акбару тоже не всегда сопутствовала удача»,- пишет Парвонаи Хамдам в еженедельной газете «Фараж» (№ 4 от 25.01.2007г.) в
рубрике «За кулисами». Как отмечает автор, в течение нескольких лет выпускались независимые газеты, часть из которых, потерпев
неудачу, прекратила свое существование. В числе радакторов таких газет можно назвать наших удачливых издателей Умеда Бобохонова и
Акбара Сатторова. Основной причиной своих неудач Акбар Сатторов и Умед Бабаханов видят в плохой работе почты РТ.

Обсуждение этой темы продолжается также в интервью Абдукаюми Каюмзод с председателем Союза журналистов Таджикистана
Акбаром Сатторовым под названием «Наше информационное пространство свободно», опубликованном в еженедельной газете «Нигох» (№
4 от 25.01.2007г.). Вместе с тем, Акбар Сатторов в беседе с журналистом затрагивает вопросы урегулирования деятельности СЖТ,
устранения ряда пробелов в их деятельности, а также проблемы нынешней прессы. Как отмечает Акбар Сатторов, СЖТ в ближайшем
будущем также намерен рассматривать вопросы возобновления издания газет «Неруи Сухан», «Рузи нав» и «Одаму олам».

«В то время как некоторые свободомыслящие издания, такие, например, как «Рузи нав», «Неруи Сухан», «Одаму олам» и другие, по
известным причинам, прекратили свою деятельность, говорить о свободе слова не имеет смысла», - отмечает автор статьи «Что дает
свобода слова народу?» Сафари Халил в еженедельной газете «Наджот» (№ 4 от 25.01.2007г.). По мнению автора, часть изданий, не
отвечая потребностям читателя, вводят общество в заблуждение.
Однако можно назвать некоторые издания, такие, как например,«Миллат», «Наджот», «Вакт», «Тоджикистон», «Азия-плюс», «Фараж»,
«Зиндаги», которые в состоянии обеспечить свободу слова в стране. Автор статьи пишет, что, по мнению Абдулазизи Восе(редактора
«Русское Радио-Ориёно»), сегодня в Таджикистане свободы слова не существует. По мнению журналиста Илхомджона Хомидова, по
сравнению с русскоязычной прессой, свободы слова в таджикоязычной прессе очень мало.

Печать у нас свободна, однако она еще не в состоянии решать важные проблемы!-
такого мнения придерживается автор статьи «Если руководители будут читать газету…» Фирдавс Одинаев в еженедельнике «Фараж» (№ 4
от 25.01.2007г.). Автор, в качестве примера, приводит публикации еженедельной газеты «Рузи нав», после чтения которых руководители
начали суетиться: искать хорошие книги и газеты для обогащения своего нравственного облика.

«Культурное наступление» - так называется опрос, проведенный еженедельной газетой «Нигох» (№ 4 от 25.01.2007г.) по поводу издания
двух новых российских изданий - «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты». Как утверждает автор Фарохмасоз Зулолаи Нур,
соседние страны ограничивают деятельность зарубежных изданий. Однако не может ли помешать нашему национальному интересу
издание этих российских газет? Мухаммаджон Шакури, академик АН РТ - противник выпуска этих изданий в Таджикистане.Он считает
это вторжением чужой культуры в нашу среду. Как отмечает писатель Мансур Суруш, это очень тонкий вопрос: некоторые из этих
зарубежных изданий имеют политические интересы. Но наш народ высоко ценит свое национальное достояния и, в итоге, газеты не
смогут быть окупаемыми в Таджикистане. Раджаби Мирзо, независимый журналист отмечает, что появление этих российских изданий
послужит альтернативным источником информации.

Хуршеди Атовулло в своей статье, опубликованной в еженедельной газете «Фараж» (№ 4 от 25.01.2007г.) под названием «Комсомольская
правда» ведет провокацию!» продолжает обсуждение этой темы. Как отмечает автор, появление двух российских изданий эксперты
называют положительной стороной для нашей печати, однако публикация статьи Дмитрия Стешина в «КП», и позже на сайте Центразии
(от 19.01.2007г) говорит об обратном. По мнению Хуршеди Атовулло, такие публикации имеют провокационный характер. Он считает
необходимым, чтобы правительство ответило на эту статью или последствием окажется поток многочисленных железных гробов из
России в Таджикистан.

В еженедельнике «Факты и комментарии» (№ 4 от 25.01.2007 г.) опубликована информация «Freedom hous считает Таджикистан
«несвободной» страной». В ней говорится о том, что американская правозащитная организация Freedom hous опубликовала
традиционный рейтинг свободы государств мира под названием Freedom in the World 2007. Организация разделила все страны на 3
категории: «свободные», «частично свободные» и «несвободные». Наиболее «свободными» регионами мира признаны Западная Европа, а
также Южная и Северная Америки. В странах постсоветского пространства места распределились следующим образом: «свободны» -
Эстония, Латвия, Литва и Украина; «частично свободны» - Армения, Грузия, Кыргызстан и Молдова; «несвободны» - Азербайджан,
Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

«В Душанбе пройдет первый форум персоязычной прессы» - так озаглавлена заметка в газете «Азия–плюс» (№ 4 от 25.01.2007 г.). Как
сообщила «АП» главный редактор газеты «Миллат» Адолат Умарова, 11-12 марта в Душанбе состоится форум персоязычной прессы. Тема
– «Персоязычная пресса в условиях глобализации: партнерство и дистанции». Организаторы ожидают, что мероприятие будет
способствовать укреплению социальных, культурных, научных, рыночных отношений между народами, говорящими на персидском языке,
а также созданию международной ассоциации учредителей персоязычной прессы.

В этой же газете опубликовано интервью Ольги Тутубалиной с Чрезвычайным и Полномочным послом Казахстана в РТ Ерланом
Абильдаевым. Цитата из интервью была вынесена в название материала – «Вкладывайте деньги в экономику Таджикистана!». В беседе
были затронуты вопросы политического, экономического характера. Прозвучал вопрос и о СМИ Казахстана: «...Насколько нам известно,
подавляющее большинство СМИ в РК являются негосударственными. Это положительный факт. Однако, некоторые наши казахстанские
коллеги утверждают, что ведущие СМИ РК контролируются финансово-промышленными группами, близкими к «семье». Это так?». На это
ЧПП РК в РТ ответил, что подобные заявления являются провокационными и не соответствуют действительному положению вещей. «На
самом деле, казахстанская пресса в большинстве случаев действительно независима. Это подтверждает множество фактов. Поэтому
говорить о влиянии на нее каких-либо крупных сторонних сил – это значит «не смотреть правде в глаза».

Еженедельная газета «Нигох» (№ 4 от 25.01.2007г.) провела телефонный опрос среди зрителей телевизионных каналов страны «Какой
телевизионный канал вы смотрите чаще всего?». Результат опроса таков: 9 % населения вообще не смотрит телевизор, зрители Первого
канала составляют 12,4 %, зрители спутниковых каналов составляют 15,2 % населения, 30,8 % населения являются зрителями ТВ
«Сафина». На первом месте стоит РТР «Планета» - 32,6% зрителей.



На страницах «Вечернего Душанбе» напечатано также объявление о конкурсе для журналистов. В нем, в частности, говорится: «Комитет
по премии СЖТ имени А. Лахути объявляет очередной конкурс публицистических произведений и журналистских материалов на
соискание премии СЖТ имени А. Лахути 2007 года. На конкурс представляются опубликованные в печати и вышедшие в эфир в 2006 году
высоко содержательные журналистские материалы. …Право участия в конкурсе имеют только члены союза журналистов
Таджикистана…». Об этом также пишут еженедельные газеты «Миллат» (№ 4 от 25.01.2007г) в заметке «Кто будет удостоен премии
Лохути», и «Фараж» (№ 4 от 25.01.2007г.) – «Объявление конкурса для премии Лохути- 2007».


