
Таджикистан: пресса о прессе (№42, 2006 г.)
Обзор еженедельных газет за 18-19 октября 2006 года

Разговоры о фильтрации некоторых веб-сайтов продолжаются в статье журналистов газеты «Азия-Плюс» (№42 от 19.10.2006г.) - «Access
Denied» -2», где сообщается о новом комментарии этого вопроса от министра связи, С. Зувайдова сказавшего на пресс-конференции
«Минсвязи не закрывало эти сайты. Причиной их закрытия является проверка новой технологии, внедряемой
в настоящее время министерством». После чего журналисты решили провести опрос ряда экспертов в области СМИ – С. Дустова,
председателя Фонда информатики для демократии и национального прогресса, О. Панфилова, руководителя Центра экстремальной
журналистики (г. Москва) и М. Сараева, гл.специалиста информационно-аналитического отдела Исполнительного аппарата Президента
РТ. Так С. Дустов и О. Панфилов считают, что такие действия должны совершаться только на законных основаниях, и то, что в период
предвыборной кампании этот шаг Минсвязи оказал «медвежью услугу» Президенту и создал дополнительную рекламу этим
«недружественным» Интернет-изданиям. А вот М. Сараев наоборот относится к закрытию сайтов
позитивно, т.к. по его мнению, это право соответствующих органов, оно обоснованно и законно.

О том, что Минсвязи не блокировало Интернет-сайты, сообщают также еженедельники: «Зиндаги» (№42 от 19.10.2006г.) – «Министерство
связи не закрывало 5 Интернет-сайтов!», и «Миллат» (№41 от 19.10.2006г.) – «Интернет-сайты не были закрыты».

Еще одну статью в тему опубликовал еженедельник «Факты и комментарии» (№26 от 19.10.2006г.) – «Глупая цензура от глупых
чиновников», автором которой выступает главный редактор издания, Зафар Абдуллаев. В статье Абдуллаев пытается, как и многие
журналисты разобраться в том, «кто же затеял эту кашу» - стал инициатором идеи закрытия сайтов, и по каким критериям была
определена вина этих сайтов. Он также присоединяется к мнению, что данный инцидент стал «самой настоящей подставой главе
государства в канун выборов».

«Открыть полный доступ к Интернет-ресурсам», под таким одноименным названием еженедельник «Курьер Таджикистана» (№42 от
18.10.2006г.) информирует о распространенном заявлении Коалиции журналистских ассоциаций «Партнерство во имя демократии». В
Заявлении сообщается о вышесказанном призыве данной медиа-организации к Правительству страны, и о воззвании
впредь «не допускать попытки административного регулирования конфликтов в сфере СМИ».

Текст Заявления Коалиции журналистских ассоциаций «Партнерство во имя демократии» в полной версии, а также предыстория
создания этой организации, опубликованы на страницах еженедельной газеты «Факты и комментарии» (№26 от 19.10.2006г.) в
информации под названием «Нет блокаде».

Продолжается конфликт двух редакционных коллегий газеты «Адолат» (печатный орган Демократической партии Таджикистан) – старой
в лице главного редактора Р. Мирзо и избранного на очередном съезде нового крыла ДПТ – М. Абдуджабборова.

Главный редактор «Адолат» Раджаби Мирзо, по этому поводу заявляет, что действия Масуда Собирова (руководитель другого крыла
демократической партии) являются противозаконными, а все разрешения и уставные документы на издание газеты находятся у него. И
даже номер выпуска в данной газете соответствует их изданию. Об этом сообщает еженедельная газета «Наджот»
(№42 от 19.10.2006г.) – «Адолат: два издания с одинаковым названием». Как утверждает Р. Мирзо: «если подобные действия предприняли
мы, то обязательно бы к нам применили карательные меры: завели уголовное дело или что-нибудь в этом роде».

Раджаби Мирзо также выступает на первой странице издания органа демократической партии «Адолат» (№9 от 19.10.2006г.) «Две
«Адолат»?». В информации он в частности говорит: не может быть двух Адолат, только добро и зло могут находиться на противоположных
окопах».

Еженедельник «Азия-Плюс» (№42 от 19.10.2006г.) опубликовал информацию Н. Хамрабаевой «М. Собиров: «Адолат» - это мой орган!», где
вновь сообщается о намерении новоявленного лидера Демпартии Масуда Собирова обратиться в Генпрокуратуру РТ в связи с
неправомерными действиями другого крыла, а именно выходом в свет двух различных номеров газеты «Адолат».

О запуске Единого коммутационного шлюза в системе телефонии Согдийской области сообщает еженедельник «Азия-Плюс» (№42 от
19.10.2006г.), сообщение о внедрении данной системы было озвучено министром связи РТ – Саидом Зувайдовым. По словам министра, при
помощи этого шлюза будет фильтроваться телефонный разговор и Интернет-сообщения, а также это поможет учитывать количество
качественного, некачественного и контрабандного трафика. Сейчас
внедрение идет только в телефонии, но в последствии это будет касаться всех видов электрической связи, сообщается в информации.

Обширный обзор по журналистике - вчера, сегодня и какой она должна быть, по существу в «демократическом обществе», представил
Азиз Хайруллоев, автор статьи «Журналистика в сетях демократии…» в еженедельной газете «Бизнес и политика» (№41 от 19.10.2006г.).
В своем материале, автор ищет ответ на вопрос: Какую миссию выполняют СМИ в плане эволюции этого дорогого словосочетания? В
заключении автор приходит к выводу, что если брать в качестве образцового примера европейскую медиа-систему, то нам есть чему
поучиться в плане воздействия этих СМИ на политическую атмосферу, в общем, и на региональную интеграцию, в частности.

В информации «Кто первый: Би-Би-Си создаст персидское телевидение или персоязычные страны», опубликованной в еженедельнике
«Миллат» (№41 от 19.10.2006г.), сообщается, что генеральный директор всемирной службы ВВС, Нойчел Чапман объявил о создании
персоязычного телевидения. Это случилось после того, как Гурдун Бровн министр финансов Великобритании заявил о выделении средств
из бюджета страны в размере 15 тысяч фунтов стерлингов для создания данного телевидения.

О семинаре для редакторов областных, городских и районных газет, представителей республиканских СМИ в Хатлонской области на тему
«Средства массовой информации и право граждан на участие в политической жизни и управлении государством», сообщает
еженедельник «События» (№14 от 19.10.2006г.) в заметке «Семинар для журналистов». Данное мероприятие
организованно информационно-аналитическим отделом Исполнительного аппарата Президента РТ и Бюро ООН по содействию
миростроительству в Таджикистане с целью консультирования участников по вопросам законодательства РТ, касающееся президентских
выборов и предоставления информации правового характера СМИ.

Заметка «Central Asian Gateway определит лучших» еженедельной газеты «Азия-Плюс» (№42 от 19.10.2006г.) сообщает о новом конкурсе,



проводимом ПРООН Кыргызстана на определение лучших Интернет-ресурсов в Центральной Азии, освещающих цели, обозначенные в
«Декларации тысячелетия» Генеральной ассамблеи ООН в 2000 году. Данный проект коснется таких номинаций как лучший сайт на:
освещение вопросов сокращения крайней бедности, здравоохранения, образования, гендерного равенства, экологической устойчивости.

Повышение осведомленности местных властей, лидеров сообществ и неправительственных организаций о гендерных вопросах и правах
женщин является целью нового журнала «Равзана ба джахон» («Окно в мир») и веб-сайта www.ravzana.tj, созданных при поддержке ОБСЕ,
сообщает
еженедельная газета «Курьер Таджикистана» (№42 от 18.10.2006г.) в заметке «Журнал по гендерным вопросам».


