
Таджикистан: пресса о прессе (№41, 2006 г.)
Обзор еженедельных газет за 11-12 октября 2006 года

Комментарий редактора еженедельника «Факты и комментарии» (№25 от 12.10.2006г.) под одноименным названием «Своя позиция»
затрагивает «горячий вопрос недели» распоряжения Агентства по регулированию связи, изданное для местных Интернет-провайдеров, «о
прикрытии некоторых сайтов» направленных на подрыв политики государства в информационной сфере. З. Абдуллаев считает, что:
«Цензура запрещена Конституцией страны, и если уж идти на карательные меры, то базируясь на законных основаниях. То есть было бы
неплохо доказать нарушения, допускаемые со стороны этих сайтов, и в судебном порядке вынести решение».

Информация «ИнтерНЕТ» в том же еженедельнике «Факты и комментарии» (№25 от 12.10.2006г.), можно назвать - логическим
продолжением темы «запрещенных сайтов», а точнее в ней сообщается об ответных письмах 12 Интернет-провайдеров Таджикистана. В
письмах они уведомляют Минсвязи РТ о том, что «в течение этой недели закроют доступ к пяти запрещенным властями страны
веб-сайтам». В информации также отмечается, что зам. директора Агентства, Х. Раджабмахмадов не смог назвать точно выработанных
критериев угрозы, исходящей от данных веб-сайтов для информационной безопасности страны. Он также не стал давать комментариев на
вопрос, какие меры были бы предприняты в отношении компаний, предоставляющих Интернет-услуги, в случае отказа с их стороны
заблокировать доступ к данным сайтам, и добавил «не исключено, что список запрещенных сайтов пополнится».

Еженедельная газета «Азия-плюс» в материале корреспондентов П. Хамидовой и Н. Хамрабаевой дополнительно, со ссылкой на радио
«Озоди» сообщает, что Министерство связи приняло решение о частичном разблокировании некоторых сайтов в Интернете, доступ к
которым ранее был закрыт, на основании поступивших многочисленных возмущенных писем и жалоб от международных и
неправительственных организаций.

О распоряжении властей страны закрыть доступ к нескольким веб-сайтам пишут также еженедельники «Вечерний Душанбе» (№41 от
12.10.2006г.) – «Власти закрыли несколько Интернет-сайтов»; «Курьер Таджикистана» (№41 от 11.10.2006г.) - «Интернет-провайдеры
готовы к блокировке «небезопасных» сайтов»; «Миллат» (№40 от 12.10.2006г.) - «Ограничение сайтов в Таджикистане»; «Адолат» (№8 от
12.10.2006г.) - «Предвыборная «защита»; «Тоджикистон» (№41 от 12.10.2006г.) – «Арестовали 5 сайтов».

В связи с этим, еженедельные газеты «Наджот» (№41 от 12.10.2006г.) и «Зиндаги» (№41 от 12.10.2006г.) опубликовали заявление
Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана под одноименными названиями – «НАНСМИТ осуждает Минсвязи» и
«НАНСМИТ осуждает инициативу Минсвязи». В заявлении НАНСМИТ осуждает действия Агентства по регулированию связи при
Министерстве связи РТ по ограничению доступа к некоторым сайтам Интернета и расценивает этот факт, как нарушение свободы
информации, как неотъемлемой части свободы самовыражения.

О приостановлении 11 октября т.г. издания газеты «Адолат», печатного органа Демократической партии Таджикистана сообщает
еженедельник «Азия-Плюс» (№41 от 12.10.2006г.) в заметке «Газета «Адолат» не выходит. Пока?». Как сообщил «АП» главный редактор
издания, Раджаби Мирзо при подготовке нового номера «Адолат» позвонили из типографии, где печаталась газета, и отказались печатать
из-за получения письма из Минкультуры РТ. Однако начальник Управления издательств и печати министерства, Мирзо Бадалов
утверждает: «Мы всего лишь попросили приостановить ее выпуск, пока решатся внутрипартийные проблемы».

Серия драматических информаций об убийствах, осуждении и других наказаниях в отношении журналистов просматривается во всех
печатных изданиях недели.

Об убийстве 7 октября в Москве обозревателя «Новой газеты», Анны Политковской сообщают такие еженедельные издания как «Факты и
комментарии» (№25 от 12.10.2006г.) - « … быть убитыми»; «Миллат» (№ 40 от 12.10.2006г.) - «Кто убил корреспондента «Новой газеты»;
«Азия-Плюс» (№41 от 12.10.2006г.) - «Люди исчезающие». В информациях сообщается, что убийство корреспондента «Новой газеты»
Анны Политковской было заранее спланировано и напрямую связано ее профессиональной деятельностью.

В Узбекистане осужден независимый журналист Улугбек Хайдаров, сообщает информация главного редактора еженедельника «Факты и
комментарии» (№25 от 12.10.2006г.), З. Абдуллаева под названием «… заточенными в зиндан». В статье автор, лично знакомый с
осужденным У. Хайдаровым, говорит, что не может поверить в абсурдное обвинение – вымогательство у своего же односельчанина, по
которому власти Узбекистана приговорили журналиста к шести годам лишения свободы. З. Абдуллаев называет Хайдарова «спокойным и
умным парнем», который до последнего не покинет Родину и продолжит писать правду.

О гибели двух журналистов – внештатных сотрудников «Немецкой волны» - Карена Фишера и Кристиана Щтруве в Афганистане, сообщает
еженедельник «Азия-Плюс» (№41 от 12.10.2006г.) в заметке «В Афганистане убиты журналисты». Полиция провинции Баглан, где
произошло убийство, исключают версию разбойного нападения, поскольку рядом с телами журналистов все вещи остались не тронутыми.

Ответную статью сотрудника ООО РИО «Статус» под названием «Не следует огульно все критиковать» на статью корреспондента
«Вечерки» А. Гейвандова («Вечерний Душанбе» от 05.10.2006г.) опубликовал столичный еженедельник «Вечерний Душанбе» (№41 от
12.10.2006г.).
В статье-ответе автора огорчает то, что журналист «буквально-таки поленился найти автора и разработчика проекта» по благоустройству
сквера на пересечении проспекта Дружбы народов и ул. Айни, где их объединение установило прекрасную конструкцию – символ мира,
рождения Земли и Возрождения Таджикистана. Он также советует А. Гейвандову: «разумно оценивать то, что сделано, и постараться
объективно оценивать ситуацию».

«Мэр столицы призвал СМИ к сотрудничеству» сообщает еженедельная газета «Азия-Плюс» (№41 от 12.10.2006г.) о встрече 6 октября
2006 года председателя Душанбе М. Убайдуллаева со столичными журналистами. На встрече М. Убайдуллаев призвал СМИ непредвзято
вскрывать любые проблемы и ставить их перед городским хукуматом (администрацией).

Фонд Сороса с целью развития деятельности печати и независимых СМИ в нашей стране предлагает новый проект под названием
«Стратегический план развития свободы выражения», о чем сообщается в еженедельной газете «Наджот» (№41 от 12.10.2006г.) –
«Разработка плана развития свободы выражения в Таджикистане».

Нойчел Чапман, генеральный директор Всемирной службы Би-Би-Си объявил о создании «Персидского ТВ для персоязычного населения



всего мира», которое должно выйти в эфир в начале 2008 года. Об этой новости сообщает еженедельник «Тоджикистон» (№41 от
12.10.2006г.) По словам генерального директора всемирной службы Би-Би-Си, трансляция для народа Ирана и других персоязычных
народов будет осуществляться бесплатно.

«Комитет по телевидению и радиовещанию окажет поддержку…» пишет еженедельная газета «Наджот» (№41 от 12.10.2006г.). Асадулло
Рахмонов, председатель Комтерерадио заявил журналистам, что согласно Закону о выборах президента каждому кандидату
предоставлена возможность выступления в телеэфире 1-го канала, в размере 40 минут эфирного времени с целью агитации населения в
активном участии в выборах президента.

«CASTING: широкая возможность для … вашей насмешки» под таким названием автор Касири Кабир в еженедельной газете «Наджот»
(№41 от 12.10.2006г.) высказывает свои взгляды о передаче «Сasting», которая несколько недель подряд показывает ТВ «Сафина». По
мнению автора, более 100 молодых парней и девушек выступили как авторами новых идей, однако ведущие телепередачи растоптали их…


