
Таджикистан: пресса о прессе (№32, 2006 г.)
Обзор еженедельных газет за 9-10 августа 2006 года

Столичный еженедельник "Вечерний Душанбе" (№32 от 10.08.2006г.) в рубрике "Точка зрения" опубликовал статью А. Сметанкина "СМИ
в зеркале перемен". В своем материале автор рассматривает современные СМИ в разрезе разрастающейся глобализации. А. Сметанин
считает, что "глобализация, в том числе СМИ произошла стремительно и неожиданно", и в этих условиях "хозяин денег" заказывает
музыку и самолично диктует планетарному стенографу глобальную информацию (для СМИ), обрабатывая мозги и искореняя души
остального мира". Останавливаясь конкретно на Республике Таджикистан, автор говорит "основой таджикского пути интеграции, включая
и СМИ в глобальное информационное общество должны стать расширение и углубление информатизации всех сфер жизни в новом мире,
формирование рынка информационных продуктов и универсальных информационных услуг, умение получать и использовать нужную
информацию разным категориям населения страны". По мнению Сметанина глобализация в информационной сфере проявляется в
укреплении СМИ (газет, радио, ТВ), в создании медиа-групп и корпораций, в захвате информационного рынка страны.

Колонка новостных заметок "Все достойное внимания" сообщает, что после обновления своего веб-сайта со 2 августа Национальное
Информационное агентство Таджикистана "Ховар" впервые начало размещать информацию о деятельности Президента, Правительства и
Парламента Таджикистана на таджикском, русском, английском и узбекском языках (еженедельная газета "События" №4 от 10.08.2006
г.).

Власти Таджикистана отказали британской радиовещательной корпорации "Би-Би-Си" в выдаче лицензии на вещание в FM-диапазоне,
сообщает еженедельная газета "События" (№4 от 10.08.2006г.) в информации "В Таджикистане "Би-Би-Си" не будет. Но только в диапазоне
FM". Причиной отказа стало отсутствие соглашения о сотрудничестве в области масс-медиа между Правительствами Великобритании и
Таджикистана, которое необходимо иметь в соответствии с новым Положением о лицензировании в области телерадиовещания.

Между тем Международный Комитет по защите прав журналистов (CPJ, Нью-Йорк) уже выразил свою обеспокоенность по поводу отказа
"Би-Би-Си" в лицензии на возобновлении вещания программ радио FM-диапазоне на территории Таджикистана, сообщает еженедельник
"События" (№4 от 10.08.2006г.) в заметке "В комитете по защите прав журналистов обеспокоены…". "Правительство РТ приводит
различные необоснованные причины запрета на вещание "Би-Би-Си", тем самым лишая жителей страны важного источника
информации", - говорится в распространенном пресс-релизе CPJ.

Тема вещания "Би-Би-Си" также отражена и на страницах еженедельников "Азия-Плюс" (№32 от 10.08.2006г.) - "Правозащитники
вступились за Би-Би-Си" и "Курьер Таджикистана" (№32 от 09.08.2006г.) - "Отказ в выдаче лицензии Би-Би-Си".

Журналисту, переводчику, писателю Абдугаффору Абдужабборову исполняется 50 лет, сообщает еженедельник "Азия-Плюс" (№32 от
10.08.2006г.) в беседе с юбиляром под названием "ТВ делает журналиста лентяем". А. Абдужабборов долгие годы работал на телевидении,
был генеральным директором Союза театральных деятелей, теперь руководит аппаратом Минкультуры страны. В беседе юбиляр
рассказал о выбранном творческом пути с первых шагов и до настоящего времени работы чиновником.

Статья М. Мамадшоева "Рузи нав": от расцвета до заката" опубликованная на страницах еженедельника "Азия-Плюс" (№32 от
10.08.2006г.) расскажет читателям "о ярком, сколь и коротком присутствии на газетном небосклоне" популярной среди народа газете
"Рузи нав". Автор считает, что успех издания был не случайным, так как эта газета расширила горизонты таджикской гласности,
постоянно печатая на своих страницах острые критические материалы в адрес власти", а "простым людям всегда нравится, когда ругают
власть" впрочем, автор также упоминает и о недостатках в деятельности газеты. Газета просуществовала всего год, а после череды
безуспешных попыток возобновления выпуска все же была вынуждена оставить рынок таджикской периодики, однако при этом оставила
определенный след в таджикской журналистике.

Корреспонденты газеты "Азия-Плюс" М.Курбанова, М. Рафиева, С. Назриев и Ш.Афзалшоев поднимали острую проблему розничного
распространения в Таджикистане печатных изданий, о конкретно - все уменьшающегося количества газетных киосков по всей республике.
("Киоски под запретом", "АП", №32 от 10.08.2006г.): Как выяснили журналисты, киоски убирают с прежних удобных многолюдных мест по
указанию руководителей местных хукуматов, потому что у "этих киосков ужасный вид, они не отвечают современным требованиям".
Однако, по словам директора "Точикматбуот" М.Асламшоева, вместе с издателями крупных газет, на протяжении последних пяти лет они
неоднократно обращались в хукумат города, в Маджлиси намояндагон, в аппарат президента страны с тем, чтобы решить проблему
киосков, но вопрос этот так и не был решен.

"ОБСЕ призывает отменить статью по клевете" сообщает еженедельник "Факты и комментарии" (№16 от 10.08.2006г.) в материале его
редактора З. Абдуллаева по итогам конференции "Свобода слова: защита журналистов и доступ к информации", проходившей 13-14 июля в
Вене. В статье Абдуллаев рассказывает, как проходили жаркие дебаты среди представителей власти и прессы различных государств мира
и о личном "спасении" заключительного дня мероприятия путем представления положительных сдвигов в действиях правительства
Таджикистана по облегчению доступа к информации (Распоряжение Президента РТ о ежеквартальных пресс-конференциях). В целом
говорит автор, по итогам конференции было отмечено, что в регионе ОБСЕ наблюдается одна негативная тенденция: ряд
государств-участников ОБСЕ ввели дополнительные административные барьеры, излишне ограничивающие свободу функционирования
СМИ, среди них и громоздкие процедуры лицензирования, регистрации и аккредитации. Поэтому правительствам региона ОБСЕ было
рекомендовано избавиться от таких барьеров и исключить еще сохранившиеся статьи о клевете.

Еженедельник "Факты и комментарии" (№16 от 10.08.2006г.) опубликовал опровержение Министерства юстиции РТ по поводу неверной
информации о смертности в стране распространенной ИА "Авеста" по итогам пресс-конференции 24 июля 2006 года. Здесь же
опубликованы комментарии З. Абдуллаева, директора агентства "Авеста", главного редактора газеты "Факты и комментарии" под
названием "От редактора", где он признает ошибку своего сотрудника, однако и указывает на причины, побудившие эту неточность.

Заметка "Хизб-ут-Тахрир" (ХТ) выходит на связь с таджикскими СМИ" со ссылкой на ИА "Авеста" опубликована в еженедельнике "Факты и
комментарии" (№16 от 10.08.2006г.), которая сообщает о попытках публикации своих листовок запрещенной партии ХТ среди СМИ
Таджикистана по электронной почте. Как отмечено в информации, это первый случай использования новых технологий в деятельности
таджикской ячейки ХТ. Журналист Харамгули Кодир размышляет по поводу отношений чиновников с отдельными журналистами в статье
"Почему Наботов нарушает права журналистов?" ("Чаро Наботов хукуки журналистонро поймол мекунад?"), опубликованной в
еженедельнике "Наджот" (№32 от 10.08.2006г.). В статье Х. Кодирова рассказывает, как заведующий информационно-аналитического



отдела Исполнительного аппарата Президента РТ Дж. Наботов не разрешил ее задавать вопросы на пресс-конференции, организованной
Центром по реализацию проектов. По мнению Кодировой, некоторые чиновники, в данном случае заведующий
информационно-аналитического отдела Исполнительного аппарата Президента РТ Дж. Наботов, невзирая на неоднократные призывы
Президента страны "улучшить связь властей с журналистами", никак не могут привыкнуть к такому положению, когда в нашем обществе
действуют независимые журналисты, и поэтому, не упускают любого случая, чтобы повлиять на них.

"4-5 августа 2006 года в г. Душанбе состоялся семинар для журналистов на тему "Правовые аспекты и профессиональная безопасность
журналистской деятельности в Таджикистане", организованный Союзом журналистов Таджикистан (СЖТ), Национальной ассоциацией
независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) и Фондом памяти и защиты журналистов Таджикистана, при поддержке ЮНЕСКО,
сообщает газета "Тоджикистон" (№32 от 10.08.2006г.). Данный семинар являлся стартовым в серии семинаров и круглых столов для
журналистов, планируемых провести в рамках проекта "Тренинги для журналистов Таджикистана" в предстоящем году.

Газета "Тоджикистон" (№32 от 10.08.2006г.) опубликовала интервью корреспондента радио "Свобода" с исследователем Маликой
Рахмоновой, под заглавием "Пресса Таджикистана не свободна" (Матбуоти Точикистон озод нест). По мнению Малики Рахмоновой, в
Таджикистане журналисты не могут писать то, что они хотят, властями создаются препятствия на их пути. Она также уверена, что в
ВУЗах Таджикистана, в связи со слабой учебно-практической базой, плохо подготавливают будущих журналистов.

"Произошли кадровые изменения в Комитете по телерадиовещанию при Правительстве РТ", сообщают газеты "Зиндаги" (№32 от
10.08.2006г.) и "Азия-Плюс" (№32 от 10.08.2006г.) - "Кадровые перестановки". Приказом председателя Комитета директором программ
таджикского радио назначен телеведущий Абдукодир Талбаков, заменив на этом посту Абдурашида Худжамкулова, журналист Фируза
Саидова, назначена заместителем директора программ радио. "Руководство Комитета по телерадиовещанию новыми назначениями
надеется улучшить качество программ республиканского радио",
сообщает "Зиндаги".


