
Таджикистан: пресса о прессе (№24, 2006г.)
Обзор еженедельных газет за 15-16 июня 2006 года

И вновь газеты сообщают о 59-ом Всемирном газетном конгрессе и 13-ом Всемирном форуме редакторов, проходивших в российской
столице с 4 по 7 июня 2006 года.

Так, еженедельник "Курьер Таджикистана" (№24 от 15.06.06) опубликовал очерк главного редактора М. Тоштемирова "Мировая летучка
журналистов", рассказывающий о московском саммите мировой прессы, в котором приняли участие более 1800 главных редакторов
ведущих газет и журналов, руководителей крупнейших медийных организаций из 110 стран мира. Таджикистан на мероприятиях был
представлен главными редакторами газет "Азия-Плюс", "Вечерний Душанбе", "Миллат", "Курьер Таджикистана" и руководителем
Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ).

"Горбачев: Я не давал приказа открывать огонь по митингующим на февральских событиях в Душанбе" - заявил первый и последний
президент СССР М.С. Горбачев на пресс-конференции, состоявшейся во время Всемирного газетного конгресса и Всемирного форума
редакторов (еженедельник "Миллат", №23 от 15.06.06). Говоря о вопросе свободы слова в СМИ, М.С. Горбачев назвал прессу России более
свободной, чем телевидение и отметил, что часто журналисты опираются на неправдивые и громкие сенсации, не обращаясь к более
достоверным источникам.

"Пайванд" под запретом" под таким названием опубликована информация в еженедельнике "Азия-Плюс" (№24 от 15.06.06), которая
сообщает о "любезном запрете" Гостелерадиоинспекции Комитета по телевидению и радиовещанию при Правительстве РТ на
производство и показ в эфире совместной сетевой программы "Пайванд" независимыми студиями: ТВ "Азия", СМ-1, "Гули бодом",
"Джахоноро", "Гулакандоз", "Симо", "Мавджи озод" и "Регар". Свой запрет Гостелерадиоинспекция мотивирует якобы нарушением пункта
14 раздела 52 Положения об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности телерадиоорганизаций и требует для
производства совместной программы соответствующего разрешения, органа выдавшего лицензию, т.е. Комитета по телевидению и
радиовещанию.

- Контроль государственных органов над деятельностью СМИ вынуждает журналистов Согдийской области говорить о важных событиях
дня или очень осторожно, или вообще умалчивать, - отметил М. Мухаммадражаб, корреспондент радио "Озоди" в беседе с участием
медиа-экспертов и независимых журналистов, по поводу ситуации свободы выражения в СМИ Согдийской области. Об этом сообщила
еженедельная газета "Миллат" (№23 от 15.06.06) в статье под названием "Закрытые глаза СМИ" ("Чашми бастаи расонахо").

Кандидатуру нового главы Союза журналистов Таджикистана обсуждают журналисты в статье "Идеальный кандидат" опубликованной в
еженедельной газете "Азия-Плюс" (№24 от 15.06.06). Голоса опрошенных, среди которых были представители независимых и
государственных СМИ, медийных организаций, распределились следующим образом: А. Сатторов (8), У. Бабаханов (5), Ш. Хамдампур (3),
Н. Каршибоев (2), К. Шарифзода (1), С. Гулов (1). Однако все сошлись во мнении - председатель Союза должен иметь равные отношения со
всеми видами и типами СМИ, и только в этом случае можно будет реабилитировать данную организацию.

Еженедельник "Наджот" (№24, 15.06.2006г.) в рубрике "Резонанс" опубликовал ответную статью Исматулло Бобоева "Не заслуженность
заслуженного деятеля", или почему Бахтиер Муртазоев и его сотрапезники ненавидят Ислам?" на статью Бахтиера Муртазоева
"Исматулло Бобоев, малообразованное мулла, имеет ли он право на фетву?" ("Минбари халк", №40 от 03.06.06). И. Бобоев считает доводы,
приведенные Б. Муртазоевым в своей статье оскорбительными, и отмечает, что подобные его действия выходят за переделы всех рамок
журналистской этики.

Имя Салими Аюбзода, как талантливого журналиста и писателя, знакомо многим читателям. По этому поводу еженедельная газета
"Миллат" в рубрике "Мигрирующие птицы" в интервью "Салими Аюбзод: На Родине я писал лучше" рассказывает своим читателям о
новой книге С. Аюбзода "Точикон дар карни бистум", изданной в переводе на персидском языке. В беседе талантливый журналист, жизнь
и деятельность, которого последние годы проходит в эмиграции, заявил, что на Родине все его вдохновляло, от чего он писал значительно
лучше.

"Вышел в свет первый военно-политический журнал" сообщают еженедельники "Факты и комментарии" (№8 от 15.06.06) и "Курьер
Таджикистана" (№24 от 15.06.06). Первый журнал "Сарбоз" (Солдат) был выпущен Организацией содействия обороне на таджикском
языке и приурочен ко дню таджикского пограничника. В журнале предполагается публиковать материалы на военно-политическую
тематику и знакомить с деятельностью силовых структур страны.

Еженедельник "Азия-Плюс" ("№24 от 15.06.06) в информации "ЧМ вне закона" сообщает о возможных судебных разбирательствах между
казахстанской компанией "Евразия + ОРТ" (утверждающей, что только они имеют исключительное право на трансляцию матчей ЧМ-2006
на страны Центральной Азии) и таджикскими каналами ТВТ и ТВ "Сафина", за самовольную и противозаконную трансляцию последними
матчей на территории Таджикистана. Однако, как утверждает зампредседателя Комитета по телевидению и радиовещанию С. Хикматов
трансляция ЧМ проходит на законных основаниях, по договору, заключенному между Комитетом и ВГТРК, а из "Евразия + ОРТ"
официально никто не обращался.

Эта же информация сообщается и в еженедельниках "Тоджикистон" (№24 от 15.06.06) - "Евразия + ОРТ подаст в суд на ТВТ", "Миллат" (№
23 от 15.06.06) - "Евразия + ОРТ" хочет подать в суд на ТВТ и ТВС".

Рубрика "Новое поколение" еженедельника "Бизнес и Политика" (№23 от 15.06.06) сообщает о новом проекте, реализуемом
Российско-Таджикским Славянским университетом - курсов "Основы телевизионного мастерства" для подготовки профессиональных
"телевизионщиков". В процессе обучения учащиеся смогут ознакомиться не только с теорией, но и закрепить свои знания на практике, а
для большей эффективности пройти стажировку в Бишкеке в телекомпании "Новая телевизионная сеть".


