
Таджикистан: пресса о прессе (№16, 2006г.)
Обзор еженедельных газет за 20-21 апреля 2006 года

Столичный еженедельник "Вечерний Душанбе" ("ВД", №16 от 21 апреля 2006 года) опубликовал "Официальное письмо Правительству
Таджикистана", автором которого выступил главный редактор газеты Саидали Сиддиков. В своей статье, которую редакция просит
принять как официальное письмо к руководству страны, С. Сиддиков сравнивает ситуацию отношения представителей властных структур
к газетным публикациям, письмам и обращениям граждан в 60-90-ые годы ХХ века, и сегодня в начале нового ХХI века. Анализируя эти
два периода, автор говорит: "В те годы наши материалы становились предметом обсуждения в бюро ЦК партии и ЦК комсомола, люди
верили, что их слово отзовется в сердцах других читателей, откликнуться власти, прислушаются, сделают выводы и примут решения.
Сейчас на нас смотрят, чуть ли не с презрением, заденешь какого-нибудь чиновника, а он с презрительной усмешкой изрекает: "Собака
лает - караван идет!" Иные руководители очень ревностно и болезненно реагируют на газетные публикации, особенно, когда им кажется,
что их несправедливо задели. Или, наоборот делают вид, что вообще ничего не видели, не слышали и не читали". И чтобы как-то бороться
с таким равнодушием, газета открывает новую рубрику "Диалог", которая должна помочь "пробить глухую стену между чиновниками и
гражданским обществом".

На странице "Четвертая власть" ("ВД",№16) также опубликована статья юриста Алиакбара Абдуллоева, полковника милиции, члена
Международной конфедерации журналистских союзов СНГ и Союза писателей Таджикистана под заглавием "Следствие ведут
журналисты". В своем материале автор пытается разобраться в сущности и понятии жанра журналистского расследования, его целях и
задачах, отличиях от других жанров, анализирует состояние этого жанра в таджикской прессе, а также причины влияющие на качество
деятельности журналистов, занимающихся этим жанром.

В этом же номере еженедельной газеты "Вечерний Душанбе" (ВД), весь коллектив "вечеркинцев" поздравляет своих коллег из газеты
"Чархи гардун" с 10-летним юбилеем, желая им всегда оставаться в числе самых лучших изданий Таджикистана.

К 15-летию государственной независимости Таджикистана в Душанбе начнет работу новый телевизионный канал для детей и подростков,
сообщают еженедельники "ВД" в информации "Детский телевизионный канал" и "Курьер Таджикистана" (№16 от 20.04.06г.) - "Откроется
третий телевизионный госканал".

"Скоро ТВТ будет показывать 18 часов" - об этом пишет еженедельник "Тоджикистон" (№16 от 20 апреля 2006 г.), параллельно сообщая о
переходе таджикского телевидения на цифровое вещание, и открытие в Москве корреспондентского пункта ТВТ. Таджикское телевидение
также намеревается провести конкурс "Лучший журналист", привлекая при этом все государственные и общественные СМИ.

Тему телевидения продолжает еженедельная газета "Наджот" (№16 от 20 апреля 2006г.) опубликовав мнение зрителя ТВТ, преподавателя
Неъмати Джовид "Что мы смотрим по ТВТ?". Автор письма-обращения, выражая неудовлетворительность программами ТВТ, отмечает, что
сегодня телевидение превратилось в сплошное вещание старых концертов и кинофильмов. По мнению Н. Джовид, этот телеканал вообще
не освещает жизнь в отдаленных регионах страны, хотя является самым важным средством информирования. Если таджикское
телевидение не хочет потерять зрительскую аудиторию, и тем более расширить ее, ему следует переменить концепцию в этой области,
отмечает автор.

15 апреля в Душанбе на праздновании Дня столицы были подведены итоги городского конкурса "Лучший предприниматель
Душанбе-2005". В номинации "Информационные технологии" лидером названа медиа-группа "Азия-Плюс", за лучшее освещение жизни
столицы награды получили газета "Паеми Душанбе" и ТВ "Пойтахт" - сообщают еженедельная газета "Азия-Плюс" (АП) в 16 номере от 20
апреля с.г. в заметке "М. Убайдуллаев поздравил победителей" и еженедельная газета "Миллат" (№ 15, 20.04.2006г.) - "Празднование дня
столицы".

"Эхо нашего коридора" - заметка номере еженедельника "Бизнес и Политика" ("БиП", №15 от 20 апреля 2006 года) сообщает о создании
Российско-Таджикским (Славянским) университетом своего собственного радио, при поддержке заведующей кафедры А.Нуралиева.

Как мы сообщали в прошлом номере нашего обзора, стартовал новый сезон пресс-конференций для журналистов. Заметка "С. Зувайдов:
"Gateway" - это необходимость" в газете "АП" сообщает о пресс-конференции, проводимой Минсвязи РТ, где, прежде всего обсуждался
злободневный вопрос создания единого коммутационного центра (ЕКЦ), который, по словам министра Саида Зувайдова, необходим для
обеспечения нормальной работы всей телекоммуникационной системы республики и недопущения незаконного трафика связи. Об этом
же сообщает еженедельник "Миллат" (№ 15 от 20.04.2006г) в информации "Гетвей - единая коммуникационная сеть в Таджикистане", со
ссылкой на информационное агентство "Интер-пресс-сервис".

"Би-Би-Си" вновь будет вещать на волне FM", после того как пройдет этап перерегистрации, о чем было заявлено на пресс-конференции
председателем комитета по телевидению и радиовещанию Асадулло Рахмоновым сообщает еженедельник "Миллат".

Продолжением темы ЕКЦ стала ответная статья главного специалиста корпорации ZTE в Таджикистане, Юй Хонгкай "Честность" нужно
аргументировать вескими доводами" в еженедельной газете "БиП" №15 от 20 апреля 2006 года. В данной статье Ю. Хонгкай выражает
недовольство представляемой им корпорации, по поводу некоторых отрывков из статьи "ЕКЦ - кот в мешке" независимого журналиста Д.
Ашуровой опубликованной в 12 номере "БиП" от 30 марта 2006 года, которые не соответствуют действительности и выставляют
оборудование фирмы отнюдь не в позитивном плане. Далее представитель "ZTE" приводит массу доводов подтверждающих признание в
международной телекоммуникационной отрасли статуса ZTE, и обращаясь к журналистам, просит их не представлять преднамеренно
ложную, не подтвержденную фактами информацию, тем самым не вводить читателей в заблуждение.

Здесь же редакция "БиП" поместила заметку "КСТАТИ", которая сообщает, что к ним поступило письмо от генерального директора
компании "Истера" М. Мухаммедова, где он пишет: "… данная мною в статье информация о китайском оборудовании и конкретное
упоминание Вашей корпорации в том контексте, в котором это было подано автором, не соответствует действительности". А от себя
редакция добавляет: "Что ж оставляем обвинения в адрес нашей газеты на совести тех людей, которые принесли в редакцию статью "ЕКЦ
- кот в мешке" и поставили нас под удар. Однако, напоминаем, что редакция в праве публиковать в порядке обсуждения материалы, не
разделяя точку зрения авторов".

Информация "Мы говорим диалогу "ДА"!" в еженедельнике "АП" (№16 от 20.04.2006 г.) расскажет читателям о VII Общем собрании



международной организации "Платформа Диалог Евразия", проходившем в турецком городе Анталия. В работе форума приняли участие
общественные деятели стран региона, ученые, журналисты, деятели культуры с мировым именем, основной темой совещания стала "Роль
СМИ в евразийском диалоге".

Корреспонденты газеты "АП", О. Тутубалина и Р. Мирзобекова в статье "Союз, которого нет" пытаются разобраться, как получилось, что
деятельность старейшей журналистской организации страны - Союза журналистов Таджикистана (СЖТ) приостановлена на три месяца. В
данном материале представлен взгляд некоторых журналистов на сложившуюся обстановку вокруг СЖТ, среди которых главный редактор
"Народной газеты", В. Воробьев, главный редактор "Рузи Нав", Р. Мирзо, председатель НАНСМИТ, Н. Каршибоев, главный редактор
"Курьер Таджикистана", М. Тоштемиров. Все они считают, что фактически СЖТ давно не выполняет своих функций и нуждается в другом,
более молодом руководителе. Такое мнение поддерживает и сам М. Давлатов, нынешний председатель СЖТ, однако он категорически не
согласен с тем, что в последние годы СЖТ бездействовал. По словам заместителя министра культуры, известного журналиста И.
Усманова, союз не работал в последние годы, потому что его председатель болел, а все остальные ничего не хотели делать. Согласно же
точке зрения авторов статьи, с ликвидацией СЖТ журналисты Таджикистана могут потерять единственную организацию, завоевавшую
авторитет в обществе и хоть как-то сплотившую их, но и свое лицо.

В рубрике "Крупный план" еженедельника "АП" представлено интервью корреспондента М. Курбановой с экс-телеведущей Таджикского
телевидения и редактора журнала "Джахоннамо" - Муаттарой Джураевой под названием "Разве можно убежать от себя?", где она
рассказывает, чем занимается сейчас, и поделилась планами на будущее.

Еженедельная газета "Тоджикистон" (№16 от 20 апреля 2006 г.) опубликовала заметку "Указ президента завяз в болоте демократии", где
автор Молики Сайф (г. Куляб) пишет о бюрократическом поведении представителей местных властей. По мнению автора, председатели
районов и городов, по сути, являются представителями президента в регионах, и в первую очередь должны внедрять на местах указы
президента, в том числе распоряжения о доступе к официальной информации.

На страницах газеты "Тоджикистон" (№16(642) от 20 апреля 2006 г.) опубликована беседа корреспондента А. Ахмадзода с редактором
еженедельника "Оила", Фирузой Саттори под названием "Провокация - не журналистика". В ходе беседы был затронут вопрос сенсаций,
обеспечивающих многим изданиям известность. В этой связи Фируза Саттори сказала, что поддерживает журналистскую сенсацию,
основанную на истинных фактах, но против сенсаций, разжигающих раздор среди общества. "Дело журналиста создавать, а не
разрушать", отметила редактор газеты "Оила".

Информационные агентства "Синхуа" (Китай) и "Ховар" подписали соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве. По словам, директора
НИАТ "Ховар" Зафара Саидова, данный договор дает большие возможности обоим сторонам на базе двухстороннего опыта развивать
профессиональное мастерство корреспондентов, сообщают еженедельники "Наджот" в информации "Подписание договора между "Синхуа"
и "Ховар" и "Миллат" (№ 15 от 20 апреля 2006г) - "Ховар развивает сотрудничество".

Еженедельная газета "Наджот" (№16 от 20.04.2006г.) опубликовала на своих страницах ответ директора ГУП "Душанбеводоканал" Бехруза
Сафарова "Душанбеводоканал опровергает" на статью Махзуни Ориёнфар, опубликованную в 14 номере издания. Как говорит в письме
Бехруз Сафаров, доводы, приведенные М. Ориёнфар, говорят о его не осведомленности о деятельности нашей организации. Встречи с
журналистами в "Душанбеводоканал"-е стали традицией, а упреки в их адрес, говорят о инертности и слабости самого журналиста.
Заканчивая письмо, Бехруз Сафаров предлагает журналистам сотрудничать.

Вслед за ответом директора ГУП "Душанбеводоканал" еженедельная газета "Наджот" опубликовала открытое письмо жителей города
Душанбе, проживающих в столице по улице Карамова дом 11 "…однако люди остаются без воды!". В нем группа горожан обращается к
Председателю Маджили Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, председателю г. Душанбе Убайдуллаеву М.У., руководству ГУП
"Душанбеводоканал", председателю района И. Сомони, а также к руководителю ЖЭУ того же района с жалобой на отсутствие воды.


