
Таджикистан: пресса о прессе (№7, 2006г.)
Обзор еженедельных газет за 15-17 февраля 2006 года

Заметка "Евросоюз хлопочет за Би-Би-Си" опубликованная в еженедельной газете "Азия-плюс" (№7 от 15.02.2006) сообщает о
проходившей 14 февраля с.г. встрече посла Евросоюза в Таджикистане Андриана Хендрик Ван Дер Меера с Президентом страны Эмомали
Рахмоновым. Во время встречи наряду с другими вопросами был затронут вопрос о возобновлении вещания радио Би-Би-Си на FM волне в
Таджикистане, по которому глава государства обещал оказать содействие в скорейшем его решении.

В этом же номере газеты "Азия-плюс" (№7) от 15 февраля опубликована заметка "Дело М. Бокизода будет пересмотрено", в которой
сообщается о том, что Верховным Судом Таджикистана (ВСТ) в порядке надзора принесен протест в Президиум суда г.Душанбе на
приговор суда района Фирдавси по делу главного редактора независимой газеты "Неруи сухан" Мухтора Бокизода. О результатах
рассмотрения протеста ВСТ заявитель М. Бокизода будет проинформирован городским судом. Об это же опубликованы сообщения на
страницах еженедельников "Бизнес и политика" (№7 от 16 февраля 2006г.) под названием "Верховный суд Таджикистана опротестовал
решение нижестоящего суда по делу Мухтора Бокизода"; "Миллат" (№ 06, 16 февраля 2006г.) - "Бокизода надеется" ("Бокизода умедвор
шуд"), "Зиндаги" (№ 07 (69), от 16 февраля 2006г.) в заметке под названием "Распоряжение Верховного Суда в отношении дела Мухтора
Бокизода", "Наджот" (№ 07 (360) от 16 февралая 2006г.) - "Новое распоряжение Верховного Суда".

Редакцией газеты "ВД" (№7 от 17.02.2006) проведен опрос под названием "Что вы думаете по поводу карикатур на пророка Мухаммада и
объявления альтернативного конкурса на тему Холокоста?". Так посол ИРИ в Таджикистане, Носир Сармади Порсо считает, что
объявление такого конкурса это всего лишь - личная инициатива этой иранской газеты, а директор ЦСИ, Сухроб Шарипов видит проблему
в безответственности самих журналистов. Заместитель директора ЦСИ, Сайфулло Сафаров по этому вопросу ответил: нельзя посягать на
святое, и нельзя предоставлять аудитории свободу слова в искаженном виде. Независимый журналист и председатель еврейского
общественного объединения "Ахдуд", Галина Дзутцева привела в пример реакцию Израиля на подобную карикатуру в адрес лидера
Палестины Ясира Арафата, завершившиеся официальными извинениями и заключением злополучной художницы в камеру строгой
изоляции.

Статья А. Дустова "Удар карандашом или жанр карикатуры как новый символ "свободы слова" в газете "ВД" (№7 от 17.02.2006)
представляет собой обзор сложившейся ситуации вокруг горячей темы "карикатур": начиная с причин побудивших небольшую страну как
Дания напечатать пасквили на пророка Мухаммада, и заканчивая протестами и погромами устроенными оскорбленным исламским миром.
У автора в частности, сложилось впечатление, "что подобный конкурс рисунков выглядит тщательно продуманной акцией", а также
приводит в пример как во имя достижений демократии, бомбежке подвергаются целые страны, а победившую демократическим путем
партию "Хамас" не признают. Учитывая все, автор приходит к выводу, что в ближайшей перспективе в мировом масштабе не ожидается
процветания одного из важнейших принципов демократии - терпимости по отношению к людям другой нации, расы, веры.

Информация "Дания не просит извинения за карикатуры исламского пророка" в еженедельнике "Миллат", сообщает о том, что Министр
иностранных дел Дании Пер Стиг Мулер отказывается от имени правительства, принести извинения по поводу публикации карикатур на
пророка Мухаммада. По его утверждениям, данный поступок может выглядеть неуместным, и правительство Дании не собирается
извиняться за то, что не совершало.

"Дети лейтенанта Шмита", или осторожно, двойники!" под таким названием опубликован официальный ответ председателя грузинского
культурно-просветительского общества (ГКПО) "Сатвистомо Иберия", Ш. Б. Коберидзе на ранее публикованное письмо "От чего такая
волокита?" на страницах газеты "Вечерний Душанбе" (№6 от 10.02.2006), от якобы группы членов правления ГКПО "Сатвистомо Иберия".
В частности он говорит, что публикация об уклонении Минюста РТ в регистрации ГКПО "Сатвистомо Иберия" вводит в заблуждение
общественность и необоснованно обвиняет Минюст, а также возможно преследует цель по дестабилизации национального вопроса.

Очередная новость на страницах еженедельных газет "Миллат" (№ 06, 16.02.2006г.) -"Страница Куляба в Интернете" и "Наджот" (№ 07,
16.02.2006г.) - "Интернет-страница Куляба", сообщает о создании сайта: www.kulob.tj в честь 2700-летие г. Куляба. Который смело можно
считать третьей правительственной веб-страницей, после сайта президента и сайта столицы. Однако, по утверждениям пресс-секретарям
городской администрации Сухробшохи Фаррухшох, доступ к Интернету в городе ограничен, и до празднования 2700-летия города местные
власти планируют подключить к Интернету все средние школы.

Еженедельная газета "Миллат" в очередной раз провела опрос среди корреспондентов, участвующих в пресс-конференция под названием
"Оценка корреспондентами пресс-конференций" ("Бахои хабарнигорон ба нишастхои матуботи"). Как оказалось большинство из
опрошенных корреспондентов не довольны проведением пресс-конференций, и предложили обсудить конкретные недостатки этих
мероприятий, что могло бы исправить их проведение в лучшую сторону. Итак, судя по рейтингу е.г. "Миллат" наиболее лучших
показателей достигли МВД РТ (24,7 %), Комитет по охране государственной границы РТ (16,2%), Генеральная прокуратура РТ (12,6 %),
МИД РТ (6,3 %). Важно отметить, что последней в десятке находится Национальный банк РТ (3,3 %).

Далее, еженедельная газета "Миллат" опубликовала ответную статью таджикского зрителя Джорубали Сабурова на статью Сухробшохи
Фаррухшох "Трагедия на ТВТ продолжается…" ("Миллат", № 14 (14) от 01.12.2005). Автор считает доводы С. Фаррухшох несправедливыми
в отношении ТВТ и ТВ "Сафина", и обращает внимание на исследование, проводимое ЦСИ "Зеркало", о деятельности телевидений. Однако
он признает некоторые недостатки телевидения, проявляющиеся в неуместных шоу-передачах, бессмысленных клип-концертах и
"круглых столах", участники, которых не всегда знакомы с обсуждаемой темой. По поводу нынешнего руководства, в лице Асадулло
Рахмонова, автор действительно считает его молодым, но именно молодежь вносит необходимые изменения и улучшения. Обращаясь к С.
Фаррухшох, Дж. Сабуров просит соблюдать этику журналиста, и не доводить свой "анализ" до оскорблений знаменитых личностей и
нынешнего руководства ТВТ.

Еженедельная газета "Наджот" (№ 07 (360) от 16.02.2006) поместила на своих страницах интервью Мухиддинова Идизода с главным
редактором издания "Рузи нав", Раджаби Мирзо под названием "В "Рузи нав" я помещу даже критику в свой адрес" ("Дар "Рузи нав" ман
танкиди худро хам чо медихам"). Журналист интересовался, продолжит ли Раджаби Мирзо свою журналистскую карьеру или полностью
займется политикой? На что Раджаби Мирзо ответил, что именно трудности в журналистской деятельности и искусственно создаваемые
препятствия привели его к политике, в которой он видит решение этих проблем. Сам Раджаби Мирзо относит себя к оппозиции, т.к.
является членом ДПТ, но продолжает верить, что газета "Рузи нав" останется свободной трибуной, где он поместит критические
материалы не только про ДПТ, но и касающиеся его самого.


