
Таджикистан: пресса о прессе (№4, 2006г.)
Обзор еженедельных газет за 26-27 января 2006 года

Не утихают дебаты вокруг интервью Саида Абдулло Нури газете "Миллат" (№17 от 22.12.2005 года), за что последнего обвиняют в
унижении чести и достоинства директора Оператора проекта водоснабжения г. Душанбе и лично Петры Зайдлер. Так очередной
четвертый номер еженедельной газеты "Азия-плюс" (АП) от 26 января сего года опубликовал заявление "П. Зайдлер требует
удовлетворения" в котором она подробно излагает свои доводы. В виду изложенных обстоятельств Петра Зайдлер обращается к Саиду
Абдулло Нури с требованием "в трехдневный срок выступить с публичным заявлением, в котором Вы либо доказательно приведете
конкретные факты коррупции в нашем проекте, либо принесете свои извинения по всей форме и без каких-либо оговорок". В противном
случае для защиты чести проекта, продолжает она, мы вынуждены будем принять меры вплоть до обращения в международные и
судебные инстанции. Здесь же представлены ответные комментарии по данному заявлению, заместителя лидера Партии исламского
возрождения Таджикистана Мухиддина Кабири, который сообщил о создании специальной рабочей группы установившей, что в интервью
нет намеков на причастность г-жи Зайдлер или ее организации к коррупции.

В информации "А. Акилов требует тепла" еженедельник "АП" (№4 от 26.01.06г.) сообщает как 19 января т.г. во время итогового заседания
хукумата (администрации) Хатлонской области, Глава области Амиршо Миралиев выразил свое недовольство некачественной работой
системы почтовой службы, в связи с чем, до потребителей на местах не доходит периодическая печать.

В этом же номере еженедельник "АП" опубликовал опровержение Министерства по государственным доходам и сборам РТ (МГДС РТ) на
статью "Мы не знаем, как бороться с коррупцией" ("АП" №3 от 19.01.06г.), где ответственный за проведение пресс-конференции сотрудник
МГДС опровергает ряд неточностей во фразах допущенных журналистом в вышеупомянутой статье.

Вот уже вторую неделю продолжается проведение правительственными структурами ежеквартальных пресс-конференций для
журналистов, с тем, чтобы улучшить ситуацию с доступом к информации. Продолжением этой темы стала рубрика "Звонок в редакцию"
газеты "Вечерний Душанбе" (ВД) (№4 от 27.01.06.), где в небольшой заметке редакция еженедельника рассказывает о поступившем к ним
звонке негодующего читателя на опрос "Как вам пресс-конференции?" ("ВД" № 3 от 20.01.06), обвинившего при этом, всех журналистов в
неблагодарности, за их замечания по проведению этих пресс-конференций.
По этому поводу коллектив "ВД" напоминает "10 правил проведения пресс-конференций" и отвечает, что - "Целью нашего опроса было
выяснить мнение наших коллег о том, что им нравиться на пресс-конференциях, а что - нет. Ну а если мы будем молчать (и не только по
этому поводу), то вряд ли добьемся коренных изменений".

Пресса Таджикистана продолжает публикации материалов вокруг проблемы приостановление вещания "BBC" на FM-частоте в
Таджикистане. Независимая газета "ВД" опубликовала информацию корреспондента ИА "Авеста" Н.Пирназарова "В Таджикистане
приостановлено вещание радио "Би-би-си" на FM-частоте". Автор сообщает о распространенном через СМИ заявлении и направленной в
адрес Правительства Таджикистана письме, в котором Британская корпорация надеется на соблюдение таджикской стороной
имеющегося юридического контракта и лицензии, а также просит немедленного возобновления вещания до завершения
регистрационного процесса, для которого кстати, "Би-би-си" уже представило все необходимые документы соответствующие
министерства и ведомства.

Между тем на этой же странице читатель может ознакомиться с информацией "США надеются, что приостановка "БИ-БИ-СИ" носит
временный характер" ("ВД", №4 от 27.01.2006 г.), где сообщается о реакции Соединенных Штатов в лице временного поверенного в делах
миссии США при ОБСЕ, Кайла Скотта. В распространенном заявлении Скотт выражает надежду на то, что приостановка вещания
"Би-би-си" вызвана лишь бюрократическим недосмотром, носит временный характер и в действительности не имеет под собой
политической подоплеки. Он также добавил, что "с учетом того, что таджикские президентские выборы намечены на конец 2006 года,
весьма важно разрешить независимым СМИ беспрепятственно действовать в Таджикистане задолго до дня выборов с тем, чтобы эти
выборы отвечали стандартам ОБСЕ".

Еженедельная газета "Миллат" (№ 3, от 26 января 2006г.) в информации "Посол Великобритании возмущен" сообщает об отправленной
Послом Великобритании Гремом Лотэном Ноте протеста в адрес МИД РТ, где высказано его возмущение по поводу прекращения вещания
программ радио ВВС на FM волнах. Британский дипломат называет эту ситуацию чрезвычайной и заверяет, что всемирная служба ВВС
готова пройти перерегистрацию, однако данный процесс займет несколько месяцев.

Об этом пишет также еженедельная газета "Наджот" (№ 04, от 26 января 2006г.) в заметках - "ВВС - FM = ТИХО!" ("ВВС-FM=ХОМУШ!") и
"Посольство Великобритании протестует" ("Сафорати Британия эътироз мекунад").

О четвертом отказе в регистрации "Интерньюс нетуорк" в Таджикистане, что, по мнению руководителей представительства, создает
угрозу закрытия данной международной сети, сообщается в заметке "Также представительство Интерньюс нетуорк", опубликованной в
очередном номере еженедельника "Миллат".

В этом же номере еженедельной газеты "Миллат" Мухаммади Комил опубликовал статью "А что бигуем? То??? или вместо памфлета", где
он подвергает критике ведущих передачи телеканала "Сафина" - "Биёед бигуем" ("Давайте поговорим" или "Приходите, поговорим") Зевар
и Орзу. Автор статьи называет "нововведение ведущих" проводить передачу одновременно на русском и таджикском языках
"дилетантством". Автор также отмечает, что если бы в эфире телеканалов ОРТ или РТР появилась передача с подобным "ноу-хау", Зевар
Давлатова первой обвинила бы их в "непрофессионализме". Значит такой "профессионализм" может позволить себе только ТВ "Сафина" -
говорит М. Комил.

Еженедельник "Тоджикистон" (№04, 26 января 2006г.) под рубрикой "Два взгляда" предлагает вниманию читателей два мнения
журналистов. Первым выступает журналист Ахмади Иброхим "Президент и свобода слова", где он вспоминает о закрытии независимых
газет "Рузи нав", "Одаму олам" и "Адолат", и сложившемся вследствие этого общественном мнении - причастности к этому правительства
и президента страны. Автор считает такую оценку односторонней, негативно влияющей на авторитет страны. По мнению автора, многие
использовали свободу слова не для исправления ошибок, улучшения работы, а в своих корыстных целях. А. Иброхим призывает всех
журналистов к сплоченности вокруг главы государства, что, по его же мнению, приведет к искоренению коррупции и противозаконных
действий.



Второй взгляд, это взгляд Гулова Сангина: "Были ли таджикское СМИ зеркалом?", в котором он отмечает недостатки и достижения СМИ
в прошлом 2005 году. Таджикская пресса осталась эмоциональной, однако русскоязычная все же превосходит ее в профессионализме. В
области телевидения он приветствует создание нового телеканала "Сафина", а в сфере радио положительным аспектом отмечает
появление новых независимых радиовещаний, ставших сильными конкурентами таджикского радио. "Союз журналистов до той степени
парализован, что многие его обязательства взяла на себя НАНСМИТ(Национальная ассоциации независимых СМИ Таджикистана)",-
отмечает автор.

"Мастер-класс от маститого журналиста" под таким названием, опубликовано интервью с главным редактором телекомпании "Наш взгляд"
(Россия), А.В.Чернышевым в очередном номере еженедельника "Бизнес и политика" (№4 от 26 января 2006 года) под руководством
которого Российско-Таджикско (Славянский) университет проводил 23-25 января мастер классы по телевизионной журналистике.
Занятия проводились как для студентов ВУЗов, так и для журналистов уже имеющих опыт работы.


