
Зафар Абдуллаев уходит из журналистики



Зафар Абдуллаев, основатель «Авеста» объявил о своем намерении постепенно уйти из журналистики и заняться бизнесом.Газета «Факты и комментарии», еще одно СМИ, принадлежащее Зафару,
также столкнулось с финансовыми трудностями и будет выходить в свет лишь до апреля, а потом, по словам Абдуллаева, возможно, на этом прекратит свое существование.

Уход Зафара Абдуллаева по разному комментируется в журналистских кругах страны. Однако большинство говорят о том, что экономический кризис и финансовые трудности сильно потрепали независимые СМИ.

Не исключено, что в ближайшем будущем и некоторые другие СМИ может постичь судьба «Авесты» и газеты «Факты и комментарии».

Сам Зафар Абдуллаев называет истиной причиной своего ухода из журналистики - возможность попробовать силы в другом виде деятельности, однако говорит, что финансовые затруднения «Авесты» также сыграли
свою роль в его решении.

Зафар уходит, «Авеста» остается прежней

Зафар Абдуллаев оставляет «Авесту» с тремя штатными сотрудниками, а «Факты и комментарии» - с тиражом в 500 экземпляров. «А были времена, когда на агентство работали 20 журналистов», вспоминает свой
шестилетний опыт работы Зафар.

Однако не приведет ли смена владельца агентства к тому, что агентство, остро и своевременно освещавшая проблемы Таджикистана, потеряет свои главные медиа-качества?

Джамшед Ульмасов, главный редактор газеты «Бизнес и политика» и новый владелец информагентства «Авеста» говорит о том, что редакционная политика не претерпит никаких изменений и в дальнейшем.

«В агентстве сохранится та же политика, которая была при Зафаре Абдуллаеве. Изменение коснется только отдела новостей, и мы будем делать упор на поиск более профессиональных, лучших и интересных
новостей и материалов.

Зафар Абдуллаев будет размещать свои статьи на страницах «Авесты», никто в этом ему не будет препятствовать. Одним из условий договора было то, что Зафар будет публиковать у нас свои материалы.

Кого захочет критиковать, это его дело. Нас уже сейчас обвиняют в том, мы настроены про-российски. Это не так. Сайт, который существует на сегодняшний день, никак не изменится».

Биография Зафара Абдуллаева

Зафар Абдуллаеву родился в 1976 году в городе Нуреке. В 35 лет он уже отец 4 детей. Выпускник факультета менеджмента Института предпринимательства, журналистскую деятельность начал в 1997 году в
информагентстве «Азия Плюс».

Его имя стало известно в качестве редактора еженедельной газеты «Азия Плюс». После ухода из этой популярной газеты и судебных споров с бывшим руководителем медиа-группы «Азия Плюс» Умедом
Бабахановым, открыл собственное информагентство «Авеста».

Абдуллаев является учредителем таких изданий как «Фараж», «Овоза», «Факты и комментарии», которые передал во владение творческих коллективов этих газет, оставив себе только «Факты и комментарии».
Господин Абдуллаев также является учредителем Медиа-Альянса - организации, которую он создал в противовес Союзу журналистов Таджикистана.

Замечен в связях с ТалКо?

Зафар Абдуллаев известен как автор острых, критических материалов на тему отсутствия прозрачности в деятельности крупнейшего доходного предприятия страны - алюминиевой компании ТалКо, отслеживавший
вопросы сокрытия доходов, хранения банковских счетов в оффшорах и других нарушениях этой компании.

Его уход из журналистики породил слухи о том, что возможно ТалКо решила перетянуть скандально известного журналиста в свою сторону.

Независимый журналист Раджаби Мирзо считает, что Абдуллаев мог путем публикаций критических материалов искать путь сближения с ТалКо и другими структурами, так или иначе связанными с ней. Раджаби
Мирзо не исключает возможность такого развития событий: «Возможно, что одной из целей Зафара Абдуллаева было именно это. Например, самые острые материалы и «Авесты » и самого Зафара были направлены
против ТалКо и против тех компаний, руководство, которых каким-то образом было приближено к ней.

Другими словами, возможно, Зафар при помощи таких материалов сблизиться с руководством этой компании. И, думаю, что то, что его СМИ не были успешными, имеет к этому отношение. И когда эти два СМИ не
смогли покрывать себя с экономической точки зрения, пошел на какое-то соглашение».

На очереди “Фараж” …

Хуршеди Атовулло, главный редактор независимого еженедельника “Фараж”, чьим учредителем также вначале был Абдуллаев, оставил без комментариев какие-то скрытые причины его ухода с журналистской
сцены.

Однако он признает наличие финансовых затруднений у «Фаража», таких же как у «Авесты», и говорит, что закрытие на три месяца еженедельника, оставило ему в наследство более 70 тысяч сомони долга за
различные выплаты городских коммунальных услуг, за бумагу и долг перед зарплатой сотрудников.

По его словам, если правозащитные и донорские организации откажут ему в помощи, то вполне вероятно, что он согласится принять выдвигаемые ему предложения от других структур.

Хуршеди Атовулло так рассказал в интервью программе «События и люди»:

«Да, в приватных беседах с различными специалистами в «различных областях» предложения такого рода поступали. Но их главным условием было, то чтобы я никогда не занимался журналистикой.

Конечно, я могу работать простым корреспондентом. Только они переживают, чтобы я на их деньги не открыл какую-либо другую газету, получше чем «Фараж». Эти предложения поступали мне в течение года,
однако я не соглашаюсь. Но сегодня ситуация в «Фараже» ничем не лучше, чем в «Авесте», и если поступит более серьезное предложение, то я буду вынужден подумать над ним».

З. Абдуллаев: “Меня никто не подкупал”

Зафар Абдуллаев отрицает скрытую подноготную о его взаимоотношениях со всякими группами, подобными ТалКо, и говорит, что его никто «не подкупал».

«По поводу «ТалКо. Я, в отличие от других, всегда признавал, что мы нуждаемся в поддержке, однако это должно было исходить из Фонда поддержки независимых СМИ Таджикистана. Пусть не выкупают СМИ, но
помогают, чтобы они развивались с профессиональной точки зрения.

Однако такого фонда у нас в республике нет, а жаль. Знаете, если бы я был связан с ТалКо или подобными группами, поверьте, они были бы рады этому. Но нет, меня не подкупали. Джамшед Ульмасов также не
является представителем какой-либо финансовой группы. Мне надо обязательно написать что-нибудь еще про ТалКо, может быть тогда те, кто думает, что меня купили, успокоятся».

Абдуллаев говорит, что и раньше собирался продавать “Авесту”, но из-за того, что покупатели преследовали различные политические цели, не соглашался, и, в конце концов, отдал его без всякой оплаты человеку,
чьи взгляды совпадают с его и, который не будет менять редакционную политику агентства.

Раджаби Мирзо, известный таджикский журналист говорит, что одни из тех, кто хотел купит «Авесту», был он сам.

Раджаби Мирзо до конца прошлого года работал главным редактором газеты «Имруз Ньюс», издание, которое связывают с компанией ТалКо и «Ориёнбанком».

Дело о закрытии сайтов

Однако осенью прошлого года, после начала операции по поимке боевиков в Камаробе сайт «Авесты» по различным причинам был заблокирован и только недавно власти объявили о том, что блокировка «Авесты» и
других критически настроенных сайтов была произведена с целью обеспечения безопасности в республике.

По мнению Хуршеди Атовулло, блокировка сайта была той последней каплей, которая переполнила чашу терпения Абдуллаева и он наотрез отказался от журналисткой деятельности.

“Зафар мог бы облегчить себе жизнь, оставаясь в качестве учредителя, передав агентство какому-нибудь другому человеку, кому он доверял. Но в тот момент, когда он переживал финансовые проблемы, закрыли его
сайт. Это стало для него серьезным ударом. Затем он принял окончательное решение».

Между тем, сам Зафар Абдуллаев говорит, что период блокировки сайта «Авесты» на несколько месяцев заставила его задержаться на журналистом поприще:

«Я не боюсь никакого давления. Для меня идти против течения, работать в условиях давления, приносит больше удовольствия в работе. Когда блокировали сайт, я работал с большим энтузиазмом. Но когда давление
утихло и ситуация вернулась в прежнее русло, моя охота работать на сайт снова исчезла».

Кризис и свободные СМИ

Другой проблемой, которая очевидно сыграла роль в судьбе «Авесты» и заставила уйти Зафара Абдуллаева со сцены, серьезный финансовый кризис, разразившийся в средствах массовой информации Душанбе,
осенью прошлого года, после Рашских событий.

Нуриддин Каршибоев, председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана отмечает в частности, что независимые издания сейчас находятся в тяжелейшем финансовом положении. После того,
как осенью прошлого года трем газетам «Фараж”, “Пайкон” и “Нигоҳ” типографии отказали в печати, а интернет-сайты “Авеста.tj” и “Тоjnews.tj” были заблокированы, проблемы таджикских СМИ возросли:

«Ситуация обострилась до такой степени, что без помощи донорских организаций, поддерживающих СМИ, многие из них могут повторить судьбу «Авесты». Из-за того, что типографии отказались печатать эти газеты
и был затруднен доступ к заблокированным сайтам, они лишились своих потребителей.

Тираж «Фаража», для примера, упал с 8 тысяч до 3 тысяч экземпляров. И поскольку ряд номеров газет не вышел в свет, они лишились и доходов. Поэтому необходимо, чтобы те донорские организации, чьей миссией
является поддержка независимых СМИ, по мере возможности поддержали эти издания, чтобы мы совсем их не потеряли».

Раджаби Мирзо еще одной важной проблемой современных СМИ в Таджикистане называет поиски рынка или своей ниши. И говорит, что такие СМИ, как у Зафара Абдуллаева, помимо перечисленных проблем, не
смогли найти эту нишу.

“Не смотри, кто говорит, а посмотри, что говорит. Для меня важно именно то, на что будет направлена миссия СМИ. В чем бы не обвиняли агентство, «Авеста» вначале было очень успешной. «Факты и комментарии»
также работали профессионально. Однако потом у Зафара произошло громкое противостояние с одним из уважаемых структур, что не принесло ему признания и не расширило аудиторию его СМИ».

Хуршед Атовулло отзывается о называет Зафаре Абдуллаеве как об одном из самых отважных и смелых русскоязычных журналистов, который нашел свое место в таджикской печати.

На чьей стороне играл ЗАФАР?

Среди таджикских журналистов, некоторые не совсем объективно оценивают деятельность Зафара. Одни верят, что он играет на стороне Ташкента, другие считают, что он «лил воду на жернова» Москвы.

В разговоре с Зафаром, я спросил, на чьей стороне он играл на протяжении стольких лет?
Зафар Абдуллаев ответил:

“На кого я работаю. Ни на кого! Когда я критиковал РусАл, посол России Максим Пешков с осуждением сказал мне, что я должен получать зарплату в Ташкенте. Посольство Узбекистана дважды подавало на меня
ноты протеста, меня даже приглашали в МИД по этому поводу. Когда мы получили грант из посольства США, некоторые из кругов, близких к правительству Таджикистана, обвинили меня в том, что я продался
Америке.

Но после того, как мы написали несколько критических материалов, не думаю, что посол США считает меня другом своей страны. Несколько раз меня с собой брал в зарубежные поездки президент Эмомали Рахмон.
Тут же стали говорить, что Зафар стал « про-правительственным» и сторонником Рахмона. Но, закрыли наш сайт, и мы столкнулись с экономическими трудностями, это свидетельствует о том, что мы не брали денег
у правительства».

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ХОББИ

Зафар Абдуллаев говорит, что теперь он намерен заняться небольшим бизнесом, но несмотря на то уходит из журналистики, специально сохранил за собой право печататься в «Авесте», кроме того у него есть свой
блог в интернете, для того, чтобы иметь трибуну для выражения накопившихся мыслей.

“Это совсем небольшой бизнес, поскольку моих средств на открытие серьезного бизнеса не хватит. Я хочу начать свою жизнь с нуля. Но журналистика остается моим хобби».

Хуршеди Атовулло считает, что уход с профессионально поля такого журналиста, как Зафар, это большая потеря: “Надо было помочь, чтобы Зафар остался. Таких журналистов, как Зафар смелых и владеющих
несколькими языками в Таджикистане почти не осталось. Жаль, что он уходит».



Источник: http://www.ozodi.org/content/article/2297938.html

http://http//www.ozodi.org/content/article/2297938.html

