
Свобода слова и СМИ за октябрь – декабрь 2010 года
Ситуация со свободой слова за четвертый квартал 2010 года в связи с событиями в Раштской долине (на востоке страны)
значительно ухудшилась.

4 октября было обнародовано заявление министра обороны Таджикистана, в котором он обвинил таджикских журналистов в
пособничестве экстремизму. Это была реакция министра обороны генерал-лейтенанта Шерали Хайруллоева на заявление руководителей
независимых СМИ и журналистских организация от 27 сентября. На нем, в частности, было отмечено, что «транслированная в эти
ранимые для Таджикистана дни программа Министерства обороны, с одной стороны является некомпетентной и выходит за рамки
полномочий, а с другой – попыткой нарушения профессионального права журналистов и конституционного права граждан республики в
получении объективной информации». После распространения заявления министра обороны в Таджикистане сразу перестали
публиковаться независимые газеты «Фараж», «Пайкон» и «Нигох».

Налоговые органы Таджикистана провели проверку финансовой деятельности ряда независимых изданий страны. Как сообщил
журналистам председатель Налогового комитета при правительстве РТ Нусратулло Давлатов, 29 сентября представители налоговых
служб начали проверку финансовой деятельности частной типографии «Оила принт», «Мушфики» и «Интишор», где издаются
еженедельные издания Таджикистана. «Налоговиков больше всего интересовал тираж издаваемых газет, - отметил он. - Во всех этих
типографиях были выявлены нарушения, а именно, руководители этих типографий не указывали тиражи издаваемых газет».

Н. Давлатов отметил, что в результате ряда проверок выявлены нарушения на общую сумму 110 тыс. сомони. «Руководители данных
типографий и еженедельных изданий обязались вернуть в казну государства эти средства в ближайшие дни», - заявил он. Н. Давлатов
сообщил, что вскоре проверки налоговых органов продолжатся и в других печатных изданиях Таджикистана.

В связи с ситуацией в сфере СМИ послы США, Великобритании, ФРГ, Франции и глава делегации Европейского Союза, Бюро ОБСЕ в
г.Душанбе выразили Министерству иностранных дел РТ свою озабоченность по поводу текущего состояния свободы средств массовой
информации в Таджикистане.

14 октября руководители медиа организаций страны, главные редактора независимых газет, руководители ряда Интернет-сайтов
направили письмо в адрес Государственного советника Президента республики по вопросам общественных связей и социального развития
Саймурода Фаттоева. В письме было выражено беспокойство журналистов по поводу оказания давления на независимые издания, отказ
частных и государственных издательств в печати независимых газет, ограничения доступа к Интернет-сайтам. Руководители 14 медиа
организаций и журналистских коллективов просили Фаттоева встретиться с ними и разъяснить причины возникновения нездоровой
атмосферы вокруг СМИ страны. Однако ответа на обращение не последовало, и встреча с С.Фаттоевым так и не состоялась.

29 сентября заместитель министра транспорта и связи РТ Бек Зухуров приказал всем основным Интернет-провайдерам заблокировать
доступ к нескольким независимым онлайн-изданиям - Avesta.tj, Tjknews.com, Centrasia.ru и Ferghana.ru. В ответ на ограничения свободы
слова главные редактора ряда таджикских негосударственных СМИ, а также руководители основных медиа-ассоциаций и юридических
правозащитных организаций создали 21 октября в Душанбе Комитет по защите профессиональных прав журналистов Таджикистана под
названием «Комитет 29 сентября». Комитет был создан с целью выработки стратегии действий медиа-сообщества Таджикистана по
восстановлению ущемленных прав на свободу творческой деятельности, прежнего уровня свободы слова и координации своих действий и
усилий по стабилизации ситуации в сфере СМИ. В Комитет вошли представители более десяти структур и эта организация открыта для
всех других СМИ и общественных правозащитных структур.

11 ноября 2010 года суд района Фирдавси г.Душанбе рассмотрев дело по иску г-ки С.Сафаровой против газеты «Азия-плюс» отклонил его.
Основанием для иска Саломат Сафаровой стала статья «Охота на валютчиков», опубликованная на страницах «Aзия- плюс» (№30 от
30.09.09), где упоминалось имя ее сына, осужденного по обвинению в убийстве человека. В своем иске Саломат Сафарова утверждала, что
на самом деле ее сына осудили на 25 лет, а после этой публикации, когда она прочла, что ее сына осудили на пожизненное заключение,
ей стало плохо, так как она восприняла это как смертный приговор ее сыну. В своем исковом заявлении она потребовала с газеты
возместить ей моральный ущерб в размере около 12 тыс. сомони (порядка $2.700).

23 ноября 2010 года в Согдийской области Таджикистана (на севере страны) арестован корреспондент еженедельника «Нури Зиндаги»
(«Луч жизни») Махмадюсуф Исмоилов. Журналиста обвиняют по нескольким статьям Уголовного кодекса. В частности, его обвиняют в
клевете и оскорблении, а также в вымогательстве. Прокуратура направила в редакцию газеты запрос о публикациях Исмоилова за
последний год, не разъяснив при этом, в чем именно его обвиняют.

За октябрь - декабрь 2010 года Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) в рамках проекта поддержки
независимых СМИ Таджикистана проделала также следующую работу:

• Подготовлены три отчета по мониторингу и выставлены на сайте www.nansmit.tj .

• За четвертый квартал (октябрь – декабрь) 2010 года служба мониторинга зафиксировала 57 сообщений, из них 24 случая прямых и
косвенных нарушений свободы слова, прав СМИ и журналистов. Вместе с тем, НАНСМИТ на волонтерской основе продолжила подготовку
еженедельного обзора «Таджикистан: пресса о прессе». Данные обзоры размещаются на сайте www.nansmit.tj и рассылаются по
электронной почте всем заинтересованным организациям и лицам.

• За отчетный период выпущены три номера электронной версии информационно правового вестника «СМИ и право», которые доступны
также на сайте www.nansmit.tj .
Проект «Поддержка независимых СМИ Таджикистана» реализуется при поддержке Национального фонда в поддержку демократии
(США).


