
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в июле 2012 года
В июле 2012 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 31 сообщение. Из них – 15
определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 12 -
информируют о прямых нарушениях прав журналистов и СМИ, 4 - о конфликтах и нарушениях, инкриминируемых
средствам массовой информации.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Публичные выступления, заявления и речи высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств
массовой информации

Июль, 25
Роберт Блейк, заместитель министра иностранных дел США по делам Южной и Центральной Азии

Согласно сообщения радио “Свобода” от 25 июля, заместитель министра иностранных дел США по делам Южной и Центральной Азии
Роберт Блейк считает, что ситуация со свободой слова в Таджикистане вызывает обеспокоенность Вашингтона. Об этом он заявил 24
июля в ходе обсуждение присутствия США в Центральной Азии в Комитете по связям с зарубежным государствам Палаты представителей
Конгресса США. По его мнению, все усилия государства по предотвращению экстремизма и обеспечению мира и согласия достигается от
создания прозрачных и демократических институтов, а также открытой и неограниченной атмосферы прессы.

“Мы призываем Душанбе уважать свободу прессы и не вмешиваться в дела прессы”, - сказал Блейк.

Июль, 24
Дунья Миятович, Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ

Представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович 24 июля
распространила заявление, в котором выразила озабоченность по поводу блокирования доступа к сайту «Азия-Плюс» www.news.tj , и
призвала к снятию запрета в стране на этот и другие интернет-ресурсы.

«Интернет должен оставаться открытым источником информации в соответствии с обязательствами по свободе СМИ, взятыми на себя
странами-участницами ОБСЕ. Хотя вопросы безопасности важны, они не могут быть причиной воспрепятствования свободному потоку
информации. Нет безопасности без свободы СМИ. Люди должны иметь возможность получать информацию из разнообразных источников,
и СМИ должны иметь возможность освещать вопросы, даже если они такие щепетильные как вопросы безопасности», - считает Миятович.

В заявлении представителя ОБСЕ также говорится, что власти должны гарантировать, что доступ к интернету не будет ограничен и
www.news.tj и другие блокированные сайты будут опять доступны как можно быстрее.

В ответ на недавнее заявление Службы связи о создании специальной комиссии для отслеживания «оскорбительный» и «клеветнических»
Интернет-контентов, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ выражает надежду, что эти планы не будут преследовать цель
фильтрации Интернет-контент.

«Я написала в моем письме к министру иностранных дел Хамрохону Зарифи 19 июля, что представительство ОБСЕ по вопросам свободы
СМИ готово предоставить таджикским властям экспертизу по этому и другим вопросам, касающихся свободы СМИ, включая Интернет», -
говорится в заключительной части заявления Миятович.

Июль, 26
Европейский Союз

Европейский Союз разделяет озабоченность, выраженную со стороны Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ в её заявлении для
прессы от 24 июля 2012 года о временном блокировании Интернет-сайта ИА Азия-Плюс в Таджикистане. «Мы вновь подтверждаем свою
позицию, озвученную в нашем заявлении от 8 марта 2012 года в ответ на блокирование целого ряда других Интернет-сайтов органами
власти Таджикистана, отмечается в заявлении Европейского Союза, сделанном на заседании Постоянного Совета ОБСЕ (Вена, 26 июля
2012 года). - Мы согласны с Представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, что вопросы безопасности, в независимости от законности,
не должны служить основанием для ограничения потока информации».

Июль, 26
Посольство США в РТ (Г.Душанбе)

Посольство США в РТ призывало Таджикистан к соблюдению прав и основных свобод человека, в том числе права на свободу выражения
и свободный поток информации. Об этом было подчеркнуто в заявлении посольства, распространенном по поводу ситуации в Хороге
(ГБАО).

2. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

Июль, 05
Эмомали Рахмон, Президент РТ (г.Душанбе)

Глава государства, президент Таджикистана Эмомали Рахмон 4 июля подписал соответствующие поправки к Уголовному кодексу страны
о выведении из уголовного законодательства статей о клевете и оскорблении и переведении их в разряд гражданских правонарушений.
Об этом сообщили в пресс-центре президента.

Данная инициатива об упразднении статей 135 (клевета) и 136 (оскорбление) из Уголовного кодекса Таджикистана была предложена

http://nansmit.tj/www.news.tj


президентом РТ в ходе его встречи с журналистами страны 10 марта этого года, в канун празднования 100-летия таджикской печати.

По мнению большинства экспертов, снятие уголовной ответственности за оскорбление и клевету будет способствовать развитию свободы
слова и демократии в стране.

Июль, 06
Представительство Европейского Союза в Таджикистане (г.Душанбе)

Представительство Евросоюза в Таджикистане приветствует принятые поправки в Уголовный кодекс РТ, упраздняющие две статьи
кодекса, предусматривающие уголовное наказание за клевету и оскорбление.

Как говорится в распространенном сегодня заявлении, представительство ЕС верит, что данная мера положительно отразится на
соблюдении свободы СМИ и свободы самовыражения.

В то же время, представительство ЕС отмечает, что статья 137 (Публичное оскорбление президента РТ или клевета в его адрес) УК РТ,
по-прежнему, предусматривает уголовную ответственность в определённых случаях, и призывает правительство Таджикистана
упразднить оставшиеся положения, и таким образом, полностью отменить уголовное наказание за клевету.

Европейский Союз напоминает, что будет продолжать содействовать продвижению свободы СМИ и свободы самовыражения в
Таджикистане.

Июль, 17
Асадулло Рахмонов, председатель Комитета по телевидению и радио при правительстве Таджикистана (г.Душанбе)

Глава Комитета по телевидению и радио при правительстве Таджикистана Асадулло Рахмонов 13 июля на пресс-конференции предложил
руководству независимого телеканала «Симои мустакили Точикистон» (Независимое телевидение Таджикистана) перейти на другую
волну для трансляций своих телепередач. При этом А. Рахмонов признал, что волна, на которой распространяются программы
российского телевидения «Первый канал», по праву принадлежит СМТ.

Напомним, что СМТ как независимое телевидение начало трансляцию своих передач с 2007 года. Однако с конца 2009 года телеканал не
может представлять свои программы телезрителям, так как на одной с СМТ волне расположен еще и российский «Первый канал». Это
приводит к тому, что телезритель не может посмотреть ни одну из программ СМТ без помех.

Июль, 20
Рамазон Рахимов, Министр внутренних дел РТ (г.Душанбе)

На состоявшейся пресс-конференции по итогам первого полугодия 20 июля 2012 года министр внутренних дел РТ Рамазон Рахимов
отметил, что расследование случаев нападения на журналистов продолжается.

Министр также отметил, что предметом особой обеспокоенности МВД являются участившиеся случаи избиения журналистов. В связи с
этим при МВД сейчас создана и действует специальная группа, которая занимается расследованием подобных случаев.

Июль, 23
Все СМИ

Налоговый комитет при правительстве Таджикистана требует от некоторых издательских предприятий республики выплачивать налог с
прибыли по более высокой ставке, сообщила газета «Азия-Плюс» (№56 от 23 июля) в заметке под заглавием «В Таджикистане может
подорожать печатная продукция».

В полученных недавно этими издательствами уведомлениях налоговиков отмечается, что данные предприятия должны выплачивать налог
с прибыли по 25%-ной ставке. Более того, налоговый орган требует погасить задолженность по этому налогу за весь 2011 год.

Напомним, в 2009 году президент страны в целях поддержки отечественных товаропроизводителей поручил соответствующим структурам
снизить ставки налога с прибыли - с 25% до 15%. В мае того же года парламентом республики были внесены соответствующие изменения
в Налоговый кодекс РТ. После принятия этих изменений все издательства, как и другие производственные предприятия страны, стали
выплачивать налог с прибыли по 15% ставке.

По мнению руководителей издательств, если Налоговый комитет не изменит свое решение, издательства в будущем будут вынуждены
повысить расценки, как своим заказчикам, так и на собственную продукцию.

3. Оценка фактического положения СМИ и свободы слова

Июль, 06
ВСЕ СМИ (г.Душанбе)

Представительство Евросоюза в Таджикистане приветствует принятые поправки в Уголовный кодекс РТ, упраздняющие две статьи
кодекса, предусматривающие уголовное наказание за клевету и оскорбление.

Как говорится в распространенном 5 июля заявлении, представительство ЕС верит, что данная мера положительно отразится на
соблюдении свободы СМИ и свободы самовыражения.

В то же время, представительство ЕС отмечает, что статья 137 (Публичное оскорбление президента РТ или клевета в его адрес) УК РТ,
по-прежнему, предусматривает уголовную ответственность в определённых случаях, и призывает правительство Таджикистана
упразднить оставшиеся положения, и таким образом, полностью отменить уголовное наказание за клевету.



Европейский Союз напоминает, что будет продолжать содействовать продвижению свободы СМИ и свободы самовыражения в
Таджикистане.

Июль, 21
Асадулло Рахмонов, председатель комитета по телевидению и радиовещанию при Правительстве РТ

На состоявшейся пресс-конференции по итогам первого полугодия, 21 июля 2012 года председатель комитета по телевидению и
радиовещанию Асадулло Рахмонов отметил, что в Таджикистане не существует конкуренции между республиканскими телевизионными
каналами.

По его словам, это связано с тем, что в республике всего четыре канала, каждый из которых специализирован по отдельному
направлению. «Вот были бы у нас два канала подобно «Джахоноро», два канала подобно «Сафина» и 5-6 детских каналов, тогда можно
было подумать о конкуренции и зритель бы выбирал между этих каналов то, что ему нравиться. А пока у нашего телезрителя нет другой
альтернативы», - добавил Асадулло Рахмонов.

Июль, 24
Комитет защиты журналистов (Нью-Йорк)

Власти Таджикистана заблокировали доступ к новостному порталу независимого информационного агентства Asia Plus (www.news.tj)
после того, как на сайте появились сообщения об убийстве высокопоставленного чиновника госбезопасности, а также комментарии об
этом. Комитет Защиты Журналистов (The Committee to Protect Journalists) призывает правительство немедленно восстановить доступ к вэб
сайту.

Июль, 25
Все СМИ

В опубликованном в газете «Фараж» от №30 от 25 июля 2012 года интервью преподаватель факультета журналистики ТНУ Кироншохи
Шарифзода рассуждает о состоянии свободы слова в Таджикистане, в том числе, о декриминализации статей «клеветы» и «оскорбления»
УК РТ. По его мнению, декриминализация указанных статей УК не решает все проблемы журналистов, ибо в Уголовном кодексе
сохраняются другие статьи, которые защищают представителей правительства. Другой проблемой, по мнению Шарифзода, которая
исходит из первой, является то, что у нас в республике не определены размеры штрафов за клевету и оскорбление, которую используют в
свою выгоду чиновники.

4. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

Июль, 04
ОБСЕ (г.Душанбе)

2-3 июля в г.Душанбе состоялось Шестое ежегодное подготовительное совещание ОБСЕ по человеческому измерению.

Темы заседаний затрагивали вопросы свободы слова и новых СМИ, свободы от пыток, свободы слова и выражения, свободы
вероисповедания, доступа к правосудию, прав человека и борьбы с терроризмом, прав собственности и принудительного переселения,
демократических стандартов выборов и участия молодежи в политической жизни.

«Активные обсуждения в ходе проведения совещания в этом году отражают общую волю представителей правительства и гражданского
общества, направленную на принятие мер по усовершенствованию как правовой основы для защиты прав человека, так и практической
реализации законодательства», - отметил глава Бюро ОБСЕ в РТ Ивар Викки.

Июль, 25
Все СМИ (г.Душанбе)

25 июля Союза журналистов Таджикистана, Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана, Медиа Альянса РТ, Совета по
СМИ, общественных организаций «Индем» и «Ориёно-медиа» распространили совместное заявление, в котором призывали СМИ и
журналистов отказаться от непроверенной информации и слухов вокруг военных действий силовых структур Таджикистана в городе
Хороге.

«На некоторых сайтах и блогах пытаются придать событиям в ГБАО местнические и религиозные оттенки, которые могут создать почву
для негативных последствий в стране. Таджикистан является нашим общим домом, и Бадахшан считается его частью», - подчеркивается в
заявлении.

Журналистские организации также выразили недоумении по поводу ограничения доступа к сайту информационного агентства
«Азия-Плюс» и выражают уверенность в том, что данная проблема будет решена в ближайшее время.

Далее в заявлении отмечается, что в создавшейся ситуации соответствующие органы Таджикистана – ГКНБ, МВД и Генпрокуратура
страны – должны создать совместный пресс-центр для постоянного распространения информации о происходящем в ГБАО.

II. HАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1. Воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов

Июль, 04
«Азия-Плюс», независимая газета (г.Душанбе)

Таджикско-российский инвестор обратился к президенту Эмомали Рахмону и в суд с призывом дать оценку действиям главы

http://nansmit.tj/www.news.tj


«Тоджиксодиротбанка» Тоджидина Пирова. Инвестор Гулмахмад Файзуллоев обвиняет банкира в присвоении крупного бизнеса, который
они учреждали совместно. Об этом сообщает газета «Азия-Плюс» №50 от 2 июля 2012 года в статье под заглавием
«Карман-Деньги-Карман».

Журналисты «АП» обратились за комментариями к председателю «Тоджиксодиротбанка», однако тот отказался отвечать на их вопросы.

Как сообщает издание, каждый раз, когда редакция обращалась с просьбой о встрече или интервью по телефону, в редакцию приезжал
человек, а то и целая делегация от главы «Тоджиксодиротбанка» с просьбой не печатать этот материал и не упоминать имя банкира. В
числе приезжавших в редакцию были пресс-секретарь Т. Пирова в банке Курбоназар Восиев и Забхулло Нуруллоев, который представился
«консультантом ООО «СУУД».

Июль, 27
Рамзия Мирзобекова, корреспондент газеты «Азия плюс» (г.Хорог, ГБАО)

Глава Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана Кодир Косим не дает возможность представителю газеты «Азия-Плюс»
Рамзии Мирзобековой участвовать в заседаниях созданной 25 июля комиссии, которая занимается выяснением количества жертв среди
местного населения.

«Председатель области лично не пустил меня на заседание комиссии, и сказал, что мне туда нельзя, потому как он так решил», -
сообщила «АП» корреспондент из Хорога. Между тем, членом данной комиссии журналиста «АП» выбрали сами местные жители, так как
состав комиссии определялся на заседании актива города.

И в связи с тем, что журналист «АП» не может участвовать в работе комиссии, редакция «АП» не может получить данные, есть ли среди
мирного населения жертвы?

2. Необоснованные требования о цензуре публикаций и публичных выступлений

Июль, 17
Бег Зухуров, начальник Службы связи при Правительстве РТ (г.Душанбе)

В Таджикистане будет создана общественная организация, которая будет заниматься мониторингом публикаций в интернет сети,
сообщил газете «Азия-Плюс» начальник Службы связи при правительстве РТ Бег Зухуров.

По его словам, данная организация, которая в ближайшее время пройдет регистрацию в минюсте, состоит из добровольцев, в том числе и
отечественных журналистов.

Б. Зухуров уточнил, что к Службе связи данная организация не имеет никакого отношения. По словам Б.Зухурова, «служба связи
Таджикистана выступила инициатором создания инспекционной комиссии, которая занимается отслеживанием материалов в сети
Интернет, с «клеветническим» и «оскорбительным» содержанием».

Зухуров пояснил, что сегодня под материалами в интернете публикуются комментарии читателей, в которых допускаются нецензурные
слова по отношению к высшему руководству Таджикистана. «Добровольцы создаваемой организации будут отслеживать и выявлять
авторов этих комментариев», - сказал он.

Глава Службы связи добавил, что уже несколько таких комментаторов, которые позволили себе подобные высказывания в интернете,
выявлены. Однако Зухуров не сообщил, что стало с ними, добавив, что это уже не в его компетенции.

Июль, 17
Парвина Ибодова, руководитель Ассоциации Интернет-провайдеров Таджикистана (г.Душанбе)

Руководство Ассоциации Интернет-провайдеров Таджикистана выражает обеспокоенность по поводу создания Службой связи при
правительстве РТ специальной группы, которая будет заниматься мониторингом публикаций в интернете.

«Получается, что у нас в стране вводится цензура в Интернете», - сказала в интервью газете «Азия-Плюс» председатель Ассоциации
Парвина Ибодова.

Она считает данную инициативу Службы связи неправомочным, так как главный закон страны запрещает любую цензуру.

Глава Службы связи говорит, что группа создана с целью предотвращения клеветы и оскорбления в адрес высших должностных лиц.
Однако такие действия могут быть предприняты только после соответствующего решения суда. Кроме того, каким образом молодые люди
с техническим образованием будут сидеть и оценивать, что это клевета, а другое нет», - подчеркнула П. Ибодова.

3. Незаконное ограничение доступа к информации (Интернет-ресурсам)

Июль, 24
www.news.tj, сайт информагентства «Азия-плюс» (г.Душанбе)

Доступ пользователей к одному из крупнейших новостных ресурсов Таджикистана «Азия-плюс» (www.news.tj) был заблокирован вечером
23 июля.

Как сообщила исполнительный директор Информационного агентства «Азия-плюс» Зебо Таджибаева официального распоряжения об
ограничении доступа к сайту они не получали, к ним поступило лишь СМС уведомление.

Парвина Ибодова, Председатель Ассоциации Интернет сервис провайдеров на вопрос о причинах закрытия доступа к сайту ответила, что
регулятор - служба связи при президенте РТ - обязал закрыть сайт по техническим причинам и профилактической работе.

http://nansmit.tj/www.news.tj
http://nansmit.tj/www.news.tj


– Однако до какого времени будут проходить эти профилактические работы, мы не знаем, - добавила П.Ибодова.

Июль, 25
www.news.tj, сайт ИА «Азия-плюс» (г.Душанбе)

Новостной ресурс Таджикистана «Азия-плюс» (www.news.tj) 25 июля вновь заработал. Как сообщила исполнительный директор
Информационного агентства «Азия-плюс» Зебо Таджибаева, сегодня часть провайдеров разблокировали сайт.

Ранее отмечалось, что служба связи при президенте РТ обязала провайдеров закрыть сайт по техническим причинам и профилактической
работе. Однако о реальных причинах ограничения доступа к информационному ресурсу сообщено не было.

Тем временем, в журналистских кругах данный акт властей связывают с военными действиями силовых структур в центре Горно
Бадахшанской автономной области - Хороге. Необдуманные шаги Службы связи явились нарушением конституционных прав граждан
республики на доступ к информации, что привело к распространению в обществе паники и росту необоснованных слухов о событиях в
ГБАО.

Июль, 26
Youtube (Интернет сервис)

В Таджикистане несколько Интернет-провайдеров заблокировали YouTube, крупнейший в мире сервис, предоставляющий услуги
видеохостинга, где пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи, сообщило 26 июля ИА
«Азия-Плюс».

По сообщению представителя одной из Интернет-компаний, распоряжение о блокировании веб-ресурса поступило сегодня в устной форме
от Службы связи при правительстве Таджикистана.

Также накануне был заблокирован еще один сайт www.vatandor.ucoz.ru. С началом операции в Хороге это второй случай блокирования
веб-ресурсов в Таджикистане. Ранее был заблокирован сайт агентства «Азия-Плюс». Через сутки поступило распоряжение открыть его, но
до сих пор не все Интернет-провайдеры разблокировали доступ пользователей к сайту www.news.tj.

Июль, 30
Би-Би-Си и Вести.ру

29 июля на территории Таджикистана по распоряжению Службы связи были заблокированы Интернет сайты британского радио Би-Би-Си
и российского ТВ «Вести». Об этом сообщил ИА «Точнюс».

Как пишет ИА, данное сообщение подтвердили Интернет провайдеры Таджикистана, а в Службе связи республики отказались давать
какую-либо информацию по этому поводу.

По мнению руководство одного из Интернет-провайдеров, который не хотел называть свою фамилию, поводом блокирования двух
зарубежных информационных ресурсов является показ видеоролика, в котором показана сцена убийства гражданского лица в Бадахшане.

Июль, 31
Сайт радио Би-Би-Си (г.Душанбе)

После двухдневной блокировки в Таджикистане доступ к крупнейшему веб-ресурсу – сайту британской телерадиовещательной
корпорации Би-би-си 31 июля был восстановлен. В таджикском офисе Би-би-си не стали комментировать причины, по которым был
заблокирован и позднее разблокирован сайт корпорации.

При этом сайт российского телеканала «Вести» все еще остается заблокированным. Также в списке заблокированных некоторыми
провайдерами сайтов оказались Lenta.ru, Ferghananews.com, Pamir-vesti.ru, Ozodagon.tj и Tajtube.tj. Чуть ранее власти Таджикистана
блокировали доступ к видеохостингу YouTube, который также по-прежнему закрыт. «Сообщение о блокировке перечисленных веб-сайтов
поступило в устной форме 28 и 29 июля», - отмечают в Интернет-компаниях.

Июль, 31
www.nahzat.tj - сайт Партии исламского возрождения Таджикистана (г.Душанбе)

С 30 июля «Nahzat.tj» - официальный сайт Партии исламского возрождения Таджикистана блокирован. Хикматулло Сайфуллозода,
представитель ПИВТ 31 июля сообщил Радио «Озоди», что доступ к сайту закрыт. По словам Сайфуллозода сайт находится на ресурсах
«Точнет».

В государственной службе связи говорят, что проблемы с доступом к сайтам имеют технические причины. Однако представитель одной из
компаний связи сообщил, что 27 июля им был передан «черный список», в котором значатся «Nahzat.tj”, «BBC», «Озодагон», «Твиттер»,
«Ютуб». Но Бег Зухуров, руководитель Службы связи отрицает наличие всякого рода «черных списков», отмечая, что возможно проблема
связана с самими провайдерами.

4. Необоснованное ограничение в доступе к общественно-значимой информации

Июль, 05
Все СМИ (г.Душанбе)

Очередные итоговые пресс-конференции министерств и ведомств страны стартуют в Таджикистане 9 июля. Руководство министерств и
ведомств республики отчитаются перед журналистами о проделанной в первом полугодии 2012 года работе.

Следует отметить, что распоряжение главы государства о проведении квартальных пресс-конференций было издано 4 марта 2005 года в

http://nansmit.tj/www.news.tj
http://nansmit.tj/www.nahzat.tj


целях обеспечения прозрачности деятельности министерств и ведомств, а также доступа СМИ к официальным источникам информации.

Однако к данному распоряжению президента в сентябре 2011 года были внесены коррективы, согласно которым руководители
министерств и ведомств страны будут встречаться с представителями СМИ один раз в полгода.

По мнению большинства экспертов, данное распоряжение намного усугубило и без того трудную ситуацию с доступом к информации.

Июль,23
Гул Шерали, Министр энергетики и промышленности РТ (г.Душанбе)

Министр энергетики и промышленности Таджикистана Гул Шерали 23 июля 2012 года в ходе пресс-конференции отказался
комментировать ситуацию вокруг Рогунской ГЭС, отметив, что минэнергопром участвует лишь в вопросах документации проекта.

«По данным источников, близких к правительственным кругам, в настоящее время на стройплощадке Рогунской гидроэлектростанции
практически заморожены работы по возведению новых объектов, - сообщило ИА «Авеста» (
http://www.avesta.tj/rogun/13259-stroyka-veka-rogun-prevraschaetsya-v-sekretnyy-obekt.html).- Многие компании-подрядчики, работающие в
Рогунском проекте, по некоторым данным, отправлены в вынужденные отпуска. Официальные структуры, пока никак не объясняют
ситуацию, хотя не раз заявляли о прозрачности всего, что касается Рогунской ГЭС».

Министр попросил журналистов обращаться по всем вопросам в ОАО «Рогунская ГЭС».

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1. Требования об опровержении сведений, не соответствующих действительности

Июль, 02
Первый канал таджикского ТВ (г.Душанбе)

Мэрия Душанбе подал иск на «Шабакаи аввал» за сюжет, в котором подверглась критике работа городской администрации, сообщает
газета «Азия-Плюс» (№50 от 2 июля 2012 года). По словам пресс-секретаря мэра города Шавката Саидова, Первый канал однобоко
освещал проблемы города и игнорировал опровержение администрации города.

По истечении месяца мэрия подала иск в районный суд Исмоили Сомони. Суть иска заключается в том, что в сюжете, который вышел в
эфир канала, подверглась критике работа мэрии и в сюжете отсутствовала позиция городской администрации.

В сюжете было рассказано о незаконном строительстве в одном из районов города.

Июль, 02
Все СМИ

МВД Таджикистана требует от СМИ прекратить публикации непроверенных фактов. Об этом сообщила газета «Имруз Нюс»№111 от 2
июля 2012 года. Газета пишет, что на сайте МВТ РТ опубликовано заявление пресс-центра МВД, где содержится требование МВД,
адресованное СМИ, прекратить публикации непроверенных фактов, которые могут препятствовать процессу следствия по уголовному
делу по факту убийства родственника президента Эмомали Рахмона, директора предприятия лесного хозяйства и охоты Комитета по
защите окружающей среды РТ Холмумина Сафарова.

В заявлении МВД говорится, что, по сообщениям ряда СМИ, сотрудники ГАИ республики за последние дни допросили около 40 водителей
автомашин марки «Мерседес» белого цвета. Пресс-центр МВД пишет, что вокруг имени Холмумина Сафарова в печати опубликованы
разные слухи, которые препятствуют процессу следствия по этому делу. В связи с этим, МВД предупреждает руководителей СМИ об
ответственности за подобные публикации и требует прекратить печатать подобные сообщения.

Июль, 04
«Наджот», печатный орган ПИВТ (г.Душанбе)

Газета «Начот» №27 от 4 июля 2012 года под заглавием «Религия и политика всегда шагали рядом» опубликовала ответ на статью автора
Самандари Максуд «Религию совмещали с политикой», опубликованную в районной газете «Насими Исфара» (№19 от 25 мая 2012 года).

По мнению автора ответа, статья Самандари Максуд построена в коммунистическом духе и содержит много необоснованных нападок на
деятельность Партии исламского возрождения Таджикистана» (ПИВТ) и ее руководства. Статья также пропагандирует ненависть к
исламской религии. В том числе, в статье отмечается, что «ПИВТ не способствует развитию, а лишь критикует недостатки правительства»,
в то время, как деятельность ПИВТ направлена на развитие страны. По мнению автора, партия критикует недостатки в деятельности
правительства с намерением содействовать развитию, а не заниматься, как другие лишь восхвалением руководства страны.
В статье отмечается, что подобные материалы, которые в последнее время стали часто публиковаться в СМИ республики, сеют ненависть
и вражду в таджикском обществе.

Июль, 23
Абдулмумин Ульфатов, председатель Кабадиянского района Хатлонской области (Хатлонская обл.)

Председатель Кабадиянского района Хатлонской области Абдулмумин Ульфатов выразил свое недовольство материалами средств
массовой информации о районе, которым он руководит.

Как заявил Ульфатов на пресс-конференции по итогам первого полугодия, состоявшейся 20 июля, после задержания нескольких членов
«Исламского движения Узбекистана» в кишлаке Кизил-Нишон, в СМИ появились такие статьи, как будто здесь образовался очаг ИДУ. Он
призвал журналистов освещать эту и другие проблемы добросовестно и бескорыстно.

http://www.avesta.tj/rogun/13259-stroyka-veka-rogun-prevraschaetsya-v-sekretnyy-obekt.html

