
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в апреле 2012 года
В апреле 2012 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 21 сообщение. Из них - 12
определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 4 - информируют
о прямых нарушениях прав журналистов и СМИ, 5 - о конфликтах и нарушениях, инкриминируемых средствам массовой
информации.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Публичные выступления, заявления и речи высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств
массовой информации

Апрель, 19
Эмомали Рахмон, Президент РТ (г.Душанбе)

Президент РТ Эмомали Рахмон 15 апреля 2012 года на церемонии открытия филиала российского МИСиС в г. Душанбе во время своего
выступления призвал СМИ объективно освещать таджикско-российское сотрудничество.

«Я хочу попросить, чтобы через российские СМИ передавалась реальная информация о нашем двустороннем сотрудничестве, об условиях,
в которых проживают русскоязычные в Таджикистане, чтобы не выступали люди, которые даже не знают, где на карте находится
Таджикистан, - заявил сегодня Эмомали Рахмон. - Я хочу сказать, что в российском обществе нет реальной информации о Таджикистане,
об уровне сотрудничества между Таджикистаном и Россией. Сколько лет мы добиваемся этого, но информация дается искаженная».

По словам таджикского лидера, Россия имеет в Таджикистане то, что она не имеет ни в какой другой стране в Центрально-Аиатском
регионе. В качестве примера Рахмон назвал 201 РВБ и космический комплекс «Окно», а также работу советников по пограничному
сотрудничеству.

По мнению Э.Рахмона, российским журналистам необходимо объективно освещать военно-техническое сотрудничество между двумя
странами, членство Таджикистана в ОДКБ и СНГ.

«Дайте реальную информацию, пусть российское общество знает, где находится Таджикистан, и кто из России присутствует и работает в
нашей стране, как они живут и работают», - отметил президент.

2. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

Апрель, 25
Бек Зухуров, председатель Службы связи при Правительстве РТ

Газета «Миллат» (№17 от 25.04.2012 г.) опубликовала информацию о том, что председатель Службы связи при Правительстве РТ Бек
Зухуров 23 апреля сообщил журналистам, что три Интернет сайта Maxala.org, Tjknews.ru и Ctntrasia.ru, заблокированные ранее по
техническим причинам, открыты. По словам Бека Зухурова, сейчас в Таджикистане нет никаких проблем с сайтами и он просит экспертов
и специалистов, пишущих на эту тему, не оскорблять отдельных лиц.

3. Оценка фактического положения СМИ и свободы слова

Апрель, 11
Газета «Озодагон»

Газета «Озодагон» (№14 от 11 апреля 2012 года) критикует таджикские государственные каналы телевидения за то, что программы этих
каналов за последний месяц не поменялись. Государственные каналы таджикских ТВ показывают лишь торжества по поводу весеннего
праздника Навруз, проходившие по всей республики.

Апрель,23
Информационное агентство «Озодагон» (г.Душанбе)

Информационное агентство «Озодагон» получило официальную регистрацию в России, Казахстане, Кыргызстане и Иране. «Озодагон» -
первое частное таджикское агентство, которое получило официальную регистрацию в некоторых постсоветских республиках и за
рубежом. Агентство было зарегистрировано в Таджикистане в 2011 году, открыло свой сайт во всемирной Интернет сети, и теперь начало
осуществлять законную деятельность также и в Казахстане, Кыргызстане и Иране. Агентство распространяет в настоящее время
информацию на двух языках, таджикском и русском.

Учредитель «Озодагон», Зафари Суфи, в интервью Радио Озоди сообщил, что агентство намерено также зарегистрироваться и в
Узбекистане. «Пока не известно удастся ли нам это сделать, но мы обратились уже за регистрацией и ждем ответа», - сказал З.Суфи.

Апрель, 25
Народная демократическая партия Таджикистана (г. Душанбе)

Правящая Народная демократическая партия Таджикистана (НДПТ) на неопределенное время отложила дату открытия своего
партийного радио из-за отсутствия финансов. О этом сообщила газета «Азия-плюс» (№ 31 от 25.04.2012г.).

Издание приводит слова руководителя отдела агитации, пропаганды и работы со СМИ НДПТ Усмона Солеха, который отметил, что
специалисты даже не подсчитывали расходов на открытие и вещание радио, поскольку поняли, что финансов партии на это не хватает. По
его словам, сейчас бюджет партии пополняется за счет продажи еженедельной партийной газеты «Минбари Халк», который выпускается
«самым высоким тиражом» в Таджикистане - 45 тыс. экземпляров. «В настоящее время бюджет партии превышает 2 млн. сомони», -



уточнил Солех.

В Таджикистане действует восемь политических партий, но ни одна из них пока не имеет собственного телеканала или радиостанции.

Апрель, 23
Газета «Ҳақсӯз» (г.Душанбе)

После 15-летнего перерыва в Таджикистане вновь начала печататься газета «Ҳақсӯз» на узбекском языке. Орган Общества узбеков
Таджикистана газета «Ҳақсӯз», зарегистрированная в Министерстве культуры Таджикистана, будет публиковаться в Душанбе.

Отабек Гоибов, один из ответственных сотрудников узбекского издания сообщил в интервью радио Озоди, что на первых порах газета
будет издаваться один раз в неделю тиражом 1500 экземпляров. Он сказал, что с ростом числа читателей, тираж газеты будет постепенно
увеличиваться. Газета намерена публиковать статьи и сообщения на темы «о культуре, экономике, социальной жизни, а также,
материалы, рассказывающие о дружбе народов».

Газета «Ҳақсӯз» впервые появилась в свет в начале 1990-х годов силами узбекских журналистов и писателей, проживающих в
Таджикистане. Просуществовав до 1997 года, издание перестало публиковаться.

4. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

Апрель,03
В.Ваххобов, начальник ОВД на транспорте по Согдийской области (г.Гафуров)

Первое реагирование на произошедший 4 марта 2012 года инцидент в Худжандском аэропорту поступило от полковника Ваххобова Б.Б. -
начальника отдела внутренних дел на транспорте по Согдийской области. В направленном ответе гражданину Каршибоеву Нуриддину
сообщается, что в связи с обращением по телефону доверия МВД РТ была проведена проверка со стороны ОВД на транспорте по
Согдийской области с тем, чтобы определить причины задержки рейса, регистрации пассажиров и их багажа на рейс №62 по маршруту
«Худжанд-Душанбе».

Дата и время рейса были назначены на 08.30 утра 4 марта 2012 года. В ходе проверки установлено, что задержка рейса произошла из-за
технической причины , в связи с поздним прибытием самолета из аэропорта г.Душанбе, и в это обстоятельство ни одно должностное лицо
международного аэропорта г.Худжанда не вправе вмешиваться. Тем не менее, сообщает полковник Ваххобов, в связи с правонарушениями
со стороны работников ОАО в «Международный аэропорт Худжанд» было направлено представление в адрес начальника аэропорта с тем,
чтобы устранить недостатки в их деятельности.

Апрель, 03
Все СМИ (г.Душанбе)

3 апреля в г.Душанбе состоялся пресс-клуб на тему «Развитие лизинга в Таджикистане» организованный Международной финансовой
корпорацией (IFC), в ходе которого обсуждались основы и принципы лизинга, как финансового инструмента для развития экономики и
привлечения инвестиций.

В IFC добавили, что встреча направлена на подготовку журналистов к более детальному и обоснованному освещению такого финансового
инструмента как лизинг и изменений в законодательстве, направленные на улучшение налогообложения лизинга в республике.

Апрель, 03
Все СМИ (г.Душанбе)

5 и 6 апреля в столице Таджикистана, городе Душанбе, состоялся первый из серии тренингов для журналистов по освещению конфликтов,
проблем молодежи и женщин в рамках проекта «СМИ как инструмент стабильности и развития демократического правления в
Таджикистане», организованный представительством Института по освещению войны мира в Таджикистане (IWPR) финансируемого
Министерством иностранных дел Финляндии.

В ходе тренингов участники освоят основные инструменты по освещению конфликтных ситуаций, проблем молодежи и нарушений прав
женщин. Они также получат советы и рекомендации экспертов и юристов для того, чтобы избегать ошибок.

Апрель, 09
Кулябский Госуниверсит (г.Куляб, Хатлонская обл.)

На факультете таджикской филологии Кулябского государственного университета имени Рудаки, где третий год функционирует
отделение журналистики, образована самостоятельная кафедра журналистики. По словам ректор вуза Нурали Солехов, эта мера должна
способствовать поднятию обучения будущих работников, как электронных, так и печатных СМИ на качественный уровень.

Он также сказал, что все 3 года отделение являлось как бы «пасынком» факультета, и с набором квалифицированных
преподавателей-специалистов, качеством преподавания возникали проблемы.

Апрель, 12
Все СМИ (г.Душанбе)

В Душанбе завершился тренинг «Международные стандарты журналистики и основы написания аналитической статьи при освещении
проблем молодежи, женщин и конфликтов», первый из серии, который проводит Представительство Института по освещению войны мира
в Таджикистане (IWPR).

Данные тренинги проводятся в рамках проекта «СМИ как инструмент стабильности и развития демократического правления в
Таджикистане», финансируемого Министерством иностранных дел Финляндии.



14 журналистов, среди которых были как начинающие, так и опытные журналисты из столицы, городов Куляб, Курган-тюбе и Исфара,
получили возможность повысить свои знания по подготовке материалов для СМИ при освещении конфликтных ситуаций, проблем
женщин и молодежи.

Апрель, 12
Газета «Озодагон», (г.Душанбе)

Газета «Озодагон» в №14 от 11 апреля 2012 года сообщила о том, что Национальная библиотека Таджикистана обогатилась электронными
копиями первой таджикской газеты «Бухорои шариф». Электронные копии газеты были доставлены в Таджикистан из архивов
Нидерландов и Узбекистана. По словам директора Национальной библиотеки Носирджона Салимова, теперь в библиотеке будут
храниться 72 номера газеты «Бухорои шариф».

Директор библиотеки также сообщил, что в будущем они намерены перевести электронные версии газеты на бумагу.

II. HАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1. Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста

Апрель, 11
Завкибек Солиев, фотожурналист газеты «Имрузнюс» (г.Рогун)

8 апреля на стадионе кишлака Калаи Нав Рогунского района, где проходили республиканские состязания борцов, фотожурналист газеты
«Имрузнюс» Завкибек Солиев, во время исполнения своих служебных обязанностей, был грубо удален с площадки заместителем
начальника ОВД этого района Маликшо Мўсаевым .

По словам журналиста, он, по просьбе односельчан, пригласил в свой кишлак, где проходили праздничные мероприятия, посвященные
весеннему празднику Навруз, съемочную группу ТВ «Джахоннамо», которая снимала состязание борцов.

Сам Завкибек Солиев в это время находился на площадке и снимал состязание. В это время к нему подошел милиционер и грубым
образом потребовал от журналиста покинуть территорию площадки. Завкибек Солиев показал свое журналистское удостоверение. Тем не
менее, милиционер не послушал его, вдобавок изъял у журналиста его удостоверение и приказал своим подчиненным выдворить
журналиста с площадки, угрожая разобраться с ним в милицейском участке.

Завкибек Солиев наблюдал за состязанием борцов, стоя у края стадиона и ждал, когда ему отдадут удостоверение. Увы, состязания
завершились, и люди стали расходиться по домам. Однако милиция его не забрала, но и не вернула удостоверение.

По словам Завкибека Солиева, его удостоверение, выданное редакцией газеты «ИмрузНюс» до сих пор находится у заместителя
начальника милиции Рогунского района Маликшо Мусаева.

Апрель, 23
Турко Дикаев, независимый журналист (г.Куляб, Хатлонская обл.)

После опубликования на www.news.tj сообщение на тему прикрытие пункта по оказанию платных сексуальных услуг в кишлаке Навобод
джамоата Дагана Кулябского района Хатлонской области журналиста Турко Дикаева вызвала к себе заведующая отделом по работе с
женщинами исполнительного органа государственной власти города Куляб Саида Нурляминова.

Государственный чиновник начала отчитывать журналиста: «Как ты смеешь писать такие информации, когда мы во враждебном
окружении, когда вся страна только и жаждет гадость про кулябцев услышать?», - заявила Саида Нурляминова.

2. Необоснованные требования о цензуре публикаций и публичных выступлений

Апрель, 12
Независимая газета «Азия-плюс» (г.Душанбе)

В письме, направленном в адрес интернет сайта «Азия-Плюс», генеральная прокуратура Таджикистана потребовала редакцию поделиться
IP-адресами авторов комментариев, публикуемых на сайте агентства. Эту информацию в интервью радио «Озоди» подтвердил и редактор
«Азия-Плюс» Марат Мамадшоев. Он сообщил, что этим вопросом «сейчас занимается юрист издания и пока не может сообщить нечто
большее.

Информационный сайт news.tj, принадлежащий агентству «Азия-Плюс», считается одним из самых популярных информационных
ресурсов, своевременно освещающих события, происходящие в Таджикистане. Год назад на сайте активно заработала подрубрика
«Комментарии читателей», где каждый желающий, пройдя определенную регистрацию на сайте, может оставлять свои комментарии и
размышления по поводу опубликованного материала. Среди них нередко можно увидеть и жесткую критику действующих властей и
отдельных чиновников.

Наблюдения показывают, что читатели материалов, обсуждающих проблемы страны, в отличие от публичных людей или собеседников
журналистов, жестко и открыто говорят о наболевшем, допускают критику отдельных политиков и лидеров страны, обвиняя их в
социально-экономических и политических проблемах республики. Чаще всего авторы комментариев используют ник (псевдоним) для
свободного выражения собственного мнения.

3. Необоснованное требование о раскрытии коммерческой тайны

Апрель, 03
Согдийское управление Государственного комитета по антимонопольной политике Республики Таджикистана (г.Худжанд, Согдийская



обл.)

Руководство ТРК «Азия» и ТВ «СМ-1» и радио «Тироз» город Худжанда сообщили, что Согдийским управлением Государственного
комитета по антимонопольной политике Республики Таджикистана проводится ревизия их финансовой деятельности. По их словам
главным требованием проверяющих является выяснение рекламная деятельность независимых электронных СМИ. Кроме того,
проверяющие требуют, чтобы данные независимые СМИ представили им ежемесячный отчет по рекламной деятельности. По словам
Азамджон Акбарова, руководителя ТРК «Азия», действия антимонопольной службы противоречить нормам закона о коммерческой тайне
и в дальнейшем может создавать препятствий в их деятельности.

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации

Апрель, 14
Газета газета «Фараж», (г.Душанбе)

14 апреля 2012 года в суде столичного района Исмоили Сомони начался судебное заседание в отношение газеты «Фараж».

Еженедельник обвиняют в оскорблении чести, достоинства и деловой репутации. Исковое заявление в суд подал житель района Рудаки,
являющийся заместителем председателя одного из джамоатов этого же района Файзиддин Азизов.

Как сообщила «АП» адвокат издания Гульчехра Холматова, услуги которой предоставлены Бюро по правам человека и соблюдению
законности РТ, в основе судебного спора лежит статья «Ужас в суде района Рудаки: «Мерседес» теперь стоит 22 000 долларов» («Дахшат
дар суди Рудаки: «Мерседес» - 22 000 доллар»), опубликованная 17 августа 2011 года в газете «Фараж».

В газете опубликован материал по имеющимся судебным актам, когда в прошлом году автомобиль марки «Мерседес» 1990 года выпуска
под управлением истца Ф.Азизова попала в ДТП с участием другого автомобиля, и была повреждена. Суд района Рудаки, рассмотрев
жалобу Азизова по данному поводу, оштрафовал водителя другой машины на сумму 22 тыс. долларов США за нанесенный ущерб. «В своем
материале автор статьи поставила под сомнение решение суда, отметив, что рыночная стоимость аналогичного «Мерседеса» в
Таджикистане не превышает 5-6 тыс. долларов США, что, возможно, и вызвало недовольство истца», - полагает главный редактор
«Фаража» Хуршеди Атовулло.

Истец считает, что газета и автор статьи Зевар Шарипова оскорбили его честь, достоинство, нанесли ущерб деловой репутации, и
потребовал компенсацию за причинение морального ущерба в размере 500 тыс. сомони.

Первоначально в сентябре прошлого года Азизов обратился с исковым заявлением в районный суд по месту своего жительства, такой же
иск он подал в суд столичного района Фирдавси. «Однако в связи с несоблюдением правил оформления искового заявления и в связи с
тем, что истец является жителем района Рудаки, иск был отклонен», - отметил Атовулло.

Сейчас рассмотрением судебного иска занимается суд района Сомони.

Осенью прошлого года адвокат истца посетил редакцию «Фараж» и предложил примирение при условии размещения на страницах газеты
опровержения на вышеуказанную статью. «Но так как он в это же время обратился в суд района Рудаки, мы отказались печатать
опровержение. Мы готовы судиться с Азизовым», - говорит Атовулло.

Интересы газеты на суде защищает также адвокат от Независимого центра защиты прав человека Абдурахмон Шарипов.

Апрель, 19
Газета «Фараж», (г.Душанбе)

18 апреля 2012 года в суде столичного района Исмоили Сомони продолжилось слушание дела по иску жителя района Рудаки,
заместителя председателя одного из джамоатов этого района - Файзиддина Азизова в отношении ответчика Шариповой Зеварой и
соответчика редакции газеты «Фараж».

В ходе судебного заседания были выслушаны доводы ответчицы и соответчика.

Ответчица З. Шарипова пояснила суду, что в газете было опубликовано её обращение как автора о несправедливости судебных решений и
нарушении законности при разрешении их спора с истцом Ф.Азизовым о взыскании суммы ущерба причиненного автомашиной её сына
автомашине истца Ф.Азизова при столкновении двух автомобилей.

Соответчик - редакция газеты «Фараж» в лице своего представителя пояснил, что в газете была публикация обращения гражданки З.
Шариповой и за изложение суждений автора, в соответствии со ст.35 Закона РТ «О печати и других средствах массовой информации»,
редакция ответственности не несет.

Истец Ф.Азизов просит у суда, чтобы ответчица и соответчик в зале суда попросили у него извинения за унижение его чести достоинства
и деловой репутации, и это извинение должно быть опубликовано в печати. Кроме этого, истец просит у суда взыскать с ответчицы и
соответчика в пользу истца 500 000 (пятьсот тысяч) сомони за моральный вред и судебные расходы.

Апрель, 25
Газета «Миллат», (г.Душанбе)

25 апреля 2012 года суд района Фирдавси города Душанбе под председательством судьи Машхуре Содировой прекратил гражданское дело
по иску Министерства сельского хозяйства Республики Таджикистан в отношении независимой газеты «Миллат». Об этом сообщил
главный редактор газеты Адолати Мизо.



Адолати Мирзо в том числе отметила, что еще в начале 2010 г. Министерство сельского хозяйства Республики Таджикистан посчитав
оскорбительной заметку в свой адрес, опубликованную в газете «Миллат», подало исковое заявление в суд и потребовало 1 миллион
сомони (около 250 тысяча долларов США) за нанесенный моральный ущерб министерству.

В 2011 г. суд района Фирдавси под председательством судьи Дилором Абдурахимовой удовлетворил требование министерства и назначил
газете штраф в размере 1500 сомони за нанесенный моральный вред. Но руководство газеты не согласилось с таким решением и
обратилось в апелляционную судебную инстанцию города Душанбе, которая в марте 2012 г. отменила решение нижестоящих судов по
этому делу и передало ее на пересмотр новому суду.

Апрель, 26
Газета «Фараж», (г.Душанбе)

26 апреля 2012 года суд столичного района Исмоили Сомони отложил слушание дела по иску жителя района Рудаки, заместителя
председателя одного из джамоатов этого района - Файзиддина Азизова в отношении ответчика Зеварой Шариповой и соответчика
редакции газеты «Фараж» в результате неявки стороны истца.

Напомним, в ходе предыдущего судебного процесса, прошедшего 18 апреля, были выслушаны доводы ответчицы и соответчика.

Следующее заседание суда по иску в отношении редакции газеты «ФАРАЖ» состоится 30 апреля.

Апрель, 30
Независимая газета «Фараж», (г.Душанбе)

30 апреля в суде столичного района Исмоили Сомони продолжилось слушание дела по иску жителя района Рудаки, заместителя
председателя одного из джамоатов этого района - Файзиддина Азизова в отношении ответчика Зеварой Шариповой и соответчика
редакции газеты «Фараж».

На суде присутствовали представители стороны истца, ответчицы и соответчик, кроме третьей стороны - представителя суда района
Рудаки, который в суд не явился. В ходе судебного заседания представителем истца был задан ряд вопросов представителю ответчицы по
абзацам оспариваемой статьи «(«Ужас в суде района Рудаки: «Мерседес» теперь стоит 22 000 долларов», опубликованной в газете
«Фараж» по обращению З.Шариповой.


