
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в январе 2012 года
В январе 2012 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 23 сообщения. Из них 10
определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 13 информируют
о прямых нарушениях прав журналистов и СМИ.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Публичные выступления, заявления и речи высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств
массовой информации

Январь, 19
Эмомали Рахмон, Президент РТ (г.Душанбе)

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подверг резкой критике качество передач государственных каналов телевидения и
радио на состоявшемся 19 января 2012 года расширенном заседании Правительства РТ по итогам экономического и социального
развития страны в 2011 и задачам на 2012 год.

Президент Эмомали Рахмон отметил, что государственные каналы телевидения вместо подготовки и показа хвалебных передач о
руководителях республики, должны больше заниматься подготовкой передач о существующих проблемах страны. Он также посоветовал
главам телерадиоканалов не рекламировать себя. «И перестаньте рекламировать самих себя, - сказал Эмомали Рахмон. - Поэты вы,
писатели или другие, прежде всего, служите народу, и пусть другие рекламируют вас, а не вы сами себя, стыдно! И мне стыдно
становится, когда куда-то еду и вижу это подхалимство».

2. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

Январь, 24
Гайбулло Авзалов, председатель Хатлонской области (г.Курган-тюбе)

23 января 2012 года в городе Курган-тюбе были подведены итоги конкурса на звание лучшего специалиста в своей области. По
единогласному мнению жюри, лучшим журналистом 2011 года был признан главный редактор газеты «Гулистон» Акбар Муслимов.

По итогам церемонии награждения председатель Хатлонской области Гайбулло Авзалов призвал журналистов искать специалистов в
различных отраслях и писать о них, а членам жюри поручил отслеживать подобные материалы и выбрать из них лучших уже в этом году.

3. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

Январь, 07
Клуб журналистов Согдийской области (г.Худжанд)

Журналисты севера Таджикистана 7 января 2012 года на очередном заседании Клуба журналистов Согдийской области, состоявшемся по
инициативе Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), обсудили правовые и этические аспекты своей
деятельности.

Участники заседания обменивались мнениями по поводу отдельных случаев нарушения правовых и этических норм журналистской
деятельности. По мнению Нуриддина Каршибоева, председателя НАНСМИТ, необходимо четко разделить редакционную политику от
рекламно-коммерческой деятельности СМИ, чтобы заказные и PR-материалы не навредили имиджу профессиональной работы
журналистов. «Подобный шаг способствует независимости редакционной политики издания, радио и телевидения», - подчеркнул
Н.Каршибоев.

Участниками заседания была подчеркнута необходимость дальнейшего повышения правового и профессионального статуса журналистов,
а также укрепления взаимоотношений с другими секторами общества.

Напомним, что Клуб журналистов Согдийской области является независимой социальной группой журналистов, который будет
действовать на основе корпоративной солидарности. Клуб открыт для всех желающих журналистов государственных и независимых СМИ,
а также студентов факультета журналистики, кому не безразлична судьба журналистики в стране.

4. Изменения и проекты изменения действующего законодательства, ухудшающие положение СМИ

Январь, 04
«Озодагон», независимая газета (г.Душанбе)

Газета «Озодагон» (№1 от 4 января 2012 года) сообщила, что Министерство культуры РТ по требованию Налогового комитета республики
направило письма всем редакциям газет о необходимости перерегистрации. Министерство культуры данное свое решение мотивирует тем,
что, якобы, по Налоговому кодексу ранее зарегистрированные законным путем редакции должны заново перерегистрироваться. Газета
«Озодагон» в этом усматривает нарушение прав печатных СМИ. По мнению газеты, в правительственных структурах республики, таким
образом, хотят создать серьезные препятствия в деятельности части неугодных изданий.

5.Оценка фактического положения СМИ и свободы слова

Январь, 11
Рустами Джони, директор медиа-холдинга «Ориёно-медиа» (г.Душанбе)

Еженедельник «Фараж» (№2 от 11 января 2012 года) опубликовал интервью с директором медиа-холдинга «Ориёно-медиа» и учредителем



газеты «Имрузнюс» Рустамом Джони. В своем интервью Рустами Джони рассказывает о деятельности медиа-холдинга, его достижениях и
упущениях. Он, вопреки всем сплетням в отношении газеты «Имрузнюс», отмечает, что газета к «Ориёнбанку» не имеет никакого
отношения, а является его собственностью. Следует отметить, что Рустами Джони одновременно является руководителем радио «Имруз»,
который имеет много поклонников среди таджикских слушателей. Радио «Имруз» сегодня слушают во всех областях республики.

Январь, 12
«Азия-плюс», независимая газета (г.Душанбе)

«Азия-плюс» (№03, от 11 января 2012 года) опубликовала статью под заглавием «Грустные мысли о нашем телевидении, навеянные
сломанным спутниковым ТВ», где автор с грустью обрисовывает один вечер, проведенный у телевизора, посмотрев таджикские
государственные каналы. Автор пишет, что он в связи с плохим качеством программ не может смотреть таджикские каналы
государственного телевидения.

Газета спрашивает: «Что же мешает нашему телевидению в 21-м веке делать реальные креативные, интерактивные и современные
новости о живых людях и их насущных проблемах, а не тенденциозные и бестолковые, если не сказать глупые, новости-«старости» в стиле
официоза и пропаганды эпохи застоя, причем, весьма безграмотно».

Сама газета отвечает на свой вопрос: «Очевидно, имеет место не только политическая цензура и политика восхваления власти, но еще и
махровый непрофессионализм со стороны персонала, ньюсмейкеров и операторов. Где собственные репортажи, где анализ, где эксперты,
где критика власти и где собственно голос народа, а не вечно восхваляющих Президента и Правительство, фермеров и спортсменов?».

Январь, 18
Правительственные СМИ (г.Душанбе)

Газета «Нигох» (№4 от 18 января 2012 года) в статье под заглавием «Молчание государственных СМИ» сообщает, что о покушении на
известного оппозиционного журналиста Дододжона Атовуллоева и других трагических случаях таджикских трудовых мигрантов
правительственные СМИ предпочитают молчать.

Январь, 25
«Фараж», независимая газета (г.Душанбе)

25 января 2012 г. независимая газета «Фараж» опубликовала список организаций, не отреагировавших на критические публикации
газеты в 2011 году. Материал называется «2011: кто не признавал указ президента?». В данном списке указаны 54 организации, которые
вопреки Указу Президента РТ №622 не реагировали на критические публикации на страницах газеты и не сообщили о принятых мерах по
устранению недостатков, указанных в опубликованных материалах.

Январь, 27
«Репортёры без границ», Международная неправительственная организация

Международная неправительственная организация Reporters Without Borders («Репортёры без границ») опубликовала «Индекс свободы
прессы 2011-2012», где Таджикистану отведено 122-ое место среди 179 стран мира.

Республика получила 40 баллов и расположилась между Алжиром и Малайзией. В предыдущем рейтинге организации, где оценивалась
свобода прессы в 178 стран мира, Таджикистан занимал 115-ое место с 34,50 баллами.

В нынешнем исследовании говорится, что власти Таджикистана продолжают использовать пугало гражданской войны и радикального
исламизма, чтобы постараться задавить независимую прессу в стране. В целом аналитики Reporters Without Border негативно
охарактеризовали обстановку Таджикистана для свободы прессы в 2011 году.

Январь, 31
Human Rights Watch

Организация Human Rights Watch в своем отчете о ситуации с правами человека за 2011 год отметила, что СМИ в Таджикистане
по-прежнему подвергались прессингу. Чиновники продолжали выдвигать запретительные иски о защите чести и достоинства,
преследовавшие, как представляется, цель принудить СМИ к молчанию. В феврале «Репортеры без границ» отмечали, что власти
Таджикистана «пытаются контролировать СМИ с помощью целого ряда методов, включая неофициальное и финансовое давление, рост
числа исков о диффамации и произвольный арест». По данным профильной мониторинговой НПО Article19, проект нового закона о СМИ в
существующем виде не отвечает международным стандартам свободы выражения мнений.

II. HАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1. Нападение на журналиста

Январь, 12
Дододжон Атовуллоев, независимый журналист

12 января 2012 года в Москве, около итальянского ресторана «Виаджио» по Комсомольскому проспекту, д. 15, на оппозиционного
журналиста Д. Атовуллоева совершено вооруженное нападение. В тяжелом состоянии Д. Атовуллоев на «Скорой помощи» был доставлен
в НИИ им. Склифософского.

Таджикская служба Радио Свободы со ссылкой на врачей клиники сообщает, что ударами ножа были задеты печень и легкое Д.
Атовуллоева, он потерял большое количество крови, однако в настоящее время его жизни ничего не угрожает. Первая операция по
свидетельству врачей прошла успешно.

По сообщению агентства Интерфакс, на место происшествия сразу выехала оперативная группа следователей СКР и полицейских из ОВД



Хамовники г. Москвы. По факту случившегося следственным отделом МВД России по району Хамовники возбуждено уголовное дело по
ч.1 ст.111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Начато следствие.

56-летний Дододжон Атовуллоев, таджикский журналист и руководитель оппозиционного движения «Ватандор», известен своей
непримиримой критикой в адрес таджикского правительства и президента Эмомали Рахмона. В последние годы он проживает в России и
Германии.

В 2011 году Генеральная прокуратура Таджикистана в очередной раз возбудила в отношении него уголовное дело и потребовала
экстрадировать Д. Атовуллоева на родину. Однако этот запрос, как и предыдущие, не был удовлетворен российской стороной.

Январь, 13
Дододжон Атовуллоев, независимый журналист

13 января 2012 года Союз журналистов Таджикистана (СЖТ), Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) и
Медиа Альянс Таджикистана (МАТ) распространили совместное заявление, в котором решительно осуждают нападение на журналиста
Дододжона Атовуллоева и требуют от правоохранительных органов Российской Федерации тщательного расследования данного инцидента.

В заявление отмечается, что в последние годы Атовуллоев позиционировал себя как оппозиционный политик и широко использовал свое
право на свободу слова. Пока неизвестно, что покушение на жизнь Д.Атовуллоева связано с его профессиональной деятельностью, как
журналиста, тем не менее, сведение счетов таким способом с оппонентами является преступным деянием и должно быть наказано по
всей строгости закона.

Январь, 13
«Афруз», международная ассоциация персоязычных журналистов (г.Душанбе)

13 января 2012 года Международная ассоциация персоязычных журналистов «Афруз» выступила с заявлением, осуждающим зверское
нападение на Дододжона Атовулло, учредителя и главного редактора независимой газеты «Чароги руз».

Нападение на Дододжони Атовулло «Афруз» расценивает как посягательство на свободу слова и прав человека и требует от российских
соответствующих органов проведения строгого следствия по данному делу и выявить исполнителя и заказчика данного покушения.

Организация также ожидает, что таджикские правоохранительные органы используют все имеющиеся у них возможности по выявлению
причин совершенного преступления, потому что покушение на жизнь знаменитого журналиста нанесет огромный ущерб имиджу обеих
стран.

Январь, 16
Мухаммад Эгамзод, глава медиа-холдинга «Tajinfo» (г.Москва)

Покушение на жизнь известного таджикского оппозиционера Дододжона Атовуллоева может иметь политический характер, так как он
вел политическую деятельность, являясь ярым противником правительства Таджикистана, считает глава медиа-холдинга «Tajinfo»,
эксперт по международным вопросам Мухаммад Эгамзод. «Поэтому, в первую очередь, подозрение падает на таджикские власти», -
сказал Эгамзод в интервью «АП», комментируя высказывания о том, что данное преступление могло быть заказано из Душанбе.

Однако, отметил эксперт, представитель Министерства иностранных дел Таджикистана заявил по этому поводу, что официальный
Душанбе заинтересован в скорейшем раскрытии данного дела, опровергая, таким образом, любые подозрения о причастности таджикских
властей к данному покушению.

Январь, 18
Эркин Мухиддинов, генерал-майор (г.Душанбе)

Покушение на оппозиционного журналиста Дододжона Атовуллоева, скорее всего, является хулиганским действием, а не работой
спецслужб, считает один из ветеранов органов госбезопасности Таджикистана, генерал-майор Эркин Мухиддинов (газета «Азия- плюс»,
№04 от 15 января 2012 г.). По его мнению, покушение было совершено на бытовой почве. Эксперт, который имеет почти сорокалетний
стаж работы в органах госбезопасности СССР и Республики Таджикистан, заявил: «Ни одна спецслужба мира не работает так «грязно» и
«неумело», как было совершено так называемое покушение на Атовуллоева».

Январь, 20
Рамазан Рахимов, министр внутренних дел РТ (г.Душанбе)

Министр внутренних дел Таджикистана Рамазан Рахимов 20 января 2012 года на пресс-конференции для журналистов сказал, что его
ведомство готово расследовать происшествие с журналистом Дододжоном Атовуллоевым, если их российские коллеги попросят об этом.

«То, что Атовуллоев считает, что якобы правительство Таджикистана имеет отношение к преступлению, это его личное мнение, - сказал
генерал-лейтенант Рахимов. - Если у него имеются какие-либо доказательства, пусть обращается в министерство с письмом, и мы
проверим».

Напомним, ночью, 12 января в Москве было совершено покушение на оппозиционного журналиста Дододжона Атовуллоева, в результате
чего он с двумя ножевыми ранениями был доставлен в больницу.

Январь, 23
Дододжон Атовуллоев, независимый журналист

Оппозиционный журналист и политик Дододжон Атовуллоев рассказал «Азия-плюс» (№06 от 23 января 2012 г.) подробности недавнего
покушения на него. В своем интервью газете он утверждает, что покушение специально было организовано так, чтобы было похоже на
бытовой конфликт. Но, на самом деле «это был политический заказ из Душанбе». Пострадавший журналист надеется, что



правоохранительные органы России в скором времени найдут заказчика и исполнителя данного преступления.

2. Необоснованное ограничение в предоставлении общественно-значимой информации

Январь, 4
Все СМИ

Очередные итоговые пресс-конференции министерств и ведомств страны стартуют в Таджикистане 9 января. Руководства министерств и
ведомств республики отчитаются перед журналистами о проделанной в 2011 году работе.

Следует отметить, что распоряжение главы государства о проведении квартальных пресс-конференций было издано 4 марта 2005 года в
целях обеспечения прозрачности деятельности министерств и ведомств, а также доступа СМИ к официальным источникам информации.
Однако к данному распоряжению президента в сентябре 2011 года были внесены коррективы, согласно которым руководители
министерств и ведомств страны должны встречаться с представителями СМИ один раз в полгода.

Как сообщили «АП», в исполнительном аппарате главы государства, в распоряжении отмечается, что, в случае необходимости, главы
министерств и ведомств республики могут проводить пресс-конференции несколько раз в течение одного месяца. Комментируя данное
распоряжение в интервью «АП», председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана Нуриддин Каршибаев отметил,
что это усугубит и без того трудную ситуацию с доступом к информации.

Январь, 11
Мирзонаби Холикзода, корреспондент радио «Озоди» (г.Душанбе)

Корреспондент радио «Озоди» Мирзонаби Холикзода 11 января 2012 года обратился в Национальную ассоциацию независимых СМИ
Таджикистана (НАНСМИТ) с жалобой на качество возобновившихся полугодовых пресс-конференций руководителей государственных
структур для журналистов.

Мирзонаби Холикзода отметил, что, в частности, на пресс-конференции Генеральной прокуратуры РТ отсутствовал Генеральный прокурор
Таджикистана, хотя он прежде на всех пресс-конференциях предпочитал принимать личное участие, а на этот раз вместо него на вопросы
журналистов отвечали его заместители. В связи с этим обстоятельством, журналисты не смогли получить удовлетворительные ответы на
свои вопросы

Журналисту были разъяснены нормы законодательства РТ о доступе к источникам информации и рекомендовано пользоваться ими.

Январь, 11
Управление труда и социальной защиты населения, Управление службы государственного надзора в сфере труда и управления
миграционной службы при Правительстве РТ в Согдийской области (г.Худжанд)

11 января в городе Худжанде состоялась полугодовая пресс-конференция с участием представителей Управление труда и социальной
защиты населения, Управление службы государственного надзора в сфере труда и Управление миграционной службы при Правительстве
РТ в Согдийской области.

Как показал ход пресс-конференции, представители государственных структур, призванные отвечать на вопросы журналистов не были
готовы к такой встрече. Например, ведущий специалист Управления миграционной службы при Правительстве РТ в Согдийской области
Собит Собиров не ответил на вопрос журналиста «Азия-плюс» Мавлюды Рафиевой по поводу количества поступившего в 2011 году в
Согдийскую область, так называемого, «Груза -200» с телами таджикских граждан из РФ. Ведущий специалист сослался на то, что он
недавно работает в этой должности и не владеет информацией, а сам руководитель находится в столице.

Январь, 11
Все СМИ

Уже третий день на территории Согдийской области проходят пресс-конференции государственных органов для журналистов. По мнению
журналистов, руководители всех госструктур на пресс-конференциях говорят о том, что сами хотят сказать, но не отвечают на прямые
вопросы представителей СМИ. Журналисты выражают недоумение по поводу неподготовленности представителей государственных
органов.

3. Нарушение порядка распространения СМИ

Январь, 12
Азия-плюс», независимая газета (г.Душанбе)

«Азия-плюс» (№03, от 11 января 2012г.) в сообщении под заглавием «Предновогодний номер газеты «Азия-плюс» в Худжанде кто-то
скупал оптом» пишет о том, что читатели из Аштского района остались без предновогоднего номера газеты «Азия-Плюс». По словам
жителей Ашта, многие из них не смогли приобрести в районном киоске номер со статьей «Ашт. Край таджикского света. И власти?»,
написанной по следам публикаций журналиста Мухаммадюсуфа Исмоилова, приговоренного 14 октября к штрафу в размере 50 тыс.
сомони за клевету и оскорбление.

На вопрос издания об исчезновении из киосков Аштского района свежего номера газеты заместитель председателя «Таджикматбуот»
Согдийской области Насимджон Пулотов заверил редакцию «АП», что все 45 экземпляров, предназначенных для Аштского района, были
отправлены адресату.

Сами жители Ашта связали исчезновение тиража с представителями власти. Главными героями в публикации «АП» были бывший глава
Аштского района Даврон Зоиров, ныне возглавляющий областную организацию Народной демократической партии и бывший прокурор
района Хуршед Ульмасов. Однако молва связала исчезновение значительной части тиража из сети распространения с именем
действующего прокурора Согдийской области Юсуфа Рахмонова.



Газета со ссылкой на информированный источник в Худжанде, сообщает, что предновогодний тираж скупали оптом в различных киосках
областного центра два человека. Имена и должности этих людей источник предпочел не называть.

Январь, 19
«Вечерний Душанбе», независимая газета (г.Душанбе)

Газета «Вечерний Душанбе» (№3 от 18.01.12г.) сообщает, что столичный рынок «Саховат» создает проблемы для распространения СМИ. С
14 января у распространителей периодических изданий и журналов, которые осуществляют свою деятельность на территории столичного
рынка «Саховат», начались проблемы с руководством рынка.

По сообщению газеты, в конце прошлой недели был назначен новый директор рынка. Он начал свою работу с «чистки» территории рынка,
и теперь наряду с другими продавцами своего места лишились и распространители газет. Газета «Азия-плюс» в статье под заглавием
«Газетные страсти «Саховата» (№06 от 23 января 2012 г.) сообщает о том, что на столичном рынке «Саховат» притесняют
распространителей прессы.


