
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в январе 2011 года
В январе 2011 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 20 сообщений. Из них 11
- определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 7 -
информируют о прямых нарушениях прав журналистов и СМИ, 2 - о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и
журналистов.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Действие должностных лиц, определяющих фактическое положение СМИ

Январь, 10
В Хатлонской области (г.Куляб)

Информационно-аналитическое управление исполнительного органа государственной власти Хатлонской области открыло в городе Куляб
специальный отдел, который станет координировать деятельность средств массовой информации 10 районов Кулябского региона. Как
сообщили мониторинговой службе НАНСМИТ в областном управлении, заведовать региональным отделом поручено собственному
корреспонденту газеты «Садои мардум» по Кулябской группе районов Хатлонской области Темуршо Файзалиеву. По мнению источника,
создание специального отдела в Кулябе связано с тем, что из-за отдаленности территории, нехватки командировочных расходов
журналисты региона в большинстве случаев остаются оторванными от проводимых администрацией области мероприятий.

Между тем, в 10 районах Кулябского региона с миллионным населением сегодня регулярно выходят в свет 10 газет (органы местных
администраций), региональная общественно-политическая газета «Кулябская правда» (на таджикском и русском языках), частная газета
«Пажвок», вещают две телестудии – правительственная телестудия «Кулоб» и частная – «Мавджи озод» (Восейский район).

Январь, 13
Сухроб Шарипов, директор Центра стратегических исследований при президенте РТ

Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) по своему авторитету сегодня стоит ничуть не выше Коммунистической партии
Таджикистана. Однако, как заявил в четверг глава Центра стратегических исследований при президенте РТ Сухроб Шарипов на
пресс-конференции, сославшись на исследования Центра, наши журналисты почему-то отдают предпочтение ПИВТ, игнорируя мнения
других семи политических партий республики.

«Не представляю, что произошло бы с ПИВТ, если бы таджикские журналисты стали более внимательны к другим партиям, освещая их
деятельность и вынося на страницы своих изданий мнения той или иной партии по происходящим в стране событиям», - сказал он.

Глава ЦСИ считает, что правительство республики и журналисты слишком избаловали ПИВТ. «Журналисты, часто контактируя с
представителями данной партии и создавая искусственный ажиотаж вокруг нее, забывают о других политических партиях, - сказал он. -
Это неправильно и несправедливо. А самооценка пивтовцев является всего лишь их иллюзией».

С. Шарипов отметил, что реальный потенциал ПИВТ показали прошедшие в феврале прошлого года парламентские выборы в республике,
по итогам которых в Маджлиси намояндагон прошли лишь два представителя этой партии.

Между тем, С. Шарипов убежден, что не нужно брать пример с исламских государств и идти за ними. «Исламские государства сегодня в
мире являются самыми неразвитыми, - отметил он. – Мы выбрали демократический путь и должны следовать по этой дороге. Мы можем
развиваться только в том случае, если сохраним демократическую, светскую и правовую направленность нашего государства».

Январь, 13
Усмон Солехов, руководитель отдела НДПТ по агитации, пропаганде и работе с СМИ (г.Душанбе)

Во взаимоотношениях Народной демократической партии Таджикистана со средствами массовой информации республики нет никаких
проблем. Об этом заявил руководитель отдела НДПТ по агитации, пропаганде и работе с СМИ Усмон Солехов, комментируя высказывания
директора ЦСИ при президенте республики Сухроба Шарипова о том, что СМИ страны игнорируют политические партии, действующие
на территории РТ.

По словам Солехова, НДПТ, несмотря на то, что имеет свой печатный орган - еженедельную газету «Минбари халк» («Народная
трибуна»), которая выходит массовым тиражом, остается открытой для представителей всех СМИ страны, в том числе частных, и изданий
других политических партий.

«Однако бывают случаи, когда некоторые частные издания республики отказываются печатать подготовленные нашей партией статьи,
интервью, но мы считаем - это их абсолютное право и никогда на это не обижаемся», - подчеркнул представитель правящей в стране
партии.

Усмон Солехов считает, что некоторые политические партии сами пассивны в работе со СМИ и это является их упущением, а обвинять
журналистов в этом никак нельзя.

Январь, 14
Асадулло Рахмонов, председатель Комитета по телевидению и радиовещанию при правительстве РТ (г.Душанбе)

Десяти претендентам в Таджикистане было отказано в получении лицензии на открытие телевизионного канала в прошлом году, сообщил
председатель Комитета по телевидению и радиовещанию при правительстве РТ Асадулло Рахмонов в минувшую пятницу на
пресс-конференции в Душанбе.

Причиной отказа в выдаче лицензий на вещание этим лицам Рахмонов назвал «неукомплектованность» документов.



Кроме того, по его словам, большинство тех, кто хотел бы получить лицензию на вещание, не имеют финансового источника создания
телекомпании и документации о соответствии стандартам оборудования.

«Поэтому им было отказано в выдаче лицензии. Мы им разъяснили, что лицензию они могут получить только в случае устранения
существующих недостатков», - подчеркенул глава Гостелерадио.

К тому же, отметил он, выдача лицензий на теле- или радиовещание зависит не только от Комитета по телевидению и радиовещанию. «В
состав лицензионной комиссии, которая рассматривает заявки, входят представители шести министерств и ведомств республики», -
подчеркнул он.

Январь, 14
Асадулло Рахмонов, председатель Комитета по телевидению и радиовещанию при правительстве РТ

Афганистан, Иран и Таджикистан не могут окончательно договориться о начале вещания единого персоязычного телевизионного канала.
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, на этот раз Иран не может поставить необходимое оборудование для начала вещания
телеканала. Как сообщил журналистам Асадулло Рахмонов, председатель Комитета по телевидению и радиовещанию Таджикистана,
студия телеканала, которая должна вещать из Душанбе, готова для установки оборудования, но Иран затягивает с ее поставкой. Он
сообщил, что недавно в таджикской столице собрались представители Ирана и Таджикистана, чтобы согласовать сроки начала вещания,
но Афганистан проигнорировал эту встречу.

Ранее, посол Ирана в Таджикистане Али Асгари Шердуст заявил журналистам, что постояннй перенос срока вещания единого
персоязычного телеканала связан с позицией руководства Афганистана по этому вопросу. Хотя он и не сообщил о точных причинах, но
эксперты утверждают, что Афганистан не устраивает термин "персоязычный" в названии телеканала. Кабул считает, что большую часть
населения Афганистана составляют пуштуны, для которых персидский язык не является родным.

Кроме того, эксперты указывают и на тот факт, что стороны не могут договориться по таким нюансам, как программы передач и внешний
вид телеведущих. Иран и Афганистан являются исламскими государствами, а Таджикистан - светским. На телеканалах Ирана и
Афганистана запрещены выступления женщин без хиджаба.

Напомним, что решение о создании персоязычного телевидения было достигнуто в июле 2006 г. в Тегеране президентами Таджикистана
и Ирана. В марте 2008 г. в ходе трехсторонней встречи глав внешнеполитических ведомств Таджикистана, Ирана и Афганистана в
Душанбе была достигнута договоренность о создании общего телеканала трех персоязычных стран. Также было принято решение о том,
что центральная студия будет расположена в Душанбе.

2. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Январь, 14
Freedom House (США)

Международная правозащитная организация Freedom House обнародовала индекс свободы стран и территориальных единиц, в котором
Таджикистан, как и в прежние годы, отнесен к категории «несвободных» стран.

Freedom House к 2011 г. определил индекс свободы в 194 странах и 14 территориальных единицах мира. Шкала оценки – от 1 балла до 7
баллов. Категорий показателя свободы – три: свободные, частично свободные и несвободные страны. Свободные страны отмечены
индексом 1.

Таджикистан набрал 6 баллов в рейтинге свободы политических прав, то есть он отнесен к странам, где практически не существует
политических свобод. В рейтинге свободы общества Таджикистан получил 5 баллов.

«Freedom House» констатировал снижение общемирового уровня, которое наблюдается уже пятый год подряд, что является рекордным
показателем за все 40 лет, когда составлялись подобные рейтинги.

Самыми недемократичными, по-прежнему, считаются такие страны, как Северная Корея, Туркменистан, Ливия, Узбекистан, Судан и
Иран.

Среди республик бывшего СССР в категорию «частично свободные страны» вошли Украина, Молдова, Грузия, Армения и Кыргызстан. В
категорию «свободные страны» входят Литва, Латвия и Эстония.

Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан наряду с Таджикистаном уже на протяжении нескольких лет
входят в категорию «несвободные страны».

Организация «Freedom House», начиная с 1972 г. составляет ежегодные рейтинги общественных и политических свобод на основе
исследований, в которых изучается ситуация с демократией.

Январь 27
Бозор Собир, народный поэт Таджикистана (г.Душанбе)

«В таджикской прессе существует свобода слова, но она не действенна, и, следовательно, не может принести пользу народу», - так
рассуждает в интервью газете «Миллат» (№04 от 26.02.2011г.) известный таджикский поэт Бозор Собир.

«Таджикская пресса печатает буквально все, даже всякую шутку и бессмыслицу. Существующая сегодня свобода слова в таджикской
прессе служит только в угоду духовенства, мечетям. Большинство тем в прессе посвящено имам-хатибам, ношению бороды, что не может
считаться свободой слова. Это не свобода слова, а «бардак» в прессе», - отмечает таджикский поэт.

Бозор Собир отмечает, что необходимо ввести цензуру на прессу и на выпуск книг. «Потому что сегодня Душанбе, буквально, наполнился



бесполезными, никчемными книгами, которые даже сами авторы не читают. Эти книги не могут принести пользу народу и не могут
вызвать интерес у читателей. Если правительство не будет препятствовать этому, то этот «бардак» будет усиливаться», - говорит поэт.

3. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

Январь, 04
«Комитет 29 сентября» (г.Душанбе)

Коалиция медийных и правозащитных организаций по защите профессиональных прав журналистов («Комитет 29 сентября») объявляет о
своем расформировании в связи с выполнением основных задач.

В октябре 2010 года группой руководителей СМИ, журналистских общественных организаций и отдельных активистов была создана
неформальная журналистская коалиция, которая получила название «Комитет 29 сентября» в честь даты, с которой в Таджикистане был
начат беспрецедентный прессинг против части независимых частных СМИ.

29 сентября минувшего года по инициативе властей были блокированы IP-адреса двух местных сайтов (Avesta.Tj и Tojnews.Tj) и трех
иностранных сайтов (Tjknews.com, Ferghana.Ru, Centrasia.Ru). Через несколько дней со стороны Налогового комитета страны при
поддержке телекамер гостелевидения были проведены предвзятые проверки всех частных типографий страны, после чего они отказались
печатать три независимые газеты – «Фараж», «Нигох» и «Пайкон». Параллельно все эти действия сопровождались телесюжетами и
обращениями руководства Минобороны страны, обвинявших частную прессу в провокациях и нагнетании кризиса в военно-политической
ситуации. Отдельно было заявлено о начале цензурирования содержания газет перед их выпуском в печать со стороны руководства
типографий.

На 1 января 2011 года можно считать, что основные задачи «Комитета 29 сентября» достигнуты. Попытки ограничения свободы СМИ в
стране усилиями участников Комитета нейтрализованы, «закрытые» СМИ вновь издаются и работают, в связи с чем, оргкомитет
коалиции принял решение о ее самороспуске.

Январь, 19
Все СМИ (г.Душанбе)

Пресс-центр Министерства здравоохранения РТ совместно с Международной неправительственной организацией Проект ХОУП и
программой «Аутрич на страже здоровья», финансируемой Американским Агентством по международному развитию (USAID), объявляет
конкурс в области журналистики среди СМИ Таджикистана на лучшую информационно-образовательную статью в печатных изданиях и
Интернет-сайтах, теле и-радиопередачи о туберкулезе и сочетанной инфекции ТБ/ВИЧ в поддержку Национальной Программы борьбы с
туберкулезом.

На конкурс должны предоставляться материалы, опубликованные или транслированные с 20.03.2010 гг. до 1.03.2011 гг. (с указанием
СМИ, письмом руководителя СМИ, подтверждающего точную дату публикации или выхода в эфир, рубрики, темы, автора или группы
авторов).

Материалы необходимо предоставить в запечатанном конверте с надписью «Конкурс в СМИ по туберкулезу» с момента выхода
объявления до 17.00 часов 1 марта 2011 г. по следующему адресу: Пресс-центр Министерства здравоохранения РТ, 734025, г.Душанбе,
ул.Шевченко, д. 69, Гоибовой Фотиме или по адресу электронной почты: presscenter_mz@mail.ru.

В конкурсе будут премированы 3 призовые места в каждой из 4-х номинациях.

Январь, 20
“Медиа-Альянс Таджикистана» (г.Душанбе)

Журналистская Ассоциация “Медиа-Альянс Таджикистана” призвала уволившийся коллектив еженедельной газеты “Вечерний Душанбе”
и собственника издания сесть за стол переговоров и найти консенсус в возникшем споре.

“В результате этого спора творческий коллектив может остаться без работы, и мы считаем, что, прежде всего, необходимо приложить
усилия, чтобы творческий состав мог заниматься журналистикой и имел возможность освещать происходящие события”, – заявил
генеральный секретарь организации Хуршед Ниёзов.

19 января коллектив газеты “Вечерний Душанбе” в полном составе подал коллективное заявление о прекращении своей трудовой
деятельности “в связи с грубыми нарушениями, допущенными собственником издания в отношении коллектива редакции”.

В свою очередь, генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью “Чархи гардун” Акбарали Сатторов, которому
принадлежит издание, расценил действия коллектива “Вечернего Душанбе” как саботаж.

“В настоящее время в данном споре поиск виновных и взаимные обвинения не решат вопрос, – сказал Ниёзов. – Призывая к
взаимопониманию, Ассоциация “Медиа-Альянс Таджикистана” готова выступить в этом споре в качестве посредника”. По его мнению,
данный случай может негативно повлиять на достижения таджикистанской прессы, достигнутые в последнее время.

Январь, 28
Все СМИ (г.Курган-тюбе)

По инициативе журналистов независимых СМИ в городе Курган-тюбе организован пресс-клуб журналистов. Организационное заседание
клуба решило ежемесячно проводить встречи журналистов и обсуждать вопросы профессиональной этики работников СМИ, подготовки
кадров, организации кружков, мастер-классов для молодых журналистов, правовое образование журналистов, анализировать материалы
печатных СМИ региона. Пресс-клуб журналистов Курган-тюбинского региона пройдёт 28 января 2011 г. и обсудит результаты работы
представителей СМИ на пресс-конференциях.



Членами клуба являются редактора областных газет, руководители и работники радио и телевидения, представители негосударственных
СМИ, пресс-центров организаций, студенты отделения журналистики КГУ имени Носир Хусрава и сотрудники информационно-
аналитического отдела хукумата Хатлонской области.

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1. Обвинение в клевете и оскорбление

Январь, 6
Махмадюсуф Исмоилов, корреспондент газеты «Нури зиндаги» в Согдийской обл. (г.Худжанд)

Международная неправительственная организация «Репортёры без границ» (Reporters Without Borders) требует освобождения
Махмадюсуфа Исмоилова, журналиста, которого незаконно задержали сотрудники прокуратуры в Худжанде.

Исмоилов находится под стражей с 23 ноября, - сообщает «Азия-плюс» (№01 от 05.01.2011г.) со ссылкой на сайт данной организации. В
сообщении отмечается, что в течение пяти недель областного корреспондента держат под стражей за публикации, в которых он обличает
коррупцию.

Исмоилов был арестован по указанию районной прокуратуры через день после выхода его статьи, в которой он обличал коррупцию и
рассказывал о беззаконных действиях властей. Статья была опубликована в газете «Истиклол». Совершенно очевидно, что арест
журналиста преследует одну цель – прекратить его деятельность в качестве областного корреспондента, - отмечается в сообщении.

Работая в Худжанде в качестве корреспондента различных изданий, в частности в национальном еженедельнике «Нури Зиндаги»,
Исмоилов в течение трёх лет часто критиковал местную администрацию. «Весьма печально, что единственным ответом властей на
критику со стороны журналиста стал его арест. Также весьма сомнительно, что прокурор района Анвар Каноат будет проводить
расследование беспристрастно»,- отмечено в релизе.

Исмоилову предъявлены обвинения по различным статьям уголовного кодекса, включая «клевету», «оскорбление должностного лица»,
«разжигание религиозной и расовой ненависти», а также «вымогательство». Судебный процесс по делу журналиста должен состояться в
конце января. Областной суд Согдийской области распорядился о содержании Исмоилова под стражей в течение всего периода
предварительного следствия. Репортёры без границ требуют освобождения Исмоилова на период, до начала судебного процесса.
Организация также выражает поддержку НАНСМИТ в требовании о проведении справедливого судебного разбирательства и уважения к
независимой защите в суде

2. Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста

Январь, 21
Хосият Комилова,
Эхсон Ибрагимов, ТВ «К+» (г.Худжанд)

21 января 2011 года правоохранительные органы Таджикистана предотвратили террористический акт в г.Худжанде, направленный
против местных силовиков. Возле здания УВД и управления Министерства безопасности Таджикистана были обнаружены два
подозрительных легковых автомобиля, где были найдены самодельные бомбы.

На следующий день после этого, в целях безопасности, жители близлежащих домов были эвакуированы. К месту события для того, чтобы
сделать новостной репортаж, прибыла группа журналистов с ТВ «К+» Хосият Комилова и Эхсон Ибрагимов.

Закончив съемки, журналисты вернулись в офис, но через 15 минут к ним пришли два сотрудника милиции - один в гражданской, другой в
милицейской форме и пригласили их пройти с ними для уточнения отдельных фактов, связанных с эвакуацией жителей домов.

- Однако, когда они вышли из офиса, - рассказывает Хосият, - на улице их ожидала милицейская автомашина и шесть вооруженных
милиционеров. Нас последили в машину и увезли в УВД города Худжанда.

Здесь журналиста и оператора отругали за то, что они без разрешения властей сняли «секретные планы». По словам сотрудников
милиции, они не имели права на съемку, - отмечает Хосият. - Затем, они отправили к нам в офис своего техника, который уничтожил все
отснятые кадры.

- На сегодняшний день работники УВД категорически не желают с нами сотрудничать, - отмечает Хосият. Чтобы получить необходимую
информацию им приходится пройти ряд кабинетов для получения разрешения.

Это уже не первый случай, когда сотрудники УВД Худжанда препятствуют журналистам в их профессиональной деятельности.

Еще во время теракта в сентябре 2011 года, сотрудники правоохранительных органов задержали журналистов отечественных и
зарубежных СМИ, отобрали у них записывающее устройство, фотоаппарат, а журналиста ТРК Азия избили, выбросив его камеру в реку.

Январь, 27
Абдунасим Раджаб, независимый фотожурналист (г.Душанбе)

27 января в Душанбе во время проведения учебной фото съемки, сотрудниками милиции, был задержан студент факультета
журналистики Таджикского национального университета Абдунасим Раджаб, - сообщило сайт Reporter.tj.

“Со мной в милиции обращались как с преступником», - сказал Абдунасими Раджаб.

Студент выполнял учебное задание и готовил репортаж о неработающих светофорах на улице Айни в районе магазина «Книжный мир».



После задержания сотрудниками патрульно-постовой службы и без объяснения причин, он был доставлен в отделение внутренних дел
Шохмансурского района города Душанбе, где ему предъявляли обвинения в том, что он фотографировал милиционеров на улице. В ходе
допроса у будущего журналиста были сняты отпечатки пальцев и удалены все снимки с фотоаппарата.

3. Необоснованное ограничение доступа к информации

Январь, 13
Все СМИ (г.Душанбе)

Удовлетворены ли вы проведением ежеквартальных пресс-конференций для СМИ? – такой вопрос задает «Фараж» (№ 2 от 12.01.2011 г.)
журналистам страны.

По мнению корреспондента радио Би-Би-Си Зарины Хушвахт, с одной стороны хорошо, когда за три месяца появляется возможность
получить ответы на интересующие журналистов вопросы, но с другой стороны, когда нужно получить оперативный ответ при подготовке
программ, в министерствах и ведомствах ссылаются на то, что свои вопросы можно задать в ходе пресс-конференций. Плохо еще и то, что
некоторые чиновники воздерживаются от ответов на острые вопросы журналистов.

«Все пресс-конференции проходят по одному стандарту, вначале чиновники в течение 30-40 минут отчитываются о проделанной работе,
но ведь эти мероприятия рассчитаны для журналистов, а не сотрудников данных ведомств», - отмечает корреспондент агентства
«CA-News» Назарали Пирназаров. Некоторые из чиновников выходят за рамки этики и грубят журналистам, а другие просто
отказываются от широкого комментария и создается впечатление, что у них нет собственного мнения, - отмечает он.

А вот корреспондент «Имруз-News» Абдуазим Абдувахобов считает, что все зависит от таланта журналиста, от того, как он сумеет
получить ответ на интересующие его вопросы. К сожалению, сегодня сами чиновники не готовы отвечать на вопросы журналистов. Когда
они не могут ответить на вопрос, то сразу же набрасываются на журналистов, обвиняя их в скандальности.

Январь, 18
Рressa tj. (г.Душанбе)

18 января пользователи сайта Рressa Tj. не смогли получить доступ к необходимой информации.

Как рассказала гл.редактор сайта Елена Щербакова, о том, что на сайт нет доступа им стало известно лишь утром следующего дня, когда
стали поступать звонки от незарегистрированных пользователей.

- Те, кто были зарегистрированы, продолжали получать рассылку в обычном режиме. Поэтому мы сразу и не заметили отсутствие доступа.
Мы сразу стали выяснять причину.

Нашими специалистами было высказано предположение о пяти причинах. Но на сегодня мы знаем о двух из них точно. Первая – это
попытка взлома сайта и даже знаем с чьей стороны. Но пока говорить об этом не хотим. И вторая – некорректная работа на сайте со
стороны пользователей. Нерабочая ситуация сайта сохранялась до 20.00 19 января.

По словам редактора, на сегодня усилена техническая база и приняты все необходимые меры для защиты сайта от взлома.

Январь, 27
«Факты и комментарии», еженедельная независимая газета (г.Душанбе)

Суд района Шохмансур города Душанбе отказал в приеме к производству один из исков главного редактора газеты «Факты и
комментарии» по факту отказа в предоставлении информации. Ранее главный редактор издания Зафар Абдуллаев представил в данный
суд два иска с требованием обязать ответчиков – руководителей частной авиакомпании «Сомон Эйр» и мобильного оператора
«Вавилон-М» предоставить ответы на свои информационные запросы.

В четверг им был получен ответ, датированный еще 19 январем, где судья этого суда С. Гадоев отказал в рассмотрении иска в этом суде,
отметив, что оно должно рассматриваться в экономическом суде города Душанбе. Истец Абдуллаев не согласен с таким решением суда и
намерен в пятницу подать кассационную жалобу в суд города Душанбе.

«Я считаю, что это политическое решение, не имеющее ничего общего с правовой системой. Просто ответчик – это компания, чье имя ряд
экспертов связывают с шурином президента страны, главой «Ориенбонка» Хасаном Асадуллозода, а также рядом иных лиц,
приближенных к нему, а всем известно, что это одна из ключевых фигур в таджикском политическом истеблишменте. Я не понимаю, чем
руководствуется судья суда района Шохмансур, переводя стрелки на экономический суд, когда иск подан физическим лицом - мною - к
физическому лицу – нынешнему главе «Сомон Эйр» Алишеру Рустамову по вопросу не предоставления информации. У меня нет никаких
коммерческих требований, и иск подан в гражданском порядке».

Главный редактор газеты «Факты и комментарии» намерен также обратиться за соответствующими пояснениями в Совет юстиции РТ, а
также сделать еще один внесудебный запрос в «Сомон Эйр» с теми же вопросами, которые были заданы в 24 сентября 2009 г.

Редакция пытается установить истинных хозяев компании, механизм ее создания, причин того, как она потеснила госкомпанию
«ТаджикЭйр», а также правомочность использования в своей символике государственного герба Республики Таджикистан.

4. Воспрепятствование в распространении печатной продукции

Январь 27
Все СМИ (г.Душанбе)

«Азия-Плюс» (№07 от 26.02.2011г.) публикует жалобы, которые к ним поступили от распространителей газет. Они жалуются,
что им запрещают торговать на улицах.



Распространители говорят, что их выгоняют с тех мест, где они торгуют газетами и журналами и что им категорически
запрещается торговать на улицах, разрешается только в киосках. Когда они стали возмущаться, то представители
госорганов начали им угрожать.

Между тем пресс-секретарь мэра Душанбе Шавкат Саидов заявил, что меры, принимаемые со стороны сотрудников
правоохранительных органов проводятся на основании решения мэра. По его словам, впредь торговля периодической
печатью в несоответствующих для этого местах запрещена. Однако мэрия не запрещает продавать на улице периодику
разносчикам газет.

Мэрия столицы распорядилась организовать продажу газет и журналов во всех семи действующих подземных переходах
города, а также в специальном магазине «Мир полиграфии» (комплекс «Пойтахт-80»), 23 книжных магазинах города и
других магазинах столицы с условием соблюдения норм санитарии и общественного порядка на городских улицах и
общественном транспорте.

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из факта публикации определенных сведений

Январь, 24
Первый канал таджикского ТВ (г.Душанбе)

Мэрия Душанбе обвиняет журналистов таджикского Первого канала в непрофессионализме и предвзятости.

В письме, которое сегодня было направлено в адрес руководства Первого канала таджикского ТВ, председатели всех
четырех районов города Душанбе обвиняют некоторых журналистов данного государственного канала в
непрофессионализме и предвзятости.

Как сообщил «АП» пресс-секретарь мэра столицы Шавкат Саидов, поводом для этого письма послужили несколько сюжетов,
продемонстрированных в информационной программе «Ахбор» по поводу подготовки коммунальных служб города к
зимнему сезону.

«В этих сюжетах, которые были показаны по ТВ в день, когда в городе выпал первый снег, отмечалось, что столичные
власти своевременно не вывели на уборку улиц от снега ни одной единицы спецтехники, и снег на автотрассах столицы
вовсе не убирался», - отметил Саидов.

По его словам, «эта информация не соответствует действительности, и говорит о низком уровне профессионализма
журналистов данного телеканала».

Пресс-секретарь мэра столицы сообщил, что в действительности в дни снегопада на дороги столицы, протяженность
которых составляет около 700 километров, для уборки снега было выведено 93 единицы специальной техники.

Он также подчеркнул, что главы столичных районов, потребовав от руководства телеканала дать опровержение неверной
информации, в письме отметили, что «в противном случае будут вынуждены обратиться в соответствующие органы для
принятия мер».

Январь, 27
«Азия-плюс», независимая газета (г.Душанбе)

Анвар Тагоймуродов - начальник УБОП МВД РТ, подал иск в суд столичного района Фирдавси на газету «Азия-Плюс» за
нанесенный ущерб чести, достоинству и деловой репутации. В своем заявление истец просит суд взыскать с газеты
«Азия-Плюс» в его пользу один миллион сомони.

Предметом иска стала статья «Следствие или инквизиция?», опубликованная в газете «Азия-Плюс» 21.12.2010 года, в
которой говорилось о применении пыток в отношении подследственных со стороны работников УБОП МВД РТ и его
структур в Согдийской области.

В исковом заявлении, которое подано от имени Анвара Тагоймуродова, как от физического лица, говорится, что в данной
статье газета распространяет оскорбляющую и клеветническую информацию, которая наносит ущерб его чести,
достоинству и деловой репутации УБОП МВД РТ.

А. Тагоймуродов считает, что «корреспондент поддался эмоциям, проявил невнимательность и поспешность в отношении
авторитетного органа – МВД РТ и УБОП. Основываясь на высказываниях заинтересованных лиц, были допущены слова,
которые имеют клеветнический и оскорбительный характер». Также он предположил, что Р. Мирзобекова и другие
журналисты, которые освещали последний теракт в Худжанде (сентябрь 2010 г.) «знали лиц, совершивших этот
террористический акт, были осведомлены об их злых намерениях и, возможно, имели с ними связь».

В свою очередь главный редактор «Азия-Плюс» Марат Мамадшоев назвал возмутительным обвинения истца о том, что
Рамзия Мирзобекова сотрудничала с террористами или, как минимум, владела информацией об их планах, но не сообщала
об этом в компетентные органы. В ответ на это газета намерена подать встречный иск. «Если раньше обвинения в адрес
журналистов были общими, то в данном случае, конкретно названа фамилия Рамзии Мирзобековой», - отмечает Марат
Мамадшоев.

Марат Мамадшоев также считает, что данный иск не имеет правовых оснований и содержит очень много ошибок. К тому же
Тагоймуродов подал иск лично от себя. «Получается, что УБОП - это не государственное учреждение, а его личная



собственность», - сказал Мамадшоев.

Мониторинг подготовлен по сообщениям СМИ и корреспондентов сети мониторинга


