
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в апреле 2010 года
В апреле 2010 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 24 сообщения. Из них 11 - определяют
фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 4 - информируют о прямых нарушениях
прав журналистов и СМИ, 9 - о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и журналистов.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Действие должностных лиц, определяющих фактическое положение СМИ

Апрель, 03
Хамид Абдуллоев, председатель г. Куляб (г. Куляб, Хатлонская обл.)

Председатель г.Куляб Хамид Абдуллоев провел представительное совещание на условную тему: «Судьба государственных объектов,
приватизированных частными предпринимателями с 90-х годов 20 века по сегодняшний день».

Как сообщили мониторинговой службе НАНСМИТ журналисты, на совещание были приглашены представители, как местных, так и
общенациональных печатных и электронных средств массовой информации.

По словам журналистов, в ходе встречи мэр Куляба упрекнул журналистов в игнорировании темы приватизации и дальнейшей судьбы,
отданных в частные руки, бывших государственных объектов. «Из 136 приватизированных объектов, за последние 20 лет, едва 30%
работают по своему назначению, на подавляющем большинстве предприятий все раскурочено, вокруг ужасная антисанитария, при
остром дефиците земель, сотни гектаров которых не используется, а вы, журналисты, все ищете прорехи в газо- и водоснабжении
жителей», - заявил Хамид Абдуллоев.

Апрель, 13
Гайбулло Авзалов, председатель Хатлонской области (г. Курган-тюбе)

Председатель Хатлонской области Г. Авзалов на заседании хукумата (администрации) области, где был рассмотрен вопрос деятельности
местных государственных СМИ, подчеркнул, что в некоторых районах недостаточно уделяется внимание СМИ, как идеологическому
помощнику исполнительной власти. На примере газеты «Бешкент» была высказана критика в адрес многих изданий, которые
выпускаются от случая к случаю. Было указано на отсутствие доступа к информации и трансляции радио и телевидения Хатлонской
области и республиканских электронных СМИ в пограничных районах области. На заседании хукумата было принято решение об
обязательном еженедельном выпуске газет, содействии проведению ремонта и технического оснащения типографий, приобретении
современного компьютерного оборудования для редакций, улучшении и использовании технических возможностей трансляции РТВ.

Апрель, 13
Шарифхон Самиев , председатель г. Курган-тюбе (Хатлонской области)

Председатель города Курган-тюбе Шарифхон Самиев на пресс-конференции выразил недовольство деятельностью журналистов Н.
Мамурзода, Дж.Сайфиддинова и Э.Донахонова указав на то, что они уделяют больше внимания негативным сторонам жизни города и
совершенно не освещают положительные изменения. Он подчеркнул, что некоторые журналисты, работающие в независимых СМИ,
скрывают свое сотрудничество с государственными изданиями.

Апрель, 16
Нусратулло Абдуллоев, председатель Верховного суда РТ (г. Душанбе)

Я не имею права давать какую-либо оценку и комментировать ход судебного процесса по иску судей в отношении трёх независимых
изданий – еженедельника «Фараж», «Озодагон» и «Азия-Плюс», - сказал журналистам председатель Верховного суда РТ Нусратулло
Абдуллоев. «В случае, если суд вынесет какое-либо решение, только тогда я смогу дать оценку обоснованности и законности принятого
вердикта», - подчеркнул он.

Апрель, 21
Юрий Попов, Посол РФ в РТ (г. Душанбе)

"В последнее время на страницах некоторых таджикских СМИ, особенно таджикоязычных изданий, стали появляться достаточно
тенденциозные публикации, которые дают неправдивое представление о сегодняшней России. Об этом заявил посол РФ в РТ Юрий Попов
в ходе презентации конкурса "Таджикистан - Россия: исторические корни дружбы и сотрудничества, взгляд в будущее" в рамках
деятельности представительства российского Фонда развития "Институт Евразийских Исследований" в Таджикистане. По его мнению,
подобные публикации омрачают морально-психологический фон нынешних таджикско-российских отношений.

2.Оценки фактического положения СМИ и свободы слова
Апрель, 16

Асадулло Рахмонов, председатель Комитета по телевидению и радиовещанию при правительстве РТ (г. Душанбе)

В Таджикистане установлен новый передатчик для цифрового вещания на вышке таджикского телевидения высотой 200 метров. Как
сообщил журналистам председатель Комитета по телевидению и радиовещанию при правительстве РТ Асадулло Рахмонов, в настоящее
время там ведутся подготовительные работы.

«Мы намерены в ближайшие дни запустить работу датчика, который в первое время позволит обеспечивать цифровое вещание всех
четырех государственных каналов «Шабакаи Аввал», «Сафина», «Джахоннамо» и «Бахористон» на территории столицы и ближайших
районах», - подчеркнул А. Рахмонов. По его словам, цифровое вещание это вещание с высокой четкостью, и лучше на 25% спутникового



вещания, которое ведется сейчас.

«Передатчик был завезен из Европы и установлен в этом году. Его стоимость составила около $300 тыс. Один передатчик может
передавать трансляцию восьми телеканалов», - сообщил глава КТР.

Апрель, 30
Все СМИ (г. Душанбе)

30 апреля, в г. Душанбе состоялся круглый стол на тему «Политические, экономические проблемы и вопросы безопасности и прав
таджикской журналистики» инициированный Международной организацией персоязычных журналистов «Афруз» совместно с Союзом
журналистов Таджикистана в честь Международного дня свободы прессы.

Преподаватель ТНУ Иршод Сулаймони в своем выступлении подробно рассказал о политических и экономических проблемах таджикской
журналистики. Лицензирование в области телерадиовещания, судебные иски в отношении СМИ, влияние глобального экономического
кризиса на деятельность таджикских изданий, малочисленный тираж газет и отсутствие эффективного механизма распространения
печати были названы как проблемы, мешающие развитию свободных СМИ в Таджикистане.

На заседание круглого стола были приглашены журналисты, представители политических партий Таджикистана и международных
организаций.

2. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

Апрель, 05
Все СМИ (г. Душанбе)

Подведены итоги конкурса по подготовке юных журналистов из числа школьников города Душанбе. Об этом НИАТ «Ховар» сообщила
координатор проекта Наргис Касымова.

На конкурс проекта «Школа юного журналиста», объявленного радиостанцией «Ватан» и Общественной Организацией «Даст ба даст»
(«Рука об руку») при поддержке Правительства Швейцарии, было подано более 30 сочинений от учеников 13 школ города Душанбе.
Компетентное жюри отобрало 10 лучших сочинений на тему «Я журналист и это значит...».

Апрель, 21
Все СМИ (г. Душанбе)

Состоялась презентация конкурса "Таджикистан - Россия: исторические корни дружбы и сотрудничества, взгляд в будущее" в рамках
деятельности Представительства российского Фонда развития "Институт Евразийских Исследований" в Таджикистане в г. Душанбе.

По словам президента фонда Валерия Турсунова, конкурс объявляется для журналистов информационных агентств Таджикистана,
независимых журналистов, освещающих процессы развития двух государств: Таджикистан - Россия.

В. Турсунов подчеркнул, что на конкурс могут быть выдвинуты статьи, опубликованные в период с 25 апреля по 15 августа 2010 года в
печатном органе СМИ республиканского значения на русском языке, а также статьи, опубликованные на таджикском, и представлены на
конкурс в переводе на русский язык. Объем работ должен содержать не менее 8 тыс. символов (с пробелами).

Апрель, 21
Все СМИ (г. Душанбе)

Институт по освещению войны и мира (IWPR) в рамках проекта «Защита прав человека и правозащитное образование посредством СМИ в
Центральной Азии», финансируемого Европейской Комиссией объявляет конкурс на лучшее освещение правозащитных вопросов.

В представительстве IWPR в РТ сообщили, участниками конкурса могут стать журналисты, работающие в печатных изданиях,
фотожурналисты, журналисты, работающие для Интернет-изданий.

«Участники конкурса должны будут представить не менее 3 аналитических статей или расширенные информационные сообщения по
избранной теме, или же не менее 3 фоторепортажей (от 10 фотографий) по избранной теме», - отметил источник.

Апрель, 22
МАТ (г. Душанбе)

Медиа Альянс Таджикистана накануне Всемирного дня свободы прессы учреждает две национальные журналистские премии имени
известных таджикских журналистов Мазхабшо Мухаббатшоева и Отахона Латифи.

Премия им. Мухаббатшоева будет вручена в номинации «За смелость» таджикскому журналисту, который, по мнению медиа-сообщества и
Совета СМИ Альянса, проявил максимальную смелость в своей профессиональной деятельности и способствовал снижению уровня
цензуры и самоцензуры в Таджикистане. Эта премия может быть присуждена действующему журналисту любого вида СМИ и любой
формы собственности, и основным условием премии является смелость в журналистской деятельности.

Премия им. М. Мухаббатшоева будет вручена только одному номинанту.
В свою очередь премия им. О. Латифи будет вручена номинанту в четырех направлениях СМИ (всего четыре премии) – «ТВ», «Радио»,
«Печать» и «Интернет и новости» за высокий профессионализм.

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ



1. Воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов

Апрель, 21
Фаттох Саидов, директор Агентства по государственному финансовому контролю и борьбы с коррупцией РТ Таджикистана (г.
Душанбе)

Судебный иск Министерства сельского хозяйства в отношении независимого издания «Миллат» является необоснованным. Об этом в ходе
пресс-конференции журналистам сообщил глава Агентства по государственному финансовому контролю и борьбы с коррупцией РТ Фаттох
Саидов.

«Мы тщательно изучили статью в газете «Миллат» и я с уверенностью заявляю, что все факты, приведенные в ней соответствуют
действительности, тем более, что они предоставлены журналистам нашим Агентством», - подчеркнул Саидов.

По его словам, антикоррупционное ведомство направило в минсельхоз письмо, в котором указывается на правильность фактов в статье,
отмечая ссылку на Агентство.

Апрель 27
Газеты «Азия плюс», «Фараж» и «Озодагон» (г. Душанбе)

27 апреля 2010 года руководством трех таджикских изданий - «Азия плюс», «Фараж» и «Озодагон» было передано претензионное письмо
в Верховный Суд РТ с требованием опровергнуть ранее опубликованные высказывания в статье «Судьи трех газет и адвокат оскорбили
весь судейский корпус», авторами которой являются заместитель Председателя Верховного Суда РТ Холова Б. и судьи Верховного Суда РТ
Кобилова Л.А. и Ш. Азимов. Претензионное письмо также было направлено на интервью Первого заместителя председателя Верховного
суда РТ Юсупова Анварджона Иброгимовича в еженедельной газете «Crime-инфо» в №14 (570) от 07.04.2010 года под названием
«Верховный суд о деле газет «Азия-Плюс», «Фараж», «Озодагон» и адвоката Джураева».

Претензионное письмо подготовлено в порядке, предусмотренном Постановлением Верховного Суда РТ №8 от 1992 года. Редакции
таджикских изданий требуют принести опровержение на ряд высказываний в данных публикациях, так как они не соответствуют
действительности и наносят вред их деловой репутации.

2. Необоснованное ограничение в доступе к информации

Апрель, 03
Все СМИ (г.Куляб, Хатлонская область)

Как сообщил мониторинговой службе НАНСМИТ корреспондент информационного агентства «Азия-Плюс» по Кулябской группе районов
Хатлонской области Турко Дикаев, в системе здравоохранения введены элементы предварительной цензуры информации. По словам
журналиста, отныне средствам массовой информации решено выдавать только те цифры и факты, которые прошли полную проверку от
региона до Министерства здравоохранения.

Как рассказал Т. Дикаев, ссылаясь на директора Кулябского областного центра по борьбе и профилактике ВИЧ/СПИД № 2 Тоира Туманова,
цензура информации предпринята с благовидной целью - «оградить статистику от ошибок». Как удалось выяснить, это относится не
только к данным по ВИЧ/СПИД, распоряжение касается всех сфер системы здравоохранения, так как выявлены некоторые
несоответствия, мягко говоря, в статистических данных регионов и соответствующих служб минздрава.

2. Нарушение лицензионного требования в области телерадиовещания

Апрель, 27
201-я российская военная база (г. Душанбе)

201-й российской военной базе нужно приобрести лицензию для вещания телеканала «ОРТ» на территории Республики Таджикистан. Об
этом заявил министр транспорта и коммуникаций РТ Олимджон Бобоев 27 апреля, на встрече с журналистами.

По словам Олимджона Бобоева, с частотами в Таджикистане нет проблем, и 201-я база на основании лицензии может осуществлять
вещание на любой частоте. Ныне канал «ОРТ» должен вещать по межправительственному договору только на территории военной базы, а
с приобретением лицензии и частоты охват вещания телеканала может быть расширен.

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из факта публикации определенных сведений

Апрель, 02
«Фараж», «Озодагон», «Азия-плюс», независимые газеты (г.Душанбе)

Судья суда района Сино города Душанбе Амриддин Сафоев частично удовлетворил ходатайство, поданное ответчиком – адвокатом
Солиджоном Джураевым. Речь идет о судебном процессе, в котором соответчиками выступают три печатных издания страны – «Фараж»,
«Озодагон» и «Азия-плюс», против которых поданы иски со стороны трех судей, обвиненных адвокатом в предвзятости и
коррумпированности.

Суд по этому делу переносился несколько раз, и сейчас судья объявил перерыв в судебных слушаниях, удовлетворив ходатайство С.
Джураева в той части, где он требует изучить его официальные обращения к Омбудсмену страны и в Генеральную прокуратуру.

Суд намерен сделать соответствующие запросы в эти инстанции, однако в то же время признал безосновательными требования адвоката



прекратить процесс, признав иски судей незаконными. «Только они сами могут отозвать свои иски, - заявил судья. – У них есть право
защищать в судебном порядке свою честь и достоинство».

Апрель, 03
«Азия плюс», независимая газета (г.Душанбе)

В минувший четверг, 1 апреля в Cуде района Фирдавси г. Душанбе состоялось первое судебное слушание по иску гражданки Саломат
Сафаровой к газете «Aзия-Плюс». Предметом иска является возмещение материального и морального ущерба.

Гражданка Саломат Сафарова обратилась в суд района Фирдавси с исковым заявлением о возмещении материального и морального
ущерба в размере 12.322 сомони (около 2.700 долларов США) с газеты «Aзия-Плюс». Основанием для иска стала статья "Охота на
валютчиков", опубликованная на страницах "Aзия-Плюс" (№30 от 30.09.09), где упоминалось имя ее сына. В данной публикации
корреспонденты газеты - Р.Мирзобекова и Д.Гуфронов писали о нападениях, которые произошли в прошлом году на сотрудников
обменных пунктов города Душанбе.

Апрель, 15
«Фараж», независимая газета (г. Душанбе)

Газета «Фараж» (№15 от 14.04.2010г) опубликовала опровержение старшего участкового инспектора УВД района Фирдавси Бобохона
Азизова на статью Джамили Мирбозхоновой «Саховат нужно закрыть», чтобы привести его в порядок» («Фараж» 31.03.2010(№13). Автор
утверждает, что факты, приведенные в указанной статье, не соответствуют действительности, и задевают не только честь и достоинство
его коллег, но также наносят ущерб их репутации среди общественности.

Дж. Мирбозхонова, отмечает Азизов, со слов продавцов колбасных изделий обвиняет участковых инспекторов рынка в том, что они
съедают у них колбасу, но при этом не оплачивают за нее. «Некоторые продавцы жалуются, что инспектора занимаются
вымогательством», - цитирует он слова журналиста.

Бобохон Азизов замечает, что журналист, в своем материале использует анонимный источника. По его мнению, приведение подобных
фактов от имени неизвестного источника противоречит законодательству страны. «Профессиональный журналист должен обладать
неопровержимыми фактами и не поддаваться эмоциям», - отмечает он.

Апрель, 15
Газета «Нури Зиндаги» (г. Душанбе)

В адрес газеты «Нури Зиндаги» (№14 от 08.04.2010г) поступило письмо от гражданки Пулотовой Заррины «Не порочьте моё имя», где она
просит издание опубликовать опровержение на статью, опубликованную газетой от 28 января 2010 года под заголовком «Без денег твое
слово не имеет смысла». З.Пулотова утверждает, что статья содержит данные, которые не соответствуют действительности и задевают ее
честь и достоинство.

В своем письме З.Пулотова также приложила копию решения Управления Агентства государственного финансового контроля и борьбы с
коррупцией РТ от 24.02.2010 года об отказе возбуждения против нее уголовного дела, в связи с отсутствием в ее действиях признаков
состава преступления.

Автор статьи «Без денег твое слово не имеет смысла» жительница города Худжанд Хамробоева Махбуба заявила, что стала свидетелем
того, как инспектор отдела регистрации налогоплательщиков Худжанда Заррина Пулотова взяла 10 сомони (2,3 доллара США) за выдачу
Идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) у пожилой русской женщины и при этом грубо с ней разговаривала. В такой же
грубой форме З.Пулатова общалась и с ней. Поэтому автор - М.Хамробаева в своей публикации направленной на имя председателя
Налогового комитета при правительстве РТ Н. Давлатова и руководства Управления Агентства государственного финансового контроля и
борьбы с коррупцией Согдийской области Дж.Рахматова требует от них провести расследование и решить данную ситуацию.

Апрель, 21
Дж.Толибов, главный редактор газеты «Пайкон» (г.Душанбе)

В своем ответе начальник ГАИ МВД РТ М.Б.Саидов, опубликованном в газете «Пайкон» (№16, от 21.04.2010) под заглавием «Пришла
весна, когда же ты приедешь» на статью газеты «Где вы, господа министры?» (№42 от 30.12.2009), обвиняет газету в искажении фактов. В
комментарии к ответу начальника Управления ГАИ МВД РТ редактор газеты Дж.Толибов пишет, что с момента опубликования статьи
прошло 4 месяца, а положение дел на автодороге Душанбе-Чанак как было в декабре, так до сих пор не поменялось в лучшую сторону. На
автодороге существует много аварийных участков, по причине которых путники страдают и не могут вовремя добраться домой.

Апрель, 21
С.Рахмонов, заместитель министра здравоохранения РТ (г.Душанбе)

14 апреля заместитель министра здравоохранения РТ Сохибназар Рахмонов на пресс-конференции обвинил журналистов в
некомпетентности в вопросах освещения туберкулеза, распространенного в Восейском районе Хатлонской области. Об этом сообщила
газета «Пайкон» (№16, 0т 21.04.2010) в статье под заглавием «Долина смерти или легенды об ишаке Афанди». По словам замминистра, у
нас в республике имеются более горячие точки, чем Восейский район, но журналисты почему-то всегда говорят о районе Восе, тем более
некомпетентно. По мнению замминистра, причиной распространения туберкулеза в этом районе является неблагоприятное
экономическое и социальное положение населения региона, а вовсе не использование неких реактивов. сохранившихся еще со времен
Советского Союза.

Апрель, 21
С.Рахимова, заместитель председателя г.Душанбе (г. Душанбе)

В своем ответе заместитель председателя г.Душанбе С.Рахимова, опубликованном в газете «Нигох» (№16, от 21.04.2010) под заглавием
«Убайдуллаев лично рассмотрит каждый сигнал» на статью Нематуллохи Акбар «Писать или не писать президенту?» («Нигох», №3 от



7.04.2010), обвиняет газету в искажении фактов. В статье Н.Акбар утверждает, что «никакое заявление не будет рассматриваться, даже
если оно адресовано Убайдуллаеву, или другому лицу…»

В своем ответе С.Рахимова отрицая утверждения автора статьи, в свою очередь отмечает, что при рассмотрении важных вопросов
журналисту не следует искажать реальные факты, ибо искажение фактов отрицательно влияет на общество, а журналист и редакция
понесут ответственность за сказанное.

Апрель, 22
Рахмонали Хасанов, житель города Курган-тюбе (г.Кургантюбе, Хатлонская область)

В своем ответе гражданин Рахмонали Хасанов, опубликованном в газете «Миллат» (№16, от 22.04.2010) под заглавием «Бойся бога, или
говори правду» на статью Гулистон Бобоевой, жителя города Курган-тюбе «Пусть вынесут мой гроб из моих ворот» (газета «Миллат», №10
от 1103.2010), обвиняет автора в искажении фактов. Он обвиняет автора в оклевете на него. Автор также утверждает, что, во-первых, так
называемая Гулистон Бобоева в реальной жизни не существует и что это вымышленный автор. Во-вторых, его законные права на
собственность жилья доказаны законом и газете не следовало публиковать непроверенные факты.

Апрель, 22
А.Азизов, заведующий детской хирургической, реабилитационной кафедрой ТГМИ имени А.Сино (г.Душанбе)

А.Азизов, доктор медицинских наук в статье под заглавием «Оклеветали видного хирурга» опубликованной в газете «Точикистон» (№16 от
22 апреля 2010), называет статью «Госпремия за плагиат» опубликованную в газете «Бизнес и политика», клеветнической. По мнению
доктора А.Азизова статья была опубликована в то время, когда он был выдвинут на соискание премии имени А.Сино лишь с той целью,
чтобы очернить его доброе имя. Доктор действительно утверждает, что он во многих своих научных работах следовал своему учителю -
доктору А.Пулатову, но это никак не является плагиатом. Наоборот, он, как верный ученик развивал многие незаконченные дела своего
учителя и внес в них много нового, но никак не претендует на присвоение себе научные открытия своего учителя.

Мониторинг подготовлен по сообщениям СМИ и корреспондентов сети мониторинга

Координатор мониторинговой службы

Абдуфаттох Вохидов

Руководитель проекта

Нуриддин Каршибоев


