
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в январе 2010 года
В январе 2010 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 26 сообщений. Из них 16
- определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 2 -
информируют о прямых нарушениях прав журналистов и СМИ, 8 - о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и
журналистов.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

Январь, 13
Лутфулло Давлатов, директор ТВ "Сафина" (г. Душанбе)

ТВ "Сафина" готово сотрудничать со всеми политическими партиями страны и предоставить им время для предвыборных дебатов, заявил
в ходе пресс-конференции директор телеканала Лутфулло Давлатов. По его словам, препятствий для политических партий на телеканале
не существует. "Если будут конкретные предложения со стороны политических партий, то мы готовы их рассмотреть", - подчеркнул он.

Январь, 18
Г. Авзалов, Председатель Хатлонской области (г.Курган-тюбе)

Председатель Хатлонской области Г. Авзалов заявил перед журналистами, что каждый руководитель должен проводить
пресс-конференции по утвержденному графику, а за безответственное отношение должностные лица будут наказаны. Он озадачил
ответственных лиц хукумата (администрации области) принять меры и впредь улучшить доступ к оперативной информации через
Интернет.

2. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Январь, 06
Независимая газета «Вароруд» (г. Худжанд, Согдийская обл.)

В Худжанде выйдет в свет первый номер приложения к общественно-политической газете «Вароруд» - «Русское слово»,- сообщает «Азия
плюс» (№01 от 06.01.2010г).

По словам руководителя проекта Атохона Ганиева, издание будет посвящено таджикско-российскому сотрудничеству, трудовой миграции
и в нем также будет отведено значительное место изучению русского языка и литературы.

Затраты на издание приложения частично покрываются за счет гранта, предоставленного Фондом «Русский мир».

Январь, 11
Газеты "Согдийская правда", "Хакикати Сугд", "Сугд хакикати" (г. Худжанд Согдийская обл.)

Три газеты исполнительного органа государственной власти Согдийской области перестали печататься в государственной типографии
города Худжанда. Теперь они издаются в 80 км от Худжанда - в типографии в Истаравшане. Газеты "Согдийская правда" (1950 экз., 8
полос, 2 раза в неделю), "Хакикати Сугд" (4750 экз., 8 полос, 2 раза в неделю) и "Сугд хакикати" (2 тыс., 4 и 8 полос, 2 раза в неделю)
теперь печатаются в частной типографии ООО "Матбуоти Уротеппа". Как сообщил "АП" главный редактор газеты "Хакикати Сугд" Карими
Шариф, они уже отпечатали на новом месте два последних номера газет. По его словам, это было сделано по совместному решению
главных редакторов трех газет из-за того, что в Истаравшане их газеты печатают на 5-6 дирамов дешевле, чем в Худжанде.

Январь, 15
Таджикское телевидение (г. Душанбе)

Таджикское телевидение переходит на цифровое вещание по территории города Душанбе. Об этом представителей СМИ
проинформировал первый заместитель главы Комитета по телевидению и радиовещанию (КТР) Абдурахмон Абдуманнонов.

По его словам, в настоящее время правительством страны принята Концепция перехода на цифровое вещание до 2015 года, согласованная
с профильными министерствами и ведомствами республики. Комитет по телерадиовещанию в текущем году намерен осуществить
реализацию начала программы за счет своих средств, а для полной реализации программы необходимо более 15,5 млн. сомони. По словам
зампредседателя комитета, если программа будет поддержана правительством страны, то до 2015 года каналы таджикского телевидения
полностью перейдут на цифровое вещание и качества вещания намного улучшиться.

Отвечая на вопрос, перейдут ли телеканалы «Шабакаи аввал» и «Сафина» к круглосуточному вещанию, Абдуманнонов отметил, что такая
цель, пока не ставиться.

«В настоящее время эти телеканалы вещают 18 часов в сутки, учитывая наши возможности это хороший показатель», - подчеркнул
зампред КТР.

По его словам, переход к круглосуточному вещанию требует больших финансовых вложений, технических возможностей, а также
творческий потенциал.

Январь, 21
Минкультуры РТ (г. Душанбе)

Две ежедневные газеты должны выйти в свет в 2010 году, сообщил журналистам Мирзобадал Бадалов, начальник управления печати и



издательств Минкультуры РТ. По его словам, согласно "Концепции информационной политики РТ" одна газета должна выпускаться
ежедневно на государственном таджикском языке, а другая на иностранных языках, в частности русском, английском, арабском и
персидском. На сегодняшний день в стране ежедневные газеты не выпускаются.

Январь, 21
Мирзошохрух Асрори, министр культуры РТ (г. Душанбе)

Министр культуры Мирзошохрух Асрори, в ходе пресс-конференции заявил, что причина отсутствие ежедневных газет не состоит в том,
что народ не может покупать газеты, а в том что "наши уважаемые издания не рискуют взять на себя ответственность для выпуска
ежедневной газеты".

Напомним, по данным Минкультуры, на сегодняшний день в РТ зарегистрировано 201 газет, 98 журналов, 44 издательств, 148
типографий и 7 информагентств.

Январь, 21
СМИ Хатлонской области

По информации заведующего информационно аналитическим отделом хукумата (администрации) Хатлонской области С. Шомалангзода за
2009 год в СМИ было 196 критических и аналитических материалов о Хатлонской области, на 113 руководители отреагировали и
выступили в СМИ. Только на 124 материалов напечатанных в печатных СМИ были даны письменные ответы.

3. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

Январь, 06
Все СМИ (г. Худжанд, Согдийская область)

Приложение газеты «Вароруд» - "Русское слово" объявляет конкурс среди журналистов на лучшую статью. В конкурсе могут участвовать
все журналисты независимо от уровня профессионализма и вида СМИ. Тематика статьей не ограничивается. Но особо будут
приветствоваться статьи, посвященные дружеских таджикско-российских отношений, истории русской культуры, знание русского языка,
жизни замечательных людей и т.п.

Конкурс проводиться в трех этапах. Первый этап: январь-март. Итоги первого этапа конкурса будут объявлены 21 марта - в День
праздника Навруз. Лучшие творческие работы будут отмечены призами.

Январь, 08
Все СМИ (г. Душанбе)

Таджикские журналисты - представители пяти таджикских СМИ отбыли накануне в Иран. Как сообщил "АП" глава представительства
Комитета помощи Имама Хомейни в Таджикистане Саидджавад Разови, в течение недели таджикские журналисты - представители НИАТ
"Ховар", ИА "Азия-Плюс", Радио Таджикистана, Первого канала и медиа-холдинга "Чархи Гардун" ознакомятся с ситуацией СМИ в Иране
и проведут встречи со своими иранскими коллегами. Поездка таджикских журналистов осуществляется по инициативе представительства
международного Комитета помощи Имама Хомейни Исламской Республики Иран в Таджикистане.

Январь, 11
Союз независимых изданий (г. Душанбе)

В Таджикистане создан Союз независимых изданий, председателем которого избран главный редактор газеты "Нигох" Саймуддин Дустов.

Как заявил Саймуддин Дустов накануне в ходе пресс-конференции, руководители трех еженедельных изданий - "Фараж", "СССР" и "Нигох"
- подписали специальный договор о заключении данного союза. По его словам, цель создание данного Союза заключается в развитии этих
изданий, укрепление солидарности между журналистами, выработка единой политики в плане зашиты национальных интересов в
информационном пространстве, в частности защита таких важных проектов, как строительство Рогунской ГЭС.

Январь, 14
Совет по СМИ Таджикистана (г. Душанбе)

14 января 2010 года Министерством юстиции зарегистрирован Совет СМИ Республики Таджикистан как республиканская общественная
организация.

«Целью новой общественной организации в сфере средств массовой информации Таджикистана является содействие в развитие свободы
слова, повышение качества журналистики и укрепление международных этических норм журналистики в Таджикистане», - сказал в
беседе с нашим корреспондентом председатель Совета СМИ Таджикистана Иброхим Усмонов.

Напомним, что Совет СМИ был учрежден 30 октября 2009 года на Учредительной конференции Совета СМИ Таджикистана, в котором
участвовали журналисты из всех регионов республики.

Январь, 15
Все СМИ (г. Душанбе)

Вопросы подготовки к предстоящим парламентским выборам в Таджикистане, а также их прозрачное проведение стали основной темой
обсуждения на состоявшемся 15 января круглом столе, который провели Национальная Ассоциация независимых средств массовой
информации Таджикистана (НАНСМИТ) совместно с Союзом журналистов Таджикистана (СЖТ).

На встрече приняли участие главный специалист Центральной комиссии по выборам и референдумам РТ Рачабмурод Ашуров, другие
представители Центральной комиссии по выборам и референдумам. В ходе мероприятия, главный специалист Центральной комиссии по



выборам и референдумам Рачабмурод Ашуров подчеркнул, что СМИ Таджикистана активно занимаются освещением работы
предвыборной комиссии. По его словам в нынешних выборах для СМИ не будут никаких ограничений, и они имеют право доступа к любой
поступающей в пресс центр по выборам информации о ходе выборов.

Акбарали Сатторов сообщил, что в ближайшее время совместно с комиссией по выборам и Союзом журналистов Таджикистана будет
создан веб-сайт, где будет собрана вся информация, и все желающие независимо от времени суток, могут, получить оттуда необходимую
информацию.

Январь, 22
Совет по СМИ РТ (г. Душанбе)

22 января в зале Союза журналистов Таджикистана состоялась презентация Совета по СМИ РТ. На ней выступил Председатель Совета по
СМИ Ибрагим Усманов о миссии этого саморегулирующего органа и задачи на 2010 год.

Участникам также был представлен «Путеводитель по саморегулированию СМИ», изданный на таджикском языке офисом Представителя
ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. Перевод книги осуществлен Национальной ассоциацией независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ).

Январь, 28
Все СМИ (г.Душанбе)

29- 30 января в Душанбе в рамках проекта Института по освещению войны и мира (IWPR) "Защита прав человека и правозащитное
образование посредством СМИ в Центральной Азии", финансируемого Европейским Союзом, прошел тренинг на тему: «Права человека
для журналистов».

Основная задача тренинга – ознакомление таджикских журналистов с основами прав человека и правозащитной деятельностью для
дальнейшего освещения этой тематики в прессе.

Январь, 29
Все СМИ (г.Душанбе)

В преддверии парламентских выборов в Таджикистане, репортеры и корреспонденты более 20 газет, радио и телевидения, а также
информагентств республики 28 января в Душанбе приняли участие в семинар-тренинге «Средства массовой информации и выборы».

Семинар-тренинг проводился по инициативе Международного фонда избирательных систем (IFES) при поддержке Американского
Агентства по международному развитию совместно с ЦИК по выборам и референдумам РТ в рамках проекта по поддержке парламентских
выборов.

По словам Главы офиса IFES в Душанбе Майкла Гетто, проведение семинар-тренинга способствует активизации роли СМИ в деле
объективного освещения предвыборной агитации и освещения избирательной кампании в Таджикистане и использованию их
профессиональных знаний и опыта.

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1. Воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов

Январь, 20
"Азия-плюс" (г. Душанбе)

18 января состоялся телефонный разговор с сотрудницей Комитета по чрезвычайному ситуацию (КЧС) полковником Мунирой Назариевой
и корреспондентом Информационно- аналитического агентства "Азия-плюс" Бахтиером Валиевом.

Поводом к продолжительному разговору стала статья под названием "Три дня под лавиной" опубликованная в газете "Азия-плюс" и на
сайте информагентства "Азия-плюс". В статье содержались критические слова в адрес КЧС, озвученные одним из пострадавших на
перевале автодороги " Душанбе-Худжанд", когда там 20 декабря 2009 года под лавиной остались несколько машин.

Корреспонденту было рекомендовано проверять информацию, полученную от свидетелей происшествий, а также не освещать
чрезвычайные ситуации в одностороннем порядке и обязательно брать комментарии в пресс-службе этого ведомства.

Январь, 06
Газета «Вароруд» (г. Худжанд, Согдийская область)

Незнакомые лица с поддельными документами называют себя сотрудниками независимой газеты" Вароруд". Злоумышленники
дискредитируют издания, тем самим, воспрепятствуют нормальной работы действительных сотрудников газеты.

В целях разрешения данной проблемы руководство газеты приняло решение выдать всем корреспондентам газеты удостоверения
личности нового образца. Вместе с тем, редакция «Вароруд» обратилась к руководителям организаций и предприятий, лицам, не
предоставившим документ подтверждающий личность сотрудника "Вароруд", либо официальное письмо от редакции, не выдавать
информацию.

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1. Обвинение в клевете



Январь, 13
Газета «Озодагон», г.Душанбе

Начальник УГАИ МВД РТ, полковник милиции М.Саидов обвиняет автора статьи «Ежегодно в счет строительства Рогунской ГЭС
перечислю миллион сомони» («Озодагон»( №01, от 7.01.2010г.) - руководителя ООО «Дурнамо» А. Азизходжаева в клевете.

В своем ответе на публикацию руководителя ООО «Дурнамо» («Озодагон»№02 от 13.01.2010г) М.Саидов отмечает, что тот не только
предвзято относится к руководимому им «уважаемому ведомству», но также вводит в заблуждение руководство страны. Он сообщает, что
между «Дурнамо» и УГАИ МВД РТ в свое время был подписан договор о сотрудничестве. Однако, «Дурнамо» не выполнил свои
обязательства и в результате задолжал пред республиканским управлением ГАИ. Вследствие этого, данное общество не прошло в
последующем тендере.

2. Незаконное телевизионное вещание (нарушение лицензионные нормы)

Январь, 15
ОРТ (г. Душанбе)

Первый российский телевизионный канал (ОРТ) функционирует в Таджикистане незаконно, - заявил первый заместитель председателя
комитета по телевидению и радиовещанию А.Абдуманнонов на состоявшейся 15 января пресс-конференции для представителей
отечественных и зарубежных СМИ, аккредитованных в стране.

Он отметил, что на основании существующего между Таджикистаном и Россией соглашения о статусе 201 мотострелковой дивизии, ей
разрешается транслировать передачи первого канала ОРТ, но только в пределах дивизии. И то, что сегодня они транслируются далеко за
пределами дивизии, является незаконной. Данная частота по закону принадлежит каналу СМТ (Независимый канал Таджикистана).

Однако, А.Абдуманнонов отметил, что решение данного вопроса не входит в компетенцию Комитета по телевидению и радиовещания.
Этим вопросом занимается министерство транспорта и коммуникации страны, где создана комиссия с целью решения возникшего
конфликта.

3. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из факта публикации определенных сведений

Январь, 07
Независимая газета «Нигох» (г. Душанбе)

Сотрудники прокуратуры города Хатлон отправили изданию «Нури зиндаги» (№01 от 07.01.2010г) отклик на статью, опубликованную на
страницах «Нигох» от 26 ноября 2009 года (№36) под заголовком «Папа, когда ты станешь прокурором?».

Они пишут, что, так как издание «Нигох» по неизвестным им причинам не опубликовала их отклик, то они были вынуждены напечатать
его в «Нури зиндаги».

Сотрудники прокуратуры утверждают, что автор статьи имеет личную неприязнь к органам прокуратуры и содержание статьи также
имеет оскорбительный тон.

Январь, 07
Газета «Миллат» (г.Душанбе)

Заместитель министра сельского хозяйства Таджикистана Ш.Рахимназаров обратился с письмом в редакцию газеты «Миллат» (№01от
07.01.2010г) с тем, чтобы они представляли им факты коррумпированности данного ведомства, которые были изложены в статье
«Министерство сельского хозяйство самое коррумпированное ведомство» ("Вазорати кишоварзи фасодзадатарин ниход") опубликованной
газетой от 10 декабря 2009 года(№49).

Он отмечает, что 7 декабря 2009 года Минсельхоз провело пресс-конференцию для представителей СМИ об итогах сбора хлопка и
будущее хлопководства в стране. Однако после этого, газета «Миллат» опубликовала материал со ссылкой на заседание парламента, где
отмечает, что якобы по итогам выполнения госбюджета 2009 года Минсельхоз признан самым коррумпированным ведомством и что во
всех структурах этого ведомства было выявлено нецелевое использование средств на общую сумму 6,5 млн. сомони.

Ш.Рахимназаров отмечает, что согласно Конституции страны только суд имеет право обвинить то или иное ведомство и назначить ему
наказание. Поэтому руководство Минсельхоза просит редакцию газеты представить им факты коррумпированности их ведомства,
изложенные в материале, с целью принятия дальнейших мер.

Январь, 20
Газета «Пайкон», г.Душанбе

Директор Зоологического парка города Душанбе Назарали Сатторов на страницах газеты «Пайкон»(№03 от 20.01.2010г) заявляет, что
последнее время, некоторые новоявленные газеты печатают про зоопарк такие материалы, которые далеки от истины, и заполняют
страницы газет пустыми словами, вводя тем самым в заблуждение читателей.

К такому выводу он приходит после публикации на страницах «Пайкон» статьи журналиста Шахло Начмиддин - «Разочарование от
посещения» (№41от 23.12.09г). Он отмечает, что некоторые журналисты в стремление опубликовать аналитические и критические статьи,
преследуют при этом корыстную цель в надежде получить от редакции большой гонорар или благодарность. По его словам статью
«Разочарование от посещения» как раз можно перечислить к корыстным, пустым, искаженным и далеким от истины материалам.

Следует напомнить, Шахло Начмиддин в своей статье критикует зоопарк города в том, что за несколько лет он практически не изменился
в лучшую сторону. В частности, она отмечает: «Надеялась, что наш Зоопарк стал лучше по сравнению с прошлыми годами, и что
возможно там созданы какие-то развлекательные мероприятия. Но, к сожалению, все осталось по прежнему, и кроме нескольких козлят и



уток больше не на что смотреть.

Январь, 26
Независимая газета «Пайкон» (г. Душанбе)

Городской Суд оставил решение суда района Фирдавси г. Душанбе в отношении газеты «Пайкон» без изменения исключив из текста
только слова «честь и достоинство».

В суде города Душанбе состоялось кассационное рассмотрение жалобы еженедельника «Пайкон» на решение суда района Фирдавси г.
Душанбе от 26 октября 2009 года по иску агентства по стандартизации, метрологии, сертификации торговой инспекции при
Правительстве РТ (Агентства «Таджикстандарт») к газете «Пайкон» о защите чести и достоинства, деловой репутации. Дело
рассматривалось городским судом города Душанбе под председательством судьи З. Аминовым.

В итоге суд оставил решение первой инстанции практически без изменения, то есть газета «Пайкон» должна заплатить штраф
«Таджикстандарт» в размере 300 тысяч сомони (около 69 тысяч долларов США).

В свою очередь, учредитель газеты «Пайкон» Джума Толиб выразил несогласие с таким решением городского суда. Он отметил, что
применение норм защиты чести и достоинства, а также деловой репутации недопустимо к агентству «Таджикстандарт», так как согласно
международным нормам, понятия чести и достоинства присуща к физическим лицам, а деловая репутация применяется к субъектам
предпринимательства и бизнеса. Также Джума Толиб сказал, что они намерены подать жалобу в коллегию Верховного суда по
рассмотрению гражданских дел. Он также заявил, что они не намерены на этом останавливаться, и для восстановления справедливости,
будут подавать жалобу вплоть до коллегии президиума Верховного суда, если в этом будет необходимость.

Январь, 28
Газета «Миллат» (г. Душанбе)

Министерство сельского хозяйства страны обратилось с иском в суд района Фирдавси на еженедельную газету "Миллат", которая якобы
обвиняет данное ведомство в коррумпированности. Как сообщил мониторинговой службе НАНСМИТ руководитель пресс-службы
Минсельхоза Нарзулло Дадабоев, Министерство сельского хозяйства считает факты, приведенные в публикации газеты от 10 декабря
2009 года "Министерство сельского хозяйства самое коррумпированное ведомство» («Вазорати кишоварзи фасодзадатарин ниход»)
необоснованными и опорочающими честь, достоинство и деловую репутацию служащих министерства. В связи с этим, в своем исковом
заявление от 26 января текущего года министерство требует от «Миллат» возмещение морального ущерба в размере один миллион
сомони (около 229 тысяч американских долларов США). В свою очередь, главный редактор "Миллат" Зойири Давлат в интервью
корреспонденту мониторинговой службы отметил, что в случае необходимости, газета готова предоставить источник и достоверную
информацию и, тем самым, отстаивать свою позицию.

Январь, 29
"Азия-Плюс, "Фараж" и "Озодагон" (г. Душанбе)

Двое судей Верховного суда Нур Нуров и Улугбек Мамадшоев, а также судья Душанбинского городского суда Ф.Додометов подали иск на
три таджикские изданий: "Азия-Плюс, "Фараж" и "Озодагон" за оскорбление чести и достоинства и требуют возмещение морального
ущерба на общую сумму 5,5 миллиона сомони. Также они требуют приостановить деятельность этих изданий до решения данного вопроса
в судебном порядке в соответствии со ст. 142-143 Гражданско-процессуального кодекса РТ.

Поводом для искового заявления стала публикация в этих газетах (№03 от 20.01.2010г) заявление адвоката Солиджона Джураева, по делу
31 осужденных жителей Исфаринского района Согдийской области. В своем открытом заявлении С.Джураев обвинил Агентство по
государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан и Верховный суд страны в фальсификациях и
произволе. Также он представил суду запись, на которой судья Верховного суда Нур Нуров говорит, что вынес несправедливый приговор
по указу своего руководителя.

Комментируя ситуацию, главный редактор газеты «Азия плюс» Марат Мамадшоев называет данные претензии необоснованными. «Мы от
себя ничего не добавили, а передали, то, что рассказал адвокат. В настоящее время дело находится в производстве суда района Сино
города Душанбе».

Мониторинг подготовлен по сообщениям СМИ и корреспондентов сети мониторинга

Координатор мониторинговой службы
Абдуфаттох Вохидов

Руководитель проекта
Нуриддин Каршибоев


