
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в декабре 2006 года
В декабре 2006 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 15 сообщений. Из них 11
определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 3 информируют о
прямых нарушениях прав журналистов и СМИ, 1 - о конфликтах и нарушениях, инкриминируемых средствам массовой
информации.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

Декабрь, 14
Махмадсаид Убайдуллоев, председатель города Душанбе

На одном из контрольных совещаний городского хукумата председатель Душанбе Махмадсаид Убайдуллоев призвал чиновников не
скрывать правду от журналистов, - сообщает газета «Вечерний Душанбе» (№50 от 14.12.2006г), ссылаясь на пресс-секретаря мэра
Шавката Саидова.

Для обеспечения прозрачности деятельности исполнительных органов власти мэр рекомендовал руководителям всех структур столицы
активно сотрудничать со СМИ и предоставлять им оперативную, достоверную и подтвержденную информацию.

2. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

Декабрь, 04
Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) (г. Душанбе)

4 декабря 2006 года Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) направила письмо на имя председателя
правления Государственного Сберегательного «Амонатбонка» РТ (ГСБ) Махмадамина Махмадаминова с требованием приять меры в связи
с попытками сотрудников структурных подразделений «Амонатбонка» оказать давления на свободу слова.
В письме подчеркивается, что претензии банкиров по поводу публикации в газете «Минбари халк» касались не коммерческой тайной или
деловой репутации, а личных и корпоративных амбиций сотрудников банковской сферы.

«Мы высоко оцениваем вклад ГСБ РТ «Амонатбонк» в дело социально-экономического преобразования страны и выступаем сторонниками
решения любых конфликтов в сфере СМИ в рамках закона. Тем не менее, констатируем случаи давления на СМИ и журналистов
недозволенными методами, неприемлемыми в правовом обществе» - отмечается в письме.

Напомним, что 13 ноября 2006 года журналисту Джамиле Хусейновой позвонил на работу представитель «Амонатбонка» в Согдийской
области Хусниддин Норматов и угрожал ей наказанием. По словам Хусейновой, он выразил резкое недовольство по поводу ее заметки
«Денег нет, приходите завтра», опубликованной в газете «Минбари халк» (орган Народно-демократической партии Таджикистана) 9
ноября 2006 года, в которой говорилось о задержках выплаты пенсий жителям Бободжонгафуровского района Согдийской области.

Декабрь, 08
Российско-Таджикский славянский университет (г. Душанбе)

Республиканская научно-практическая конференция на тему «Свобода слова: вопросы формирования современной медиаполитики»
состоялась 8 декабря в Российско-Таджикском славянском университете (РТСУ) в Душанбе.

Как сообщил заведующий кафедрой истории и теории журналистики РТСУ, профессор Абдусаттор Нуралиев, на конференции
обсуждались проблемы свободы СМИ и журналистики в целом. В мероприятии приняли участие представители ведущих СМИ страны,
Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана, Союза журналистов РТ, преподаватели и студенты вузов.

Декабрь, 08
Все СМИ (г. Душанбе)

8 декабря 2006 года группа таджикских журналистов во главе с председателем Национальной ассоциации независимых СМИ
Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддином Каршибоевым отправилась в соседний Афганистан с целью установления профессиональных
контактов с афганскими коллегами по изучению состояния свободы слова в этой стране.

По словам Каршибоева, у обеих стран, переживших гражданскую войну, практически одинаковые проблемы с соблюдением принципов
свободы слова. Председатель НАНСМИТ также отметил, что он намерен наладить постоянное сотрудничество с афганскими
журналистами.

Поездка таджикских журналистов в Афганистан состоялась в рамках проекта «Независимая школа журналистики. Таджикистан, XXI век»
при поддержке Национального фонда в поддержку демократии (США).

Декабрь, 15
ТВ «Сомониен» (г. Душанбе)

15 декабря 2006 года адвокат директора АООТ ТВ «Сомониен» А. Косимов направил напоминание в Лицензионную комиссию при
Комитете по телерадиовещанию (КТР) при правительстве РТ о деле ТВ «Сомониен», которое уже около 9 месяцев находится на стадии
рассмотрения.

По словам директора ТВ «Сомониён» Икрома Мирзоева, если Комитет по телерадиовещанию не удовлетворит их требование о признании
недействительным решения Лицензионной комиссии, то руководство ТВ «Сомониен» после обязательного соблюдения всех законных



процедур обратится с исковым заявлением в экономический суд Душанбе. АООТ ТВ «Сомониен», по словам И. Мирзоева, требует от
Лицензионной комиссии возместить нанесенный им ущерб в размере 60 тыс. сомони (около 18 тыс. долларов США) за простаивание
телестудии в течение последних двух лет.

ТВ «Сомониен» еще 14 мая 2006 года предъявило претензию о признании недействительным решения Лицензионной комиссии КТР.

Напомним, что срок лицензии ТВ «Сомониён» истек еще 31 декабря 2004 года. Несмотря на это телестудия «Сомониён» продолжала свою
деятельность в течении еще трех месяцев. 25 марта 2005 года Лицензионная комиссия Комитета по телевидению и радиовещанию при
Правительстве Республики Таджикистан приняла решение о прекращении деятельности ТВ «Сомониён». А 17 мая 2005 года налоговой
полицией Министерства по государственным доходам и сборам (МГДС) РТ, было опечатано оборудование ТВ «Сомониён», основанием для
опечатки оборудования телестудии послужило то, что устав организации не был перерегистрирован.

Декабрь, 22
«Интерньюс-нетуорк» (Хатлонская область)

«Интерньюс-нетуорк» приступил к реализации проекта по правовому обучению журналистов Хатлонской области (юг Таджикистана).
Первый семинар из этого цикла состоялся в административном центре Хатлонской области - городе Курган-Тюбе.

Комментируя целенаправленность семинара, юрист «Интерньюс-нетуорк» Фаррухшо Джунайдов сообщил, что это, прежде всего,
повышение уровня правовых знаний журналистов, работающих в региональных СМИ. Он также отметил, что подобные семинары уже
проводились для работников электронных СМИ и лишний раз показали, как журналисты в них нуждаются.

По словам участника семинара, корреспондента ТВ «Курган-Тюбе» Таварали Сохибназарова, подобные мероприятия полезны особенно
для начинающих журналистов, т.к. на них они получают новые правовые знания, непосредственно знакомятся с практикой опытных
коллег, им предоставляется необходимая юридическая литература.

Декабрь, 22
Все СМИ (г. Душанбе)

«Общественное телевидение и международный опыт» - так называлась конференция, состоявшаяся 20 декабря 2006 года в Душанбе и
проходившая под эгидой общественного объединения «Интерньюс - Таджикистан» и Фонда имени Фридриха Эберта в Таджикистане.
Участники конференции обсудили проблемы и перспективы развития общественного телевидения, международный опыт и существующие
нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность телевидения в республике Таджикистан.

В работе конференции приняли участие представители исполнительного аппарата Президента РТ, Комитета по телерадиовещанию,
руководители частных и государственных телерадиокомпаний из всех регионов страны, а также международные эксперты из Австрии и
Германии.

3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Декабрь, 08
Газета«Кулябская правда» (Хатлонская область)

Из-за отсутствия энергоснабжения в республике не может выйти в свет очередной номер еженедельной общественно-политической
региональной газеты «Кулябская правда». «Парадоксальная складывается ситуация, - сообщил мониторинговой службе НАНСМИТ
редактор газеты Рустам Одинаев. – Именно наша газета призвана рассказывать миллионному населению Кулябского региона о
«светопляске» и попытках властей решить эту проблему, но именно отсутствие энергоснабжения не позволяет нам выпустить номер с
материалами на эту тему».

Декабрь, 20
Интернет-сайт www.arianastorm.com

20 декабря 2006 года на сайте www.аrianastorm.com опубликован рейтинг стран по официально зарегистрированному количеству
интернет-пользователей, составленный International Telecommunication Union. В этом рейтинге Таджикистан занимает последнее 198
место – здесь на 100 человек приходится менее 1 пользователя.

Надо отметить, что в данный рейтинг включены как пользователи, выходящие в Интернет нескольких раз в неделю, так и тех, которые
пользуются им лишь один раз за несколько месяцев.

Декабрь, 21
Рашид Некбин, корреспондент газеты «Нигох» (г. Душанбе)

Еженедельная газета «Нигох» (№2 от 21.12.2006г.) в рубрике «Черная доска» опубликовала критическую статью Рашида Некбина
«Непристойность среди народа? И за счет народа?» по поводу ряда публикации в «Народной газете».

«Периодически на 5-ой странице «Народной газеты» в рубрике «Час досуга» можно встретиться с непристойными статьями и
иллюстрациями, что не позволяет себе даже желтая пресса», - подчеркивает автор. Далее он пишет, что «газета, печатающаяся за счет
таджикских налогоплательщиков, либо должна прекратить публиковать непристойные для менталитета таджикского народа статьи и
фотографии, либо должна прекратить свое существование».

Поясним, что «Народная газета» является единственной в РТ правительственной газетой, издающейся на русском языке.

Декабрь, 28
Мирсаид Султон, корреспондент газеты «Нигох» (г. Душанбе)



Еженедельная газета «Нигох» (№3 от 28.12.2006г.) опубликовала статью Мирсаида Султона под названием «Телевидение – это не только
сцена песен и плясок», в которой автор обвиняет государственные телеканалы ТВ-1 и ТВ «Сафина» в непрофессионализме, и подборе
программ лишь развлекательного характера.

Как отмечает автор, в последнее время республиканские телевизионные каналы ТВ-1 и ТВС постепенно превращаются в чисто
развлекательные, несмотря на то, что они являются государственными. По подсчетам автора, приведенным в статье, из 20 часов
ежедневного вещания первого канала 40% составляют музыкальные программы, столько же - зарубежные, в том числе зарубежные
фильмы, которые подчас очень далеки от таджикского менталитета.

«Главная цель государственного канала, - пишет автор, - прежде всего, заключается в своевременном объективном информировании
населения о жизни страны. Однако у нас из 7-8 информационных передач, охватывающих всего 1,5-2 часа эфирного времени в день
большинство являются повторными и непрофессионально подготовленными».

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1. Необоснованный отказ в предоставлении общественно значимой информации

Декабрь, 18
Турко Дикаев, корреспондент ИА «Азия-Плюс», Ахмади Иброгим, корреспондент независимой газеты «Бомдод» (г. Куляб, Хатлонская
область)

16 декабря 2006 года собственный корреспондент независимого информационного агентства «Азия-Плюс» по Кулябской группе районов
Турко Дикаев и собственный корреспондент независимой газеты «Бомдод» Ахмади Иброгим более 3-х часов безрезультатно простояли
перед контрольно-пропускным пунктом у въезда на строительную площадку Сангтудинской ГЭС-1, расположенную в 110 км от Душанбе.
Начальник смены частной охраны генерального директора строящейся станции Давлят Тешаев не пропустил журналистов без
специального пропуска, отделываясь отговорками, что, мол, «вчера надо было приезжать, когда здесь был президент» или «вы же
журналисты, возьмете и что-нибудь сфотографируете, а объект – стратегический».

Потом Д. Тешаев куда-то позвонил (по его словам, заместителю генерального директора некоему Василию Павловичу) и сообщил
журналистам, что их «приказано пока не пускать». Затем он уехал на территорию строительства, пообещав на месте разобраться и
позвонить на КПП, но пропал на пару часов. Корреспонденты прождали его безрезультатно.

КОММЕНТАРИЙ

Свобода слова, печати и право пользования средствами информации гарантируются и защищаются статьей 30 Конституции Республики
Таджикистан, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. В приведенном случае журналистов интересовали
вопросы, не относящиеся к государственной и другой охраняемой законом тайне.

Кроме того, статья 31 Закона «О печати и других СМИ» дает журналисту право искать, получать и распространять информацию любым
законным способом. В свою очередь статья 5 данного закона обязывает государственные, политические и общественные организации,
движения и их должностных лиц предоставлять необходимые средствам массовой информации сведения. Отказ в предоставлении
запрашиваемых сведений, согласно статье 27 вышеназванного закона, может быть обжалован представителем СМИ вышестоящему
органу или должностному лицу, а затем в суд.

2. Необоснованные ограничения в предоставлении общественно значимой информации

Декабрь, 08
ТВ «Кулоб» (г. Куляб, Хатлонская область)

7 декабря 2006 года съемочная группа программы «Ахбор» региональной студии ТВ «Кулоб» Хатлонской области получила отказ в ранее
запланированной и согласованной встречи от директора филиала государственного центра экспертизы лекарств по Кулябской группе
районов Набиджона Шамолова
Как пояснил мониторинговой службе НАНСМИТ сам Н. Шамолов, он вынужден был отказать тележурналистам из-за отсутствия
электричества. «Третий день из-за аварии на трансформаторной подстанции комплекс больничных зданий в Кулябе, в том числе, и наш
офис, обесточен, все цифровые выкладки нашей деятельности за 11 месяцев находятся в ставших безжизненными компьютерах, а с
общими рассуждениями выходить к зрителю нецелесообразно», - сказал Набиджон Шамолов.

Декабрь, 22
Мехрубон Сатторова, Ашурали Эргашев, журналисты радио «Хатлон» (г. Курган-Тюбе, Хатлонская область)

Журналисты радио «Хатлон» Мехрубон Сатторова и Ашурали Эргашев во время своих рабочих командировок в районы Хамадони и
Хуросон не смогли получить необходимую информацию в местных органах власти.

В районных хукуматах от корреспондентов требовали предъявления не только командировочных и служебных удостоверений, но также
предварительно разработанного областным радио плана намеченных для обсуждения тем.

По словам журналистов, в Хатлонской области работники местных органов государственной власти, прежде чем предоставить
информацию представителям СМИ, всегда сначала заручаются разрешением вышестоящих органов.

КОММЕНТАРИЙ

Свобода слова, печати и право пользования средствами информации гарантируются и защищаются статьей 30 Конституции Республики
Таджикистан. В соответствии со статьей 27 Закона РТ «О печати и других СМИ» граждане имеют право на оперативное получение через
СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, т.е. эта норма
закона прямо обязывает государственные органы и должностных лиц не допускать волокиты при обращении журналистов за



информацией. Таким образом, любые искусственные ограничения в получении информации незаконны.

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1. Обвинение в безлицензионной деятельности (ст.142.1 КоАП РТ)

Декабрь, 25
ТВ «Сомониен» (г. Душанбе)

5 декабря 2006 года в суде района Фирдавси города Душанбе состоялось судебное разбирательство по делу Гуломали Курбонова,
пытавшегося незаконно присвоить АООТ ТВ «Сомониён» путем подделки учредительных документов.

Суд признал его виновным по статье 340 УК РТ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград,
штампов, печатей, бланков». Об этом мониторинговой службе НАНСМИТ сообщил директор ТВ «Сомониен» И. Мирзоев.

Он также разъяснил, что по приговору суда назначенное наказание в виде лишения свободы условно не применено, и в соответствии с
актом амнистии Г. Курбонов освобожден от отбывания наказания.

Адвокат И.Мирзоева А. Косимов также сообщил, что ТВ «Сомониён», уже второй год, лишенное права выпускать телепередачи, теперь
может обратиться в экономический суд г. Душанбе с исковым заявлением к Лицензионной комиссии при Комитете по телерадиовещанию
РТ.

Напомним, что срок лицензии ТВ «Сомониён» истек еще 31 декабря 2004 года.

Несмотря на это телестудия «Сомониён» продолжала свою деятельность в течении еще трех месяцев. 25 марта 2005 года лицензионная
комиссия Комитета по телевидению и радиовещанию при Правительстве Республики Таджикистан приняла решение о прекращении
деятельности ТВ «Сомониён». А 17 мая 2005 года налоговой полицией Министерства по государственным доходам и сборам (МГДС) РТ,
было опечатано оборудование ТВ «Сомониён», основанием для опечатки оборудования телестудии послужило письмо Комитета по
телерадиовещанию при Правительстве РТ, в своем письме в налоговую полицию Комитет по телерадиовещанию обвиняет телестудию в
деятельности без соответствующей перерегистрации в связи с внесением изменений и дополнений в учредительные документы.

КОММЕНТАРИЙ

Подделка удостоверений или иного официального документа, представляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его
использования самим подделывателем или другим лицом, либо сбыт такого документа, изготовление или сбыт штампов, печатей, бланков
в тех же целях, а равно использование заведомо подложного документа образуют состав преступления, предусмотренный статьей 340 УК
Республики Таджикистан.

Право на обращение в экономический суд за восстановлением нарушенных прав вполне закономерно, т.к. по вине осужденного средство
массовой информации в течение длительного времени не функционировало.


