
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в ноябре 2006 года
В ноябре 2006 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 32 сообщения. Из них 21 определяет
фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 7 информируют о прямых нарушениях прав
журналистов и СМИ, 4 - о конфликтах и нарушениях, инкриминируемых средствам массовой информации.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Публичные выступления, заявления и речи высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств
массовой информации

Ноябрь,02
Эмомали Рахмонов, Президент РТ (г. Душанбе)

Бадахшанская область сегодня полностью вышла из коммуникационной изоляции, что является высоким достижением государственной
независимости, - заявил Президент РТ Эмомали Рахмонов на встрече с активом Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) 1 ноября
2006 года, состоявшейся во время его рабочего визита в город Хорог.

Отмечая достижения республики по обеспечению горной области коммуникационными технологиями, глава государства особо
подчеркнул, что сегодня на территории автономной области действуют 35 радиосетей, которые охватывают 29 тысяч радиоточек. В
период с2000 по 2006 гг. было осуществлено обновление сети ретрансляционных установок на территории области, что позволило
охватить практически 99% населения области каналами республиканского телевидения. Кроме того, жители ГБАО обеспечены на 79%
программами российских каналов.

По словам Э. Рахмонова, сегодня полностью налажена коммуникационная связь между труднодоступными районами и центром
республики.

Ноябрь, 02
Эмомали Рахмонов, Президент РТ (г. Душанбе)

Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов подверг резкой критике издательскую деятельность в Горно-Бадахшанской автономной
области. По его словам, качество выпускаемой областными, городскими и районными типографиями продукции не отвечает современным
требованиям, и никаких мер для устранения недостатков на местах не предпринимается. Поэтому «издания не могут своевременно
отражать события, не доводят до населения достижения периода независимости». Э. Рахмонов отметил, что в газетах полностью
отсутствует критика деятельности местных органов государственной власти, что также не способствует повышению уровня самосознания
людей и национальной самобытности.

Из-за отсутствия запасных частей и нехватки электроэнергии в области работают только две типографии – областная и типография в
Ишкашимском районе, остальные простаивают. Заказы выполняются на устаревшем оборудовании и, соответственно, на очень низком
уровне. Так, все городские и районные газеты области уже пятый год выходят без иллюстраций.

Президент дал указание Министерству культуры и местным госорганам изучить вопрос технологического обновления местной
издательской базы и представить правительству обоснованные предложения по устранению данных недостатков.

Ноябрь, 16
Кароматулло Олимов, госсоветник Президента РТ (г. Душанбе)

В Центре стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан 15 ноября состоялась научно-практическая
конференция на тему «Продвижение демократии и масс-медиа в Казахстане и в Таджикистане». Об этом сообщило Национальное
информагентство «Ховар».

Выступая перед участниками конференции, госсоветник Президента Республики Таджикистан Кароматулло Олимов отметил, что
ежегодно в Таджикистане увеличивается число независимых информационных агентств, газет, журналов, электронных СМИ. «Но есть
некоторые моменты, которые вызывают озабоченность у нас, - подчеркнул он. - Под соусом демократии через некоторые интернет-сайты
часто распространяются недостоверные, клеветнические и порнографические материалы, которые наносят нравственный ущерб нашей
молодежи».

Ноябрь, 18
Эмомали Рахмонов, Президент РТ (г. Душанбе)

18 ноября в Душанбе состоялась инаугурация вновь избранного Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова. По этому
случаю, глава государства на совместной сессии Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ (парламента) выступил с
речью, в которой рассказал об основных пунктах программы своей деятельности на будущие семь лет.

Касаясь приоритетных направлений политики страны, Э. Рахмонов отметил, что «развитие демократических институтов, в том числе
политического плюрализма и плюрализма мнений, свободы вероисповедания, свободы выражения, слова и печати, а также дальнейшее
развитие других институтов гражданского общества будут важной и постоянной задачей государства».

2. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

Ноябрь, 02
Еженедельник «Азия-Плюс» (г. Душанбе)

Накануне Дня Конституции несколько десятков жителей Душанбе стали новоселами, среди счастливчиков и известный журналист



Мавджуда Холова. Предложение журналистки на одной из встреч женщин с главой столичной администрации послужило поводом для
претворения программы по обеспечению жильем интеллигенции города. Всем 110 новоселам квартиры предоставляются на льготных
условиях, однако из-за отсутствия средств на покупку жилья Холова попросила бесплатно выделить служебную квартиру, - сообщает
еженедельник «Азия-Плюс» (№44 от 02.11.2006г.) в информации «Журналистка благодарит мэра Душанбе».

Ноябрь, 14
Махмадсаид Убайдуллоев, председатель г. Душанбе

На контрольном совещании администрации города Душанбе, состоявшемся 13 ноября, мэр столицы Махмадсаид Убайдуллоев выразил
озабоченность состоянием новых автобусных остановок в Душанбе. М. Убайдуллоев призвал институты гражданского общества, в
частности, СМИ, использовать весь имеющийся потенциал для усиления воспитательной работы по бережному отношению к
государственному и общественному имуществу. Об этом сообщил пресс-секретарь председателя города Шавкат Саидов.

3. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

Ноябрь, 02
«Интерньюc - Нетуорк» (г. Душанбе)

«Интерньюс - Нетуорк» в Таджикистане выпустил карманный «Юридический справочник для журналистов». Издан он на таджикском
языке тиражом в 1000 экземпляров. Справочник является источником необходимых правовых знаний для таджикских журналистов.
Материалы, использованные в нем, основаны на законодательных актах РТ, регулирующих деятельность СМИ.

Ноябрь, 09
Фонд «Евразия» Центральной Азии

Фонд «Евразия» Центральной Азии (ФЕЦА) содействует развитию СМИ в регионе. В установочном тренинге «Экономические основы
развития СМИ» приняли участие медиа-менеджеры 25 печатных и электронных СМИ юга Кыргызстана (Жалалабатская, Ошская и
Баткенская области), Согдийской области Таджикистана и других регионов Центральной Азии, - сообщил ИА «Вароруд» тренер, директор
Ассоциации региональных телерадиовещателей Кыргызской Республики Эрнис Мамырканов.

Тренинг, по его словам, проводился в рамках программы ФЕЦА по развитию независимых СМИ при финансовой поддержке посольств
Великобритании в г. Алматы и Душанбе, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Агентства США по
международному развитию (USAID).

В ходе тренинга организаторы выясняли, что именно необходимо СМИ региона для их устойчивого финансового развития. Особое
внимание уделялось основным компонентам развития малобюджетных масс-медиа: созданию действенной системы менеджмента СМИ,
эффективному маркетингу и продвижению СМИ в условиях региона.

Участникам тренинга была предоставлена возможность произвести оценку внедрения компонентов современного менеджмента и
маркетинга СМИ, а также адаптировать данные системы к местным рыночным условиям.

Ноябрь, 11
НПО «Четвертая власть» (г. Худжанд)

Осенний образовательный лагерь для молодых журналистов северного Таджикистана начал работу в городе Кайраккуме. Как сообщила
ИА «Азия-Плюс» председатель правления НПО «Четвертая власть» Парвона Фируз, десятидневный семинар проходит в санатории
«Шифо» в рамках проекта «Поддержка местных СМИ», финансируемого американской организацией NED. Участниками семинара в
основном являются студенты-отличники 4 и 5 курсов отделения журналистики Худжандского государственного университета.

Основные темы семинара - стандарты современной журналистики, права СМИ, основы экономики в СМИ, стратегия экономического
развития Таджикистана. Занятия проводят местные и иностранные тренеры.

Ноябрь, 11
Все СМИ (г. Душанбе)

10-11 ноября 2006 года в Душанбе прошел двухдневный семинар-тренинг «Международные стандарты и нормы свободы слова». Он был
организован Союзом журналистов Таджикистана, Национальной ассоциацией независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) и Фондом
памяти и защиты прав журналистов Таджикистана в рамках образовательной программы для журналистов страны, при поддержке
Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в РТ.

Участники семинара совместно с тренерами и правовым экспертом обсудили международные стандарты и нормы свободы слова и их
соблюдение в Таджикистане.

Ноябрь, 16
Еженедельник «Азия-Плюс» (г. Душанбе)

Как сообщается в информации Е. Кожевниковой «СЖТ будет следить за языком», опубликованной в еженедельнике «Азия-Плюс» 16
ноября, на очередном заседании правления Союза журналистов Таджикистана (СЖТ) 9 ноября были рассмотрены вопросы о возрождении
творческого конкурса и премии им. Лохути, а также создания комиссии, которая будет следить за соблюдением таджикскими СМИ норм
и правил государственного языка. «В ее состав предположительно войдут филологи и эксперты в области литературного таджикского
языка. В функции комиссии будут входить мониторинг публикаций СМИ и контроль за выполнением норм и правил употребления
государственного языка», - сообщил ответственный секретарь СЖТ П. Нуров. Точный состав комиссии пока не утвержден.

Ноябрь, 15
«Медиа Альянс Таджикистана» (г. Душанбе)



Принято обращение республиканской ассоциации «Медиа Альянс Таджикистана» (МАТ) в связи с угрозами банкира Хусниддина
Норматова в адрес журналиста, члена МАТ Джамили Хусейновой.

В обращении говорится, что «Медиа Альянс» выражает свою озабоченность в связи с давлением, оказываемым на журналиста Хусейнову
за опубликованный материал в прессе. Эксперты МАТ, проанализировав указанную публикацию, пришли к выводу, что никаких
серьезных нарушений Закона РТ «О печати и других средствах массовой информации» и этических норм журналиста в ней нет. Проблема
заключается лишь в значительной задержке подготовленной публикации (почти три месяца спустя после ее написания) редакцией газеты,
которая, в свою очередь, ждала итогов очередной ежеквартальной пресс-конференции «Амонатбонка»».

Ассоциация, в отличие от самого Норматова, считает, что журналист имеет право указывать инициалы должностного лица в своих
сообщениях. Х. Норматов является сотрудником государственного учреждения, и, соответственно, не правомочен предъявлять претензии
такого рода журналисту, тем более в грубой форме.

Руководство МАТ выражает надежду на конструктивное решение возникшего недопонимания и предлагает чиновнику вместо угроз
воспользоваться своим правом ответа в газете.

Ноябрь, 19
Раджаби Мирзо, независимый журналист (г. Душанбе)

В воскресенье,19 ноября, журналист и руководитель ячейки Демократической партии Таджикистана (ДПТ) в г. Душанбе Раджаби Мирзо
был выпущен на свободу. Об этом сообщило радио «Озоди» («Свобода»).

Напомним, что 4 ноября Раджаби Мирзо, и.о. главного редактора газеты «Адолат» (орган ДПТ) был арестован за попытку организации
пикета около Министерства юстиции Республики Таджикистан. Раджаби Мирзо и группа его соратников из ДПТ, Социалистической
партии Таджикистана и Социал-демократической партии Таджикистана попытались таким образом высказать свой протест против
решения Минюста о признании нового крыла ДПТ во главе с М. Собировым. После этого решения Минюста стали издаваться сразу две
газеты под названием «Адолат», но под разными редакциями.

Освободившийся из-под ареста журналист заявил, что «законы республики написаны так, что власть при необходимости, основываясь на
тех же законах, отстраняет неугодных ей людей». Раджаби Мирзо в интервью радио «Свобода» также отметил, что «он будет продолжать
свою борьбу за свободу выражения и слова в Таджикистане».

Ноябрь, 28
Все СМИ (г. Душанбе)

27 ноября 2006 года в Душанбе завершила свою работу республиканская научная конференция «Телевидение сегодняшнего и
завтрашнего дня: проблемы электронных СМИ». Конференция была организована кафедрой телерадиовещания факультета журналистики
и перевода Таджикского государственного национального университета (ТГНУ).

Дискуссии велись по таким вопросам, как «ТВ: культура или политика»; «ТВ: развлекательное средство или идеологический рычаг»;
«ТВ-шоу: достижения, недостатки и журналистская этика в телевизионных передачах».

По итогам конференции были выработаны научные рекомендации по улучшению деятельности электронных СМИ в Республике
Таджикистан.

4. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Ноябрь, 02
Еженедельник «Азия-Плюс» (г. Душанбе)

«Таджикская пресса самая свободная в Центральной Азии?» - пишет еженедельник «Азия-Плюс» (№44 от 02.11.2006г.) со ссылкой на
интернет-сайт www.newsru.com.

Согласно рейтингу стран мира по свободе прессы, в очередной раз опубликованному международной журналистской организацией
«Репортеры без границ», в списке из 168 стран Таджикистан разместился на 117 строчке и признан в Центральной Азии самой
благоприятной страной, где соблюдается свобода прессы. Данный рейтинг был составлен по результатам массового опроса, проведенного
среди 14 организаций, защищающих свободу слова по всему миру, штатных корреспондентов «Репортеров без границ» и независимых
журналистов.

Ноябрь, 03
Комитет по защите журналистов (г. Нью-Йорк, США)

Репрессии против оппозиции и СМИ поставили под угрозу справедливость проведения президентских выборов в Таджикистане. Об этом
говорится в распространенном 3 ноября 2006 года заявлении Комитета по защите журналистов (КЗЖ).

В заявлении КЗЖ отмечается, что «по крайней мере, деятельность четырех оппозиционных и независимых газет была приостановлена за
последние два года, также Министерством связи республики в октябре месяце был заблокирован доступ к пяти популярным электронным
СМИ, организуемым за рубежом».

«Мы крайне обеспокоены тем, что таджикские власти лишили своих граждан доступа к независимым СМИ, в то время как они больше
всего необходимы, – заявил исполнительный директор КЗЖ Джоул Саймон. - Избиратели не смогут сделать правильный и
информированный выбор при голосовании, когда у них скудные сведения о кандидатах и их платформах».

В документе отмечается и тот факт, что государственное телевидение, являющееся главным источником новостей и информации в
Таджикистане, интенсивно освещало лишь предвыборную кампанию действующего президента страны.



Ноябрь, 07
Киммо Кильюнен, глава делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ, специальный координатор миссии краткосрочных наблюдателей
от ОБСЕ

7 ноября 2006 года на пресс-конференции по предварительным итогам выборов президента Таджикистана, организованной миссией
наблюдателей ОБСЕ, глава делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ Киммо Кильюнен отметил, что в процессе выборов был очевиден
весьма важный недостаток, непосредственно затрагивающий деятельность СМИ в Таджикистане. Он заключается в том, что местные
СМИ находились под контролем правительства, частные СМИ также испытывали давление властей, а в целом чувствовалась
широкомасштабная негласная цензура во время предвыборной гонки. «В этот период кандидат от Народно-демократической партии
Таджикистана, действующий Президент Эмомали Рахмонов получил 83% доступа на телеканале «Сафина» и более 90% - на ТВТ, причём
оба канала – государственные, - подчеркнул К. Кильюнен. - Информационная кампания была почти невидимой, а СМИ говорили главным
образом о действующем президенте в его роли главы государства».

Ноябрь, 09
Еженедельник «Азия-Плюс» (г. Душанбе)

Журналист Бахром Маннонов опубликовал на страницах еженедельной газеты «Азия-Плюс» статью «Давайте не путать фазы…» («АП», №
45 от 09.11.2006г.), в которой высказывает свое мнение по поводу невнимательности и безграмотности многих журналистов. Как пишет
Маннонов, в последнее время в печатных СМИ Таджикистана стало допускаться множество вольностей, которые можно назвать
«проявлением абсолютной безграмотности авторов или тех, на кого они ссылаются». Приводя многочисленные примеры неправильно
употребляемых энергетических терминов, автор просит журналистов быть внимательными и не доходить до нелепостей в применении
слов, обозначающих энергетические величины. В заключение Б. Маннонов пишет: «Мы неустанно повторяем, что столица, президент –
это лицо государства. Но ведь СМИ – это тоже лицо того же государства. И, наверное, элементарная безграмотность здесь вовсе
неуместна. Тем более при обозначении общепринятых во всем мире единиц».

Ноябрь, 09
Еженедельник «Азия-Плюс» (г. Душанбе)

Еженедельная газета «Азия-Плюс» (№45 от 09.11.2006г.) опубликовала статью «Новый президент», в которой корреспонденты Наргис
Хамрабаева, Бахром Маннонов, Назарали Пирназаров и Парвина Хамидова на основании данных Центризбиркома и оценки ряда
наблюдательных миссий анализируют предварительные итоги президентских выборов в Таджикистане. Как говорится в статье, по
предварительным данным ЦИК явка составила 91% от числа зарегистрированных избирателей. Наблюдатели от СНГ оценили таджикские
выборы позитивно, однако представители миссии наблюдателей ОБСЕ «не заметили серьезной президентской кампании и убедительных
альтернатив». Помимо этого, наблюдатели от ОБСЕ отметили и ряд других недостатков: самоцензуру СМИ, обусловленную давлением со
стороны государства, многочисленные факты голосования по доверенности, несовершенство избирательного законодательства – в
частности, в законе о выборах президента много «нечетких» моментов, что дает возможность для манипуляций.

Ноябрь, 16
Еженедельник «Азия-Плюс» (г. Душанбе)

16 ноября 2006 года в Комитете Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан начнется обсуждение проекта закона о
бюджете на 2007 год. Об этом сообщают корреспонденты еженедельника «Азия-Плюс» Бахром Маннонов и Лилия Гайсина в заметке
«Маджлиси Милли сказал свое слово» («АП», №46 от 16.11.2006г.). Как сообщает пресс-секретарь нижней палаты парламента
Мухамадатто Султанов, в обсуждении будут участвовать все 9 комитетов палаты, а также ряд министерств и ведомств страны. Как
отмечается в заметке, в обсуждении примут участие также местные СМИ.

Ноябрь, 23
Все СМИ (г. Куляб, Хатлонская область)

В связи с изменением режима подачи электроэнергии жители Кулябского региона Хатлонской области лишились периодических изданий
и возможности просмотра программ региональных телестудий. Так, с 23 ноября прекратила вещание местная телестудия «Кулоб». До
окончания специального энергетического режима не будет выпускаться общественно-политическая региональная газета «Кулябская
правда», выходящая при финансовой поддержке Центра ОБСЕ. Аналогичные трудности испытывают и все другие 10 газет Кулябского
региона. Наступил полный информационный вакуум, не работают Интернет-центры.

Как объяснили в АО «Барки Тоджик», эта ситуация связана с перекрытием русла реки Вахш для проведения необходимых строительных
работ и ввода в эксплуатацию еще одного генерирующего источника на площадке Сангтудинской ГЭС-1.

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1. Кража имущества СМИ

Ноябрь, 23
Все СМИ (г. Хорог, Горно-Бадахшанская автономная область)

Жители ряда микрорайонов города Хорога лишились возможности смотреть передачи первого канала таджикского телевидения и
российского канала «РТР-Планета».

Как сообщил еженедельной газете «Азия-Плюс» (№47, 23.11.2006г.) директор телерадиопередающего центра области Макулшо
Макулшоев, неизвестными были похищены некоторые детали станции, ретранслирующей эти программы на микрорайоны имени Моеншо
Назаршоева, Ниводак, а также в жилые дома, прилегающие к областной больнице. Это уже третий случай хищения на данной станции.
«Стоимость украденных деталей составляет около 300 долларов США, а все оборудование станции стоит 5 тыс. долларов США, - сообщил
М. Макулошев. – О хищении поставлены в известность правоохранительные органы города».

КОММЕНТАРИЙ



В приведенном случае действия злоумышленников образуют состав преступления, предусмотренный статьей 244 УК
Республики Таджикистан «Кража», если похищение имущества было тайным, или статьей 248 «Грабеж», если хищение
было открытым, т.е. совершенным на глазах других лиц.

Относительно обращения в правоохранительные органы следует отметить, что «ставить в известность» явно
недостаточно, учитывая специфику и методы работы органов милиции по обращениям граждан о кражах.
Представителям СМИ следует обратиться в городской отдел внутренних дел с заявлением о краже имущества центра
с указанием наименования, количества и стоимости похищенного имущества.

2. Необоснованный отказ в предоставлении общественно значимой информации

Ноябрь, 30
Екатерина Кожевникова, корреспондент независимой газеты «Азия-Плюс» (г. Душанбе)

Корреспонденту общественно-политической еженедельной газеты «Азия-Плюс» Екатерине Кожевниковой для подготовки статьи
«БЛЭКАУТ» (от 30 ноября 2006 года) об отключении света по всей стране, вызвавшем всеобщий ажиотаж среди населения, не удалось
получить необходимую информацию в филиале управления строительства Сангтудинской ГЭС-1 и в Министерстве энергетики РТ.

Журналист пыталась выяснить истинные причины переноса намеченного на 30 ноября перекрытия русла реки Вахш на первую декаду
декабря и остальные подробности планируемого «энергетического кризиса в республике». По словам Е. Кожевниковой, в филиале
управления строительства Сангтудинской ГЭС-1 ей отказали из-за недостаточности информации, а в Минэнерго РТ просто не захотели
говорить и бросили трубку.

КОММЕНТАРИЙ

Свобода слова, печати и прав пользования средствами информации гарантируются и защищаются статьей 30
Конституции Республики Таджикистан. Исключением являются сведения, составляющие государственную и иную
охраняемую законом тайну. В рассматриваемом случае журналиста интересовал вопрос, не относящийся к
государственной и другой охраняемой законом тайне. В то же время запрашиваемая журналистом информация
относится к общественно значимой, поскольку она важна для населения страны.

Статья 31 Закона Республики Таджикистан «О печати и других СМИ» дает журналисту право искать, получать и
распространять информацию любым законным способом. В свою очередь, статья 5 названного закона обязывает
государственные, политические и общественные организации, объединения и их должностных лиц предоставлять
необходимые средствам массовой информации сведения. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений, согласно
статье 27 вышеназванного закона, может быть обжалован представителем СМИ вышестоящему органу или
должностному лицу, а затем в суд.

3. Необоснованные ограничения в предоставлении общественно значимой информации

Ноябрь, 02
Еженедельник «Азия-Плюс» (г. Душанбе)

Проект строительства Рогунской ГЭС породил множество слухов и предположений, в которых и хотел разобраться журналист Аслиддин
Джумаев в своей статье «Откровение в Пугусе» (еженедельник «Азия-Плюс», №44 от 2 ноября 2006).

Как сообщает корреспондент, вопрос завершения строительства Рогунской ГЭС был снят с повестки дня 9-го заседания
межправительственной комиссии, которое должно было состояться в Москве, причем по просьбе таджикской стороны.

По данным А. Джумаева, на вопросы журналистов чиновники либо не отвечали, либо отделывались дипломатичными неопределенными
ответами, и свое общение со СМИ они всячески откладывали. Например, как отмечается в статье, 19 октября должна была состояться
ежеквартальная пресс-конференция Министерства энергетики, однако она была перенесена на 31 октября.

Ноябрь, 18
Жители джамоата Шугнов (Ховалингский район, Хатлонская область)

Жители 5 населенных пунктов (Зелолак, Кулолон, Панджшерон, Сарипул и Сангидара) джамоата (общины) Шугнов Ховалингского района
Хатлонской области не смогли 18 ноября 2006 года увидеть инаугурацию Президента Республики Таджикистан из-за отсутствия в этих
селениях телевидения и радио.

Как сообщила мониторинговой службе НАНСМИТ тележурналист из города Куляба Фарангис Назриева, побывавшая в этом горном крае,
оказалось, что еще 6 месяцев назад произошла поломка ретранслятора, принимающего и распространяющего сигнал на указанные
селения. А радиовещание за последние 15 лет в эти районы вообще не проводилось. Нет здесь и телефонной связи, и при необходимости
позвонить приходится проделать путь минимум в 20 километров.

Как рассказали журналисту местные жители, они обращались со своей проблемой в хукумат (администрацию) Ховалингского района. И
получили ответ, что для восстановления ретранслятора необходимо 6000 сомони (около 2000 долларов США). Администрация района
способна выделить лишь 3000 сомони, остальные средства придется собирать самим жителям селений. Но у них таких денег никогда не
было, вот и сидят полгода без телевидения и радио.

КОММЕНТАРИЙ

Свобода слова, печати и право пользования средствами информации гарантируются и защищаются статьей 30
Конституции Республики Таджикистан. В соответствии со статьей 27 Закона РТ «О печати и других СМИ» граждане
имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов,



общественных объединений, должностных лиц, т.е. эта норма закона прямо обязывает государственные органы и
должностных лиц не допускать волокиты при обращении журналистов за информацией. Таким образом, любые
искусственные ограничения в получении информации незаконны.

4. Нарушение порядка распространения СМИ

Ноябрь, 14
Все СМИ (г. Куляб, Хатлонская область)

В администрацию города Куляба пришло распоряжение из хукумата Хатлонской области за подписью председателя области Амиршо
Миралиева (№1508), согласно которому горожане обязаны подписаться на 510 экземпляров газеты «Джумхурият». В перечне «любимых
изданий кулябцев» присутствовали также «Садои мардум» (печатный орган парламента, 300 экземпляров), «Минбари халк» (орган
Народно-демократической партии Таджикистана (НДПТ), 200), «Хамрози халк» (орган областного комитета НДПТ, 200), «Хатлон» (400) и
«Новый Хатлон» (250), «Дустлик» (100) – органы областной администрации на таджикском, русском и узбекском языках соответственно.

Пока в администрации города Куляба составляли разнарядку на «подписку» по организациям и учреждениям, поступило еще одно
распоряжение за подписью заместителя председателя Хатлонской области Рукии Курбоновой. Она посчитала, что симпатии кулябцев к
газете «Джумхурият» минимум в два раза выше и смело определила, что читателей «Джумхурият» в Кулябе должно быть ровно 1020
человек.

Власти страны задумали поднять тираж «Джумхурият» к 2007 году до 36500 экземпляров. 13050 придется на Хатлонскую область, 4700 -
на Кулябскую группу районов.

КОММЕНТАРИЙ

Принудительная подписка на печатные издания не основана на законе.
Статьей 22 Закона РТ «О печати и других средствах массовой информации» установлено, что определять порядок
распространения СМИ вправе издатель и редакция издания либо, при наличии договора с предприятием связи,
определять порядок распространения СМИ вправе иные юридические и физические лица. Статья 30 Конституции РТ
гарантирует гражданам свободу получения любой информации, а, следовательно, и свободу ее выбора Таким образом, ни
один государственный орган либо должностное лицо не вправе определять порядок распространения СМИ, и ни один
издатель и/или редакция СМИ не вправе в принудительном порядке навязывать свое издание читателям.

5. Воспрепятствование распространению СМИ

Ноябрь, 30
Газета «Наджот», орган Партии исламского возрождения Таджикистана (г. Худжанд, Согдийская область)

Вторую неделю в газетных киосках Худжанда нет в продаже газеты «Наджот», учредителем которой является Партия исламского
возрождения Таджикистана (ПИВТ). По словам одного из продавцов, который не захотел назвать себя, причина состоит в том, что власти
города дали устное распоряжение не распространять данную газету.

В то же время руководитель областного отделения ПИВТ Убайдуллохон Файзуллоев заверил мониторинговую службу НАНСМИТ, что
газета еженедельно поступает в город Худжанд из столицы, и до сих пор у них не возникало проблем с распространением своего издания.

КОММЕНТАРИЙ

В соответствии со статьей 22 Закона Республики Таджикистан «О печати и других средствах массовой информации»
распространение продукции средств массовой информации осуществляется издателем непосредственно либо на
договорных или иных законных основаниях предприятиями связи, другими организациями, а также гражданами.

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ не допускается иначе,
как на основании вступившего в законную силу решения суда.

Кроме того, организации, распространяющие прессу, не имеют права отказываться от заключения договора по
политическим мотивам.

6. Нарушения трудовых прав журналистов

Ноябрь, 21
ТРК «Азия» (г. Худжанд, Согдийская область)

Директор телерадиокомпании «Азия» Азам Акбаров не выполняет нормы Трудового кодекса РТ. Об этом стало известно после того, как 2
ноября 2006г. в Центр правовой поддержки (ЦПП) СМИ и журналистов Согдийской области обратилась за консультацией бывший
сотрудник ТРК «Азия» Сурайё Низомиддинова.

С. Низомиддинова была принята на работу в ТРК «Азия» 1 апреля 2005 года на основании ее заявления и подписанного трудового
контракта. Компанию в то время возглавлял Олим Кориев. Она проработала в телерадиокомпании до июня 2006 года и получала в этот
период заработную плату. Однако, как сообщает журналист, нынешний директор А. Акбаров, возглавляющий ТРК «Азия» с ноября 2005
года, отказывается вносить запись о ее трудовой деятельности в трудовую книжку. Объявив сотрудникам ТРК, что не признает их
предыдущий трудовой стаж на данном предприятии, он вернул всем трудовые книжки и потребовал заключить трудовые договоры заново.

Для выяснения обстоятельств дела 3 ноября юрист ЦПП СМИ и журналистов Согдийской области Мухаббат Джураева обратилась с
письменным запросом к А. Акбарову. В ответе тот сообщил, что готов зарегистрировать трудовую деятельность С. Низомиддиновой в ее
трудовой книжке. Однако после этого Низомиддинова неоднократно ходила в ТРК «Азия», но так и не смогла застать А. Акбарова на



рабочем месте, что свидетельствует о нежелании директора телерадиокомпании выполнять нормы Трудового кодекса РТ.

КОММЕНТАРИЙ

Действия руководителя телерадиокомпании следует признать противозаконными, т.к. в соответствии со статьей 35
Трудового кодекса РТ трудовая книжка установленного образца является основным документом трудовой
деятельности, подтверждающим трудовой стаж. Работодатель обязан вести трудовые книжки на всех работников,
проработавших на предприятии свыше 5 дней. В трудовую книжку вносятся сведения о приеме на работу с указанием
профессии, квалификации, должности и увольнении работника с указанием оснований прекращения трудового договора.
Все записи в трудовую книжку вносятся работодателем.
В случае отказа работодателя вносить записи в трудовую книжку журналист имеет право обратиться в суд с
соответствующим заявлением.

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1. Обвинения в клевете (ст.135 УК РТ)

Ноябрь, 30
Турко Дикаев, корреспондент ИА «Азия-Плюс» по Кулябской группе районов Хатлонской области

После опубликования в еженедельнике «Азия-Плюс» (№44, 2 ноября 2006 года), а также в некоторых других изданиях республики статьи
«ВС не устроила гуманность коллег», автор материала журналист Турко Дикаев подвергается устным обвинениям в клевете.

Кампанию по дискредитации журналиста Дикаева проводит управляющий Кулябским региональным отделением «Амонатбанка»
Махмадулло Бобоев, сын которого упомянут в вышеназванной статье. Несмотря на то, что факты, приведенные в материале, полностью
соответствует действительности, банкир М. Бобоев обратился к заместителю прокурора Хатлонской области по Кулябской группе районов,
советнику юстиции 1 класса Алфатоху Розикову с намерением подать официальное заявление против журналиста Т. Дикаева. Однако, как
стало известно мониторинговой службе НАНСМИТ, региональный прокурор А. Розиков посоветовал банкиру остерегаться подобных
заявлений, так как в противном случае региональная прокуратура возбудит против банкира уголовное дело за клевету в адрес
журналиста.

КОММЕНТАРИЙ

Ответственность по ст. 135 УК Республики Таджикистан («Клевета») наступает в том случае, если были
распространены заведомо ложные, порочащие другое лицо сведения. Данное преступление может быть совершено
только с прямым умыслом. Следовательно, лицо заранее должно знать о недостоверности сведений и стремиться
распространить именно такие сведения, т.е. оболгать другое лицо.

2. Обвинения в нарушении порядка проведения собраний и митингов (ст.178.1 КоАП РТ)

Ноябрь, 09
Еженедельник «Азия-Плюс» (г. Душанбе)

Еженедельная газета «Азия-Плюс» (№45 от 09.11.2006г.) опубликовала заметку корреспондентов Назарали Пирназарова и Рамзии
Мирзобековой «Несостоявшийся пикет», где описан пикет, который должен был пройти 4 ноября 2006 года у здания Министерства
юстиции РТ. Требование 6 пикетчиков – активистов оппозиционных партий - заключалось в отмене решения Минюста о регистрации
Демократической партии Таджикистана (ДПТ), возглавляемой Масудом Собировым, и признании ДПТ во главе с Махмадрузи
Искандаровым. Однако, как отмечают авторы, пикет не удался, поскольку несколько «бравых ребят с военной выправкой в штатском»
оперативно отобрали у участников акции протеста плакаты, которыми те так и не успели воспользоваться. На просьбу журналистов
прокомментировать свои действия, а также представиться «бравые ребята» не отреагировали и попросили пикетчиков удалиться. Те
разошлись, заявив, что ДПТ намерена принять заявление после выборов, однако потом четверо наиболее активных – Раджаби Мирзо
(журналист), Хайриддин Гуляев, Юсуф Хотамов и Тимур Тошев – были подвергнуты административному задержанию на 15 суток за
нарушение общественного порядка и попытку организации несанкционированного митинга. По некоторым сведениям, участники пикета
были арестованы согласно решению суда Шохмансурского района с обвинениями в нарушении ст.171 прим. 1, ст. 178 прим. 3 Кодекса РТ
об административно-правовых нарушениях.

КОММЕНТАРИЙ

В соответствии со статьей 178 (1) Кодекса об административных правонарушениях Республики Таджикистан
нарушение порядка организации или проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций наказывается штрафом
в размере до 7 минимальных заработных плат, исправительными работами на срок от одного до двух месяцев с
удержанием 20% заработка или административным арестом до 15 суток.
Наказание, назначенное судом, является чрезмерно суровым, т.к. согласно статье 31 вышеназванного кодекса
административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях и основывается на
всестороннем и объективном рассмотрении дела.

3. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из фактов публикации определенных
сведений

Ноябрь, 02
Еженедельник «Азия-Плюс» (г. Душанбе)

В рубрике «Резонанс» под заголовком «Госгортехнадзор» опровергает МФК» («Азия - Плюс», № 44, 2 ноября 2006г.) опубликован ответ
Комитета по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности, в котором говорится, что в статье Е.
Кожевниковой «Бизнес с препятствиями» («Азия - Плюс», №40 от 05.10.2006г.) допущены «грубые неточности» и искажение фактов.



В письме, подписанном председателем Госгортехнадзора А. Алиевым, утверждается, что данные о резко возросшем числе проверок (в 13
раз) со стороны Госкомтехнадзора, «якобы препятствующие развитию предприятий малого и среднего бизнеса в Таджикистане»,
приведенные в статье Е. Кожевниковой и повторенные в материале З. Эргашевой («Азия - Плюс», №41, 12 октября 2006г.), не
соответствуют действительности.

Однако редакция еженедельника отмечает, что о несанкционированных проверках предпринимателей Госгортехнадзоррм, о которых
говорится в ответном письме как о «грубых неточностях», в статье корреспондента «Азия - Плюс» не было ни слова.

Ноябрь,14
Джамила Хусейнова, независимый журналист (г. Душанбе)

13 ноября 2006 года журналисту Джамиле Хусейновой позвонил на работу представитель «Амонатбонка» в Согдийской области
Хусниддин Норматов и угрожал ей наказанием.

По словам Хусейновой, он выразил резкое недовольство по поводу ее заметки «Денег нет, приходите завтра», опубликованной в газете
«Минбари халк» (орган Народно-демократической партии Таджикистана) 9 ноября, в которой говорилось о задержках выплаты пенсий
жителям Бободжонгафуровского района Согдийской области. Банкир считает, что журналист не имела права сообщать его имя без его
согласия. По словам Хусейновой, в телефонной беседе с нею и другим сотрудником редакции Бибихонум Дарвешовой, Норматов в резкой
форме отчитал журналиста и пригрозил явиться в редакцию и «серьезно поговорить с автором». Он также угрожает подать в суд иск
против Хусейновой и написать письмо на имя Президента РТ.

КОММЕНТАРИЙ

Согласно ст. ст. 24, 26 Закона РТ «О печати и других средствах массовой информации» лицо, которое считает, что в
опубликованном материале СМИ допущены не соответствующие действительности недостоверные сведения, вправе
требовать публикации опровержения. В случае отказа, уклонения средства массовой информации от публикации
опровержения либо ответа или нарушения установленного срока публикации гражданин или юридическое лицо имеет
право обратиться с иском в суд.

В соответствии со статьей 174 Гражданского кодекса РТ гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду
опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие
сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Условиями наступления гражданско-правовой
ответственности являются:

1) наличие сведений;

2) если эти сведения недостоверны;

3) если они порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца.

Бремя доказывания достоверности опубликованных сведений закон возлагает на СМИ и автора, а факт нарушения своих
личных неимущественных прав - на истца. Именно своих личных неимущественных прав, а не прав организации, фирмы
или народа.
Пленум Верховного суда Республики Таджикистан в своем постановлении от 4 июня 1992 года №8 «О практике
применения судами Республики Таджикистан законодательства по делам о защите чести и достоинства граждан и
организаций» отмечает, что «порочащими являются такие сведения, которые умаляют честь и достоинство
гражданина или организации в общественном мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов,
моральных принципов общества (например, о совершении нечестного поступка, недостойном поведении в трудовом
коллективе, в семье; сведения, опорочивающие производственно - хозяйственную деятельность, репутацию и т.д.). В
то же время не могут признаваться обоснованными требования об опровержении сведений, содержащих
соответствующую действительности критику недостатков в работе, поведения в общественном месте, коллективе,
быту».


