
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в августе 2004 года
В августе 2004 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 27 сообщений. Из них 13
определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 14 информируют
о прямых нарушениях прав журналистов и СМИ.

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО, И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В
СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

Август, 10
Амиршо Миралиев (Хатлонская область)
10 августа в Кулябе состоялась незапланированная встреча председателя Хатлонской области Амиршо Миралиева активом города и
представителями СМИ, посвященная предстоящему рабочему визиту президента Таджикистана Эмомали Рахмонова. По словам
участников встречи, председатель области крайне отрицательно отозвался о профессиональной деятельности в Кулябе журналистов
независимых изданий страны - Ахмада Ибрагимова («Рузи нав»), Аслиддина Достиева (ИА «Вароруд») и Сухробшо Фаррухшоева
(информационный центр «Хатлон-пресс», радио « Голос Хорасана»). Прямые угрозы прозвучали в адрес собственного корреспондента
независимого информационного агентства «Азия – Плюс» по Кулябской группе районов Турко Дикаева. Связаны они были все со статьей в
газете «Рузи нав» от 5 февраля 2004 года, в которой приводилось высказывание Т. Дикаева о том, что девушки г. Куляба прибегают к
помощи гемопластики, чтобы скрыть при выходе замуж «шалости» девичества. Председатель Хатлонской области дал указание «наконец
разобраться» и подать в суд на журналиста, оскорбившего девушек города.

Август, 13
Газета «Ватан» (Горно-Бадахшанская автономная область)
Под угрозой закрытия оказалась газета «Ватан» высокогорного Ванджского района Горно-Бадахшанской автономной области. Как
сообщает радио Бадахшана, с выходом из строя старой типографии в центре района газета несколько раз печаталась в городе Хороге –
административном центре ГБАО. На сегодня редакция задолжала областной типографии 2,5 тысячи сомони ($ 833). Коллектив редакции
обращался с письмом в хукумат района, но ответа не получил. По словам корреспондента радио Бадахшана Сироншо Диловарова,
учитывая то, что в Вандже не транслируются передачи радио Бадахшана по причине выхода из строя радиоузла, можно говорить об
информационном вакууме в этом высокогорном районе.

Август, 24
Еженедельная газета «Наджот» (г. Душанбе)
23 августа главный редактор еженедельника «Наджот» (орган Партии исламского возрождения Таджикистана) Абдукаххор Давлатов
обратился к директору издательства «Шарки озод» М. Додохонову с письмом о предоставлении газете типографских услуг. Однако М.
Додохонов, не объясняя причин, заявил, что издательство не имеет возможности печатать газету «Наджот», и приказал общему отделу
издательства не регистрировать обращение А. Давлатова. Главный редактор «Наджот» заявил, что он будет вынужден жаловаться в
аппарат Президента РТ, которому подчиняется издательство. На что директор издательства ответил: «Ваше право, вы можете жаловаться,
куда вам захочется, но мы вашу газету печатать не будем».

Август, 30
Еженедельная газета «Адолат» (г. Душанбе)
30 августа 2004 года главному редактору еженедельника «Адолат», являющейся печатным органом Демократической партии
Таджикистана, руководство типографии ООО «Каримджон Кодыров» сообщило, что впредь отказывает редакции в типографских услугах.
Отказ был мотивирован тем, что в типографии прокуратурой проводится проверка хозяйственной деятельности, в связи с чем она
временно закрыта.

2. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

Август, 02
Раджаб Мирзо (г. Душанбе)
Национальная ассоциация независимых средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ) выступила с заявлением по поводу
нападения на главного редактора еженедельника «Рузи нав», в результате которого он получил тяжелую черепно-мозговую травму и был
доставлен в реанимационное отделение городской больницы. НАНСМИТ расценивает этот факт как давление на свободу слова и попытку
запугать неугодных журналистов.

В заявлении также говорится: «НАНСМИТ призывает власти Таджикистана и правоохранительные органы тщательно расследовать это
преступление и привлечь виновных к ответственности с тем, чтобы восторжествовала справедливость».

Август, 09
Все СМИ (г. Душанбе)
Национальная ассоциация независимых средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ) выступила с заявлением по поводу
участившихся случаев угроз и фактов нападений на журналистов. Только за 7 месяцев текущего года службой мониторинга нарушений
прав журналистов НАНСМИТ было зафиксировано 12 случаев угроз в адрес журналистов, которые напрямую связаны с их
профессиональной деятельностью. НАНСМИТ призвала всех журналистов и СМИ Таджикистана в случаях угроз в их адрес своевременно
обращаться в правоохранительные органы с тем, чтобы они могли провести тщательное расследование по каждому поступившему сигналу.

Август, 17
Все СМИ (г. Душанбе)
Основываясь на многочисленных фактах мониторинга нарушений прав СМИ и журналистов в отказе в предоставлении общественно
значимой информации (65 случаев за 7 месяцев т.г.), Национальная ассоциация независимых средств массовой информации



Таджикистана (НАНСМИТ) пришла к выводу, что существует серьезная проблема в получении объективной и оперативной информации от
государственных чиновников. В связи с этим НАНСМИТ выступила с заявлением, в котором выразила беспокойство по поводу
сложившейся ситуации, в преддверии предвыборной кампании имеющей тенденцию к осложнению. В заявлении, в частности, говорится:
«НАНСМИТ призывает представителей государственных и иных структур придерживаться закона и общественных интересов в
реализации прав граждан на получение общественно значимой информации через СМИ, а журналистам рекомендует более настойчиво
отстаивать свои профессиональные права, и в случае их нарушений оспаривать действия государственных чиновников на основе
законодательства Республики Таджикистан».

Август, 25
Независимая газета «Рузи нав» (г. Душанбе)
25 августа 2004 года главный редактор «Рузи нав» Раджаби Мирзо обратился к президенту Республики Таджикистан с заявлением, в
котором cообщил, что уже вторую неделю не выходят газеты «Рузи нав», «Одаму олам» и «Наджот». Все столичные типографии отказали
им в предоставлении услуг, ссылаясь на устное указание «не печатать вышеназванные газеты». Издательство «Шарки Озод» также
отказало этим изданиям. «А поскольку это издательство подчиняется Исполнительному аппарату Президента РТ, то действия руководства
«Шарки Озод» мы расцениваем как официальную позицию Президента и Правительства Таджикистана», - говорится в заявлении. - «Но
если это не так, то мы просим Президента и Правительство Таджикистана обязать руководство издательства «Шарки озод» предоставить
доступ к тиражированию независимых изданий».

Заявление также направлено в представительства международных организаций и посольства, находящиеся в Душанбе, распространено
среди политических партий и движений республики.

3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Август, 21
Владимир Воробьев (г. Душанбе)
В интервью газете «Азия-плюс» главный редактор «Народной газеты» Владимир Воробьев, анализируя современную таджикскую прессу,
отмечает, что она не может «реально влиять на ход экономических, политических, социальных процессов, потому что ее мнение, оценки,
позиция нередко игнорируются наверху, откуда управляют теми самыми процессами». Положительно оценивая деятельность
независимых газет «Неруи сухан» и «Рузи нав», он отмечает, что «за период своей деятельности они подвергли острой критике ряд
высокопоставленных руководителей. Хоть кто-нибудь из них обратился в суд с иском о защите чести и достоинства? Мы таких фактов не
знаем. Выходит, что газеты правы? … Более того, исходя из личного редакторского опыта, я склонен предполагать, что возникновение
оппозиционных газет, скорее всего, было смоделировано наверху, где-то в госструктурах, совсем неглупыми чиновниками. Ведь там столь
часто били свои официальные газеты за безобидную критику, что отбили всякое желание критиковать».

Отвечая на вопрос о подписной кампании в СМИ, которая должна стартовать в сентябре, главный редактор «Народной газеты» назвал
вымогательством действия некоторых правительственных и ведомственных газет, которые вынуждают руководителей хукуматов
подписываться именно на них.

Август, 26
Все СМИ (г. Душанбе)
25 августа 2004 года Посольство США в Таджикистане выступило с заявлением по поводу свободы прессы. Вызвано оно появившейся в
последнее время тенденцией давления на прессу со стороны правительственных структур. В заявлении, в частности, отмечается, что
типографиям дан негласный запрет на выпуск ряда независимых газет, отличающихся своей критической направленностью в отношении
правительства и президента РТ.

«Критика и противоположные точки зрения являются положительными и жизненно важными элементами любого общества. Мы
призываем Правительство Таджикистана предпринять значительные усилия по поддержке свободы прессы и плюрализма идей в целях
процветания демократии», - говорится в заявлении.

Также отмечается, что Таджикистан рискует испортить свой имидж в мире, особенно в качестве страны, готовящейся к выборам.

Август, 26
Все СМИ (г. Душанбе)
25 августа 2004 года Центр ОБСЕ в Душанбе распространил заявление по поводу закрытия на прошлой неделе налоговыми органами
частного издательства «Джиёнхон», в котором печатались 4 независимые газеты, отличающиеся своей критической направленностью. В
заявлении отмечено, что создавшееся положение, когда сразу несколько газет лишились возможности выхода, в случае его продолжения
препятствовало бы развитию свободы и плюрализма прессы, которые являются ключевым условием демократии.

«Появление новых изданий последние годы было обнадеживающим сигналом в области свободы прессы в Таджикистане. Однако
многократные и разнообразные трудности, с которыми сталкиваются некоторые из них в своей деятельности, могут рассматриваться как
тревожный шаг назад», - сказал глава Центра ОБСЕ посол Ив Баргэн.

Центр ОБСЕ в Душанбе также направил это сообщение в офис Представителя ОБСЕ по свободе СМИ для принятия дальнейших решений.

Август, 26
Все СМИ (г. Душанбе)
25 августа 2004 года Посольство ФРГ в Таджикистане распространило сообщение глав трех представительств Европейского союза в
Душанбе. В нем выражается обеспокоенность в связи с невыходом на прошлой неделе ряда газет, отличающихся своей критической
направленностью, и подчеркивается важная роль свободы прессы в утверждении плюрализма мнений. «Эти газеты представляют собой
важную часть информационного пространства Таджикистана», - говорится в сообщении. Главы представительств Евросоюза намерены
выяснить у властей РТ цель предпринимаемых против этих газет мер.

Август, 31
Все СМИ (г. Душанбе)



31 августа 2004 года исполнительный директор Комитета защиты журналистов (США) Анн Купер направила письмо на имя президента
Таджикистана Э. Рахмонова, в котором говорится: «Комитет защиты журналистов серьезно обеспокоен нарастающей кампанией угроз и
препятствий в отношении независимых и оппозиционных журналистов в Таджикистане. Эти акции заключаются в подрыве условий
работы для прессы в тот самый момент, когда Ваши граждане нуждаются в свободной прессе накануне предстоящих парламентских
выборов в начале 2005 года. …Недовольные чиновники, включая руководителей министерств, постоянно угрожают подать в суд на
сотрудников газеты за материалы, якобы оскорбляющие их честь и достоинство».

РАЗДЕЛ II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1. Угрозы в адрес журналиста

Август, 09
Мавлуда Султонзода (г. Душанбе)
3 августа 2004 года корреспонденту независимой газеты «Рузи нав»» («Новый день») Мавлуде Султонзода позвонил неизвестный и,
выразив недовольство по поводу опубликованной в «Неруи сухан» («Сила слова», №34) статьи «Кто такой Рахмонов?», нецензурно обругал
ее и пообещал применить определенные меры, «вплоть до физической расправы». Кроме того, он пригрозил расправиться и с ее двумя
дочерьми.

КОММЕНТАРИЙ
В соответствии со ст. 36 Закона РТ «О печати и других СМИ» принуждение журналиста к распространению или отказу
от распространения информации с применением насилия, уничтожения или порчей имущества, а также нарушение
прав журналиста путем угрозы влечет за собой уголовную ответственность. В административном законодательстве
страны не предусматривается ответственность лиц за угрозу ущемления прав и законных интересов журналистов в
связи с осуществлением их профессиональной деятельности.

В свою очередь, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться
осуществления этой угрозы, образуют состав преступления, предусмотренный ст.120 УК РТ, расследование которого
возложено на органы внутренних дел, куда журналист имеет право обратиться.

2. Отказ в предоставлении общественно значимой информации

Август, 01
Турко Дикаев (г. Куляб)
31 июля 2004 года корреспондент информационного агентства «Азия - Плюс» Турко Дикаев обратился к начальнику Кулябской
дезинфекционной станции за информацией о мерах по борьбе с инфекционными заболеваниями животных, в частности, с сибирской язвой.
Отказавшись назвать свою фамилию, начальник дезостанции заявил: «Мы – хозрасчетная организация, кто заключает с нами договор, там
мы и обрабатываем». На вопрос журналиста «существует ли договор на обработку мест выпаса частного скота в Кулябском районе»,
начальник адресовал его к ветеринарам. На ряд других вопросов чиновник отказался отвечать, ссылаясь на то, что «мы – хозрасчетная
организация».

Август, 06
Гелос Мамадлоиков (Горно-Бадахшанская автономная область)
4 августа 2004 года корреспондент ТВ Бадахшана Гелос Мамадлоиков обратился за информацией к сотруднику американской
организации «ФОКУС» г-ну Турсунову, занимающейся обучением населения координации действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
Турсунов сообщил, что он должен получить разрешение у начальника. Но руководитель проекта Зухур Амоншо запретил давать
какие-либо сведения журналисту, ничем не объяснив свои действия.

Август, 25
Бахриддини Нодир (г. Душанбе)
25 августа 2004 года независимый журналист Бахриддини Нодир для подготовки материала о ходе разминирования полей в
Тавильдаринском районе обратился в Центр по разминированию Таджикистана. Руководитель Центра Джонмахмад Раджабов отказал
журналисту в предоставлении запрашиваемых сведений, ссылаясь на их секретный характер. Несколькими днями раньше аналогичная
информация была опубликована на страницах печатных СМИ Таджикистана со ссылкой на государственное информационное агентство
«Ховар».

КОММЕНТАРИЙ
Свобода слова, печати и право пользования средствами информации гарантируются и защищаются ст. 30
Конституции Республики Таджикистан, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

В приведенных случаях журналистов интересовали вопросы здравоохранения, которые не относятся к государственной
или другой охраняемой тайне.

Отказ должностного лица органов статистики является прямым нарушением ст.16 Закона РТ «Об информации»,
согласно которой государственная статистическая информация подлежит систематическому открытому
опубликованию, а также обеспечивается открытый доступ граждан, научных учреждений и других заинтересованных
организаций к неопубликованным статистическим данным.

Статья 31 Закона «О печати и других СМИ» дает журналисту право искать, получать и распространять информацию
любым законным способом. В свою очередь ст.5 данного закона обязывает государственные, политические и
общественные организации, движения и их должностных лиц предоставлять необходимые средствам массовой



информации сведения. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений, согласно ст.27 вышеназванного закона, может
быть обжалован представителем СМИ вышестоящему органу или должностному лицу, а затем в суд.

3. Необоснованные ограничения в предоставлении общественно значимой информации

Август, 09
Махмадхуджа Султонов (г. Курган-Тюбе)
5 августа 2004 года журналисту радио Хатлона Махмадхудже Султонову в статистическом отделе Шахритузского района отказались
предоставить информацию о развитии сельского хозяйства региона. По словам М. Султонова, заведующий отделом Максуд Гулямов
согласился предоставить запрашиваемые сведения только с разрешения председателя Шахритузского района.

Август, 02
Тилав Расулзаде (г. Худжанд)
2 августа 2004 года корреспондент информационно-аналитического агентства «Вароруд» Тилав Расулзаде обратился в СП «Апрелевка»,
расположенное в поселке Консай, для получения информации о деятельности предприятия. Технический директор СП г-н Хайруллоев
отказался сообщить какие-либо сведения без разрешения руководства, и попросил подождать его. После трехчасового ожидания
корреспондент написал записку на имя директора СП Б. Маджидова, в которой заявил, что отразит в печати его отсутствие и отказ его
сотрудника в предоставлении информации. Спустя несколько часов в редакцию «Вароруд» позвонил юрист СП «Апрелевка» Каримджон
Неъматов и сообщил, что руководство готово дать журналисту все интересующие его сведения.

Август, 09
Виктория Тян (г. Чкаловск)
В начале августа стрингер информационно-аналитического агентства «Вароруд» Виктория Тян обратилась за информацией к начальнику
отдела статистики городского хукумата Ирине Китюк о численности населения города Чкаловска. Но И. Китюк категорически отказалась
назвать цифры без официального разрешения руководителя областного Управления статистики.

Август, 13
Турко Дикаев (г. Куляб)
12 августа 2004 года главный врач города Куляба Абдукодыр Муродов отказался отвечать на вопросы собственного корреспондента
независимого информационного агентства «Азия - Плюс»Турко Дикаева, касающиеся санитарного состояния городских улиц и запрета на
сжигание мусора на свалках. Свой отказ главврач объяснил тем, что он не уполномочен отвечать на вопросы журналиста, тем более
независимого, без присутствия официального представителя городского хукумата.

Август, 19
Улфатмо Бахталиева (Горно-Бадахшанская автономная область)
17 августа 2004 года съемочная группа телевидения Бадахшана во главе с корреспондентом Улфатмо Бахталиевой прибыла снять сюжет о
ходе ремонта в областной больнице и подготовке ее к зиме. Главврач больницы г-н Джамшедов, сославшись на занятость, отказался
отвечать на вопросы журналиста, сообщив, что нужную информацию она может получить у его заместителей. Однако обращение к
заместителям главного врача тоже не принесло результатов.

КОММЕНТАРИЙ
Свобода слова, печати и право пользования средствами информации гарантируются и защищаются ст. 30
Конституции Республики Таджикистан, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. В
соответствии со ст.27 Закона РТ «О печати и других СМИ» граждане имеют право на оперативное получение через СМИ
достоверных сведений о деятельности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц. То
есть, эта норма закона прямо обязывает государственные органы и должностных лиц не допускать волокиты при
обращении журналистов за информацией об их деятельности. Тем самым такие искусственные ограничения в
получении информации являются незаконными.

4. Нарушение права на равное получение информации

Август, 31
Независимые журналисты (г. Куляб)
31 августа 2004 года не были допущены к освещению рабочего визита президента РТ в г. Куляб, который готовится к празднованию
2700-летия, собкоры еженедельников «Рузи нав», «Адолат», «Одаму олам» «Неруи сухан», информационных агентств «Вароруд»,
«Азия - Плюс», информационного центра «Хатлон-пресс», радиостанций «Свобода» и «Садои Хорасан». Как пояснил руководитель
аппарата председателя города Куляба Зафар Мирзоев, списки журналистов, допущенных на официальные мероприятия с участием
президента, поступили из протокольного отдела Исполнительного аппарата главы государства, который отвечает за визит.

На церемонию открытия некоторых юбилейных объектов Куляба и встречу с общественностью города были приглашены только
журналисты государственных СМИ. Любая попытка журналистов независимых СМИ самостоятельно добыть информацию вежливо
пресекалась сотрудниками Комитета безопасности и органов внутренних дел.

КОММЕНТАРИЙ
Создание приоритетов для отдельных СМИ и журналистов является необоснованным, т.к. ст.36 Закона Республики
Таджикистан «Об информации» гарантирует всем участникам информационных отношений равные права и
возможности доступа к информации, и никто не может ограничивать право лица в выборе форм и источников
информации.

5. Необоснованное вмешательство в деятельность СМИ



Август, 09
Давлат Шохэътиборов (г. Курган-Тюбе)
5 августа 2004 года полевой офицер ОБСЕ в городе Курган-Тюбе Стоян Давидов вызвал журналиста Д. Шохэътиборова и достаточно
резко отозвался о его критическом телерепортаже, посвященном семинару «Трафик и его освещение через СМИ», организованном
ОБСЕ.

По словам Д. Шохэътиборова, тема семинара непосредственно касалась СМИ, на него были приглашены в основном представители
местных неправительственных организаций, не имеющих отношения к журналистике. Стоян Давидов заявил журналисту, что он
был приглашен на семинар в качестве участника, а не для того, чтобы распространять по всему миру, что происходит «на кухне
ОБСЕ».

КОММЕНТАРИЙ
В соответствии со ст.6 Закона Республики Таджикистан «О телевидении и радиовещании» вмешательство
государственных органов, органов местной власти, их должностных лиц, политических партий, общественных
организаций, отдельных граждан в творческую деятельность телерадиоорганизаций запрещается.

Статья 31 Закона «О печати и других СМИ» обеспечивает журналисту право на поиск, получение и распространение
информации.

6. Необоснованный отказ в приеме журналистов

Август, 25
Мардони Мухаммад, Анора Саркорова, Наргис Зокирова (г. Душанбе)
19 августа 2004 года корреспонденты персидской и русской служб ВВС Мардони Мухаммад, Анора Саркорова и независимый
журналист Наргис Зокирова пришли в налоговую полицию, чтобы получить подтверждение информации о закрытии частной
типографии «Джиёнхон». В результате закрытия типографии не смогли отпечатать свои тиражи независимые и оппозиционные
газеты «Рузи нав», «Одаму олам» и «Наджот». В здание журналистов не пропустили, объяснив, что курирующий закрытие
типографии Хуршед Гулямов вышел по делам. Журналистам пришлось ждать его у проходной полчаса. Появившийся позже Х. Гулямов,
увидев журналистов, быстро скрылся в здании, так и не приняв их.

Август, 26
Назарали Пирназаров (г. Душанбе)
18 августа 2004 года заместитель министра Министерства по чрезвычайным ситуациям РТ Ислом Усманов заявил корреспонденту
информационного интернет - агентства «Авесто» Назарали Пирназарову, что впредь не примет его и не даст никакой информации.
Причиной И. Усманов назвал то обстоятельство, что интервью, которое он ранее дал Н. Пирназарову, якобы было перепечатано
другими газетами. Хотя, как утверждает Н. Пирназаров, данное интервью не было использовано ни одной газетой, и высказанные
претензии являются надуманным поводом для отказа в дальнейшем сотрудничестве.

КОММЕНТАРИЙ
Отказ в предоставлении информации журналисту общественно значимой информации в приведенных случаях не
основаны на законе.

В соответствии со ст.31 Закона РТ «О печати и других СМИ» журналист имеет право быть принятым должностным
лицом в связи с осуществлением им профессиональных журналистских обязанностей. Кроме того, согласно ст.5 Закона
«О печати и других СМИ» государственные, политические и общественные организации, движения и должностные лица
обязаны представлять необходимые средствам массовой информации сведения.

7. Необоснованное изъятие тиража СМИ

Август, 18
Независимые СМИ (г. Душанбе)
В частную типографию «Джиёнхон» в день выхода очередного номера еженедельника «Неруи сухан» пришли сотрудники
Министерства по государственным доходам и сборам РТ и проверили соответствие количества напечатанных экземпляров газеты
выходным данным. По предварительным данным, при объявленном тираже в 2700 экземпляров действительное количество
составило около 7000 экземпляров. Сотрудники министерства конфисковали весь тираж и опечатали типографию. В связи с этим
еще три газеты - «Рузи нав», «Наджот» и «Одаму олам» - не смогли отпечатать свои тиражи. Все перечисленные газеты
отличаются острыми критическими публикациями в адрес властей. Главный редактор газеты «Неруи сухан» Мухтор Бокизода
сообщил, что в выходных данных стоит устаревшая цифра - 2700, но в заявке, которая составляется на издание каждого номера,
указано 7 тысяч экземпляров.

КОММЕНТАРИЙ
Действия представителей налоговых органов являются незаконными, т.к., в соответствии со ст.22 Закона РТ «О
печати и других средствах массовой информации», воспрепятствование осуществляемому на законном основании
распространению продукции средства массовой информации, в том числе путем изъятия тиража или его части, не
допускается иначе, как на основании вступившего в законную силу решения суда.

СМИ вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.


