
Совет по СМИ РТ выступает в защиту трех независимых изданий
Совет по СМИ РТ накануне распространил заявление, связанное с иском двоих судей Верховного суда Республики Таджикистан - Нура
Нурова и Улугбека Махмадшоева, а также судьи душанбинского городского суда Фахриддина Додометова, против трех таджикских
изданий - «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон» о защите чести и достоинства, деловой репутации с требованием возмещения морального
ущерба на общую сумму 5,5 млн. сомони (более $1 млн. 250 тыс.) и приостановки деятельность этих изданий до решения данного вопроса
в судебном порядке в соответствии со ст. 142-143 Гражданско-процессуального кодекса РТ.

Как отмечается в заявлении Совета, требования представителей судебных органов страны вызывают тревогу и обеспокоенность
журналистских организаций. «Мы считаем, что газеты «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон» в данной ситуации действовали в рамках
существующего законодательства Таджикистана, и в их действиях не зафиксировано нарушений журналистской этики. Данные издания,
руководствуясь принципами плюрализма, правдивости, освещения событий и защиты прав человека, опубликовали
аналитическо-критический материал адвоката С. Джураева, который был озвучен в ходе специальной пресс-конференции, и за
правдивость или неправдивость таких материалов СМИ, опубликовавшие их, не несут ответственности, что и предусмотрено статьей 35
Закона РТ «О печати и других СМИ», - говорится в заявлении.

Далее Совет РТ по СМИ отмечает, что требование судьей приостановить деятельность этих изданий до решения данного вопроса в
судебном порядке также является безосновательным и не имеющим правовую почву.

«Истцы, в данном случае, не имеют права обращаться в суд с таким иском, так как согласно таджикскому законодательству, такое право
дано органам прокуратуры Таджикистана и органам, зарегистрировавшим издания, что четко определено статьей 14 Закона РТ «О печати
и других СМИ» и статьей 37 Закона РТ «Об общественных объединениях», - подчеркивается в принятом заявлении Совета.

Далее отмечается, что Совет РТ по СМИ считает, что гражданские споры не должны иметь цели ограничения свободы слова.

Напомним, двое судей Верховного суда Республики Таджикистан - Нур Нуров и Улугбек Махмадшоев, а также судья душанбинского
городского суда Фахриддин Додометов подали иск на три таджикских издания: «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон», а также на адвоката
Солиджона Джураева о защите чести и достоинства, деловой репутации, и требуют возмещения морального ущерба на общую сумму 5,5
млн. сомони (более $1 млн. 250 тыс.). Также они требуют приостановить деятельность этих изданий до решения данного вопроса в
судебном порядке в соответствии со ст. 142-143 Гражданско-процессуального кодекса РТ.

Судебный спор возник из-за статьи, в основу которой была положена информация, озвученная на пресс-конференции, проведенной
местным адвокатом о недавнем вынесении приговора в отношении 31 жителя Исфары. Адвокат Солиджон Джураев заявил, что
председательствующий на этом процессе судья Нур Нуров нарушил права его подзащитных, и приговор, который он вынес, был
несправедливым.

Многие авторитетные международные организации выступили с заявлениями, в которых выражают обеспокоенность данной ситуацией.
Не остались в стороне и местные журналистские сообщества. «Преследование граждан, в частности, адвоката-правозащитника, за
использование своих конституционных прав на свободу слова, критики судебной и исполнительной власти, а также применение
карательных мер в отношении свободы выражения противоречит демократическим принципам и отрицательно повлияют на имидж
Республики Таджикистан в мировом сообществе, особенно накануне предстоящих парламентских выборов», - говорится в заявлении
Союза журналистов РТ.

По мнению местных медиа-экспертов, эта отрицательная тенденция также может привести к ограничению свободы СМИ и повышению
уровня самоцензуры среди журналистов Таджикистана.

Слушание по данному делу в суде столичного района Сино назначено на начало марта текущего года.

«Азия-Плюс»


