
Таджикистан: накануне парламентских выборов власти обвиняют прессу в клевете
«Таджикистанские власти должны прекратить использование судебной системы для преследования независимых СМИ», - говорится в
сегодняшнем заявлении Репортёров Без Границ. Заявление вышло в ответ на решение апелляционного суда о взыскании с еженедельника
астрономической суммы для возмещения убытков, а также по поводу объявления о начале новых судебных процессов против четырёх
популярных газет.

Подтверждение решения о взыскании с еженедельника Пайкон 300 тысяч сомони (49 тысяч Евро) было озвучено 26 января в
Душанбинском городском суде. Газету обязали выплатить эту сумму 26 октября по делу о клевете, которое возбудило агентство
Таджикстандарт, правительственное ведомство, ответственное за мониторинг качества импортируемых товаров.

Прошлым летом газета опубликовала открытое письмо к Президенту Эмомали Рахмону, в котором предприниматели обвиняли
Таджикстандарт в коррупции и некомпетентности. У Таджикстандарта было право публично ответить на письмо, но ведомство обратилось
в суд, утверждая, что авторы подписались ненастоящими именами.

«Таджикистанский закон о клевете необходимо изменить, чтобы штрафы были пропорциональны ресурсам, которыми располагает
издание», - говорится в заявлении Репортёров Без Границ. - «Столь высокие штрафы ставят под угрозу существование издания, и, посему,
угрожают наличию разнообразных средств массовой информации в стране, где изданий и без того мало».

Далее в заявлении Организации говорится следующее: «Кроме того, что в законодательстве страны имеются недостатки, наблюдается
новая тенденция подачи судебных исков против самых популярных независимых изданий. До парламентских выборов, назначенных на 28
февраля, остаётся несколько недель. При этом совершенно очевиден факт запугивания изданий, заставляющий редакторов цензурировать
материалы, касающиеся деятельности правительства».

28 января государственное агентство новостей Ховар сообщило о том, что Министерство Сельского Хозяйства обратилось в суд с иском о
клевете против популярной газеты Миллат, требуя компенсации в размере 1 миллиона сомони (165 тысяч Евро). Репортёры Без Границ
обратились за комментариями к Зокиру Давлату, редактору издания, но тот сказал, что комментировать ничего не будет до тех пор, пока
не получит официального уведомления о подаче иска.

Однако, редактор сказал, что удивлён, потому, что критическая публикация, появившаяся на страницах издания в декабре прошлого года,
«была очень краткая и основанная исключительно на фактах, относящихся к расследованию по делу о коррупции в Министерстве
Сельского Хозяйства, которое проводил парламент, и результаты которого были опубликованы». Министерству Сельского хозяйства
также была предоставлена возможность выступить с ответной публикацией в издании.

Иски по обвинению в клевете были предъявлены на следующий день против трёх популярных газет – Азия Плюс, Озодагон, и Фарадж –
тремя судьями Верховного Суда и одним судьёй районного суда Сино по поводу публикаций о конференции, на которой обсуждались
вопросы коррупции и предвзятости в Таджикистанской юридической системе. По искам от газет требуют в общей сложности выплатить
5,5 миллионов сомони (900 тысяч Евро) в качестве компенсации.

Один из истцов, судья Верховного Суда Нур Нуров даже потребовал приостановления издания газет до окончания рассмотрения дел.
Ироничным является тот факт, что Президент Рахмон сам на недавнем заседании кабинета правительства подверг суровой критике
деятельность Верховного Суда и Генеральной Прокуратуры.

Таджикистанский журналист, работающий в Европе, сказал Репортёрам Без Границ, что судебные процессы могут быть результатом
противоречий в правительственных структурах, происходящих в последние месяцы. Пресса получила поощрение со стороны Президента
на встрече, состоявшейся прошлой осенью между представителями СМИ и главой государства, и в печати стало появляться больше
критических статей.

Являясь напоминанием о том, что критиковать власть опасно, судебные иски становятся сигналом к прекращению послаблений.
Журналист также заметил, что в Указе, вышедшем в феврале 2009 года, Президент Рахмон вполне ясно дал понять правительственным
чиновникам, что они могут предъявлять иски против изданий, выступающих против них с критикой.

Газета Пайкон, которая впервые появилась в марте прошлого года, не особо критиковала правительство; однако, её редактор, Джумабой
Толибов прежде «огорчал» представителей власти своими репортёрскими расследованиями. Толибов стал жертвой нападения, а в 2005
году получил 2-х-летний срок.

Прошлые парламентские выборы в Таджикистане были отмечены нападками властей на СМИ, и, похоже, история повторяется.

Английская версия публикации находится на этой странице:
http://www.rsf.org/Officials-bring-libel-actions.html

http://www.rsf.org/Officials-bring-libel-actions.html

