
Обзор СМИ Таджикистана за 9 апреля 2009 года
8 апреля 2009 года исполнилось 10 лет со дня образования Национальной ассоциации независимых средств массовой информации
Таджикистана (НАНСМИТ).

Накануне этой даты нагрудным знаком «Отличник печати Таджикистана» были удостоены председатель Национальной ассоциации
независимых СМИ Таджикистана Нуриддин Каршибаев и координатор Мониторинговой службы НАНСМИТ Абдуфаттох Вохидов.

Как сообщает «Азия плюс» (№14 от 08.04.09г) нагрудные знаки им были вручены председателем Союза журналистов Таджикистана
Акабарали Сатторовым за значительный вклад в развитии журналистики и СМИ в стране. В своем выступлении А. Сатторов отметил, что
НАНСМИТ за 10 летний период внесла огромный вклад в таджикскую журналистику, в том числе, в деле восстановления Союза
журналистов Таджикистана.

«В течение этих 10 лет мы – журналисты со своими трудностями в правозащитных вопросах обращались в НАНСМИТ, и не было такого
случая, чтобы данная организация не оказала свою поддержку журналистам», - отметил А. Сатторов.

«Несмотря на высокую оценку нашей деятельности со стороны наших коллег, партнеров и доноров, мы осознаем, что добились малого и
большинства намеченных целей и задач не достигли, - считает председатель ассоциации Н. Каршибоев. - Мы намерены устойчиво
продолжать свои шаги в реализации своих целей и задач и в будущем».

Здесь же «Азия плюс» сообщает, что Российский телеканал «РТР-Планета» не будет больше транслироваться в Таджикистане. 2 апреля
исполняется ровно месяц, как было приостановлено вещание российского телеканала «РТР-Планета» на территории страны.

Заместитель председателя Комитета по телевидению и радиовещанию при правительстве РТ Самад Хикматов обвинил руководство
Всероссийской государственной телерадиокомпании, в состав которой и входит данный телеканал.

По его словам, для решения вопроса было достаточно времени. "Генеральный директор ОАО «Телерадиоком» Сухроб Алиев неоднократно
обращался к руководству ВГТРК о возможном отключении вещания, но ответа на это с российской стороны не поступало. Реакция с их
стороны последовала лишь только после приостановки вещания «РТР-Планеты» в начале марта, - напомнил С. Хикматов, - Я сам лично
писал письмо на имя гендиректора ВГТРК, в котором, в частности, отмечалось, что «учитывая важность телевидения и радиовещания и
сохранения работоспособности ОАО «Телерадиоком» руководство комитета по телевидению и радиовещанию РТ просит Вас поддержать
предложения ОАО «Телерадиоком» по поводу увеличения тарифов».

"Мы информировали данную компанию, что в случае отрицательного ответа мы оставляем за собой право расторгнуть договор на
оказание услуг по распространению программ канала «РТР-Планета» через ОАО «Телерадиоком» в одностороннем порядке и предложить
данные технические средства другим телерадиокомпаниям, заинтересованным в распространении своих программ на территории РТ".

Российское издание «Комсомольская правда» на прошлой неделе опубликовало материал под громким названием «Таджикская пресса в
панике: РФ готовит переворот», которую перепечатали также многие российские электронные СМИ . Автор материала, в частности,
пишет, что таджикские газеты в последнее время наполнились жесткой антимосковской риторикой. «Неизвестно, что за «зимняя муха»
укусила наших партнеров и союзников по СНГ, ОДКБ, ШОС и ЕврАзЭС, но факт остается фактом: начиная с января, редкая публикация
по России в местных газетах обходится без резких выпадов в адрес нашей страны»,- пишет газета.

В свою очередь, издания «Фараж» (№14 от 09.04.09г) и «Миллат» (№14 от 09.04.09г) высказали собственное мнение в ответ на данную
публикацию. Они отмечают, что критика в адрес политики Кремля началась не с января, как утверждает российская газета, а намного
раньше, когда нашли отрезанную голову нашего земляка Салохиддина Азизова недалеко от стен Кремля.

«Комсомольская правда» пишет, что «Россию упрекают буквально за все: за «неправильную» миграционную политику в отношении
приезжающих к нам на заработки таджиков, за «недостаточную помощь» Таджикистану, за размещение на территории страны 201-й
российской базы. База, оказывается, опасна тем, что на ней «готовят военный переворот в республике».

«Фараж» в свою очередь спрашивает, «Почему граждане Кыргызстана имеют права проживать на территории России три месяца без
регистрации, а таджики всего три дня? Если мы стратегические партнеры, то, как можно охарактеризовать такой подход к нам-
непочтительностью? Да, так оно и есть»,- отмечает газета.

Далее российское издание с удивлением отмечает, что «на территории Таджикистана было прекращено вещание канала РТР «Планета», о
чем, кстати, сожалеет абсолютное большинство телезрителей республики», на что «Фараж» отвечает, что «РТР Планета» является
задолжником «Телерадиоком»-а и не следует связывать этот вопрос с политикой. Также российская газета изумляется тому, что, мол,
СМИ Таджикистана призывают к тому, что «Таджикистану пора менять стратегического союзника в лице России. Пора
переориентироваться на американцев или даже Иран». «Фараж» же в свою очередь удивляется, почему газета пишет «даже Иран»? Разве
русские не знают, что означает для таджиков Иран. «Хорошо знают, но не хотят признавать, что Иран является самым близким
государством и братом для Таджикистана. И Иран также имеет права называться нашим стратегическим партнером»,- заключает
«Фараж».

В этом же номере «Фараж» опубликовала заявление «Меда- Альянс» Таджикистана по поводу высказываний главного редактора газеты
«Чумхурият» Камола Курбониен на встрече с преподавателями и студентами ТНУ в отношении ряда своих коллег из частных печатных
СМИ. В нем в частности говорится: «Газета «Миллат» опубликовала статью независимых авторов Шабнами Неъмониен и Заринаи
Мухторзода, которые указывают на то, что главный редактор «Чумхурият» на встрече со студентами и преподавателями факультета
журналистики Таджикского национального университета обозначил ряд резких оценочных суждений в адрес известных журналистов
страны Раджаби Мирзо и Хуршеда Атовуллоева.

В частности, отмечается, что г-н Курбониен подвергнул сомнению их профессиональные журналистские навыки и преподавательскую
способность в журналистике, а также выразил мысль, что деятельность некоторых независимых СМИ страны непрозрачна и за ними
стоят иностранные хозяева, в силу чего они работают не в интересах государства».



Мы предполагаем, что слова главного редактора газеты «Чумхурият» могли быть вырваны из контекста его выступления, и их смысл
передан не совсем точно.

В любом случае, исходя из высокой степени важности объединения таджикских журналистов, о чем уже неоднократно заявлялось на
многих встречах в рамках журналистских ассоциаций страны, на страницах государственной и негосударственной печати, Медиа Альянс
призывает всех журналистов и руководителей СМИ Таджикистана, независимо от их форм собственности, воздерживаться от каких-либо
оценок в отношении профессиональных навыков и знаний своих коллег, тем более негативных.

Мы исходим из того, что таджикская журналистика находится в процессе развития, появляются новые технологии, новые
комбинированные жанры и стили, векторы информационной политики, эффективность которых, воздействие на общество и государство,
включая национальные интересы, еще плохо изучены.

«Многие из действующих редакторов СМИ имеют собственные методы обучения, своих последователей из числа молодых журналистов и
свою читательскую аудиторию, в силу чего негативная оценка задевает их интересы и чувство деловой репутации, что осложняет работу в
деле объединения журналистского сообщества Таджикистана для защиты интересов страны, общества и развития свободы слова»,-
говорится в заявление.

«Додаджон Атовуллоев умер?!» - задается вопросом «Фараж» приводя ссылку с Интернетсайта htpp://tojvar.wordpress.com , который
утверждает, что известный таджикский оппозиционный журналист Додаджон Атовуллоев скончался на 55 году жизни от порока сердце в
больнице в Германии, где он проживал последнее время. Однако, попытки журналистов «Фараж» связаться с друзьями журналиста за
пределами страны не дали результатов. Тем не менее, издание надеется, что известный таджикский журналист жив и данная публикация
не имеет основания. Также «Фараж» обещает в самом ближайшем номере сообщить своим читателям сведения о состояние здоровье
Д.Атовуллоева.

В последнее время в российских СМИ со ссылкой на руководство Федеральной службы по контролю за наркотиками РФ была
опубликована серия материалов, авторы которых тенденциозно освещают наркоситуацию в Таджикистане и приписывают стране то, что
не соответствует действительности.
Такое беспокойство выразил начальник штаба Агентства по контролю за наркотиками при президенте РТ Фахриддина Джонмахмадова на
круглом столе посвященном проблеме наркотрафика из Афганистана и освещению данной темы в СМИ СНГ.

«Голословные высказывания о том, что в сутки через таджикско-афганскую границу проходит около 300 грузовиков и каждый второй – с
героином, вызывают возмущение, - продолжил он. – По официальным данным, в настоящее время на этом участке госграницы
функционируют 4 автомобильных моста и одна паромная переправа, по каждому из которых ежесуточно в среднем проходит не более чем
15-20 автомашин в обоих направлениях. Причём, автомобили и пассажиры, следующие через эти мосты, подвергаются тщательному
таможенному и пограничному контролю с применением технических средств и служебно-розыскных собак».

По утверждению Джонмахмадова, за период функционирования основного моста, соединяющего Таджикистан с Афганистаном, который
недоброжелатели окрестили «героиновым мостом», несмотря на тщательный досмотр транспортных средств, в этом году выявлен всего 1
факт контрабанды наркотиков из Афганистана. Сотрудники правоохранительных органов, присутствовавшие на встрече, выразили своё
беспокойство тем, что, согласно данным российских СМИ, якобы 60% наркотиков идёт в Россию через Таджикистан и «когда из
Таджикистана ушли российские пограничники, ситуация усугубилась». «На самом деле, после вывода российских пограничников
ситуация на таджикско-афганской границе существенных изменений не претерпела и прогнозы скептиков о том, что регион
«захлебнётся» от наркопотока, оказались не более чем пропагандистской шумихой, преследующей цели дискредитировать
антинаркотическую политику Таджикистана», - отметил Джонмахмадов.

В подтверждение своих слов он подчеркнул, что в 2005 году, когда ещё в первом полугодии таджикско-афганский рубеж охраняли
российские пограничники, в РТ было изъято чуть больше 4,6 тонн наркотиков. «А в последние годы объёмы конфискации наркотиков в
стране заметно увеличились и в 2008 году составили свыше 6 тонн».

Таджикский журналист Турко Дикаев в продолжение данной темы на страницах «Миллат» (№14 от 09.04.09г) на основе конкретных
фактах опровергает подобные необъективные публикации российских СМИ. На основе данных экспертов и простых математических
подсчетов следует вывод, что Таджикистан не может удовлетворить наркорынок России, по той простой причине, что такое количество
наркотиков не может поступать через ее территорию в Россию.

Госсоветник президента РТ по социальному развитию и связям с общественностью Саймурод Фаттоев на страницах «События» (№14 от
09.04.09г) отвечает на возражения, высказываемые в периодической печати относительно закона « О свободе совести и религиозных
объединениях».

Известно, что в нынешних условиях средство массовой информации, особенно электронные, играют важную роль в формировании и
развитии общественного мнения. После принятия закона «О свободе совести и религиозных объединениях» тема религии и пространство
религиозной идеи оказались в центре внимания публикаций прессы, общественного сознания и всего общества в целом.

К сожалению, пишет С.Фаттоев, работники СМИ, сознательно или по неведению высказывают ошибочные суждения по поводу
деликатного вопроса, связанного с религией, как формой общественного сознания, и недавно принятого закона.

Большинство статьей, публикующихся на эту тему прессе, являются поверхностными, поскольку их авторы не в полной мере знакомы с
содержанием закона, историей религии и ее местом в обществе,- отмечает госсоветник президента РТ.


