
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в сентябре 2012 года

В сентябре 2012 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ
Таджикистана зафиксировал  22  сообщения. Из них – 12 определяют фактическое
положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца,
10 - информируют о прямых нарушениях прав журналистов и СМИ.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Публичные выступления, заявления и речи высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств
массовой информации

Сентябрь, 11

Давлатали Назриев, начальник управления информации, прессы, анализа и внешнеполитического планирования МИД РТ
(г.Душанбе)

«Последние Хорогские события показали, что официальные структуры Таджикистана очень слабо работают в плане оперативного
предоставления информации»,- сказал начальник управления информации, прессы, анализа и внешнеполитического планирования
министерства иностранных дел Таджикистана Давлатали Назриев в ходе круглого стола на тему «Современные вызовы в сфере
информационного пространства и роль СМИ в Таджикистане», организованного Фондом имени Конрада Аденауэра совместно с
Национальной ассоциацией независимых СМИ Таджикистана.

По его мнению, во время подобных важных мероприятий, они должны своевременно освещаться соответствующими структурами», -
отметил Д. Назриев.

По словам Назриева, информация, распространенная в СМИ во время этих событий, в частности европейской прессой, не соответствовала
действительности. «Мы были очень удивлены и обеспокоены тем, что общественности предоставляется недостоверная информация», -
отметил представитель таджикского МИД.

Он убежден, что инициатива  распространения информации в таких случаях должна была быть в руках государственных структур.
«Именно официальные структуры должны были оперативно распространять необходимые для общества сведения», - уверен Назриев.

Сентябрь, 20

Шоди Шабдолов , председатель КПТ (г.Душанбе)

Лидер Компартии Таджикистана, депутат Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли страны Шоди Шабдолов рассказал «АП» о своих
впечатлениях после проведенных встреч с согдийскими избирателями.

По словам Шабдолова, в ходе проведенных им встреч в Айнинском и Матчинском районах Согдийской области у него сложилось
впечатление, что север Таджикистана сегодня находится в так называемом информационном вакууме.

«Доступные для населения этих районов СМИ не отвечают сегодняшним требованиям своих читателей, - считает он. - Население хочет
больше узнавать о ситуации в стране, в регионе, принимаемых в республике законах и решений правительства, о  событиях в ГБАО», -
отметил депутат.

Сентябрь, 25

Музаффар Ашуров, заведующий отделом конституционных прав человека исполнительного аппарата президента
Таджикистана (г.Душанбе)

«В некоторых средствах массовой информации были материалы, которые оправдывали действия преступников, некоторые СМИ создают
условия для повторения подобных событий»,- заявил 24 сентября на Совещании ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств,
посвященном человеческому измерению, заведующий отделом конституционных прав человека исполнительного аппарата президента
Таджикистана, Музаффар Ашуров.

Обвинения в адрес таджикских СМИ прозвучало после выступления на совещании заместителя редактора газеты «Азия-Плюс» Ольги
Тутубалиной.

В своем выступлении, посвященному свободе СМИ и информации, представитель «АП» сообщила, что в Таджикистане регулярно
блокируются новостные сайты. «За последние несколько месяцев Служба связи при правительстве республики заблокировала сразу
несколько отечественных и российских сайтов.

Комментируя это обращение, М. Ашуров заявил, что «государственное телевидение подготовило 60 репортажей о Хорогских событиях».

Сентябрь, 27

Иброхим Усмонов, журналист, доктор исторических наук (г.Душанбе)

Известный таджикский ученый Иброхим Усмонов, отвечая на вопросы газеты «Азия-Плюс» (№72 от 24.09.2012 г.), отметил: «Когда только



начал появляться Интернет – в начале 2000-х, я говорил, что Интернет - это СМИ, важное СМИ, но самое опасное. Тогда многие
возражали мне, что я просто пугаю. Все события «арабской весны» связаны с сетью. Сейчас все традиционные СМИ потеряли прежнее
влияние. Нынешние условия требуют ежеминутной реакции на каждое событие. А это может делать как раз сеть. Сеть - оружие массового
влияния. Но это не означает, что нужно закрывать или каким-то образом запрещать сети. Наоборот, правительство должно быть
открытым, чтобы не осталось повода нападать на него. Если вы правы, если у вас все правильно, все в порядке, чего бояться? Если
правительство не может сделать чего-либо, но при этом открыто заявляет об этом, тогда борьба СМИ против власти не будет иметь
успеха...».

2. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

Сентябрь, 21

Бег Зухуров, начальник Службы связи при правительстве РТ (г.Душанбе)

После почти двухмесячного блокирования сайта «Азия-Плюс», 21 сентября некоторые интернет-провайдеры открыли доступ к
веб-порталу  ведущего медиа-холдинга Таджикистана «Азия-Плюс».

Существует ли официальное распоряжение Службы связи при правительстве РТ о разблокировании сайта «Азия-Плюс», в настоящий
момент неизвестно, так как ни один из провайдеров, как удалось выяснить «АП», его не получал.

В интервью Радио «Озоди» глава Службы связи РТ Бег Зухуров сообщил, что дал поручение восстановить доступ к сайту «Азия-Плюс».
«Теперь настало время, чтобы этот сайт (сайт «Азии-Плюс», - ред.) стал приличным и не гнался за неуместной критикой», - цитирует
слова Зухурова «Озоди».

Между тем, в интервью «АП» сам Зухуров заявил, что не давал никакого распоряжения о блокировании сайта. «У нас есть группа, которая
работает с сайтами, публикующими черный пиар, но ваш сайт не входит в этот список», - заявил Зухуров.

По его словам, сайт «Азии-Плюс» интернет-провайдеры заблокировали самостоятельно, и он готов с ними разобраться по данной
проблеме. «Сейчас я с этими провайдерами разберусь, почему они без основания блокируют такой социальный сайт», - пообещал Зухуров.

3. Оценка фактического положения СМИ и свободы слова

Сентябрь, 07

«Шабакаи аввал» (первый канал) таджикского телевидения

Первый государственный канал таджикского телевидения перешел 7 сентября на круглосуточное вещание. Об этом «ИА «Авеста»
сообщили в дирекции программ «Шабакаи аввал».

Целью перехода на круглосуточное вещание, прежде всего, является, увеличение аудитории телезрителей не только внутри республики,
но и за ее пределами.

В Таджикистане в настоящее время ведут деятельность четыре государственных телеканала – «Шабакаи аввал» («Первый канал»),
«Сафина», Джахоннамо» и детский телеканал «Бахористон».

Сентябрь, 07

Все СМИ (г.Душанбе)

В ходе «круглого стола» на тему «Роль СМИ в обеспечении общественной стабильности  и национального единства», состоявшийся 7
сентября в г.Душанбе, ряд журналистов предложили журналистам при освещении чрезвычайных событий одеваться в отличающийся от
других граждан одежду. По мнению журналистов, такая необходимость возникла 6 сентября 2012 года, когда в процессе освещения
митинга предпринимателей были нарушены профессиональные права ряда журналистов республиканских и зарубежных СМИ. В этот
день, в том числе был задержан главный редактор газеты «Нигох» Саймиддин Дустов, который провел три часа в отделении милиции.

Сентябрь, 20

Единый персоязычный телеканал (г.Душанбе)

Что мешает открытию персоязычного телеканала в Душанбе? - задает вопрос газета «Азия-Плюс» (№71 от 20.09.12).  Газета сообщает, что
Министерство иностранных дел Таджикистана утверждает, что в настоящее время решается вопрос о создании правовой базы для
открытия в Душанбе персоязычного телеканала трех стран – Таджикистана, Афганистана и Ирана.

«Как только будет создана правовая база для открытия в Душанбе штаб-квартиры персоязычного телеканала, вопрос о выплате
таможенных сборов за поступившее оборудование для телеканала будет автоматически снят», - сказал «АП» начальник департамента
информации МИД РТ Давлатали Назриев.

По утверждению посольства Ирана, в Душанбе было доставлено оборудование для совместного персоязычного телеканала Таджикистана,
Афганистана и Ирана на общую сумму 2 млн. евро.  «Однако оборудование застряло в аэропорту г.Душанбе, так как таможенная служба
настаивает на уплату таможенных пошлин в размере  400 тыс. долларов», - отметили в посольстве.

По утверждению иранского посольства, постоянные переносы сроков вещания единого персоязычного телеканала связаны с позицией
руководства Афганистана по данному вопросу.

Сентябрь, 20



«Asia-Plus», страница газеты «Азия-Плюс» на Facebook

Страница «Азия-Плюс» на Facebook  в тройке лидеров, сообщила своим читателям газета «Азия-Плюс» (№70 от 17.09.12).

По данным портала Socialbakers.com, в топ самых популярных страниц включена страница «Я журналист» с 3 тысячами 646 лайками,
мобильного оператора «Tcell» - 3 тыс. 608 лайков и страница Asia-Plus Media Group, набравшая чуть более 3 тысяч лайков. По статистике
портала, страницу Asia-Plus обсуждают около тысячи человек.

Сентябрь, 27

Все СМИ (г.Душанбе)

27 сентября в Душанбе состоялось очередное заседание клуба «Социальное партнёрство» Общественного совета при Президенте РТ, в
котором обсуждалось формирование безопасного информационного пространства в процессе перехода на цифровое вещание.

Участники заседания слышали доклады экспертов - исполнительного директора Общественной организации «Хома» Шахло Акобировой  и
директора виртуальной Академии ICT 4D (information-communication technology) Асомуддина Атоева по вопросам перехода на цифровое
вещание и формирования безопасности информационного пространства страны.

Напомним, Таджикистан наравне со 104 странами мира в мае 2006 года подписал соглашение «Женева-2006», в соответствии с которым
взял на себя обязательство до июня 2015 года перевести полностью вещание программ телевидения и радио на цифровой формат.

В рамках внедрения цифрового вещания в Таджикистане появилось много актуальных вопросов, одним из которых является укрепление
безопасности информационного пространства связанного с  формированием информационного общества.

3. Действия журналистов и СМИ по защите своих прав

Сентябрь, 20

Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) (г.Душанбе)

Журналистское сообщество Таджикистана просит Генеральную прокуратуру республики дать правовую оценку действиям сотрудников
правоохранительных органов в отношении репортеров, освещавших события, последовавшие в Душанбе после пожара на крупнейшем
в стране рынке «Корвон», который расположен на южной окраине столицы.

«Поводом для активных действий журналистского сообщества, послужили случившиеся инциденты 6 сентября 2012 года в Душанбе. В
ходе освещения протеста предпринимателей рынка «Корвон» в связи с пожаром были зафиксированы минимум девять случаев нарушения
профессиональных прав таджикских журналистов» - сообщил председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана
(НАНСМИТ) Нуриддин Каршибоев.

По его словам, в целях защиты прав и интересов средств массовой информации, а также обеспечения солидарности журналистов
Таджикистана руководители СМИ и медиа-организации разработали план мероприятий, главными пунктами которого являются
организация встречи с руководством силовых структур республики и обращение медиа-организаций в Генеральную прокуратуру
республики по фактам некорректного обращения сотрудников силовых структур с журналистами.

«Реализация данных совместных действий призвана цивилизованному решению конфликтных ситуаций между СМИ и властных структур»,
- отметил Нуриддин Каршибоев.

Сентябрь, 20

Все СМИ (г.Душанбе)

Журналистское сообщество Таджикистана готовит письмо на имя Генерального прокурора страны о нарушении прав журналистов в
Таджикистане, сообщил генеральный секретарь Совета по СМИ Таджикистана Хилватшох Ходжаев сайту TJinform. По его словам, в
Таджикистане наблюдается рост нарушений прав журналистов.

«Так, во время последних событий в Хороге и вовремя пожара в столичном рынке «Корвон» нескольким журналистам не дали
возможности осветить эти события. Со стороны работников спецслужб были допущены правонарушения в отношении журналистов: у
нескольких отобрали фото и видеотехнику, одного даже задержали и доставили в отделение милиции, где продержали 3 часа», сказал
Ходжаев. Он отметил, что журналистское сообщество озабочены таким отношением правоохранительных органов к журналистам и к
свободе слова.

II. HАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1. Ограничение доступа к информации

Сентябрь, 24

ИА «TojNews», (г.Душанбе)

Доступ к сайту ИА «TojNews» был заблокирован с 8 сентября по поручению Службы связи при правительстве РТ.  По данным ОО
«Индем»- учредителя информационного агентства «TojNews», интернет-провайдерам и мобильным операторам было дано сначала
устное распоряжение посредством СМС, а потом последовало письменное распоряжение.

http://www.ca-news.org/news:1040853/


«К сожалению, интернет-провайдеры и компании мобильной связи вопреки требованиям действующего национального и международного
законодательств, и вопреки культуре профессионального поведения, свойственного уважаемым компаниям, незаконно поддержали это
действие и закрыли доступ к сайту www.tojnews.org, - говорится в заявлении ОО «Индем». - Наши 10-дневные попытки получить
официальных комментарий по данным действиям не принесли никаких результатов».

В заявлении также отмечается, что данные действия явно носят противозаконный характер и могут подтолкнуть независимые СМИ в
объятия противников правительства.

2. Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста

Сентябрь, 07

Саймуддин Дустов, главный редактор газеты “Нигох” (г.Душанбе)

6 сентября во время подготовки материала о митинге предпринимателей рынка “Корвон” г. Душанбе сотрудниками милиции был
задержан главный редактор газеты “Нигох” Саймуддин Дустов. Он был отпущен лишь после трех часов. По его словам, в милиции ему
сказали, что произошла ошибка и принесли ему свои извинения за задержание.

По словам С.Дустова, милиция в тот день действовала грубо. Но ситуация изменилась, когда к митингующим пришел начальник
городской милиции А.Бузмаков.

Cентябрь, 07

Харамгули Кодир, корреспондент ИА «Tojnews»

- Я находилась на месте событий, - сообщила мониторинговой службе корреспондент ИА «Tojnews» - Увидела, что сотрудники
правоохранительных органов воспрепятствуют работе журналистов. Тут в близости также находился начальник городской милиции
Бузмаков. Поскольку мы были лично знакомы, я обратилась к нему с просьбой не воспрепятствовать журналистам. Хотя Бузмаков отдал
устный приказ о том, чтобы не препятствовали работе журналистов, тем не менее, в связи с остротой ситуации, никто никого не слышал.

Сентябрь, 07

Темур Варки, корреспондент газеты «Азия-Плюс»

6 сентября 2012 года во время освещения митинга работников столичного  рынка «Корвон» сотрудниками милиции был задержан
корреспондент газеты «Азия-Плюс» Темур Варки. По его словам, его  удостоверение силой отобрали неизвестные лица, называвшие себя
сотрудниками милиции. Журналист говорит, что сейчас он их не может узнать. Судьба служебного удостоверения журналиста до сих пор
остается неизвестной.

Сентябрь, 07

Ибодуллохи Тохир, корреспондент газеты «Озодагон»

6 сентября 2012 года во время выполнения своих служебных обязанностей также был задержан журналист газеты «Озодагон»
Ибодуллохи Тохир. По его словам, во время митинга, вокруг сотрудники правоохранительных органов были одеты в гражданскую одежду.
Журналист в защиту своих профессиональных прав никуда не обратился, так как до сих пор не знает лиц, которые воспрепятствовали его
профессиональной деятельности.

Сентябрь, 07

Зеваршохи Мухаммад, корреспондент радио «ВВС»

6 сентября 2012 года во время выполнения своих служебных обязанностей был задержан журналист радио «Би-Би-Си» Зеваршохи
Мухаммад. В тот день неизвестные лица, одетые в гражданской форме не разрешили ему записывать на видео митингующих. А
сотрудники милиции грубо относились к журналисту, матерились нецензурными словами, оторвали у него бейджик, кто-то сзади
толкнул,  и с его рук упала видеокамера и развалилась на дороге. Собирать видеокамеру журналисту помогли митингующие.

Сентябрь, 07

Зайнуддини Ориф, корреспондент ИА «ТojNews»

6 сентября во время митинга в городе Душанбе корреспондент ИА «ТojNews» Зайниддин Орифи также был задержан в ходе подготовки
материала по ходу митинга. Когда Орифи подготовил свой фотоаппарат для съемки, к нему подошли неизвестные лица и потребовали
прекратить фотографировать. Зайнуддин Орифи возражал против такого обращения, но ему оказали силовое давление. Журналист
вынужден был отступать.

3. Нарушение принципа гласности судопроизводства

Сентябрь, 03

Ходжи Акбар Тураджонзода, богослов (г.Худжанд)

3 сентября в Худжандском горсуде началось предварительное судебное заседание по иску известного богослова Ходжи

http://www.tojnews.org/


Акбара Тураджонзода, в котором председательствующая на данном процессе председатель суда города Худжанда Матлюба
Хабибуллоева не разрешила корреспонденту «АП» участвовать на данном процессе, объясняя это тем, что судебное заседание является 
на пока предварительным.
Но, как отметила адвокат Тураджонзоды Файзиниссо Вахидова, которая представляет интересы своего подзащитного на процессе,
журналисты могли беспрепятственно присутствовать на заседании, даже если оно предварительное.

Следует отметить, что ответчиками в иске Тураджонзоды о защите чести и достоинства являются глава Совета улемов Согдийской
области Ходжи Хусейн Мусозода, главный имом-хатиб мечети города Исфары Ходжи Насрулло Азизов, главный имам-хатиб мечети города
Канибадам Ходжи Максудджон Урунов и журналист Согдийского областного телевидения Тохир Искандари.

4. Нарушение хозяйственных прав СМИ

Сентябрь, 11

Все СМИ (г.Душанбе)

10 и 11 сентября в издательстве «Шарки озод», где публикуются основная масса республиканских газет, отключилось электричество,
сообщила ИА «Tojnews».

По словам Хуршеди Атовулло, главного редактора газеты “Фараж” отключение электричества связано с пожаром на рынке «Корвон».

Однако на этот счет главный редактор газеты «СССР» Сайёфи Мизроб имеет другую точку зрения. По его мнению, отключение
электричества в главном издательстве республики имеет политическую подоплеку.

В ГУП «Душанбинские электрические сети» сообщили, что отключение электричества в издательстве «Шарки озод» не имеет никакой
другой причины кроме повреждения в линии. По словам источника, линия, по которой электричество поступает в издательство проходит
через рынок «Корвон», где после пожара в эти дни идут восстановительные работы.

Сентябрь, 13

«Маорифи Точикистон» («Образование  в Таджикистане», журнал Министерства образования РТ (г.Душанбе)

Главный редактор журнала «Маорифи Точикистон» Шоди Шокирзода через газету «Минбари халк» (печатный орган НДПТ, №37, от
13.09.2012г.) обратился к руководству ГУП «Почтаи точик» (Таджикская почта) относительно денег подписчиков, платившие за подписку
в журнал.  В письме отмечается, что редакция не может получать деньги, поступившие за подписку на 2012 год, в результате чего в
издательстве не печатанными остаются готовые номера журнала.

По утверждению руководства журнала, получить деньги подписчиков в «Почтаи точик», осуществляющий распространение печатной
продукции, является их главной головной болью. «Вместо того, чтобы перечислить деньги в расчетный счет журнала, «Почтаи точик»
создает дополнительные трудности. Нам приходится постоянно просить у них наши деньги», - отмечается в письме.


