
Таджикистан: пресса о прессе, №43 (354), 2012 г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 8 ноября 2012 г.

Газета «Азия-Плюс» (№83 от 5.11.2012 г.) в статье под заглавием «Засахарились…» анализирует неожиданные отставки и назначения в
руководстве правительственных СМИ Таджикистана. Газета пишет, что «некоторые из отставников были переведены на другую работу,
кто-то отправлен на пенсию, кто-то и вовсе остался без должности», что вызвало много вопросов среди коллег-журналистов.

Далее газета пытается разобраться с ситуацией, и в связи с этим обращается к экспертам.

По мнению Нуриддина Каршибоева, председателя Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана, смена руководителей
правительственных СМИ с Хорогом вовсе не связана: «И во время хорогских событий, и до, и после них от этих правительственных
изданий и их редакторов ничего иного ожидать было невозможно. Поскольку редакционная политика этих изданий определяется
правительством. Я не думаю, что это оценка их работы или какие-то организационные выводы, это простая ротация кадров», - говорит
Н.Каршибоев.

По мнению таджикского политолога и журналиста Нурали Давлата, такая ротация произведена, скорее всего, для того, «чтобы
руководители правительственных СМИ не засиживались долго на одном месте».

Н. Давлат считает, что ничего серьезного в связи с этими кадровыми изменениями в деятельности правительственных СМИ не
произойдет. «Новые руководители будут продолжать выполнять те же самые указания, которые будут исходить из правительства», -
считает он.

Он также уверен, что «говорить о каком-то резком изменении курса в государственных СМИ в преддверии президентских выборов,
намеченных на осень 2013 года, не стоит».

Иллюстрацией подобных номенклатурных перестановок может быть знаменитая ситуация, произошедшая однажды на одном из
заседаний президента России Бориса Ельцина, когда он заставил пересесть членов правительства со словами: «Не так сели». Если
представить себе зал заседаний, где за трибуной стоит руководитель, то время от времени для того, чтобы сидящие в зале не
засиживались, не засыпали сладким сном и не засахаривались, он должен их, если не выпроваживать на свежий воздух и менять другими,
то хотя бы пересаживать. В добром, прямом смысле этого слова.

В том же номере газета «Азия-Плюс» сообщила, что состояние известного таджикского журналиста Искандари Фируза улучшилось. Он
отключен от аппарата искусственной вентиляции легких, и в ближайшие дни его переведут в другое отделение больницы.

Газета «Азия-Плюс» (№ 84 от 8 ноября 2012 г.) опубликовала статью под заглавием «Под колпаком», в которой анализируется инициатива
Службы связи при правительстве РТ о создании Единого центра по мониторингу сетей IP. По мнению газеты, инициатива Службы связи
предполагает, по сути, наблюдение за всеми интернет-пользователями, а также монополизацию отрасли.

Газета пишет, что подобные инициативы по регулированию отрасли Службой связи предлагаются уже не в первый раз, однако ранее
правительство отклоняло их, прислушиваясь к критике независимых специалистов отрасли.

Как стало известно «АП», данный проект вместе с сопроводительным письмом Службы связи при правительстве республики был
отправлен министерствам и ведомствам страны для получения их заключений.

Целями создания данного центра, согласно письму Службы связи, копией которого также обладает редакция, являются «обеспечение
исполнения требований ряда законов, обеспечение информационной безопасности, предотвращение случаев нарушения прав
юридических и физических лиц, предотвращение случаев оказания низкокачественных услуг».

По словам эксперта, доктора юридических наук Шокирджона Хакимова, «если дело будет касаться слежки за пользователями через
IP-адреса, то это ущемляет основополагающие конституционные права и свободы граждан».

Между тем, попытки по созданию подобного центра, регулирующего связь, данным ведомством предпринимались не раз: в 2006, 2009
годах, а также частично со схожими идеями в 2011 году. В 2006 году было впервые предложено, тогда еще Министерством связи
республики, создать Единый коммутационный центр. Суть проекта была в том, что весь входящий и исходящий международный трафик
сотовой связи и интернет должен проходить через некий центральный шлюз, который будет находиться на базе государственного
оператора связи ОАО «Точиктелеком».

После бурных дискуссий проект был отклонен правительством. Через три года, в 2009 году, этот вопрос был снова поднят, и также
отклонен.

В прошлом году была озвучена инициатива о приеме-передаче международного трафика в ведение исключительно одного провайдера –
госкомпанию «Таджиктелеком», что и было с успехом проделано: в настоящее время входящий и исходящий международный трафик всех
компаний отрасли проходит через вышеуказанную госкомпанию.

Специалисты в новой инициативе по созданию «Единого центра мониторинга IP сетей» видят продолжение старых инициатив.

 


