
Таджикистан: пресса о прессе, №4 (365), 2013 г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 24 января 2013 г.

Независимая газета «Азия-Плюс» (№07 от 24.01.2013г.) сообщает своим читателям о том, что таджикские власти подавляют свободу
выражения. По сообщению газеты, об этом говорится в обнародованном в понедельник заявлении Amnesty International. К такому выводу
специалисты  Amnesty International пришли после того, как таджикский суд принял решение о закрытии правозащитной организации
«Ампаро».  Amnesty International призывает власти Таджикистана разрешить этой правозащитной организации продолжить свою
деятельность.

Газета «Нигох» (№44 от 23.01.2013 г.) пишет, что сотрудники УБОП МВД РТ попытались 16 января 2013 года задержать журналиста
информационного агентства TojNews Амруллохи Низом. Как пишет газета, инцидент произошел прямо на глазах журналистов редакции.
Коллектив ИА  TojNews требовал, чтобы сотрудники милиции предъявили повестку. Однако у милиционеров ее не оказалось, тем не менее
они сообщили, что в редакцию пришли по устному обращению из Комитета по делам религии при правительстве РТ. По мнению
руководителя газеты «Нигох» С.Дустова, основной причиной незаконного задержания журналиста А.Низома сотрудниками милиции 
является его критическая статья, опубликованная в газете от 9 января 2013 года под заглавием «Штраф за молитву».

Газета «Нигох» в том же номере пишет о проблеме таджикских изданий в плане использования фотоснимков. Автор статьи
К.Бекмухаммад пишет, что таджикские газеты практически не отличаются друг от друга в вопросе использования иллюстраций к своим
материалам. Автор отмечает: часто большинство газет используют одну и ту же фотографию, что доказывает, что фотография была
скопирована. По его мнению, такое положение указывает на техническую отсталость изданий.

Газета «Нигох» в том же номере также опубликовала ответ заместителя председателя Совета юстиции РТ А.Н.Исхакова под заглавием
«СМИ не имеют право…» на статью ««Ампаро»: бой мухи со слоном продолжается». А.Исхаков в своем письме утверждает, что
рассмотрение дела правозащитной организации «Ампаро» до сих пор продолжается в судах высшей инстанции, т.е. еще полностью не
завершено. Согласно части 3 статьи 7 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан» СМИ не имеют права в своих
материалах  публиковать результаты предварительного рассмотрения дел, и также согласно части 3 статьи 29 Закона РТ «О печати и
других СМИ» средства массовой информации не вправе в своих сообщениях информировать читателей о результатах судебных процессов
или влиять на решение суда.

Газета «Фараж» (№4 от 23.01.2013 г.) сообщает о состоявшемся внеочередном заседании Совета по СМИ РТ, на котором был рассмотрен
вопрос о правомочности предупредительного письма Министерства культуры РТ газете «Точикистон» относительно публикации статьи
под заглавием «Секс «в туалете» («Точикистон», №2 от 10.01.2013 г.). Совет по СМИ Таджикистана, рассмотрев данный вопрос, вынес
свои рекомендации. Согласно этим рекомендациям, в материале газеты в связи с тем, что в нем поднимается важная общественная
проблема, не были нарушены этические нормы деятельности журналиста, но было нарушено требование о балансе мнений. В связи с этим
Совет по СМИ Таджикистана рекомендует газетам впредь к материалам, посвященным общественной морали, подходить
профессионально.

Газета «Самак» (№4 от 23.01.2013 г.) опубликовала опрос, проведенный среди журналистов по вопросу «почему чиновники избегают
отвечать на вопросы журналистов». По мнению большинства опрошенных журналистов, чиновники в основном не хотят отвечать на такие
вопросы, которые касаются непосредственно их деятельности. Возможно, у них в работе существуют серьезные недостатки, о которых
чиновники не хотят делиться с журналистами.

Абдуфаттох Вохидов, НАНСМИТ.


