
Таджикистан: пресса о прессе, №10 (371), 2013 г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 7 марта 2013 г.

Газета «Азия-Плюс» (№19 от 7. 03. 2013 г.) сообщила своим читателям, что экономический суд города Душанбе перенес предварительное
слушание по иску компании «Точирон» к газете «ИмрузNews» и адвокату Файзинисо Вохидовой с 11 марта, Дня таджикской печати, на 14
марта.

Как сообщил «АП» редактор газеты «ИмрузNews» Назири Нусрат, сообщение о том, что предварительная дата перенесена на 14 марта,
газета получила от суда 5 марта.

«В уведомительном письме написано, что слушание переносится из-за отсутствия председательствующего судьи именно в День печати.
По информации суда, 11 марта судья будет на семинаре», - рассказал Нусрат. Однако адвокат Вохидова считает, что это все оговорки,
просто «у них проснулась совесть». «Я считаю, что после ряда критических материалов о том, что газету судят в День печати, они
передумали. Поскольку я знаю, что семинары по повышению квалификации согласно новой государственной программе по реформе
судебной системы проходят ежемесячно в последнюю пятницу. Поэтому я и сказала секретарю судьи, сообщившему мне эту новость, что
им просто стало стыдно, а он в ответ промолчал», - сказала Вохидова.

«АП» в том же номере посвятила статью под заголовком «2012 год – год кризиса для таджикских СМИ» 101-й годовщине таджикской
печати, которая отмечается 11 марта.

Газета приводит слова председателя СЖТ Акбари Саттор, который отмечает, что «сегодня журналисты страны столкнулись с жестким
кризисом, который можно назвать кризисом доверия читателя к материалам газет и журналов, передачам радио и телевидения». По его
мнению, причиной возникновения данного кризиса является, с одной стороны, сомнение читателей в беспристрастности отдельных СМИ,
с другой – экономические и социально-бытовые проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются сами журналисты и СМИ. «К сожалению,
в сегодняшнем таджикском обществе свобода слова не достигла желаемого уровня. К ограничениям свободы слова в стране, без сомнения,
можно отнести частые блокировки сайтов, рассмотрение судебных исков в отношении журналистов и некоторых СМИ страны», - считает
председатель СЖТ.

Газета «Озодагон» (№9 от 5 марта 2013 г.) опубликовала опрос, проведенный среди руководителей СМИ республики, в котором был
поставлен один вопрос: «Что ожидает таджикские СМИ в 101-ю годовщину?». По мнению большинства опрошенных, 2013 год, как год
выборов президента РТ, для таджикской журналистики будет особенным. Как это уже наблюдается, давление на журналистов будет
возрастать. В связи с этим, как советует большинство опрошенных, журналистам следует действовать более профессионально и не давать
повода отдельным лицам оказывать на них давление.

Газета «Нигох» (№50 от 6.03.2013 г.) в статье под заголовком «Журналиста приговорили насильно» пишет о судебном процессе
журналиста ИА «Таджнюс» Амруллохи Низом и Комитета по делам религии при Правительстве РТ, состоявшемся в суде района
Шохмансур г.Душанбе под председательством судьи Хакимовой Р.А. Суд принял решение оштрафовать журналиста в размере 280 сомони
по статье 460 (мелкое хулиганство) Кодекса административных правонарушений РТ.

Газета сомневается в беспристрастности решения суда и  пишет, что согласно приговору суда, журналист не обратил внимание на
охранников, грубо говорил с ними, топал ногами, в результате чего нарушил покой людей. Как пишет газета, суд однако не указывает,
какие именно грубые слова использовал журналист. А при весе всего 53 кг журналист никак не мог нарушить покой людей.

Газета «Фараж» (№10 от 6.03.2013 г.) пишет сразу о трех делах, связанных с журналистами. Первое - избиение пресс-секретаря
таможенной службы Таджикистана Абдурахими Умариён неизвестными лицами, второе – иск компании «Точирон» против адвоката
Ф.Вохидовой и гезеты «ИмрузNews», третье – решение суда района Исмоили Сомони столицы по иску Рустама Хукумова против газеты
«ИмрузNews», согласно которому газета оштрафована в размере 50 тысяч сомони за оскорбление чести и достоинства Рустама Хукумова.
Во всех трех делах «Фараж» видит один след – чиновники любыми способами стараются оказать давление на свободу слова. Суд по иску
Рустама Хукумова, в котором рассматривался вопрос чести и достоинства, проходил за закрытыми дверями, хотя в этом не было никакой
необходимости, ибо данный вопрос давно обсуждается в СМИ Таджикистана и России.

Газета «Самак» (№10 от 6.03.2013) опубликовала статью под заголовком «Рустами Джони: решение суда было заранее спланировано». 
Учредитель газеты «ИмрузNews» Рустами Джони считает, что суд района Исмоили Сомони города Душанбе принял неверное решение,
обязав газету выплатить 50 тысяч сомони за оскорбление чести и достоинства человека. По его мнению, еще с самого начала было
известно, что суд всячески старается не обращать внимания на протесты стороны газеты. Рустами Джони также сообщает, что они не
согласны с решением суда первой инстанции и намерены обжаловать его в вышестоящих судебных инстанциях.

Абдуфаттох Вохидов, НАНСМИТ.


