
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в феврале 2013 года
В феврале 2013 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал -  17 сообщений. Из них
– 5 определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, - 9
информируют о прямых нарушениях прав журналистов и СМИ, - 2 о конфликтах и нарушениях, инкриминируемых
средствам массовой информации. 

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

 

1. Действие высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

 

Февраль, 03

Рахматилло Зойиров, Лидер Общенациональной Социал-демократической партии Таджикистана (г.Душанбе)

Лидер Общенациональной Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров отметил, что А. Каюмзод является одним
из объективных журналистов, который при подготовке своих материалов не предоставляет каких-либо привилегий власти или оппозиции.
В связи с этим обстоятельством, организационный комитет по изменению закона о выборах президента Таджикистана 3 февраля 2013
года  сделал заявление в поддержку журналиста радио «Озоди» Абдукаюма  Каюмзода и подготовило обращение в МИД Таджикистана.

Напомним, министерство иностранных дел Таджикистана в начале этого года отказало в продлении аккредитации одному из его опытных
корреспондентов таджикской службы радио «Свобода» (Озоди) в Душанбе Абдукаюму Каюмзоду.

 

Февраль, 06

Робин Орд Смит, Посол Великобритании в Таджикистане (г.Душанбе)

Газета «Озодагон» (№5 от 6 февраля 2013 года) опубликовала интервью Посла Великобритании в РТ Робин Орд Смита. В своем интервью
посол Великобритании затрагивает также вопросы свободы слова и свободы журналистики в Таджикистане. По его мнению,
правительство стран должны соблюдать свободу слова  и СМИ. Посол отмечает, что правительство Великобритании сотрудничает с
журналистами и поддерживает их, и он лично является противником ограничений деятельности СМИ.

 

2. Оценка фактического положения СМИ и свободы слова

 

Февраль, 6

Посольство США в Таджикистане (г.Душанбе)

 

Посольство США в Таджикистане в связи с вопросом аккредитации корреспондента таджикской службы радио «Свобода» Абдукаюми
Каюмзод 5 февраля 2013 года распространило заявление, в котором призывает правительство республики уважать свободу СМИ и
установить четкий и прозрачный механизм, регулирующий аккредитацию журналистов.

Как отмечается в официальном заявлении, «США уже давно поддерживают свободу слова, свободу СМИ и права журналистов работать, не
опасаясь цензуры и репрессий».

 

Февраль, 13

«Озодагон», независимая газета (г.Душанбе)

Газета «Озодагон» (№6 от 13.02.2013 г.) опубликовала статью под заглавием «Кнут для журналистов», в котором анализируется
участившиеся в Таджикистане случаев судебных разбирательств с участием таджикских журналистов. В том числе иска Комитета по
делам религии при Правительстве РТ в отношении журналиста Амруллохи Низом, иска Рустама Хукумова против газеты «ИмрузNews» и
иска директора детского сада Соджиды Назаровой против журналиста радио «Озоди» Абдулло Ашурова. Истцы по всем трем указанным
делам требуют защиты своего чести и достоинства. «В качестве основной причины возникновения указанных судебных дел с участием
журналистов, по мнению большинства экспертов, является предстоящие в 2013 году выборы президента Республики Таджикистан. И в
качестве самых активных членов общества в предстоящей политической борьбе больше всего пострадают журналисты», считает газета.

 

Февраль, 21



Рустем Сафронов, советник Генерального директора телеканала RT (Russia Today) (г.Душанбе)

21 февраля 2014 года в г.Душанбе состоялась встреча советника Генерального директора телеканала RT (Russia Today)  Рустема
Сафронова с заместителем Министра иностранных дел Республики Таджикистан Низомиддином Зохидовым, на котором были обсуждены
вопросы сотрудничества  в информационной сфере и налаживание контактов  между СМИ Таджикистана и телеканала RT (Russia Today) .
В ходе встречи также были обсуждены вопросы продвижения имиджа Республики Таджикистан на мировой арене.

- Я думаю, что в рамках усиления интеграционных процессов  сотрудничества между СМИ  наших стран представляется важнейшим
элементом сближения, - отметил Рустем Сафронов. – Мы заинтересованы в расширении своей аудитории, вместе с тем, предлагаем
таджикистанским коллегам бесплатные  стажировки на нашем канале  с целью дальнейшего сотрудничества.

Напомним, что RT (Russia Today) — российская международная многоязычная информационная телевизионная компания, основанная в
2005 году.  RT – это круглосуточный информационный телеканал, вещающий из России по всему миру на английском, арабском и
испанском языках.

 

II. HАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

 

1. Необоснованное ограничение доступа к Интернет-сайтам

 

Февраль, 01

CPJ международная правозащитная организация

Комитет по защите журналистов (CPJ) зафиксировал «тревожную тенденцию давления на прессу» в Таджикистане, где местные
интернет-провайдеры неоднократно ограничивают доступ к сайтам по требованию Службы связи страны. На официальном сайте комитета
отмечается, что блокируются зачастую местные и международные новостные сайты, критикующие политику Эмомали Рахмона и
освещающие вопросы коррупции и роста безработицы в стране.

Таким образом, по данным CPJ, за прошлый год несколько новостных сайтов, в том числе Facebook и YouTube были заблокированы три
раза, и в большинстве случаев  письменные распоряжения давались главой Службы связи Бегом Зухуровым.

«Однако таджикские власти практически всегда отрицают свою причастность к блокированию сайтов или ссылаются на проведение
технических работ. Но в ноябре Зухуров назвав Facebook «рассадником клеветы» заявил, что доступ к этой социальной сети был
ограничен по требованию группы «заинтересованных граждан», - отмечается в тексте заявления.

Также CPJ пишет, что ранее на вопрос журналистов о том, по распоряжению кого и почему был ограничен доступ к некоторым сайтам,
замначальника Службы связи Рафикджон Шокиров дал неясный ответ. «Он заявил, что в соответствие с поправками в Гражданский
кодекс, публикация ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица в интернет-сайтах, запрещена. Однако, он не дал
никаких других пояснений в этой связи и не разъяснил, кто такие эти «заинтересованные граждане». Кроме того, по словам Шокирова,
никаких письменных распоряжений службы по поводу ограничения доступа к ряду сайтов не было», - отмечает CPJ.

Далее комитет защиты журналистов, ссылаясь на таджикских медиа-экспертов пишет, что «заинтересованные граждане» - это никто
иные, как сами государственные чиновники, которым поручено контролировать интернет и контент, критикующий президента или
чиновников. Таким образом, по мнению CPJ, власти Таджикистана спешат присоединиться к региональному клубу интернет-цензоров и
ограничение доступа к сайтам Би-Би-Си, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, РИА Новости, Lenta.ru, агентств «Азия-Плюс», TojNews
и Озодагон в 2012 году доказывает это. Эти сайты в основном рассказывали о реальном положении страны и освещали темы коррупции в
правительстве, роста безработицы, энергетического кризиса и репрессий со стороны государственных органов на религиозные группы.

 

2.  Необоснованное ограничение в доступе к информации

 

Февраль, 01

Фазлиддин Асозода, корреспондент газеты «Фараж»

Сафарбек Кабиров, корреспондент  газеты «ИмрузNews»

Абдугани Абдуваххоб корреспондент ИА «Озодагон»

Мижгона Халимова, корреспондент газеты «Наджот»

31 января журналисты изданий «Фараж», «ИмрузNews», «Озодагон» и «Наджот»,  Фазлиддин Асозода, Сафарбек Кабиров, Абдугани
Абдуваххоб, Мижгона Халимова, прибывшие в Миграционную службу при Правительстве РТ на пресс-конференцию, узнали, что их
включили в «черный список», составленный данной правительственной службой. О том, что они включены в «черный список», рассказал
им руководитель пресс-службы этой организации Абдулло Кодири. Журналисты попытались выяснить причины такого отношения к ним
Миграционной службы. По их словам, в данный черный список они попали лишь потому, что их газеты публиковали критические



материалы о деятельности Миграционной службы.

 

3.Нападение на журналиста

 

Февраль, 28

Абдурахим Умаров, пресс-секретарь таможенной службы РТ (г.Душанбе)

27 февраля 2013 года вечером неизвестные лица напали на пресс-секретаря таможенной службы РТ Абдурахима Умарова, который с
различными телесными повреждениями был доставлен в госпиталь МВД республики. Мотив избиения и личность нападавших лиц еще не
установлены. Об этом сообщил сотрудник службы Нурулло Шарипов.

«На данный момент он находится в госпитале МВД. Конечно, у него есть следы побоев на теле и лице, но, в общем, Абдурахим Умаров
чувствует себя достаточно хорошо. Врачи говорят, что уже в субботу выпишут его», - отметил Шарипов.

По его словам, мотивы нападения пока не известны никому, но МВД уже возбудило уголовное дело по данному факту и ведется
расследование.

 

Февраль, 28

Абдурахим Умаров, пресс-секретарь Таможенной службы при Правительстве Таджикистана (г.Душанбе)

Пресс-секретарь Таможенной службы при Правительстве Таджикистана Абдурахим Умаров 27 февраля 2013 года в городе Душанбе
подвергся нападению со стороны неизвестных лиц. Мотив избиения и личность нападавших лиц еще не установлены.

По словам сотрудника данной службы Нурулло Шарипова, нападение на пресс-секретаря было совершено вечером 27 февраля, когда он
возвращался с работы домой.  Нурулло Шарипова также сообщил, что Абдурахим Умаров со следами побоев на теле и лице доставлен в
госпиталь.

По его словам, мотивы нападения пока не известны, но МВД уже возбудило уголовное дело по данному факту и ведется расследование.

 

4.Обвинение за мелкое хулиганство

 

Февраль, 18

Амруллохи Низом, корреспондент ИА «TojNews» (г.Душанбе)

18 февраля 2013 года в суде района Шохмансур г. Душанбе состоится первое судебное заседание по иску Комитета по делам религии при
правительстве РТ и УБОП МВД РТ против журналиста ИА «TojNews» Амруллохи Низом.

Ранее было решено проведение судебного заседания 29 января, но журналист потребовал, чтобы суд приостановил рассмотрение дела до
завершения проверки проводимой генеральной прокуратурой действий сотрудников УБОП МВД РТ. Амруллохи Низом считает, что в его
действиях отсутствует состав преступления.

Он также считает, что причиной недовольства председателя  Комитета по делам религии Абдурахима Халикова является критические
материалы под заглавием «Совет улемов фетву продает за 80 сомони. Покупайте, ребята!», «А.Халиков народ вводит в заблуждение!» и
другие, в связи с чем, его иск является предвзятым.

Амруллохи Низом в своем письме также требует давать юридическую оценку действиям сотрудников УБОП МВД РТ, которые прибыли в
редакцию для его задержания, а также выяснить компетенции охранников, водителя и руководителя аппарата Комитета по делам
религии и проверить записи видеонаблюдения от 12 до 19 января 2013 года.

Журналист также требует аннулировать решение УБОП МВД РТ, согласно которому журналист обвиняется по статье 460 «мелкое
хулиганство» Кодекса административных правонарушений.

 

Февраль, 19

Амруллохи Низом, корреспондент ИА «Тоjnews» (г.Душанбе)

19 февраля 2013 года в Шохмансурском районном суде города Душанбе под председательством Рухшоны Хакимовой за закрытыми
дверьми состоялось судебное заседание по гражданскому иску Комитета по делам религии при Правительстве РТ против корреспондента
информационного агентства «Тоjnews» Амруллохи Низом.



Суд принял решение считать журналиста виновным по статье 460 «мелкое хулиганство» Кодекса административных правонарушений РТ
и назначить штраф в размере семи минимальных заработных плат (280 сомони - около $ 57)/

По словам самого Амруллохи Низом, он не согласен с таким решением суда и намерен обжаловать его в вышестоящей судебной
инстанции.

Медиа эксперты считают, что обвинение против Амруллохи Низом было сфабриковано из-за его настойчивости в реализации право в
доступе к источникам официальной информации.

 

5. Нарушение гражданско-процессуальных норм судопроизводства

Февраль, 11

«ИмрузNews», независимая газета (г.Душанбе)

Первое судебное заседание по рассмотрению иска Рустама Хукумова, сына главы ГУП «Таджикские железные дороги» Амонулло
Хукумова, о защите чести и достоинства в отношении газеты «ИмрузNews» проходит 11 февраля в суде столичного района Сино в
закрытом режиме. Такое решение принял судья Шерзод Низамов, удовлетворив просьбу адвоката истца Рухумбоя Худоёрова.

После обращения адвоката, который считает, что речь идет о чести и достоинстве его подзащитного, судья удалился в совещательную
комнату. Потом он объявил присутствующим, что судебное заседание будет проходить в закрытом режиме, обосновав свое решение
нормами Конституции РТ и Гражданско-процессуального кодекса республики.

Напомним, в конце января Р. Хукумов обратился в суд столичного района Сино с иском о защите чести и достоинства в отношении газеты
«ИмрузNews» и просит взыскать с редакции в свою пользу за причинение морального ущерба 50 тыс. сомони.

Поводом для обращения в суд стала публикация в газете в октябре прошлого года статьи под названием «Хукумов и Бакиев стали
головной болью для своих отцов», в которой  сообщалось о задержании правоохранительными органами других стран сыновей
экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева – Максима и главы ГУП ТЖД Амонулло Хукумова - Рустама.

 

Февраль, 20

«ИмрузNews», независимая газета (г.Душанбе)

На прошедшем судебном  заседании по рассмотрению иска Рустама Хукумова, сына главы ГУП «Таджикские железные дороги» Амонулло
Хукумова, о защите чести и достоинства в отношении газеты «ИмрузNews» адвокат истца официально заявил, что в статье под названием
«Хукумов и Бакиев стали головной болью для своих отцов» не затронута честь и достоинство его подзащитного.

Адвокат газеты попросил суд, чтобы была проведена экспертиза данной статьи, но суд отклонил данное предложение и объявил перерыв
до 22 февраля, 15 00 часов.

 

Февраль, 22

«ИмрузNews», независимая газета (г.Душанбе)

На судебном заседании состоявшийся 22 февраля по иску Рустама Хукумова к «ИмрузNews» адвокат газеты Гульчехра Холматова по
нескольким причинам обратилась с ходатайством об отводе председательствующего на процессе судьи Шерзода Низомова.

Как сообщил редактор газеты Назири Нусрат, на такое решение адвоката вынудили несколько обстоятельств, в том числе и отклонение со
стороны судьи всех предыдущих ходатайств стороны защиты газеты.

«За несколько судебных заседаний судья Шерзод Низомов ни раз удовлетворял сторону Хукумова в отклонении наших ходатайств. Еще в
первые дни, мы просили не проводить судебные заседания за закрытыми дверями, поскольку не видели в этом необходимости. Об иске
Рустама Хукумова по отношению к газете и тех событиях, связанных с ним в Российской Федерации, все уже давно знали. Но судья, все
же, принял решение провести судебные заседания в закрытом режиме», - разъяснил ситуацию редактор.

По его словам, далее также было отклонено ходатайство газеты о проведении лингвистической экспертизы статьи «Хукумов и Бакиев
стали головной болью для своих отцов», которая бы определила, использованы ли в ней оскорбительные слова по отношению к Хукумову,
из-за чего он и подал в суд на газету.

Кроме того, судья не посчитал нужным запрашивать официальное мнение Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков России
по поводу необоснованного оправдания Р.Хукумова российским судом.

 

Февраль, 26

CPJ, международная правозащитная организация



Как сообщается на официальном сайте комитета, больше всего CPJ возмущает факт прохождения всех судебных заседаний за закрытыми
дверями. В связи с этим представитель CPJ Музаффар Сулейманов отметил, что взыскание 50 тыс. сомони у газеты может иметь
негативное воздействие на местные независимые СМИ.

Напомним, судья Шерзод Низомов 25 февраля удовлетворил исковое заявление Рустама Хукумова и обязал газету «ИмрузNews»
заплатить истцу за причинение морального ущерба 50 тыс. сомони.

Как сообщил в интервью «АП» редактор газеты Назири Нусрат, после прения сторон судья столичного района Исмоили Сомони вынес
решение, согласно которому газета обязана наряду с выплатой требуемой суммы, также публично извиниться перед Хукумовым за
публикацию статьи «Хукумов и Бакиев стали головной болью для своих отцов».

Редактор отметил, что газета уже готовит жалобу в кассационный суд. «Мы считаем, что судья на протяжении всех судебных заседаний
рассматривал дело в одностороннем порядке в пользу Хукумова. Такое обстоятельство дела уже предсказывало о таком решении судьи», -
отметил Нусрат.

 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

 

1. Обвинение в совершении диффамационных правонарушений

 

Февраль, 15

«ИмрузNews», независимая газета,

Ф.Вохидова, адвокат (г.Душанбе

Компания «Точирон» подала иск в экономический суд на газету «ИмрузNews» и адвоката Ф.Вохидову за клевету и нанесение ущерба
деловой репутации. Об этом сообщила газета «Азия-Плюс» (№15 от 21.02.2013 г.).

Компания просит суд признать статью, опубликованную в газете «ИмрузNews» от 17 января 2013 года под заголовком «Мурдафуруши дар
ширкати «Точирон» («Торговля трупами в компании «Точирон»), не соответствующей действительности и потребовать с газеты
опубликовать опровержение на данный материал. Кроме того, компания просит суд взыскать с адвоката Ф.Вохидовой, чье мнение
использовалось в статье, 50 тысяча сомони за нанесение ущерба деловой репутации компании, а с газеты взыскать символическую сумму
в 1 (один) сомони.

В опубликованном материале, рассказывается, что представители компании «Точирон» потребовали за тело одного из участников ДТП,
произошедшего на автотрассе Душанбе-Худжанд, 20 тыс. долларов, так как, якобы компания по вине погибшего потеряла некоторый
объем перевозимого топлива. По данным автора материала, тело было передано его родным после того, как они возместили компании всю
требуемую сумму.

 

Февраль, 25

«ИмрузNews», независимая газета (г. Душанбе)

Суд района Исмоили Сомони 25 февраля на очередном заседании рассмотрев иск Рустама Хукумова против газеты "Имрузньюс",
потребовав от издания выплатить сыну главе железной дороги 50 тысяч сомони.

Гулчехра Холматова, адвокат Имрузньюс сообщила, что не согласна с решением суда района Исмоили Сомони, так как не были учтены их
требования и процесс проходил в закрытом режиме.
Гулчехра Холматова добавила, что в течении нынешней недели обжалует решение суда района Исмоили Сомони в суде города Душанбе.
Напомним, сын главы ГУП «Рохи охани точик» (Таджикские железные дороги)   Амонулло Хукумова  -  Рустам Хукумов – в конце января
подал иск в суд о защите чести и достоинства, потребовав взыскать с редакции газеты "Имрузньюс"  в качестве морального ущерба 50
тысяч сомони за статью «Хукумов и Бакиев стали головной болью для своих отцов». В публикации, по мнению истца, были опорочены его
честь и достоинство. Рустам Хукумов также потребовал, чтобы газета публично попросила у него извинения.

http://www.news.tj/ru/news/imruznews-zaplatit-rustamu-khukumovu-50-tysyach-somoni

