
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в марте 2013 года
В марте 2013 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 21 сообщения. Из них 15
определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 4 - информируют
о прямых нарушениях прав журналистов и СМИ, 2 - о конфликтах и нарушениях, инкриминируемых средствам массовой
информации.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Действие высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

Март, 11

Шукурджон Зухуров, председатель Маджлиси намояндагон МО РТ (г. Душанбе)

Председатель Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ Шукурджон Зухуров 11 марта во время встречи с журналистами в честь Дня
таджикской печати призвал их накануне президентских выборов в целях избегания судебных исков быть внимательными при подготовке
своих материалов.

Следует отметить, что за последние месяцы в Таджикистане участились судебные разбирательства с участием журналистов и СМИ, в том
числе продолжается рассмотрение исков в отношение информационного агентства «Точнюс» и газеты “ИмрӯзNews”. По мнению
большинства экспертов, все эти судебные разбирательства связаны с предстоящими президентскими выборами в Таджикистане.

Март, 11

Гайбулло Афзалов, председатель Хатлонской обаласти (г. Курган-Тюбе, Хатлонская обл.)

11 марта Гайбулло Афзалов, председатель Хатлонской обаласти в честь Дня таджикской печати принял ряд представителей областных
СМИ. Гайбулло Афзалов поздравил журналистов с их профессиональным праздником и высоко оценил труд журналистов направленный во
благо населения области.

В том числе он отметил, что «сегодня настало то день, когда мы обязаны признавать труд журналистов в развитии нашего общества».

Затем он подарил 8 журналистов областных государственных и независимых СМИ ценными подарками.

Март, 11

Коҳир Расулзода, председатель Согдийской области (г. Худжанд, согдийская обл.)

В честь Дня таджикской печати председатель Согдийской области Кохир Расулзода провел встречу с представителями областных СМИ, в
ходе которого наградил их грамотами и ценными подарками администрации области.

Кохир Расулзода в том числе высоко оценил нелегкий созидательный труд журналистов и называл их важной частью нашего общества,
сильно повлиявшие на политическое и общественное развитие нашего общества.

Ценными подарками областной администрации были отмечены труды ряда журналистов из государственных и частных СМИ области.

Март, 14

Саймурод Фаттоев, государственный советник президента РТ (г. Душанбе)

Государственный советник президента РТ по социальному развитию и связи с обществом Саймурод Фаттоев считал целесообразным
инициативу секретариата Совета по ИКТ при Президенте РТ по развитию информационной культуры. В своем письме в Исполнительный
аппарат Президента РТ он поддержал идею принятия Хартии гражданина информационного общества в таджикском  сегменте Интернета.

Март, 19

Эмомали Рахмон, Президент Таджикистана

Эмомали Рахмон подписал ряд законов, принятых Маджлиси намояндагон и одобренных Маджлиси мили Маджлиси Оли страны. Среди
подписанных 19 марта президентом законов – и закон РТ «О периодической печати и других средствах массовой информации».
Как сообщается на официальном сайте Президента РТ, Закон РТ «О периодической печати и других средствах массовой информации» в
новой редакции принят с учетом требований современности, определяет организационно-правовые основы деятельности периодической
печати и других средств массовой информации, государственные гарантии свободы печати и регулирует отношения в этой сфере.

2. Оценка фактического положения СМИ и свободы слова

Март, 04

«Пойтахт»,  телеканал ИОГВ г. Душанбе

Вещание программ столичного телеканала «Пойтахт» будет возобновлено 4 марта,  сообщил журналистам директор
телеканала Абдукодир Абдукаххор. По его словам, с Украины уже доставлены необходимые запчасти к ретранслятору и ожидается,
что 4 марта в 18:00 телеканал возобновит свою работу.



Напомним, трансляция программ телеканала «Пойтахт» прекратилась в 8:40 утра в воскресенье, 24 февраля. Многие сошлись во мнении,
что работа телеканала была прекращена из-за предстоящих осенью президентских выборов, однако А.Абдукаххор отрицает подобные
утверждения.

Март, 12

Гайбулло Афзалов, председатель Хатлонской области (г. Курган-Тюбе, Хатлонская обл.)

Гайбулло Афзалов, председатель Хатлонской области 11 марта в ходе свей встречи с представителями областных СМИ, посвященный Дню
таджикской печати выразил обеспокоенность по поводу неудовлетворительной деятельности местных газет. Как он отметил, главной
причиной слабой работы местных газет является отсутствие должного их финансирования. В связи с чем, он призывал руководителей
районов изыскать возможности и поддержать местную прессу.

Март, 13

Зариф Ализода, омбудсмен РТ (г. Душанбе)

Омбудсмен Республики Таджикистан Зариф Ализода в своем ежегодном отчете по правам человека в Таджикистане, опубликованный в
марте 2013 года блокировка информационных сайтов называл нарушением прав граждан. В отчете подчеркивается, что примерами
ограничения доступа в информации является блокировка Facebook, www.ozodi.org, www.news.tj, www.tojnews.tj и другие. Как отмечается
в отчете, «ограничение доступа к социальным и информационным сайтам послужит тому, что отечественные пользователи интернета
отдаляются от информационных источников, а это может отрицательно повлиять на развитие информационного пространства в стране».

Март, 14

Все СМИ (г. Душанбе)

В связи с Днем таджикской печати газета «Миллат» провела опрос среди своих читателей, в котором попыталась найти 11 самых
влиятельных таджикских газет. Как отмечается в материале газеты (11 от 13 марта 2013 г.) под заголовком «Начиная от «Бухорои
шариф» до «Чароги руз» и «Миллат», среди огромного количества газет, изданных за 101 лет, оказалось, трудно выбирать 11 самых
влиятельных. Тем не менее, читатели газеты отметили заслуг газет относительно двум периодам развития Таджикистана – советского
периода и периода независимости. Среди периодики советского периода отметили следующих газет и журналов: «Чароги руз»,
«Джавонони Тоджикистон», «Адабиёт ва санъат», «Маориф ва маданият», «Адолат», «Растохез», «Сухан», «Садои шарк», «Фарханг», «Илм
ва хаёт». А среди печати периода независимости, по мнению читателей газеты выделяются заслуги «Миллат», «Азия-Плюс», «Фараж»,
«СССР», «Чархи гардун», «Нигох», «Неруи сухан», «Рузи нав», «Одаму олам», «ИмрузNews», «Наджот».

Март, 15

ТВ «Пойтахт» (г. Душанбе)

Столичный телеканал «Пойтахт» возобновил свое вещание вечером, 14 марта. Однако пока он вещает в ограниченном режиме. Напомним,
трансляция программ ТВ «Пойтахт» прекратилась в 8:40 утра в воскресенье, 24 февраля, из-за поломки ретранслятора. 

Как сообщил журналистам директор телеканала Абдукодир Абдукаххор, до того, как установят новый ретранслятор, телеканал будет
вещать в выходные дни по 8 часов: 2 часа утром и 6 часов вечером, а по будням с 12:00 до 24:00.

Телевизионный канал «Пойтахт» начал свое вещание в круглосуточном режиме осенью прошлого года. Сейчас, по данным его
руководителей, «Пойтахт» охватывает столицу и районы республиканского подчинения.

Март, 28

Самад Хикматов, заместитель председателя Комитета по телерадиовещанию Таджикистана (г.Душанбе)

В ходе национальной конференции «Транспарентность и реалии перехода на цифровое вещание в Таджикистане», проходящей 28 марта в
столице по инициативе Ассоциацией аудиовидеопроизводителей Таджикистана при поддержки ИОО Фонда «Содействия», заместитель
председателя Комитета по телерадиовещанию Таджикистана Самад Хикматов, сообщил, что ТРК «Азия» в Согде и СМТ (Симои мустакили
Точикистон) изъявили желание перейти на цифровое вещание.

По его словам, в стране нет проблем для подключения к цифровому вещанию. «У кого есть желание и возможности, тот может подписать
контракт с нами, и мы подключим их к частоте», - сказал он.

Сегодня в Таджикистане на цифровое вещание перешли 4 государственных телеканала: «Шабакаи Аввал» (Первый Канал), «Сафина»,
«Джахоннамо» и детский телеканал «Бахористон».

3. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

Март, 04

"ИмрузNews", независимая газета (г.Душанбе)

Газета «ИмрузNews» 4 марта опубликовала официальное заявление в связи с решением судьи
столичного района Исмоили Сомони по иску Рустама Хукумова, которое обращено 12 должностным
лицам государственных и международных структур страны.

http://www.ozodi.org/
http://www.news.tj/
http://www.tojnews.tj/


В заявлении отмечается, что решение судьи Шерзода Низомова об удовлетворении искового заявления Хукумова, согласно которому
газета должна заплатить истцу за причинение морального ущерба 50 тыс. сомони и публично извиниться за материал «Хукумов и Бакиев
стали головной болью для своих отцов», является несправедливым и незаконным.

Свое заявление газета обосновывает тем, что с первого судебного заседание до последнего судья рассматривал исковое заявление в
одностороннем порядке в пользу Р.Хукумова. Неоднократное отклонение необходимых ходатайств газеты, считает редактор Назири
Нусрат, является тому доказательством.

В заявлении подчеркивается, что прохождение заседаний за закрытыми дверями, отклонения многочисленных ходатайств и само
решение судьи ставит под вопрос справедливость судебного разбирательства в Таджикистане.    

Март, 04

ТВ «Джахоноро, частное ТВ г. Худжанде

Худжандский горсуд прекратил рассмотрение административного дела в отношении журналиста ТВ «Джахоноро». Как сообщила адвокат
телеканала Мухаббат Джураева, дело прекращено в связи с истечением срока рассмотрения согласно ст. 33 Административного Кодекса
РТ, которая гласит, что гражданин не может быть привлечен к административной ответственности, если прошло ровно 3 месяца со дня
совершения правонарушения.

По ее словам, случай правонарушения был зафиксирован 6 сентября 2012 года, когда журналист телеканала в эфире озвучил
информацию о пожаре на столичном рынке «Корвон» и пострадавших в результате него лицах. Данная информация была взята из
первоисточника – сайта агентства «TojNews».

Адвокат Джураева неоднократно заявляла, что дело в отношении руководителя отдела новостей телевидения «Джахоноро» Мохиры
Вохидовой прокуратура Согда возбудила незаконно по ст.373 АК РТ, согласно которой указано как нарушение распространение
продукции СМИ, а также сообщений и материалов информационного агентства без постановки на учет.

Март, 28

Все СМИ (г.Душанбе)

Союз журналистов Таджикистана совместно с министерством культуры страны объявили о новом республиканском
конкурсе среди отечественных журналистов под названием «СМИ против коррупции». 

Как сообщается в распространенном пресс-релизе Минкультуры, конкурс объявлен в рамках плана мероприятий Национального совета по
противодействию коррупции по реализации Стратегии борьбы с коррупцией в РТ на 2013-2020 годы.

Основной целью конкурса является развитие антикоррупционного мышления общества, повышение антикоррупционной сознательности
граждан, предотвращение коррупционных преступлений, привлечение журналистов и СМИ к созданию благоприятной атмосферы для
реализации государственной политики, направленной на искоренение коррупции.

Министерство отмечает, что в конкурсе могут принять участие юридические лица (телевидения, радио, информационные агентства,
творческие объединения) и физические лица (представители печатных и электронных СМИ).

Согласно требованию конкурса, те материалы, которые на таджикском или русском языках будут размещены в печатных и электронных
СМИ с 1 февраля 2013 года до 1 февраля 2014, смогут принять участие в конкурсе. Жюри объявят победителей по 13 номинациям в День
таджикской печати 11 марта 2014 года.

 Март, 28

Все СМИ (г. Хорог)

В городе Хороге 28 марта состоялся обучающий семинар на тему «Средства массовой информации и права ребенка». Тренинг организован
в рамках проекта Союза журналистов Таджикистана  при содействии Независимой школы журналистики «Таджикистан - XXI век» и
поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

В тренинге принимают участи 15 сотрудников государственных и неправительственных СМИ города Хорога и районов области.

В ходе тренинга между журналистами, тренерами и представителями местных органов власти, общественных организаций,
занимающихся вопросами защиты прав ребёнка, состоялся обстоятельный обмен информаций и мнений с целью повышения их
информированности о средствах и методах защиты прав ребенка, а также повышения их профессиональных навыков в подготовке
публикаций на эту тему, изучения правовых и моральных особенностей освещения проблем ребенка в СМИ, а также налаживания
сотрудничества.

В ходе тренинга, на основе представленных тренерами и другими специалистами печатных и видео материалов о правах ребенка, и
комментариях к ним, журналистами были подготовлены и представлены на обсуждение участников тренинга собственные
информационные и аналитические материалы.

 

II. HАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1. Обжалование решение суда в кассационном порядке



Март, 07

Независимая газета «ИмрузNews», (г.Душанбе)

Газета «ИмрузNews» 7 марта подала кассационную жалобу на решение судьи района Исмоили Сомони относительно удовлетворения
искового заявления Рустама Хукумова, согласно которому газета обязана заплатить истцу за причинение морального ущерба 50 тыс.
сомони.

Как сообщил редактор газеты Назири Нусрат, в документе газета просит отменить решение судьи Шерзода Низомова и пересмотреть
данное судебное дело в вышестоящей инстанции.

Напомним, в октябре прошлого года в газете «ИмрузNews» была опубликована статья под названием «Хукумов и Бакиев стали головной
болью для своих отцов». В связи с этим в конце января текущего года Р.Хукумов обратился в суд столичного района И.Сомони с иском о
защите чести и достоинства в отношении газеты «ИмрузNews» и просит взыскать с редакции в свою пользу за причинение морального
ущерба 50 тыс. сомони. Кроме того, Хукумов требует, чтобы газета попросила извинение у него за эту публикацию.

2. Обвинение в совершении диффамационных правонарушений

Март, 14

Независимая газета "ИмрӯзNews" (г.Душанбе)

Экономический суд города Душанбе под председательством судьи Азизбека Шарбатова 14 марта начал рассмотрение иска компании
«Точирон» против газеты «ИмрузNews» и адвоката Ф.Вахидову за клевету и нанесение ущерба деловой репутации. Судья разрешил
журналистам присутствовать в ходе рассмотрения дела. Адвокат Вохидова заявил ходатайство, что рассмотрение данного дела в
экономическом суде противоречит положениям статьи стати 32 закона об экономических судах, однако суд оставил ее ходатайство без
рассмотрения.

Март, 19

Независимая газета «Нигох», (г.Душанбе)

На состоявшемся судебном заседании в суде района Фирдавси связанные с конфликтом между ректором института искусств имени Мирзо
Турсунзода Аслиддином Низомовым, изданием «Нигох» и шестью бывшими преподавателями этого ВУЗа ректор попросил возместить ему
нанесенный ущерб в размере 60 тысяч сомони за «клевету и оскорбление»

Слушания по конфликту между ректором института искусств имени Мирзо Турсунзода Аслиддином Низомовым, изданием «Нигох»,
корреспондентом этого еженедельника Ахлиддином Салимовым и шестью бывшими преподавателями института искусств начались 15
марта. Однако, ректор этого ВУЗа также сказал, что в случае если преподаватели официально попросят извинения в газете «Нигох» то он
удовлетвориться только этим.

Напомним поводом для иска послужила статья в еженедельнике «Нигох» под названием  «Гуcели мағзҳо аз Донишкадаи санъат» - (Утечка
мозгов из института искусств), опубликованный 13 февраля 2013 года.

3. Отказ в аккредитации представителя иностранного СМИ

Март, 28

Абдукаюми Каюмзод, журналист таджикского бюро радио «Озоди» «г.Душанбе)

Газета «Нигох» (№1 от 27.03.2013 г.) опубликовала отчет из виртуальной конференции с участием журналиста таджикского бюро радио
«Озоди» Абдукаюми Каюмзод. Многие читатели газеты спрашивают ему о том, почему Министерство иностранных дел РТ не продлило
аккредитацию журналиста на следующий срок. По словам журналиста, его проблема с аккредитацией в Министерстве иностранных дел
РТ возникла еще в прошлом году. Тогда, журналисту выдали аккредитации временно на три месяца, затем обещали продлить, однако так
и не продлили до декабря месяца 2012 года. Абдукаюми Каюмзод говорит, что он до сих пор не знает причины, по которым ему отказали в
аккредитации, тем не менее, он продолжает оставаться в рядах журналистов радио «Озоди».

 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1. Обвинение в совершении диффамационных правонарушений

Март, 13

Независимая газета «ИмрузNews»  (г.Душанбе)

Газета «ИмрузNews» (№40 от 11.03.13 г.) сообщает, что компания «Точирон» обратилась с исковым заявлением в Высший экономический
суд республики против газеты  «ИмрузNews» и адвоката Файзинисо Вохидовой с требованием взыскать с адвоката 50 тысяч сомони, а с
газеты символическую сумму в 1 сомони. Газета тем самым намекает на то, что цифра 50 для таджикских чиновников, посчитавших себя
пострадавшими от материалов газеты, становится неким стандартом, которым желают напугать газет, либо обанкротить их.

Март,28

Независимая газета «ИмрузNews»



Адвокат Файзинисо Вохидова (г. Душанбе)

Судья экономического суда города Душанбе Азизбек Шарбатов 27 марта во время предварительного слушания по иску компании
«Точирон» к газете «ИмрузNews» и адвокату Файзинисо Вохидовой предложил сторонам прийти к мировому соглашению.

Как сообщила в интервью «Азия-Плюс» Вохидова, адвокат истца Иноят Иноятов сразу же отказался от решения данного разбирательства
мирным путем. «Он объяснил, что в данном случае речь идет об умышленном распространении ложной информации с целью опорочить
деловую репутацию «Точирон», - рассказала Вохидова.

По ее словам, с таким заявлением Иноятов выступил, в то время как еще один представитель «Точирон» не исключил и такого исхода
дела только в том случае, если и другие СМИ вообще больше не будут писать о данном инциденте.

Напомним, в материале, опубликованном 17 января под заголовком «Мурдафуруши дар «Точирон» («Торговля трупами в «Точироне»),
рассказывается, что представители компании «Точирон» требовали за тело одного из участников ДТП, произошедшего на автотрассе
Душанбе-Худжанд, 20 тыс. долларов, так как, якобы, компания по вине погибшего потеряла некоторый объем перевозимого топлива. По
данным автора материала, тело было передано его родным после того, как они возместили компании всю требуемую сумму.


