
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в ноябре 2013 года
В ноябре 2013 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 21 сообщений. Из них 7
определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 5 информируют о
прямых нарушениях прав журналистов и СМИ, 9 о конфликтах и нарушениях, инкриминируемых средствам массовой
информации.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Действия высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

Ноябрь, 11

Низом Косим, депутат МН МО РТ (г.Душанбе)

11 ноября в интервью ИА «Азия-Плюс» депутат нижней палаты парламента страны, поэт, лауреат Госпремии Таджикистана имени Рудаки
в области литературы Низом Косим заявил, что «Отдельные представители, так называемой таджикской свободной и независимой
журналистики, сегодня в очередной раз пытаются очернить истинного народного поэта Таджикистана, славного мастера
художественного слова, лауреата Государственной премии Таджикистана имени Рудаки в области литературы Бозора Собира за то, что он
стихами поздравил Эмомали Рахмона с его победой на выборах президента».

По его словам, в Таджикистане никто никого не заставляет воспевать либо критиковать кого-либо, и Бозор Собир убежден в том, что
Эмомали Рахмон своими заслугами перед народом и страной достоин того, чтобы в его честь слагали стихи.

«Я советую тем, кто ратует за демократию и свободу слова, быть толерантными, соблюдать простое человеческое достоинство, не
оскорблять людей за инакомыслие», — отметил Н. Косим.

Ноябрь, 29

Давлатшо Гулмамадов, и.о. председателя Хатлонской области РТ (г.Курган-тюбе).

29 ноября новый председатель Хатлонской области Д. Гулмамадов встретился с руководителями государственных областных изданий,
областного радио и телевидения, представителями республиканских телеканалов, изданий  Хатлонской области. Исполняющий
обязанности председателя Хатлонской области,  Д. Гулмамадов ознакомился также и с журналистами. В ходе беседы он подробно
проинформировал журналистов о социально-экономических достижениях Хатлонской области, о предстоящих задачах, выполнение
которых обеспечит более интенсивное развитие всех сфер региона. И.о председателя области призвал СМИ на тесное сотрудничество с
государственной властью, объективно и правдиво отражать достижения независимости, сфер социальной, экономической, культурной
жизни региона. Тем не менее, следует отметить, что в списке приглашенных не оказались региональные корреспонденты,
представляющие независимые и международные СМИ, которые работают в Хатлонской области.

2. Действия журналистов по защите своих прав

Ноябрь, 21

Нуриддин Каршибоев, председатель НАНСМИТ (г.Душанбе)

Нуриддин Каршибоев, председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) 21 ноября в интервью
«Радио Озоди» сообщил, что обратился с письмом в Национальный центр законодательства при Президенте РТ, с просьбой предоставить
для прессы, текст изменений и дополнений в законодательство, касающихся регулирования Интернета в Таджикистане.

Подобный проект, прежде чем попасть в парламент должен быть обсужден среди  журналистов, журналистских организаций и экспертов
в области Интернета, в целях ознакомления и внесения в проект свои предложения, считает глава НАНСМИТ.

Мы об этом проекте услышали, ибо наш сотрудник был в составе рабочей группы по изучению данного вопроса, однако не знаем какие
изменения и дополнения предлагаются со стороны Национального центра законодательства. Наш представитель не знает о судьбе
конечного результата работы группы. Журналистское сообщество также не участвует в обсуждении этого проекта, отмечает Каршибоев.

3 . Оценка фактического положения СМИ и свободы слова

Ноябрь, 07

ТВ «Пойтахт» (г.Душанбе)

Столичное телевидение «Пойтахт» планирует поменять свое передающее оборудование. Как сообщил директор телеканала Абдулкодир
Абдукаххор, 5 ноября было доставлено заказанное из-за рубежа новое оборудование – передатчик, мощность которого в 6-7 раз превышает
существующий. Телеканал «Пойтахт» до сих пор пользовался арендованным  передатчиком у «Телерадиокома».

«Мы приобрели оборудование на украинском заводе НПП «Квант-Эфир» за 70 тысяч американских долларов, включая перевозку и
таможенных пошлин, - отметил А.Абдукаххор. - Сейчас все наши государственные каналы работают на базе передатчиков именно этого
завода».

Он выразил уверенность, что после установки нового передатчика качество сигналов ТВ «Пойтахт» улучшится.

Ноябрь, 17



Все СМИ (г.Душанбе)

На что нужно обращать внимание при подборе нового сотрудника? Собеседование глазами работодателя и глазами соискателя? Эти и
другие вопросы сегодня были обсуждены во время тренинга «Управление персоналом в СМИ» организованного Национальной
ассоциацией менеджеров и маркетологов Таджикистана (НАММ). На тренинге участвовали представители СМИ и другие эксперты в
области подбора персонала.

Как рассказала тренер Елена Саттарова, эксперт консалтинговой компании «Саттори групп-TJ» этот тренинг поможет руководителям
СМИ более продуктивно решать проблемы с кадрами при приёме на работу.

Ноябрь, 29

Все СМИ (г.Душанбе)

Вопросы цифровой безопасности для журналистов, в частности защиты переписки с источниками информаций, архивных файлов и
предотвращение несанкционированного доступа к компьютерам, были обсуждены 28-29 ноября текущего года на тренинге г.Душанбе,
который был организован Национальной ассоциацией независимых средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ) совместно с
международной организации «Репортеры без границ». Участникам были предоставлены обзор онлайн и оффлайн шифрования и методов
анонимизации. Кроме теоретических знаний участники на практике приобрели навыки работы с компьютерными программами, с тем,
чтобы  обеспечить конфиденциальность и анонимность общения со своими источниками.

«Это важная инициатива для обеспечения цифровой безопасности СМИ, ибо защита частной жизни и свобода выражения мнений тесно
взаимосвязаны, подчеркнул Нуриддин Каршибоев, председатель НАНСМИТ. - Я надеюсь, что  подобные тренинги будут способствовать
улучшению повседневной безопасной работы журналистов и укреплению свободы информации в стране".

Ноябрь, 30

Все СМИ (г.Душанбе)

30 ноября, в г. Душанбе состоялась международная конференция «Медиа и безопасность журналистского творчества в Центральной
Азии». Основной целью конференции было обсуждение ситуации с развитием СМИ и свободы информации, вопросы обеспечения
безопасности журналистского творчества в Центральной Азии, а также подготовка обращения к правительствам стран Центральной Азии
по данному поводу.

Конференция была организована, как итоговое мероприятие реализованной программы Национальной ассоциацией независимых СМИ
Таджикистана (НАНСМИТ) «Менеджмент СМИ и безопасность журналистского творчества в Таджикистане», при финансовой поддержке
Комиссии по демократии посольства США в РТ и International Media Support (Дания). Партнерами данной конференции выступили Фонд
имени Конрада Аденауэра, Бюро ОБСЕ в Душанбе, «Репортеры без границ» (RSF), Финский фонд медиа, коммуникации и развития (Vikes),
Таджикский филиал Института открытое Общество-Фонда Содействия в Таджикистане и Британский Институт по освещению войны и
мира (IWPR).

 

II. HАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1. Нарушение права на доступ к информации

Ноябрь, 05

Служба связи при президенте РТ (г.Душанбе)

Служба связи опровергает сообщения о том, что глава ведомства Бег Зухуров распорядился заблокировать сайты информационного
агентства «Озодагон» и видеохостинга YouTube.

Как сообщил «Азия-Плюс» Алибек Бекназаров - начальник управления по информатизации национального интернет-провайдера
«Таджиктелеком», глава Службы связи Бег Зухуров в настоящее время находится в командировке в Кулябе. «Будучи в командировке, наш
глава не мог издавать какие-то приказы. В этой связи, я с уверенностью могу сказать, что заявление о том, якобы Бег Зухуров дал
поручение блокировать какой-то сайт - не логично», - отметил А. Бекназаров.

В то же время, генеральный директор медиа-холдинга «Озодагон» Зафар Суфи со ссылкой на анонимный источник в одном из
интернет-провайдерах сообщил, что доступ к сайту таджикского информационного агентства «Озодагон» (www.ozodagon.com) и его
русскоязычной версии – www.сatoday.оrg был заблокирован по распоряжению Б.Зухурова. «К ним поступило распоряжение заблокировать
наши сайты от Службы связи за подписью ее главы Бега Зухурова. Также, по утверждению провайдера, в письме говорилось о блокировке
видео-хостинга Youtube», - отметил Суфи. При этом, по его словам, в распоряжении главы Службы связи не указывается причина
блокировки.

Ноябрь, 05

Асомуддин Атоев, руководитель Ассоциации интернет-провайдеров Таджикистана (г.Душанбе)

Предстоящие президентские выборы в Таджикистане и огромный интерес извне к этому важному политическому событию, возможно,
стали причиной ухудшения скорости доступа в интернет в Таджикистане.

Такое мнение в интервью «Азия-Плюс» высказал глава Ассоциации интернет-провайдеров Таджикистана Ассомиддин Атоев. По его
словам, в целом на территории страны нет проблем с доступом к интернету, но наблюдается небольшое ухудшение в скорости. «По-моему,

http://www.ozodagon.com/
http://www.xn--atoday-hrf.xn--rg-emc/


это связано с выборами президента, однако, возможно, что мое предположение ошибочно», -  подчеркнул Атоев.

Ноябрь, 13

Темур Варки, ТВ «Сафо»

Как сообщает главный редактор на своей страничке на Facebook Темур Варки, ТВ «Сафо» снова начал вещать на спутнике Hotbird 13 E
12380 V 27500. Сообщается, что начиная с 20 августа этого года программы телеканала невозможно было смотреть на территории
Таджикистана.

Напомним, что недавно телеканал «Сафо» начал вещать впервые на спутниковом пространстве через спутник Hotbird 11585/27500.
После этого через некоторое время Т.Варки сообщил, что программы телеканала начали глушить на территории Таджикистана.

Ноябрь, 28

«Азия-Плюс», независимая газета (г.Душанбе)

Более месяца редакция «АП» планирует проводить интервью с Зарифом Ализода. Об этом газета сообщила в статье под заглавием «Кого защищает
таджикский омбудсмен?» (28.11.2013 г.). Газета пишет, что зная заранее о том, что отзывы о его работе, будут, по крайней мере, нелестными, мы
решили задать вопросы лично ему, чтобы дать возможность объяснить причину своей слабой деятельности. Но разговора не получилось. В первый
раз, после долгого согласования, омбудсмен нас принял.  Но узнав, что мы хотим говорить, в частности, и о деле Зайда Саидова, сказал, что это
следственная тайна и он ничего не знает об этом. Тем не менее, мы оставили ему свои вопросы, и он пообещал, что после подготовки ответов сам
свяжется с нами. Спустя неделю, после завершения презентации Рекомендаций Комитета ООН по правам человека по Национальному докладу о ходе
выполнения РТ Международного пакта о гражданских и политических свободах, корреспондент «АП» вновь попытался узнать о судьбе вопросов. На
что Зариф Ализода ему ответил: «Не будь наглецом, ты меня достал. Что ты за человек такой? С кем ты так общаешься? Нет ничего. Давай! Ты
свободен».

2. Нарушение права на равное социальное обеспечение

Ноябрь, 15

Саидов Джамолиддин, главный редактор газеты «Субхидам» (г.Худжанд, Согдийская обл.)

Главный редактор газеты «Субхидам» Саидов Джамолиддин сообщил мониторинговой службе, что скоропостижно скончался молодой
сотрудник газеты, у которого остались трое несовершеннолетних детей. Однако, управление социального обеспечения города Худжанда
отказался в выплате пенсии семье, потерявшего кормильца, ввиду того, что данная газета является не государственной, а частной.

 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1. Обвинение в оскорбление чести и достоинства и деловой репутации

Ноябрь, 01

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

1 ноября состоялось очередное судебное заседание по иску творческих объединений против редактора газеты «Азия плюс» О.
Тутубалиной и самой газеты.

Адвокат истцов Р. Устобоев в начале судебного заседания попросил разрешение у суда записывать ход судебного заседания на диктофон.
При этом адвокат ходатайствовал, чтобы были установлены личности не имеющих отношение к делу лиц, которые находились в зале
судебного заседания. Он мотивировал это тем, что его без разрешения фотографируют и размешают в новостях.

Судья Сурайё Джобирова, под чьим председательством проходит суд, отметила, что «судебное заседание является открытым и все
присутствующие, как участники, так и журналисты могут записывать на диктофон этот судебный процесс». Однако она добавила, что
согласно законодательству в суде устанавливается только личность участников процесса.

После, адвокат Ольги Тутубалиной Иноят Иноятов, в своем выступлении заявил, что согласно статьи 30 Конституции РТ, каждому
гарантируется свобода слова, печати, право на пользование средствами информации.  А согласно Закону РТ «О периодической печати и
других средствах массовой информации» личное мнение автора не может служить как высказывание, оскорбляющее и унижающее честь
и достоинств. Нами было представлено суду заверенный нотариусом перевод из книги собраний сочинений, где доказано, что
использованная цитата не что иное как слова В. И. Ленина»

Ноябрь, 12

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

12 ноября в суде столичного района Фирдавси под председательством Сурайё Джобировой продолжилось судебное рассмотрение по иску
пяти творческих объединений и трех физических лиц в отношении к газете «Азия-Плюс» и ее редактору Ольге Тутубалиной.

Представитель истцов Рустам Устобоев потребовал провести экспертизу либо в Комитете по языку и терминологии при правительстве,
либо по усмотрению суда. «Нам без разницы, где проводить экспертизу. Но чтобы была именно независимая экспертиза, чтобы не
вызывало сомнений», - сказал он.

Сторона защиты ходатайствовала о том, что два института, которые могут провести в Таджикистане лингвистическую экспертизу не



могут дать объективное заключение.

«Насколько мы знаем, в Таджикистане всего две организации, которые могут провести лингвистическую экспертизу – Комитет по языку и
терминологии при правительстве и Институт языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки АН РТ, - в свою
очередь отметил представитель ответчиков Иноят Иноятов. - Оба, так или иначе, имеют связь с Академией наук и его президентом.
Институт находится в прямом подчинении Академии, а председатель Комитета Додихудо Саймиддинов перед председательством был
директором вышеназванного Института».

Сторона защиты ходатайствовала о проведении экспертизы в любой на усмотрение суда независимой соответствующей организации за
рубежом.

Ноябрь, 13

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

13 ноября определением суда района Фирдавси города Душанбе под председательством судьи Сурайе Джобировой была назначена
судебно-лингвистическая экспертиза, проведение которой поручено Комитету по языку и терминологии при правительстве.

Перед экспертами поставлено четыре вопроса, суть которых сводится к одному вопросу – есть ли в опубликованном материале
О.Тутубалиной «Неинтеллигентно об интеллигенции» отрицательные и ущемляющие слова или предложения об истцах.

«Мы вчера заявили отвод Институту языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки АН РТ,  и Комитету по языку
и терминологии при правительстве и просили суд не поручать проведение экспертизы вышеназванным учреждениям, так как имеются
ряд существенных обстоятельств, вызывающих сомнение в объективности и беспристрастности данных учреждений, - отметил
представитель ответчиков, адвокат Иноят Иноятов. - Однако суд поручил проведение экспертизы одному из двух учреждений, которому
мы заявили отвод, т.е. Комитету по языку и терминологии. Сторона защиты не согласна с таким определением суда, мы считаем, что
данное определение   не способствует правильному и объективному решению дела».

По словам Иноятова, после получения полного текста определения суда о проведении лингвистической экспертизы, они будут решать
вопрос о принесении частной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам суда города Душанбе.

Ноябрь, 14

«ИмрузNews», независимая газета (г.Душанбе)

Газета «ИмрузNews» подала исковое заявление на решение судей нижестоящих инстанций по делу сына главы ТЖД Рустамом Хукумовым.

Как сообщил редактор газеты Назири Нусрат, заявление было подано в суд 13 ноября, в нем указывается, что решение судей
нижестоящих инстанций, согласно которым газета за публикацию под названием «Хукумов и Бакиев стали головной болью для своих
отцов» должна выплатить Рустаму Хукумову 50 тыс. сомони, неправомерны.

«Мы неоднократно на всех судебных процессах говорили, что исковое заявление Хукумова беспочвенное и необоснованное. Все судьи, не
изучив ситуацию должным образом, выносили свои решения. Они неоднократно отклоняли наши ходатайства, которые могли доказать
необоснованность иска Хукумова. Примечательно, что все судьи копировали текст решения друг друга. Мы считаем, что судьи на
протяжении всех судебных заседаний рассматривали дело в одностороннем порядке в пользу Хукумова, в связи с чем, и подали исковое
заявление на их решения уже в Верховный суд страны», - отметил Нусрат.

Напомним, коллегия суда города Душанбе в июне не удовлетворила кассационную жалобу газеты «ИмрузNews» на решение судьи
столичного района Исмоили Сомони. В решении судьи Низомова было подчеркнуто, что газета не смогла предоставить факты,
подтверждающие правдивость затрагиваемой темы в статье «Хукумов и Бакиев стали головной болью для своих отцов».

Ноябрь, 19

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

По поводу вынесения судом по делу «Интеллигенты» против газеты и её редактора О. Тутубалиной, решения о проведении судебно
лингвистической экспертизы была подана жалоба в суд г. Душанбе. Но пока со стороны суда ответа не поступало. Об этом сообщил
адвокат И. Иноятов.

Напомним, что 13 ноября   определением суда района Фирдавси города Душанбе под председательством судьи Сурайе Джобировой была
назначена судебно-лингвистическая экспертиза, проведение которой поручено Комитету по языку и терминологии при правительстве.

Ноябрь, 22

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

На состоявшемся 22 ноября очередном судебном заседании по иску творческих объединений против журналиста, редактора газеты «Азия
плюс» и самой газеты, явились лишь двое из заявленных истцов - Рахматов Хикмат и Раджабов Аскарали.

Рахматов Хикмат в своем выступлении заявил что «Я не знаком с содержанием статьи, однако меня унижает и оскорбляет слово «говно»
приведенное в этой статье. Я считаю, что это высказывание затрагивает мою честь и достоинство. Я не имею никакого отношения к
другим интеллигентам, я говорю лично от себя»

На вопросы есть ли в самом содержании статьи его имя, и какой теме посвящена эта публикация Х. Рахматов ответил «моего имени там
нет и тема посвящена приезду в Таджикистан поэта Бозора Собира».



На вопросы адвокатов, что каким нормативно правовым актом можно доказать кто такой интеллигент и каким образом затронута именно
его честь и достоинство  в публикации Х. Рахматов заявил что «он пришел сюда не сдавать экзамены и что то доказывать».

Второй истец по данному делу Раджабов Аскарали категорически отказался выступать в суде и отвечать на вопросы. «Я отказываюсь
отвечать на любые вопросы. Я считаю себя интеллигентом, хотя мое имя там не указано, но есть слово «интеллигенция» и считаю что
этим, задета моя личность».

Ноябрь, 26

Сангин Гулов, доцент, заведующий кафедрой международной журналистики ТНУ (г.Душанбе)

«Тутубалина не нарушала закон, данная проблема носит этический характер, а не правовой» - подчеркнул Сангин Гулов, доцент,
заведующий кафедрой международной журналистики национального университета Таджикистана. Эксперт считает что, в принципе даже
этические нормы в статье не нарушены, так как Тутубалина цитирует в статье «Неинтеллигентно об интеллигенции» высказывание
Ленина.

Об этом С.Гулов заявил на конференции на тему «Соблюдение норм и  международных профессиональных принципов журналистики в
таджикской журналистике», которая проходила 22 – 23 ноября в факультете журналистики Таджикского Национального Университета.

2. Обвинение в мошенничестве

Ноябрь, 26

Махмадюсуф Исмоилов, независимый журналист (Аштский район, Согд. Обл.)

27 ноября в Согдийском областном суде состоится кассационное рассмотрение жалобы на приговор в отношении журналиста
Махмадюсуфа Исмоилова, который 28 октября этого года решением суда Аштского района под председательством судьи Матчинского
района Диловара Сафарова был приговорен к 11 годам лишения свободы.

«Мы были не согласны с приговором. Обвинения, выдвинутые в отношении моего подзащитного, не были доказаны. Данный приговор был
вынесен исключительно на предположениях», - заявил адвокат журналиста Садриддин Саидов.

Махмадюсуф Исмоилов обвинялся по ст. 250 (Вымогательство, совершенное повторно) и 247 (Мошенничество, причинившее
значительный ущерб гражданину, лицом с использованием своего служебного положения) УК РТ.

Ноябрь, 27

Махмадюсуф Исмоилов, независимый журналист (Аштский район, Согдийская обл.)

27 ноября, в Согдийском областном суде состоялось кассационное рассмотрение жалобы на приговор в отношении журналиста
Махмадюсуфа Исмоилова.

Кассационное рассмотрение жалобы на приговор в отношении журналиста Махмадюсуфа Исмоилова состоялась в здании областного суда
под председательством судьи облсуда Манзуры Мамадовой и судей Дилбар Ризоевой и Шарофом Худойбердиевым, при участии прокурора
Гулчехры Гоибназаровой и адвоката Садриддина Саидова.

Суд, рассмотрев жалобу Махмадюсуфа Исмоилова, решил отказать в его удовлетворении.


