
Таджикистан: пресса о прессе, №21 (382), 2013 г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 6 июня 2013 г.

Газета «Имруз News» (93 от 03.06.2013 г.) своим читателям сообщает о возможности приостановки идеи создания единого персидского
телевидения между Таджикистаном, Афганистаном и Ираном. Это связано с тем, что дорогостоящие современные технические средства,
поставленные Ираном, в течение последних 7 месяцев простаивают в таможенной службе Таджикистана в ожидании оплаты таможенных
пошлин с таджикской стороны. И таджикская сторона никак не решит данный вопрос. В связи с этим иранская сторона в целях
сохранения дорогостоящего оборудования изъявила желание вернуть его в Иран.

Следует отметить, что еще 7 лет назад президенты трех стран – Таджикистана, Афганистана и Ирана выступили с инициативой создания
единого телевидения для трех стран, народы которых говорят на персидском языке. Однако по разным причинам, в том числе
религиозным и политическим, данная идея, несмотря на то, что исходила от самых высоких государственных должностных лиц, никак не
может найти свою реализацию. Таможенные пошлины на таджикской границе, вероятно, являются вереницей этой цепочки проблем.

Газета «Имруз News» (95 от 05.06.2013 г.) опубликовала статью журналиста Сафвати Бурхон под заглавием «Продается талант». Автор
статьи отмечает, что вынужден писать о бытовых проблемах журналистов, которые имеют неразрывную связь с их деятельностью. По
словам автора, таджикские журналисты сегодня живут и трудятся в самых трудных условиях, у них нет трудовых прав, с ними никто в
Таджикистане не считается. Далее журналист рассказывает о собственной трудной судьбе. Он пишет, что он до сих пор в городе Душанбе
не имеет собственного жилья, за свой труд получает мизерную зарплату, которой не хватает на неделю. Вместе с тем, пишет журналист,
слово журналиста может перевернуть нашу жизнь, как это было с единственной телепрограммой (подразумевается программа Дододжони
Атовулло о свадьбе сына президента Э. Рахмона по каналу К+).  Отмечая это, журналист предлагает правительству обратить свое
внимание на журналистов, особенно сегодня, когда уже практически началась политическая борьба за кресло президента.

В статье главного редактора газеты «Фараж» (№23 от 05.06.2013 г.) Хуршеди Атовулло под заглавием «Пресса» выражается опасение по
поводу заявления известного таджикского поэта Бозора Собира, вернувшегося недавно по приглашению президента страны на родину, в
котором поэт говорит, что такой маленькой республике как Таджикистан нет необходимости создавать разные политические партии и
большое количество периодической печати. По мнению Хуршеди Атовулло, данное заявление поэта может послужить тому, что в
перспективе власти будут закрывать неугодные им газеты и журналы.

В том же номере газета «Фараж» опубликовала сообщение о состоявшемся судебном заседании по иску журналиста Абдукаюми Каюмзода
таджикского бюро радио «Свобода». Газета сообщает, что судья, выслушав доводы сторон, решил не приглашать в суд из города Праги
руководителя таджикского бюро радио «Озоди» Соджидаи Мирзо.

Газета «Фараж» в том же номере опубликовала ответ журналиста Дододжони Атовулло на все материалы, опубликованные против него за
последние недели. Дододжони Атовулло в своем ответе пишет, что хотя во многих критических статьях, направленные против него, и
можно проследить клевету и оскорбление, тем не менее, он как политический и общественный деятель спокойно относится к ним и не
обижается на них. Это нормальный процесс, ибо я уважаю принципы демократии, в том числе свободы слова, пишет Д.Атовулло.

Газета «Азия-Плюс» (№42 от 06.06.2013 г.) в редакционной статье под заглавием «Когда ответить нечего…» сообщает, что 
государственные министерства и ведомства нарушают требование Закона РТ «О периодической печати и других СМИ» о трехдневном
сроке дачи ответа на запросы журналистов. Например, пишет газета, журналисты издания попытались найти ответ на заявление
президента страны, сделанное парламенту о количестве открывшихся в республике промышленных предприятий и цехов за последний
год. Президент называл цифру 2200 с охватом 58 тысяч рабочих мест. «Но где эти предприятия?» — спрашивали журналисты газеты
Министерство финансов и Государственный комитет по статистике. Однако, пишет газета, ответа на свой вопрос мы до сих пор не
получили в этих государственных органах. Газета также пишет, что государственным органам нечего ответить на этот вопрос, ибо все они
знают, что предприятия были открыты в целях показухи. Они действовали несколько дней, а затем в связи с экономическими
трудностями были закрыты.

Абдуфаттох Вохидов, НАНСМИТ.

 


