
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в феврале 2014 года
В феврале 2014 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 29 сообщения. Из них
14  -  определяют  фактическое  положение  СМИ  в  свете  социально-правовой  и  политической  атмосферы  месяца,  7  -
информируют  о  прямых  нарушениях  прав  журналистов  и  СМИ,  8  -  о  конфликтах  и  нарушениях,  инкриминируемых
средствам массовой информации.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Действие высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

Февраль, 06

Шодмон Мансуров, заведующий юридического отдела Комитета по языку и терминологии при правительстве РТ (г.Душанбе)

Общественно-политическая газета «Азия-Плюс» обязана выходить на 30% на государственном языке, однако до сих пор издание выходит
полностью на русском, сказал 5 февраля на пресс-конференции глава юридического отдела Комитета по языку и терминологии при
правительстве РТ Шодмон Мансуров.

По его мнению, газета издается в Республике Таджикистан на основе закона Республики Таджикистан «О периодической печати» и
других нормативно-правовых актов Республики Таджикистан, они обязаны обеспечить граждан Таджикистана печатными материалами на
30% на государственном языке.

Февраль, 11

Гавхар Шарифова, председатель Комитета по языку и терминологии РТ (г.Душанбе)

Говорить «журналисты - проститутки» - это свободное мнение, считает глава Комитета по языку и терминологии Гавхар Шарофзода.
Почему же тогда называть интеллигенцию «г…» - это оскорбление? Об этом она заявила на пресс-конференции, состоявшейся 11 февраля.

Напомним, на днях Комитет по языку и терминологии при правительстве закончил лингвистическую экспертизу мнения журналиста
«АП» «Неинтеллигентно об интеллигенции», которая была назначена определением суда столичного района Фирдавси. Эксперты рабочей
группы вынесли заключение, что «если истцы будут считаться представителями интеллигенции или же интеллигентами, то негативные
сведения  статьи  вроде  предложения  «Интеллигенция  –  это  не  мозг  нации,  это  ее  говно»  относится  к  ним».  А  «слово  «говно»  и
приписывание его к интеллигенции будет считаться оскорблением».

Февраль, 12

МВД РТ (г.Душанбе)

Руководство министерства внутренних дел Таджикистана приветствует заинтересованность руководств средств массовой информации к
деятельности сотрудников органов внутренних дел и просьбу о встрече с министром внутренних дел Рамазон Рахимовым, и предпримет
все усилия для постоянного контакта с СМИ, отмечается в сообщении, размещенном на официальном сайте МВД.

Далее  в  сообщении подчеркивается,  что  на  данный момент  министр  внутренних  дел  республики  находится  с  рабочим визитом в
Согдийской области, и по завершению визита данный вопрос будет обсуждаться с ним. О результатах будет сообщено на официальном
сайте МВД.



Руководство министерства, выражая признательность взаимовыгодному сотрудничеству с корреспондентами и реальным отражением ими
происшествий, надеется и впредь, что это сотрудничество будет развиваться в целях соблюдения законности, охраны общественного
порядка и предотвращения правонарушений в обществе, говорится в сообщении.

Напомним, в конце декабря медиа-сообщества Таджикистана потребовали личной встречи с министром внутренних дел Таджикистана
Рамазоном  Рахимовым  после  того,  как  25  декабря  у  здания  СИЗО  ГКНБ  в  Душанбе,  где  зачитывался  приговор  Зайда  Саидова.
сотрудниками милиции был задержан оператор ИА «Озодагон» Абдурахим Шукуров.

Февраль, 27

Дуня Миятович, представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации Дунья Миятович выразила сожаление в связи с решением суда в
Таджикистане по делу «Интеллигенция против журналиста Ольги Тутубалиной».

Выступая в Нью-Йорке на международной конференции по свободе СМИ, она заявила, что 25 февраля было вынесено судебное решение о
выплате  4,5  тыс.  евро  трем истцам,  которые  утверждали,  что  им были  нанесены физические  и  душевные  страдания  материалом
«Неинтеллигентно об интеллигенции», хотя они не были даже упомянуты в данном материале.

«Те, кто могут претендовать на возмещение ущерба, четко не были названы, и, тем не менее, в конечном итоге это обернулось подачей
иска о возмещении ущерба. Демократическое общество должно проводить публичные дебаты без инициирования финансовых наказаний»,
- отметила Миятович.

Февраль, 26

Кироншох Шарифзода, председатель Совета по СМИ Таджикистана (г.Душанбе)

Глава Совета по СМИ Кироншо Шарифзода, который присутствовал на судебных процессах по делу «интеллигенция против «Азия-Плюс»,
не может понять, как с такими сомнительными доводами суд вынес решение в пользу истцов.

«Я не знаю, почему суд не учел многочисленные доводы представителей газеты и вынес такое решение,- сказал Шарифзода. - Решение не
соответствует  действительности.  С  самого  начала  публикации  материала  мы  говорили,  что  это  «личное  мнение».  В  реплики  нет
конкретных имен, которые обратились в суд, с тем, что их честь и достоинство унизили. Там только имя одного человека. И если
предполагать, что иск пошел бы от его имени, это еще можно было бы как-то понять».

2. Оценка фактического положения СМИ и свободы слова

Февраль, 05

«Салом», частное радио (г.Чкаловск, Согдийская обл.)

5 февраля в г.Чкаловске Согдийской области начал вещание частное радио «Салом». Как сообщили корреспонденту мониторинга в
пресс-службе председателя Согдийской области, в церемонии презентации радио «Салом» в г. Чкаловске приняла участие председатель
города Рухсора Каримходжаева. Она отметила, что теперь у жителей Чкаловска есть возможность узнать больше о социально-культурной
жизни города через радио.



Радио «Салом» является частным и создано при поддержке местного органа госвласти города Чкаловска. Передачи радио «Салом»
выходят в эфир на волне 93,3 FM ежедневно, по 10 часов в сутки.

Сегодня на территории Согдийской области работают 10 радиостанций, 9 из которых являются частными.

Февраль, 12

«Репортеры без границ» (Reporters Without Borders)

Международная неправительственная организация «Репортеры без границ» (Reporters Without Borders) представила очередной рейтинг
свободы прессы в мире — Всемирный индекс свободы прессы 2014. Свобода прессы изучалась организацией в 180 странах мира.

Таджикистан в этом году занял 115 место, оставив позади себя Украину, Афганистан, Российскую федерацию, Казахстан, Узбекистан,
Иран и Китай. В 2013 году Таджикистан занимал 123 место.

В  докладе  отмечается,  что  Таджикистан  наряду  с  Украиной  находится  в  подвешенном  состоянии.  «В  Таджикистане  освещение
президентских выборов в минувшем году было в основном в пользу Эмомали Рахмона, который находится на посту президента страны
более 20 лет. Помимо этого, блокирование независимых новостных сайтов стало обычным явлением в стране, даже если блокировка
длится всего несколько дней. А новый закон о СМИ, вступивший в силу в марта 2013 года имеет удовлетворительное положение на бумаге,
но не имеет никакого значения на практике до сих пор», - говорится в докладе.

Индекс свободы прессы составляется ежегодно, в котором оценивается степень свободы, журналистов и информационных организаций,
включая печатные, вещательные и онлайновые средства массовой информации.

Февраль, 14

Комитет защиты журналистов (Committee to Protect Journalists)

Хотя новый законопроект о СМИ в Таджикистане был принят и подписан, законодательной власти не удалось исключить из числа
уголовно  наказуемых  преступлений  оскорбление  президента  или  облегчить  другие  репрессивные  меры.  Об  этом  говорится  в
опубликованном в минувшую среду докладе Комитета защиты журналистов (Committee to Protect Journalists) «Нападения на прессу в 2013
году».

Отмечается, что принятие нового закона не оказало прямого влияния на атмосферу свободы прессы в преддверии президентских выборов
в ноябре.

«Чтобы  проложить  путь  к  беспрепятственному  переизбранию  Эмомали  Рахмона  на  четвертый  срок,  власти  продолжали  глушить
критикующие  власть  голоса,  используя  набор  репрессивных  мер:  запугивание  журналистов  службами  безопасности,  отказы  в
аккредитации  и  выматывающие  судебные  процессы.  Государственное  агентство  связи  дало  указание  интернет  провайдерам
заблокировать доступ к сайтам новостей и социальным сетям, включая «Фейсбук» и «You Tube», - подчеркивается в отчете.

Также отмечается, что в феврале районный суд Душанбе обязал независимую газету «Имруз Ньюс» выплатить 50 тыс. сомони ($10,5 тыс.)
в качестве компенсации ущерба Рустаму Хукумову, сыну высокопоставленного чиновника, который подал иск о клевете.

«Как таджикские чиновники, так и простые граждане продолжали изнурять критикующие власть новостные издания и отдельно взятых
журналистов долговременными и дорогостоящими судебными процессами, обвиняя их в клевете и оскорблении чести и достоинства», -
говорится в отчете CPJ.

Январь,25



Посольство США в Таджикистане (г.Душанбе)

«Посольство США верит в то, что сегодняшнее решение суда против газеты «Азия-Плюс» и ее редактора Ольги Тутубалиной, окажет
негативное  воздействие  на  свободу  прессы  в  Таджикистане,  -  говориться  в  распространенном  заявлении  дипломатического
представительства. - Мы считаем, что журналисты, использующие свои права на свободу слова и самовыражение, достойны высокой
степени  защиты.  Соединенные  Штаты  уже  давно  поддерживают  свободу  слова,  свободу  средств  массовой  информации  и  права
журналистов работать не опасаясь цензуры или репрессий»

Февраль, 28

Представительство ЕС в Таджикистане (г.Душанбе) 

Представительство ЕС в Таджикистане выражает обеспокоенность по поводу решения районного суда Фирдауси г. Душанбе, принятого в
отношении газеты "Азия-Плюс" и его редактора, что может препятствовать соблюдению свободы СМИ в стране. Представительство ЕС
призывает официальные органы власти Таджикистана соблюдать и продвигать свободу слова в соответствии с принятыми Таджикистаном
международными обязательствами.

Представительство  ЕС  выражает  свою  неизменную  готовность  сотрудничать  с  Правительством  Таджикистана  в
целях  продвижения  свободы  средств  массовой  информации  в  Таджикистане.

3. Действия журналистов и СМИ по защите своих профессиональных и гражданских прав

Февраль, 04

Все СМИ (г.Душанбе)

4 февраля Союз журналистов Таджикистана (СЖТ) и Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) выступили
с заявлением, осуждающий угрозу руководителя ГУП «Таджикские железные дороги» Амонулло Хукуматуллло в отношении руководства
и сотрудников газеты «ИмрузNews».

Как сообщается в заявлении, 29 января в ходе пресс-конференции руководителя ТЖД Амонулло Хукуматулло прозвучала угроза в адрес
руководства и сотрудников газеты «ИмрузNews», однако до сих пор не было реакции на этот инцидент со стороны правоохранительных
или иных уполномоченных органов республики.

«Мы  глубоко  убеждены,  что  пресс-конференция  является  площадкой  для  распространения  информаций  о  выполненной  работе  и
налаживания эффективных методов взаимодействия с прессой, а не трибуна для самооправдания и сведения счетов с неугодными СМИ и
журналистами.  С этой позиции, тон высказывания и угрозы господина Хукуматулло не приемлем в демократическом обществе», -
говорится в заявлении.

Медиа-организации надеются, что компетентные органы Таджикистана дадут правовую оценку действиям руководителя ТЖД Амонулло
Хукуматулло, ибо коллеги из «ИмрузNews» официально обратились во все уполномоченные государственные органы.

Февраль, 11

Все СМИ (г.Душанбе)



Представительство  Института  по  освещению  войны  и  мира  (IWPR)  в  Таджикистане  начинает  реализацию  трехгодичного  проекта
“Расширение прав и возможностей СМИ и активистов гражданского общества для поддержки демократических реформ в Таджикистане".
Об этом сообщили в офисе IWPR в Таджикистане.

Как сообщил источник, основной  целью  проекта  является поощрение  более тесного сотрудничества между ведущими активистами
гражданского общества и независимыми СМИ.

Результат реализации проекта нацелен на повышение потенциала независимых СМИ по проведению журналистских расследований и
подготовке аналитических статей, стимулирование конструктивного диалога между правозащитными организациями, СМИ, местными и
центральными органами власти для совместного решения первостепенных социально-экономических проблем общества.

Февраль, 28

Все СМИ (г.Душанбе)

Совет по СМИ, Национальная ассоциация независимых средств массовой информации,  Медиа Альянс Таджикистана,  общественная
организация  «Хома»  выразили  свою  обеспокоенность  вынесенным  25  февраля  решением  суда  по  делу  «интеллигенция  против
«Азия-Плюс».

В заявлении, распространенном сегодня, отмечается, что «решение суда столичного района Фирдавси от 25 февраля в отношении автора
материала«Неинтеллигентно  об  интеллигенции»  Ольги  Тутубалиной  («Азия-Плюс»,  №40,  от  30.05.2013)  по  иску  пяти  научных  и
творческих объединений и трех представителей интеллигенции — Аскарали Раджабова, Дилбар Абдиевой и Хикмата Рахматова, обязать
автора выплатить 30 тыс. сомони и опубликовать опровержение, беспокоит  представителей журналистского сообщества».

«Мы считаем, что решение судебных споров между СМИ, институтами и гражданами справедливым судом является во всех странах одной
из высших ценностей и требований демократической системы. Отношение судов,  в  частности судов начальной инстанции, к таким
вопросам должны соответствовать также нормам национального законодательства и международным актам, признанным Таджикистаном,
—  подчеркнуто  в  заявлении.  —  С  сожалением  отмечаем,  что  судебный  процесс  проходил  с  нарушением  норм  и  требований
процессуальных законов, односторонне, без учета действительных положений дела, и решение суда начальной инстанции поставило под
вопрос принципы объективности и беспристрастности судебных органов».

Февраль, 28

Все СМИ (г.Душанбе)

В Душанбе завершился двухдневный тренинг по взаимодействию между журналистами и правозащитниками, организованный офисом
Представительства Института по освещению войны и мира (IWPR) в Таджикистане.

В  рамках  тренинга  14  журналистов  и  представителей  правозащитных  НПО  из  столицы  республики  попробовали  найти  точки
соприкосновения в совместной работе по защите прав человека.  В интерактивной форме участники тренинга научились совместно
работать над статьями по тематике с правозащитным уклоном, узнали о тонкостях проведения интервью с жертвами нарушения прав
человека, познакомились с правовыми аспектами проведения интервью с нарушителями прав человека.

Тренерами выступили руководитель Национальной Ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддин Каршибаев и
правозащитник Сергей Романов - руководитель Независимого центра по правам человека.

 

II. HАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ



1. Угроза в адрес СМИ и журналистов

Февраль, 06

Эмом Назаров, корреспондент правительственной газеты «Джумхурият» (г.Душанбе)

Эмом  Назаров,  корреспондент  правительственной  газеты  «Джумхурият»  опубликовал  критическую  статью  под  заглавием
«Неблагопристойная  реклама  -  противозаконна»  («Джумхурият»  №10  от  14.  01.2014)  в  которой  раскритиковал,  рекламный  шит,
установленный около Министерства культуры республики, в центре столицы. В указанном рекламном щите рекламируется деятельность
студии  по  нанесению  тату  «Созвездие  -  Галаситора».  В  центре  рекламного  сюжета  находится  полуголая  женщина,  наклеенная
татуировками в разные части ее тела.

Автор  статьи  считает,  что  данная  реклама  противоречить  национальному  менталитету  и  национальным  традициям,  и  выглядит
неблагопристойно. По словам Эмома Назарова службы регулирующей деятельность уличной рекламы в г. Душанбе, в том числе и  ГУП
«Уличная реклама и дизайн города Душанбе» сообщили о принятых мерах, по устранению указанных в статье недостатков рекламного
щита, покрасив все открытые, непристойные части женского тела, но рекламу оставили на месте, где она стоит до сих пор.

Спустя некоторое время журналисту Э.Назарову стало звонить по мобильному телефону неизвестное лицо, и угрожало расправиться с
ним. По словам журналиста, неизвестный человек звонит ему и говорит, что «Ты нанес мне вред, я причиню тебе двойной вред».

Февраль, 14

Ахмад Иброхим, главный редактор газеты «Пайк» (г.Куляб, Хатлонская обл.

Утром 14 февраля 2014 года, редактору и учредителю независимой газеты "Пайк" Ахмаду Иброиму (Ахмад Ибрагимов) неизвестный
пригрозил  по  телефону,  что  жить  журналисту  осталось  неделю.  Как  сообщил мониторинговой  службе  НАНСМИТ сам журналист,
звонившему не по нраву пришлась статья " Зулми идораи САЊШ ЗАГС ба мардум" («Мучения населения от руки ЗАГСа»), опубликованная
в №7 от 12 февраля 2014 года в газете "Пайк".

По словам журналиста, звонивший пообещал ему уничтожить его в течение текущей недели. Позвонивший, при этом, клялся именем
собственной матери.

Как подчеркнул А. Иброим, ладно бы его жизнь или судьба матери звонившего, но заставляет нервничать и пугает угроза в адрес, ни в
чем не повинных родственников и близких, которым тоже пообещали всякие страхи. Учитывая серьезность угрозы, журналист поставил в
известность городской отдел милиции, написав заявление с просьбой разобраться в ситуации.

2. Незаконный запрет на издание газеты

Февраль,17

«Хафта», независимая газета (г.Душанбе)

Министерство культуры Таджикистана закрыло еженедельник «Хафта» сразу же после выхода в свет 15 января первого выпуска издания.



Газета «Хафта» являлась продолжением еженедельника «Овоза ва Хакикат», который выходил в свет с марта 2011 года до октября 2013
года.

Как сообщил редактор газеты Абдукаюм Каюмзод, Минкультура аргументирует свое решение тем, что газета поменяла свое направление
с культурно-просветительского на общественно-политическое.

«Чиновники из Минкультуры сказали, что мы вышли за сферу своей деятельности, также мы вышли в свет как новая газета, в то время
как являемся продолжением «Овоза ва Хакикат», и не подчеркнули это в газете. Также они упомянули тот момент, что у нас поменялся
учредитель газеты, соответственно поменяли документы, но не осведомили об этом министерство культуры», - отметил Каюмзод.

По словам редактора еженедельника,  в ответном письме редакции было сказано,  что все эти моменты в следующем номере будут
исправлены, но из ведомства пришло очередное письмо, в котором сказано, что в первом номере были допущены серьезные ошибки, что
противоречит закону РТ «О СМИ и периодичной печати». В этой связи Минкультуры считает не действительной регистрацию газеты в
министерстве.

Каюмзод сетует на действия чиновников, которые вместо предупреждения и дачи срока на исправление ошибок, сразу закрыли газету.

3. Незаконное блокирование интернет-сайтов

Февраль, 24

Сайт радио «Озоди» (г.Душанбе)

Некоторые интернет-провайдеры в Таджикистане заблокировали доступ к сайтам радио «Озоди», выходящим на таджикском и русском
языках, сообщает руководство радио.

Читатели сайтов ozodi.tj  (ozodi.org)  и rus.ozodi.tj  (rus.ozodi.org)  жалуются на недоступность веб-ресурсов Радио Озоди.  В частности,
обращения поступают от клиентов таких провайдеров, как Babilon, «Билайн» и Tojnet. В Telecomm Technology, где до вчерашнего дня
также был ограничен доступ к веб-ресурсам Озоди, доступ к сайту ozodi.org  был разблокирован в понедельник, 24 февраля.

«Как стало известно радио Озоди, крупнейшему провайдеру Babilon было поручено закрыть доступ к сайтам Радио Озоди с 23 февраля,
причины которого не объясняются. Однако официально в компании комментировать этот вопрос не желают. Доступ к сайтам Радио Озоди
через другие провайдеры, в частности, «Сатурн» и «Мегафон», заблокирован еще месяц назад», - отмечает руководство Радио.

Руководство радио «Озоди» уверено, что блокировка информационных веб-ресурсов в Таджикистане стала инструментом давления на
независимые СМИ в этой стране.

Февраль, 25

Посольство США в Таджикистане (г.Душанбе)

В заявлении дипломатического представительства США в Душанбе, распространенном 24 февраля, выражается озабоченность в связи с
блокировкой доступа к сайтам Радио Свободная Европа/Радио Свобода в Таджикистане. В заявлении говорится, что посольство США
озабочено  блокированием новостного сайта Радио «Озоди». "Мы последовательно ставим наши вопросы, касающиеся ограничений в
Интернете, и блокировки медиа-сайтов перед  правительством Таджикистана", говорится в заявлении диппредставительства.



В нем, также говорится о том, что "в прениях по свободе Интернета, Соединенные Штаты стоят на стороне открытости. Когда идеи
блокируются, информация удаляется, а разговоры подавляют, все мы лишаемся возможности услышать и обмениваться мнениями".

Начиная с  15 февраля 2014 года доступ к веб-сайтам Радио Озоди –  Таджикской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода
заблокирован.

Февраль, 25

Кевин Клоз, президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода

С осуждающем действия властей Таджикистана выступил президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода Кевин Клоз.

Блокировка  вебсайтов  (ozodi.org,  rus.ozodi.org)  со  стороны  четырех  из  шести  наиболее  крупных  интернет-провайдеров  совпала  с
освещением событий на Украине. Последние политические события в этой стране на радио Озоди освещались всесторонне, в частности,
путем живого освещения (live-streaming) реально проходящих там событий на русском и таджикском языках, что было недоступно в
местных государственных СМИ Таджикистана.

Президент  Радио  Свободная  Европа/Радио  Свобода  Кевин  Клоз  призвал  таджикское  руководство  и  особенно,  Службу  связи  при
правительстве Таджикистана, предпринять необходимые меры для устранения возникших препятствий в работе  РСЕ/РС  и восстановить
право граждан Таджикистана на свободный доступ к информации.

 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1. Требование о защите чести и достоинства

Февраль, 06

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

Комитет по языку и терминологии дал заключение по итогам лингвистической экспертизы статьи журналиста Ольги Тутубалиной -
«Неинтеллигентно об интеллигенции» (№40, от 30 мая 2013г.).

По  определению  суда  рабочая  группа  экспертов:  Муродов  М.С.  –  заведующий  отделом  лингвистической  экспертизы  Комитета,
Ходжиматова  Г.М.  –  доктор  педагогических  наук,  профессор,  завкафедрой  методики  преподавания  русского  языка  и  литературы
Таджикского национального университета, Шодиев Х.А. – главный специалист отдела лингвистической экспертизы Комитета, ответили на
поставленные  перед  ним  вопросы  суда  и  заключили,  что  «если  истцы  будут  считаться  представителями  интеллигенции  или  же
интеллигентами, то негативные сведения статьи вроде предложения «Интеллигенция – это не мозг нации, это ее говно» относится к ним».
А «слово «говно» и приписывание его к интеллигенции будет считаться оскорблением».

Февраль, 06

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)



В суде столичного района Фирдавси 6 февраля под председательством судьи Сурайё Джобировой продолжилось судебное рассмотрение по
иску пяти творческих объединений и трех физических лиц к газете «Азия-Плюс» и ее редактору Ольге Тутубалиной.

Сторона защиты Иноят Иноятов и Шухрат Кудратов заявили, что экспертное лингвистическое заключениепо статье «Интеллигентно об
интеллигенции», сделанное Комитетом по языку и терминологии, неполное, непрофессиональное и небеспристрастное. Иноятов сказал,
что «эксперты фактически вышли за рамки поставленных судом вопросов, и дали юридическую оценку, а не лингвистическую».

В связи с этим сторона защиты ходатайствовала о приглашении непосредственно экспертов Комитета по языку и терминологии, и нового
президента Академии наук или же представить письменно заявление Фархода Рахимова о том, что он поддерживает иск.

Суд удовлетворил ходатайство о приглашении в суд экспертов комитета по языку и терминологии. Ходатайство о новом главе Академии
суд удовлетворил частично: письмо о том, что Фарход Рахимов поддерживает иск и полномочия Устобоева.

Февраль, 11

«Самак», независимая газета (г.Душанбе)

В  суде  столичного  района  Фирдавси  будет  возобновлено  судебное  разбирательство  по  иску  поэта,  экс-главы  Союза  писателей
Таджикистана Аскара Хакима в отношении еженедельника «Самак». Истец требует возместить ему в качестве морального ущерба за
унижение чести и достоинства 150 тыс. сомони.

Как сообщил Джасур Абдуллоев, главный редактор издания «Самак», суд оповестил редакцию, что суд возобновится 14 февраля, т.к.
истец заплатил госпошлину в размере 7% от общей суммы, требуемой им за возмещение морального ущерба. Напомним, именно по
причине неоплаты госпошлины иск оставался без движения с октября прошлого года.

В  основе  иска  -  материал,  который  был  опубликован  в  газете  20  марта  2013  года  под  заголовком  «Таджикская  беспроблемная
интеллигенция» (Зиёиёни бемушкили точик).

«В этом материале мы писали про Союз художников. Но по технической ошибке в материале указали вместо Союза художников Союз
писателей. И история, о которой шла речь в материале по времени совпадала с тем периодом, когда во главе Союза писателей был Аскар
Хаким», -  отмечал ранее Джасур Абдуллоев. При этом, по словам редактора, уже в следующем номере газеты были опубликованы
извинения редакции за техническую ошибку, затем в газете дважды публиковались опровержения самого Аскара Хакима.

Но этого оказалось недостаточно - Аскар Хаким потребовал взыскать с редакции за моральный ущерб 150 тыс. сомони.

Февраль, 14

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

13 февраля в суде столичного района Фирдавси под председательством Сурайё Джобировой состоялись прения сторон по делу пяти
творческих объединений и трех физических лиц против газеты «Азия-Плюс» и ее редактора Ольги Тутубалиной.

Перед прениями представитель газеты Иноят Иноятов сообщил, что сторона защиты не готова к прениям, так как имеется много
невыясненных  вопросов.  Иноятов  ходатайствовал,  с  учетом  выясненных  на  прошлом  процессе  обстоятельств,  провести  повторную
лингвистическую экспертизу. Однако суд отклонил ходатайство о проведении повторной экспертизы.

«Суд пришел к выводу,  что в соответствии с частью 2 статьи 89 ГПК  «повторная экспертиза проводится тогда,  когда заключение
судебного эксперта необоснованно, его выводы вызывают сомнения, признаны недостоверными представленные судебному эксперту
материалы, имеются противоречия между заключениями нескольких судебных экспертов, а также при нарушении правил проведения
экспертизы». Экспертиза была получена, а также эксперты были приглашены в суд и были получены их ответы. Также часть 3 статьи 88



ГПК  предусматривает,  что  заключение  судебного  эксперта  исследуется  на  заседании  суда  и  оценивается  наряду  с  другими
доказательствами. Поэтому суд не посчитал нужным проведение повторной экспертизы и пришел к выводу отклонить ходатайство»,-
сказала судья Джобирова.

Февраль, 20

Комитет по телевидению и радиовещанию РТ (г.Душанбе)

Партия исламского возрождения Таджикистана подала в суд на Госкомитет национальной безопасности Таджикистана и Комитет по
телевидению и радио при правительстве республики, а также соответчика в лице Махмадулло Холова.

Как сообщил источник в ПИВТ, в исковом заявлении партии, направленном в столичный суд района Исмоили Сомони, в частности
говорится:  «…в  нынешнем  обществе  Таджикистана  мы  видим,  как  государство  в  лице  Государственного  комитета  национальной
безопасности, Комитета радио и телевидения при правительстве РТ, государственного учреждения «Сафина», гостелевидения «Шабакаи
аввал», а также соответчика в лице Махмадулло Холова, пользуясь бездействием правительства республики, которое согласно части 2
статьи 73 Конституции Республики Таджикистана «обеспечивает эффективное руководство функционированием экономики, социальной и
духовной сферы, исполнение законов, совместных постановлений Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон», ущемляют наши права на
свободу создания партий и объединений, закрепленные в статье 28 Основного закона РТ.

Также Партия исламского  возрождения Таджикистана  в  своем заявлении просит  суд   «обязать  ГКНБ и  Гостелерадио  прекратить
дальнейшую деятельность против ПИВТ, а также выступить с опровержением того, что Холов Махмадулло является членом ПИВТ.

Февраль, 21

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

21 февраля в суде столичного района Фирдавси под председательством Сурайё Джобировой продолжились прения сторон по иску пяти
творческих объединений и трех физических лиц к газете «Азия-Плюс» и ее редактору Ольге Тутубалиной.

На суде выступила сторона защиты, представители газеты - Иноят Иноятов и Шухрат Кудратов. Они привели все ранее заявленные
основания о том, что каждый из трех требований истцов является необоснованным и незаконным.

- С самого начала этот иск не должен был рассматриваться, так как истцы являются ненадлежащими. Ни в каких документах, законах не
определено,  кто такие интеллигенты.  Это просто общепринятое понятие,  -  сказал адвокат Иноят Иноятов.  –  Далее,  подавшие иск
субъекты не  могут  подавать  иск  от  имени  какой-то  группы или  прослойки.  В  их  уставах  и  должностных  инструкциях  нет  таких
полномочий.

Февраль, 25

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

25 февраля судья столичного района Фирдавси С. Джобирова вынесла решения о том, чтобы частично удовлетворить иск пяти творческих
объединений  (Академия наук, Союз писателей, Союз художников, Союз композиторов, Союз архитекторов) и троих физических лица
(Д.Абдиева, А.Раджабов и Х.Рахматов) против газеты.

Во время оглашении решения присутствовали представители СМИ,  международных организаций таких как ОБСЕ, Филиала Института
«Открытое общество» фонда Содействия и дипломатических миссий.

Свое  решение  судья  обосновала,  так  что  согласно  общепринятым  нормам  истцы  являются  представителями  интеллигенции  и  О.
Тутубалина   оскорбила  их  честь,  достоинство  и  деловую  репутацию  в  своей  публикации  под  заглавием  «Неинтеллигентно  об



интеллигенции». В своей публикации О. Тутубалина привела цитату из письма В. И. Ленина «Интеллигенция это не мозг нации это её
говно» и  тем самым нарушила честь,  достоинство  и  деловую репутацию истцов.  Ссылаясь  также на  результатов  лингвистической
экспертизы, судья в своем решении привела, что раз в публикации существует слово «Интеллигенция» оно нарушает и унижает честь,
достоинство и деловую репутацию.

Согласно  решению суда  газета  «Азия-Плюс»  и  О.  Тутубалина  обязаны выплатить  моральный  ущерб  в  размере  30  тысяч  сомони.
Опубликовать опровержение в течении двух недель со дня вступления решения суда в силу и выплатить госпошлину в размере 150
сомони.

Февраль, 25

Иноят Иноятов, адвокат газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

«Мы,  сторона  защиты,  считаем,  что  решение  суда  является  незаконным  и  необоснованным,  а  выводы  суда  —  не  соответствуют
действительным  обстоятельствам дела. Судья Джобирова рассмотрела дело односторонне и поверхностно, и нарушила процессуальный
принцип объективности и беспристрастности», - заявил адвокат газеты «Азия-Плюс» Иноят Иноятов.

Он считает, что фактически суд удовлетворил иск «ненадлежащих истцов», так как в материалах гражданского дела не имеется правовых
документов, подтверждающих принадлежность истцов к социальной группе «интеллигенция».

«И, наконец, самое удивительное, в критическом мнении журналиста Тутубалиной абсолютно не сказано ни одного слова об истцах
(Абдиевой Дилбар, Раджабове Аскарали, Рахматове Хикмате), там вообще не упоминаются их имена.

Он заявил,  что решение суда о том,  чтобы журналист Ольга Тутубалина и газета «Азия-Плюс» опубликовали опровержение,  тоже
является несостоятельным в связи с чем мы намерены оспаривать вышеназванное решение суда в судебной коллегии по гражданским
делам  суда города Душанбе», — подчеркнул Иноятов.

Мониторинговая служба НАНСМИТ


