
Запрет издания газеты «Нигох»: уроки одного инцидента
Значимым событием  в  сфере свободы слова  в Таджикистане в минувшем месяце (декабрь 2014 года) был запрет
Министерством культуры издание двух номеров общественно-политической  газеты «Нигох», учредителем 
которой является  Общественное объединение «ИНДЕМ».  Еженедельник «Нигох» на сегодняшний день является
одной из популярных газет,  издающихся в стране. Газета с первых дней своего издания (издается с 2006г.)
имеет свою определенную  позицию и аудиторию. Издание популяризуется  благодаря публикации резких
критических материалов в отношении многих общественно-политических вопросов.

Запрет на издание газеты длился две недели. В результате не были отпечатаны типографиями №№419,420, причем накануне 8-й
годовщины издания. Отслеживание  данной  ситуации показывает, что все началось якобы требований Министерства культуры о
необходимости переучета издания как и других СМИ. По утверждению Совета редакторов еженедельника «Нигох», также Правления ОО
«Индем» требования Минкультуры не имеет законного основания, извещало Информационное агентство Озодагон».

По информации Радио «Озоди» Минкультура РТ в конце ноября отправило уведомление директору типографии «Оила-Print» о запрете
печатания изданий без свидетельства переучета при министерстве культуры. В своем интервью Радио «Озоди» директор типографии
Сиёвуш Хамдамов отметил, что подобное уведомление было отправлено также типографии «Мушфики», и при случае печатания
типографией без свидетельства переучета изданий будут оштрафованы в сумме 15 тысячи сомони (приблизительно 3 000 $). Но, по
мнению сотрудников газеты, этот приказ министерства нацелен только на «Нигох», так как еще в сентябре т.г. издание обращалось для
продления свидетельства учета газеты в Министерство культуры. Также, после распоряжения Минкультуры в типографии они повторно
обратились в министерство, но не получили ответа.

Руководство издания две недели вело интенсивные переговоры и проконсультировалось с Министерством культуры, но это не дало
никаких результатов. Совет редакторов «Нигох» поначалу настаивал на решении вопроса в рабочем, мирном порядке, однако,
Минкультуры страны продолжало упорствовать и не пропускало газету в печать.

Тем не менее, события, связанные с запретом газеты  «Нигох» были освещены  местными и зарубежными СМИ и вызвали широкий
резонанс в обществе. Эксперты высказывались, о том, что все-таки основной причиной запрета выхода на свет газеты «Нигох» является
публикация на страницах издания ряда статей критического характера.

В тоже время руководитель управления печати Минкультуры РТ Давлат Сафар в беседе с Радио «Озоди» отрицая приостановление печати
издания «Нигох» отметил, что они не закрывали газету и не видят причин её закрытия. ПО его мнению, было необходимость  устранения 
некоторых недостатков  в деятельности газеты. Однако, эксперты сферы медиа считают, что продление сроков свидетельства регистрации
не может быть причиной приостановления деятельности издания, так как оно имеет характер переучета. (
http://www.ozodi.org/content/publication-of-nigoh-weekly-suspended/26750358.html)

Относительно этой ситуации председатель Союза журналистов Таджикистана (СЖТ) А.Сатторов подчеркнул, что перерегистрация газет и
других СМИ является только лишь формальностью, и эта процедура не должна стать причиной запрета на издание газеты.

Высказывание Министра культуры Шамсидина Орумбекзода, прозвучало как гром среди ясного неба. Министр культуры в своем
интервью «Озодагон» 19 декабря отметил, что якобы «Нигох» допустило оскорбительные выпади  в адрес Президента Эмомали Рахмона.
По мнению министра, наряду с оскорблением руководства государства издание «Нигох» в своих публикациях выражал неуважение к
национальным символам Таджикистана. Орумбекзода также отметил, что другим фактором не разрешения к печати является
несвоевременная перерегистрация газеты в госорганах. (скорее всего он имел ввиду постановку на учет- Н.Р.) Однако, министр культуры,
ссылаясь на нехватку времени, подробно не остановился  относительно деталей  оскорбления руководства государства и государственных
символов изданием «Нигох». Вместе с тем, он добавил, что в любом случае газета «Нигох» будет издаваться. В то же время он
предупредил, что газета в дальнейшем не должна допустить оскорбления Президента и национальных символов.

19 декабря Саймиддин Дустов, учредитель Фонда «Индем» в структуру которого входит газета, заявил, что еженедельник стал жертвой
цензуры. Он также отметил, что чтобы не случилось с  изданием, рабочие места и зарплаты будут сохранены. После запрета второго по
очереди номера издания планировалось проведение заседания Правления  «ИНДЕМ» и Совета редакторов еженедельника, также
выступления с официальным заявлением. http://catoday.org|centrasia/17511-saymiddin-dustov-cenzura-ne-daet-publikovat-nogoh/html

Несмотря на все это редакция газеты «Нигох» не прекращала свою деятельность и две не опубликованные номера издания были
размещены на сайте  TojNews - №37 (419) от 10 декабря 2014   № 38 (420) от 17 декабря 2014.

22 декабря Минкультуры все-таки дало разрешение на  издание газеты, также продлил срок свидетельства регистрации издания. Ранее,
сотрудник управления печати Минкультуры С.Умаров в беседе с Би-Би-Си отмечал, что двухнедельное приостановление издания «Нигох»
вызвано «языковыми недостатками». По его словам, министерство в отношении газеты «Нигох» не имел особых претензий и в ближайшее
время должна быть возобновлена печать издания.

24 декабря 2014 года вновь вышла в свет газета «Нигох». Инцидент с изданием «Нигох» еще раз указал на несовершенства подзаконных
актов в сфере регулирования деятельности СМИ.

Подведя итоги относительно этой ситуации со свободой слова в РТ, следует отметить, проблемы доступа к информации от
государственных структур, также блокировку ряда независимых информационных сайтов и социальных сетей, необъективность и
непрозрачность судебных процессов в отношении СМИ и журналистов являются преградой  в пути свободы слова в стране. Так, в текущем
году в стране наблюдался регулярное  ограничение доступа к десяткам вебсайтов и социальным сетям, в частности к сайтам радио Озоди,
Ютюб, фейсбук и одноклассники. Использование механизма перерегистрации и учета СМИ, которые были применены в отношении
«Нигох» противоречит международным нормам в сфере свободы выражения.

Защитники свободы слова считают, что подобные отношения и шаги являются одним из разновидностей цензуры и ограничения доступа
населения к альтернативной информации в преддверии предстоящих выборов. (

http://www.ozodi.org/content/publication-of-nigoh-weekly-suspended/26750358.html
http://catoday.org|centrasia/17511-saymiddin-dustov-cenzura-ne-daet-publikovat-nogoh/html
http://issuu.com/webinator88/docs/____________37__419_/1?e=5480320/10564951
http://issuu.com/webinator88/docs/______________38_420_/1?e=5480320/10605507


http://www.bbc.co.uk/tajik/news/2014/12/141219_mm_nigoh_bannig)

Нодира РАХМОНБЕРДИЕВА,

г.Душанбе, Таджикистан

http://www.bbc.co.uk/tajik/news/2014/12/141219_mm_nigoh_bannig

