
Таджикистан: пресса о прессе № 16 (458), 2015
Обзор еженедельных газет за 30 апреля 2015г.

Газета «Фараж» (№18 (439) 29, апрель 2015) опубликовала статью, посвященную прошедшей 25 апреля конференции «Трудности
правовой защиты СМИ, судебные преследование и баснословные суммы против СМИ». В ходе конференции, которая была организована
Центром журналистских расследований при поддержке  Комиссии посольства США по демократическому развитию, были выслушаны
выступления журналистов и редакторов СМИ, против  которых были поданы исковые заявления.  Как рассказал глава Центра
журналистских расследований Хуршеди Атовулло, целью проведения данного мероприятия является обсуждение причин участившихся
случаев судебных преследований представителей СМИ. «Для выяснения причин мы сегодня собрались за круглым столом, для того чтобы
узнать у самих журналистов в чем причина преследования СМИ: в самих журналистах или в государственных органах?», отметил Х.
Атовулло.

В следующей публикации газета приводит мнение участников данной конференции по уголовному судебному решению против
журналиста Махмадюсуфа  Исмоилова, в котором говорится, что 11 лет это слишком суровый судебный приговор за якобы
вымогательство в отношении Исмоилова.

В следующей публикации речь идет об отказе в доступе к информации и угрозе в адрес журналиста со стороны должностного лица.
Корреспондент газеты хотел выяснить у руководства этого колледжа причины обвала потолка в одной из аудиторий в Педагогическом
колледже Педагогического университета имени Садриддина Айни. Однако директор данного государственного образовательного
учреждения Ширин Курбонова без объяснения причин стала угрожать в адрес журналиста со словами «Если что-нибудь, напишите в
газетах Таджикистана об этом колледже я накажу вас»

Еженедельник «Нигох» (№5 (438) 28, апрель 2015) опубликовал статью по поводу журналиста Махмадюсуфа Исмоилова,
отбывающему заключение в местах лишения свободы.  «Дело журналиста Исмоилова является образцом «шедевра» судебной системы
Таджикистана. Судебный приговор в отношении журналиста вынесен 29 октября 2013 года, согласно которому Исмоилов получил 11 лет
заключения. Закон об амнистии к нему также не применили. «Сегодня настал момент, чтобы посмотреть на это дело с новой точки
зрения, и если  нахождение одного журналиста в тюремном заключении, не в пользу никому, то уж тем более не в пользу правительства
Таджикистана», пишет автор публикации.

Также газета приводит интервью с учредителем медиа группы «Озодагон» Зафаром Суфи, который в свою очередь учредил спутниковое
ТВ в Кыргызстане.   В начале мая заработает новый телевизионный канал Central Asian New TV или Новое телевидение Центральной Азии
с главным офисом в Бишкеке. Новое ТВ, наряду с событиями в Таджикистане, будет освещать события и в других странах региона. В
своем интервью Зафар Суфи сообщил, что первые программы СNТ на таджикском и русском языках выйдут в эфир уже 3 мая через
спутниковый канал Eutelsаt. Ни для кого не секрет, что Кыргызстан идет впереди демократических процессов в регионе. Естественно, что
в этой стране уровень так называемых ограничений законодательного или бюрократического характера в вопросах обеспечения свобод не
так высок. СNТ было зарегистрировано еще в 2011 году, мы постепенно готовились к запуску нашей деятельности, что касалось как
финансовых вопросов, так и подготовки программ.

Газета «Озодагон» (№ 16 (372) 29, апрель 2015) опубликовала две аналитические статьи, посвященные к Всемирному дню свободы
прессы. Также газета сообщает о том, что адвокат газеты «Имрузньюс» по делу Рустама Хукумова сына бывшего главы «Рохи охани
Точикистон» Амонулло Хукумова,  Гулчехра Холматова подготовила жалобу в Комитет ООН по правам человека за решение суда
столичного района Сомони взыскать с газеты в пользу Р. Хукумова 50 тысяч сомони.   Об этом Г. Холматова сообщила на конференции
«Трудности правовой защиты СМИ, судебные преследование и баснословные суммы против СМИ».

Газета «Имруз ньюс» (№ 71 (1072) 30, апрель 2015) публикует отчет международной организации «Фридом хаус» по рейтингу
свободы прессы. Согласно данному докладу, Таджикистан находится в списке «несвободных стран», расположившись  на 179 месте среди
199 стран мира. Таджикистан в рейтинге за последний год опустился на четыре позиции, что говорит об ухудшении ситуации со свободой
прессы в республике. Отметим, что в докладе Freedom of the Press 2014 Таджикистан находился на 175-ом месте среди 197 стран мира. В
докладе говорится, что некоторые «репрессивные правительства» закрыли доступ для большинства журналистов к регионам. В качестве
«яркого примера» аналитики Freedom House приводят Китай (Тибет и СУАР), Таджикистан (ГБАО), Россия (Крым) и некоторые
этнические районы проживания меньшинств в Мьянме.

«Гражданские журналисты, активисты и рядовые жители сумели распространить информацию об условиях в этих регионах, но это не
является полноценной заменой профессиональных журналистов», - отмечают они. Странами, сравнительно благоприятными для
журналистской деятельности, Freedom House признает Норвегию, Швецию, Бельгию, Финляндию и Нидерланды. В десятку «свободных»
государств также попали Дания, Люксембург, Андорра, Швейцария и Лихтенштейн.

Мониторинговая служба НАНСМИТ

 

 

 

 


