
Западные эксперты призвали конгресс США расследовать скандал вокруг радио
«Озоди»
Ряд  западных  исследователей  Центральной  Азии  призвали  конгресс  США  и  офис  генерального  инспектора  Госдепа
расследовать случаи ангажированности таджикской службы «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (RFE/RL), известной
как радио «Озоди». Эксперты считают, что «Озоди» потворствует действующим властям Таджикистана.

Под  открытым  письмом,  опубликованным  28  марта  на  сайте  OpenDemocracy,  свои  подписи  поставили  22  ученых  американских
и европейских вузов, в том числе Эдвард Лемон (Daniel Morgan Graduate School), Джон Хизершоу (University of Exeter), Лаура Адамс
(Institute of International Education), Ирна Хофман (Leiden University), Лоуренс Марковиц (Rowan University), Мария Омилечева (University
of Kansas), Брент Хиерман (Virginia Military Institute), Александр Майер (Columbia University), Элен Тибо (Nazarbayev University) и другие.

«Радио  «Озоди»,  некогда  самый надежный источник  новостей  и  информации  в  стране,  стал  рупором глубоко  коррумпированного
авторитарного правительства президента Таджикистана Эмомали Рахмона. «Озоди» не выполняет миссию «Радио Свобода» и портит
репутацию Соединенных Штатов своим провластным освещением. [...]  В течение последних нескольких лет редакторы, курирующие
«Озоди»,  неоднократно  принимали  решения  о  формировании  контента  и  репортажей  таким  образом,  который  иногда  становится
неотличимым  от  пресс-релизов,  написанных  государственным  информационным  агентством  Таджикистана,  чьей  преднамеренной
дезинформации они должны противостоять. Еще более серьезным является то, что редакторы в «Озоди» приказывают журналистам
опускать или игнорировать [те или иные факты]», – говорится в письме.

В частности, ученые ставят в вину руководству «Озоди» неупоминание в материалах того, что члены президентской семьи владеют
авиакомпанией «Сомон Эйр», которая использует свои рычаги влияния и контроль над доступом к топливу для выведения с рынка
государственной авиакомпании «Таджик Эйр». В 2018 году редакторы «Озоди» отказались предоставить платформу представителям
запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) для опровержения ложных обвинений в нападении
на велосипедистовв Дангаре в июле 2018 года. Вместо этого служба дала возможность для обвинений таджикским чиновникам, несмотря
на то,  что  люди,  которые совершили нападение,  заявили о  верности ИГ (запрещенная террористическая организация «Исламское
государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ).

Кроме того, многочисленные международные исследователи и правозащитники рассказывали о том, что давали интервью радио «Озоди»,
которые так и не были опубликованы. В том числе не было опубликовано видео-интервью с арестованным в 2015 году таджикским
адвокатом Бузургмехром Ёровым. Вместо этого, по словам членов семьи Ёрова, видео оказалось в руках правоохранительных органов
и государственного телевидения.

Эксперты полагают, что высшее руководство «Озоди» запугало и/или уволило журналистов, которые писали критические статьи, заменив
их менее опытными людьми.

«В лучшем случае  это  бесхозяйственность,  в  худшем случае  –  систематическая  попытка  формирования повестки в  угоду  властям
Таджикистана, превращающая «Озоди» в инструмент поддержки местного правительства от имени США. И это было подтверждено
в новом расследовании Eurasianet на этой неделе», – считают эксперты.

Вместе с тем отмечается, что руководство «Радио Свобода» и агентство США по мировым СМИ, которое его курирует, долгое время
игнорировали  тот  факт,  что  «Озоди»  сотрудничает  со  структурами,  принадлежащими  правящей  семье,  и  не  обращали  внимания
на отсутствие редакционной независимости от правительства Таджикистана.

Ученые  уверены,  что  без  решительных  изменений  в  руководстве  и  политике  редакции  не  обойтись.  Они  недоумевают,  почему
«американские  налогоплательщики  должны  продолжать  финансировать  средства  массовой  информации,  которые  бросают  вызов
американским и демократическим ценностям и  помогают авторитарному режиму оправдывать  репрессии против своих внутренних
оппонентов».

Отметим, что 25 марта текущего года исполняющая обязанности председателя «Радио Свобода» Дэйзи Синделар опубликовала заявление,
в котором, по сути, признала ангажированность своей таджикской службы.

Радио «Озоди» финансируется конгрессом США, годовой бюджет таджикской службы составляет около $1,6 млн. Редакцию неоднократно
обвиняли в публикации провластных материалов, в частности в том, что она проводит позицию властей по отношению к запрещенной
ПИВТ и  рекламирует  мэра  Душанбе  Рустама  Эмомали,  считающегося  преемником отца  на  должности  президента,  как  «молодого
и успешного руководителя», которому хочет подражать новое поколение таджикистанцев.

https://www.opendemocracy.net/en/odr/rferl-ozodi-tajik-service-media/
https://fergana.agency/stories/krizis_v/?country=kg
https://www.fergananews.com/articles/10085
https://www.fergananews.com/articles/10085
https://www.fergananews.com/news/23948
https://eurasianet.org/us-funded-broadcaster-under-scrutiny-for-enabling-tajikistans-strongman-rule
https://fergana.agency/news/106143/
https://fergana.agency/news/103503/


В  сентябре  2018  года  таджикские  правозащитники  на  совещании  ОБСЕ  в  Варшаве  раскритиковали  издание  за  сотрудничество
с администрацией Рахмона и поддержку его режима и посоветовали конгрессу обратить внимание на информационную политику его
нынешнего руководства.

https://fergana.agency/news/106211/

https://www.fergananews.com/news/32766
https://fergana.agency/news/106211/

