
Заменили букву «о» на цифру «0»? Радио Озоди расследовало причину отключения
сайтов «Азия-плюс»

Доступ к сайтам новостного портала «Азия-плюс» блокирован либо заинтересованной группой лиц, либо соответствующими органами,
либо хакерами, считают специалисты, участвовавшие в расследовании Радио Озоди.

Замена буквы «о» на цифру «0» в DNS (Domain Name System) привела к тому, что с 19 августа сайты новостного портала «Азия-плюс»
(news.tj  и asiaplus.tj) стали не доступны. Читатели не могут зайти на эти сайты даже через VPN и прокси-сервер. Как такое могло
случиться, нам до сих пор не понятно, говорят в руководстве холдинга «Азия-плюс».

"Служба связи тут не причем!"

В Службе связи при правительстве Таджикистана заявили, что ведомство не имеет никакого отношения к возникшей ситуации. "Служба
связи тут не причем. Не надо сваливать все на нас. У нас нет никаких проблем с "Азия-плюс", - сказал Илхомджон Атоев, заместитель
главы Служба связи при правительстве Таджикистана.

Однако руководство холдинга "Азия-плюс" утверждает, что только Служба связи имеет доступ к настройкам в домене TJ.

Хостинг-провайдер «Истэра», в котором зарегистрированы news.tj и asiaplus.tj,  также заявляет, что не имеет никакого отношения к
блокировке сайтов. «DNS от нас не зависит. Мы не имеем никакого отношения. У нас все работает, возможно это дело рук других лиц», -
заявили Радио Озоди в компании.

DNS (Domain Name System «система доменных имён») — компьютерная распределённая система для получения информации о доменах.
Чаще всего используется для получения IP-адреса по имени хоста (компьютера или устройства), получения информации о маршрутизации
почты, обслуживающих узлах для протоколов в домене (SRV-запись).  Распределённая база данных DNS поддерживается с помощью
иерархии DNS-серверов, взаимодействующих по определённому протоколу.

DNS сайтов новостного портала «Азия плюс» расположены в принадлежащем администрации президента Таджикистана и Службе связи
при правительстве страны домене TJ по адресам hans.ns.cl0udflare.com и tess.ns.cl0udflare.com. Руководство «Азия-плюс» заявляет, что в
слове cl0udflare буква «о» заменена на цифру «0», что и стало причиной блокировки сайтов.

Журналисты Радио Озоди 22 августа вошли на сайт домена TJ (nic.tj) и обнаружили, что на самом деле в DNS сайтов «Азия-плюс»
значится слове cl0udflare.  Специалисты технического отдела Радио Свободная Европа/Радио Свобода утверждают, что слово кем-то
исправлено, в результате чего доступ к сайтам был закрыт.

Случайность или преднамеренная "ошибка"

Мухаммади Ибодуллоев, глава общественной организации Гражданской инициативы политики интернет считает, что изменение в DNS
сайтов «Азия-плюс» могли внести две структуры:

- владелец домена TJ и

- хостинг-провайдер.



Однако, по его словам, возможно, ошибка произошла при работе над сайтами.

Мухаммади Ибодлуллоев не исключает и хакерскую атаку на сайты новостного портала.

Владельцами домена TJ являются администрация президента Таджикистана, и Служба связи при правительстве страны. Представители
этих структур отказались от комментариев на эту тему. Ранее, как мы уже отметили, замглавы Службы связи заявил, что ведомство не
имеет никакого отношения к блокировке сайтов «Азия-плюс».

Специалисты технического отдела Радио Свободная Европа/Радио Свобода не исключают, что замена буквы «о» на цифру «0» в DNS
сайтов «Азия-плюс» - дело рук заинтересованных групп или соперников.

По словам одного из наших собеседников,  замена кода или DNS-сервера с технической точки зрения не так уж трудно,  однако у
специалиста или хакера должен быть доступ к определенному домену.

Почему Роскомнадзор внес «Азия-плюс» в реестр запрещенных сайтов?

Напомним, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ (Роскомнадзор) с
26 июля заблокировала сайт ИА «Азия плюс». “Мы решили узнать причину блокировки и случайно в электронной почте одного из наших
сотрудников  обнаружили  письмо  «Роскомнадзора»,  в  котором  упоминается  об  опубликованной  в  прошлом  году  информации  о
самоубийстве женщины в Худжанде», — сообщила 2 августа Радио Озоди редактор издания Зебо Таджибаева.

По словам Таджибаевой, на сайте лишь сообщалось, что жительница Согда совершила самоубийство: бросилась в реку Сырдарья, но
сотрудники Роскомнадзора нашли в краткой информации элементы пропаганды суицида.

Российские интернет-провайдеры тогда подтвердили пользователям сайта «Азия плюс», что по распоряжению «Роскомнадзора» доступ к
этому порталу ограничен.

Роскомнадзор в своем письме «Азия плюс» сообщает, что согласно ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации», сайт news.tj внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет"
и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в
Российской Федерации запрещено.

В редакции "Азия-плюс" надеялись, что доступ к сайту будет возобновлен после удаления материала. Но на новостной портал обрушился
новый удар.

«Азия-плюс» теряет читателей

В руководстве холдинга «Азия плюс» говорят,  что с 19 августа число читателей сайтов заметно уменьшилось.  В настоящее время
материалы новостного портала "Азия-плюс" доступны по адресу: https://asiaplustj.info/, а также в соцсетях.

Аркадий Пилдес, специалист по информационным технологиям и компьютерной безопасности Радио Свободная Европа/Радио Свобода,
говорит,  что  новостной  портал  как  владелец  имеет  доступ  к  домену,  и  может  исправить  ошибку.  Однако  руководитель  холдинга
"Азия-плюс" Умед Бабаханов со ссылкой на местных экспертов заявляет, что монопольный доступ к настройкам домена зоны TJ имеет
лишь Служба связи при правительстве Таджикистана.

Сегодня новостной портал «Азия-Плюс» остается ведущим информационным сайтом в зоне TJ.

Напомним, первый информационно-аналитический бюллетень «Азия-Плюс» вышел в свет 2 апреля 1996 года.



https://rus.ozodi.org/a/30124749.html

https://rus.ozodi.org/a/30124749.html

