
Таджикистан: пресса о прессе, №4 (161), 2009г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 29 января 2009 г.

На страницах «Фараж» (№4 от 29.01.09г), опубликован материал под названием «ТВТ тоже смогло». В материале автор говорит о
недостатках, которые существуют на телевизионных каналах страны. Прежде всего, он напоминает о наличии бесконечных
поздравительных текстов, о ломаном языке и запинке дикторов, а также копирования различных зарубежных передач и бесконечных
повторениях телепередач. Вместе с тем, автор отмечает, что наряду с этими недостатками, иногда в эфир входят интересные передачи,
охватывающие сегодняшние проблемы жизни общества. В частности, он напоминает передачи, подготовленные журналистами Парвин
Ализода об условиях жизни и причинах заключения женщин, нарушения их прав, журналистское расследование, проведенное Бахтиером
Сафаровым о причинах повышения цен на муку и хлеб, криминальную хронику, подготовленную журналистом Джоми Каримовым. Однако,
если взять в целом, считает автор, такие интересные и запоминающиеся передачи в потоке других передач являются «каплей в море».

В эти дни известному таджикскому журналисту Бободжону Шафи исполняется 50 лет. На страницах «Миллат» (№4 от 29.01.09г), с этой
датой его поздравляют коллеги и друзья.

На прошедшей недели таджикская пресса просвещает отдельные публикации обсуждению хода проведения со стороны министерств и
ведомств пресс-конференций для журналистов. Так, «Тоджикистон» (№4 от 29.01.09г), пишет, что в ходе состоявшейся пресс-
конференции министерство юстиции страны журналисты так и не смогли получить четкого ответа на поставленные вопросы. В основном
вопросы касались системе пенециарных учреждений страны. Руководство министерство ссылались на то, что эти вопросы относятся в
компетенции управления исправительных работ, однако представители данного ведомства не присутствовали на пресс-конференцию.
Вместо запланированного для проведения пресс-конференции часа времени, они завершили его за 45 минут. В итоге журналисты так и не
получили внятного ответа на свои вопросы.

Кроме того, пишет газета, различные структуры Истаравшанского района не пригласили на свои пресс-конференции корреспондента
«Тоджикистон». В результате, читатели издания остались в неведения о деятельности различных структур за прошедший год.

В продолжение данной темы журналист Ахмад Ибрагим на страницах «СССР» жалуется на то, что новое руководство Восейского района
не выполняет поручения президента страны по проведению ежемесячных пресс-конференций для представителей СМИ. Согласно
предварительному плану председателя области, 24 января новый руководитель района должен был встретиться с журналистами, однако в
назначенное время кроме его секретаря никого на месте не оказалось. На недоумение журналистов секретарь лишь развел руками и
ответил, что в администрации района никто не в курсе о проведение запланированной пресс-конференции. – Теперь мы не знаем, задается
вопросом автор, как оценить действие председателя района: бегство от предоставления необходимой информации журналистам или же
неповиновение указу президента?

Это уже не первый раз, когда по вине местных органов власти Хатлонской области не выполняются указания президента,- подчеркивает
автор. Так, весной прошлого года мы пришли на пресс-конференцию председателя Темурмаликского района, однако ответработники
сказали, что она уехала в джамоат Кунгурт и сегодня ее не будет. Встреча же с журналистами не состоялась не в этот день не в другие
дни. По словам автора, в исполнительном аппарате председателя области не правильно составлен список проведения пресс-конференций,
согласно которому во всех 10 районах области они проходят в течение пяти дней одновременно и журналисты просто физически не в
состояние на них присутствовать. По всей области только некоторые ведомства регулярно отчитываются перед журналистами, а другие
просто пренебрегают представителей СМИ. Как раз перед выпуском данного материала, пришло сообщение, что ректор Государственного
университета Куляба Каримджон Кодири не захотел встретиться с журналистами, сказав при этом, что он не нуждается в
пресс-конференциях и журналистах. «И это в тот момент, когда во время встречи с журналистами мы намеревались спросить у ректора,
сколько студентов данного учебного заведения находятся на заработках в России и приходят в вуз лишь за дипломом?».

«Журналисты объявили войну коррупции»,- пишет «Озодагон» (№4 от 29.01.09г). Медиа- организации призвали журналистов без страха
широко освещать финансово управленческий кризис в государственных структурах. По словам председателя Союза Журналистов
Таджикистана они будут выступать гарантом для журналистов в случае нарушения их прав.

Медиа организации Таджикистана выступили также с совместным заявлением и призывали СМИ и журналистов, независимо от форм
собственности изданий и телерадиовещателей, приложить все усилия в целях повышения качества журналистики в стране, большие
опираться на законы страны и фокусироваться на соблюдение правовых и этических норм журналисткой работы. По мнению
руководителей медиа- организаций необходимо больше уделять внимание подготовке журналистов- расследователей, с тем, чтобы
увеличить публикации актуальных и содержательных журналистских расследований на социально-экономические и политические темы в
СМИ страны.

В заявлении также выражается готовность, продолжить работу по саморегулированию СМИ, но вместе с тем, медиа- организации будут
активно содействовать развитию законодательства в сфере СМИ, особенно в плане декриминализации вопросов, связанных с защитой
чести, достоинства, деловой репутации, а также клеветы и оскорбления.

На этой недели «События» (№4 от 29.01.09г) пишут о проекте «Наша Раша». В материале подчеркивается, что пресс-служба телеканала
ТНТ опровергает слухи о закрытие юмористического проекта «Наша Раша». По сообщению РИА «Новости», якобы два основных актера
проекта Сергей Светлаков и Михаил Галустян решили закрыть проект из-за творческого кризиса. «Это полный бред», ответили в пресс
службе телеканала ТНТ и добавили, что официальное опровержение канала появится в понедельник.

«Азия плюс»(№4 от 29.01.09г) в публикации «Бадахшан в отчаянном положении» со ссылкой на Институт по освещению войны и мира
(IWPR), пишет о тяжелом положении СМИ в этом высокогорном регионе Таджикистана. Единственная независимая медиаорганизация,
ГБАО, пишет газета, на днях прекратила свою деятельность. По словам жителей региона, у них нет другого выхода, кроме как полагаться
на «сарафанное радио», когда дело касается получения новостей. Радиостанция в Хороге работает на отжившим свой век оборудовании…
Государственное телевидение транслирует только одну часовую программу в день на Бадахшан, кроме воскресенья, и только для жителей
Хорога. В Бадахшане выходят девять газет, но все они ежемесячные за исключением центральной областной газеты «Бадахшон» -издание
местного органа власти. Эта газета издается раз в неделю тиражом 1200 экземпляров, но только потому, что местные государственные
организации обязаны прописаться на нее.



Не одно из местных СМИ не имеет своего доступа в Интернет; существует лишь два Интернет-кафе в Хороге – своей очереди в них можно
дождаться часами. Местные журналисты говорят, что бадахшанские СМИ не увидят улучшения до тех пор, пока они не получать
должного финансирования.

"Мировой кризис все глубже и серьезней выходит в нашу жизнь. По мнению многих аналитиков,- пишет Ирина Дубовицкая на страницах
«Вечерний Душанбе» (№4 от 29.01.09г), в Таджикистане одним из его важнейших дестабилизирующих факторов станет увеличение
уровня безработицы, вызванной массовым возвращением из России и Казахстана лишившихся работы таджикистанцев (в РФ
предполагается сокращение на 50% квот для трудовых мигрантов, почти втрое сокращаются квоты на привлечение иностранной рабочей
силы в Казахстане; уже сейчас в СМИ РТ появляются сообщения, что в республику должны вернуться 500 тысяч человек).

Продолжая тему, Дубовицкая пишет, что «любое недопонимание во взаимоотношениях между народами стран миграционных «доноров» и
работодателей не только не желательно, но и весьма опасно. Тем не менее, различные «вариации» на темы «беспредела» в отношении
таджикских мигрантов в России продолжают обыгрываться в СМИ разного рода «радетелями» за их права. Примером тому автор
приводит информацию, опубликованную на сайте общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» информация о том, что в
первых числах января 2009 года таджикские граждане были сняты в Астрахани с поезда Душанбе–Москва. Руковдитель движения
К.Шарипов утверждал, что 50 граждан Таджикистана стали заложниками организованной преступной группы. Как оказалось, эти слухи
были, мягко говоря, преувеличены. По информации Посольство РТ в РФ, на самом деле Российскими правоохранительными органами за
последние полмесяца по вполне обоснованным причинам у пассажиров этого поезда для проведения экспертизы изъято 16 паспортов. «О
данной конкретной дезинформации, распространяемой движением «Таджикские трудовые мигранты» по поводу задержания в Астрахани
трудовых мигрантов, сообщили своим читателям практически все СМИ РТ»,- пишет автор. Далее она продолжает, что «заголовок статей
нацеленных на сенсацию, - «А заложники были?» («Аргументы и факты» в Таджикистане, №3, январь 2009г), «МИД РТ обещает
разобраться в ситуации с таджикскими мигрантами в Астрахани»(«Дайджест-Press»(№2, 8.01.09г), «Гоп-стоп! Астрахани задержаны
таджикские мигранты» («Азия плюс», «№1, 07.01.09г),- обнаруживают недостаточное понимание их авторами роли журналистского слова,
которое, как известно, может и лечить и калечить».


