
Ежемесячный информационно-правовой бюллетень «СМИ и право», №75(86),
август, 2012 г.
Издается Национальной ассоциацией независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ)

Республика Таджикистан,  г. Душанбе, ул. Хусейнзода, 34. тел/факс: (992 37) 221-37-11, 223-09-68; Электронная почта:
coordinator@nansmit.tj

Предназначен для всех журналистов, нуждающихся в юридической поддержке, а также для всех лиц, заинтересованных в
развитии свободных СМИ и журналистики в Таджикистане.

Поддержка данного издания осуществляется Национальным фондом в поддержку демократии (NED, США) в рамках Проекта
поддержки независимых СМИ Таджикистана.

Использование материалов бюллетеня в СМИ, отчетах, анализах журналистских и правозащитных организаций
приветствуется, однако ссылка на источник обязательна.

В этом номере:

Минкультуры официально предупредило «Азию-Плюс»●

О некоторых особенностях становления и развития независимых СМИ Таджикистана●

Медиа - организации Таджикистана требуют от Службы связи соблюдать закон●

Заявление журналистских организаций Таджикистана●

«Репортеры без границ» обеспокоены цензурой в Интернете●

Задержание корреспондентов оказалось «недоразумением»●

 

Минкультуры официально предупредило «Азию-Плюс»

«Азия плюс»

Министерство культуры 1 августа вынесло официальное предупреждение редакции газеты «Азия-Плюс». В
Минкультуры считают, что «АП» нарушила два пункта закона о печати.

В коротком тексте официального предупреждения, которое поместилось на странице формата А-4, сообщается, что Минкультуры РТ
изучило несколько материалов «АП», в которых идет речь о сфере здравоохранения. Уточняется, что речь идет о статьях «Убийцы в белых
халатах» (№25 (712), 04.04.2012), «Фабрика смерти» (№49 (736), 27.06.2012), «Минздрав не доверяет своим…» (№50 (737), 02.07.2012).
Также были изучены ответные публикации Министерства здравоохранения РТ (в №53 от 12.07.2012 и №55 от 19.07.2012 газеты «Asia-Plus»,
также в №29 (852) от 19.07.2012 газеты «Минбари халк»).

На основе этого анализа Минкультуры «в рамках своих полномочий, установленных статьей 14 Закона РТ «О печати и других СМИ»,
извещает, что выносит официальное предупреждение за то, что авторы указанных публикаций, корреспонденты газеты «Asia-Plus» не
соблюли пункты 2 и 5 статьи 32 Закона РТ «О печати и других СМИ».

«Министерство культуры высказывает пожелание, чтобы редакция газеты, рассмотрев данный вопрос, наставляла и направляла
корреспондентов газеты на то, чтобы они соблюдали служебные обязанности, чтобы в дальнейшем не был нанесен ущерб законным
интересам других организаций. В случае повтора подобных нарушений закона будут приняты меры в отношении деятельности
соответствующих корреспондентов и газеты в рамках законодательства», - говорится в документе.

Статья 32. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

2. Проверять достоверность сообщаемой им информации;

5. Уважать права, законные интересы, национальное достоинство граждан, права и законные интересы организаций.

Заметим, что автор публикации «Убийцы в белых халатах» был читатель «АП», а не корреспондент. В данном письме читательница
рассказывает, как по вине нескольких медиков она и ее семья потеряли мать. Автор специально не указывает инициалы виновных
медиков, говоря, что сомневается в том, что привлечение их к ответственности что-либо изменит.

Каждый гражданин имеет право свободно выражать свои убеждения и мнения, распространять их в любых формах в печати и других СМИ.

Каждому гарантируется свобода слова, печати, право на пользование средствами информации. Государственная цензура и преследование
за критику запрещается.

Статья 30 Конституции РТ

В статье «Фабрика смерти» корреспондент «АП» со слов нескольких человек рассказывает, насколько халатно обращались медики с ними
и их детьми. Корреспондент не указывает полные имена некоторых источников, пожелавших сохранить анонимность, в соответствии с
требованиями части первой статьи 29 «Закона о печати и других СМИ».

Статья 29. Особые случаи неразглашения информации

mailto:coordinator@nansmit.tj


Редакция средства массовой информации, журналист не вправе:

называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случаев, когда этого требует суд.Он
соблюдает пункт 1 статьи 29 Закона «О печати и других СМИ»: «не называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения
его имени, за исключением случаев, когда этого требует суд». Одна часть информации взята с открытых источников.

В третьей статье - «Профессор Баховаддинов: «Минздрав не доверяет своим…» корреспондент «АП» общается с известным лицом,
который является авторитетным экспертом.

На все статьи были опубликованы официальные ответы и реакция соответствующих структур. Как выходит из письма Минкультуры, с
несколькими ответами Министерство культуры также было ознакомлено.

Право, когда прав

Корреспонденту «АП» не удалось получить более подробную информацию в Министерстве культуры. Также не удалось уточнить,
проводилась ли соответствующая экспертиза на наличие нарушений данных статьей закона.

Удалось выяснить, что письмо было подготовлено руководителем управления издательств, полиграфии и печати Минкультуры Сайфулло
Кодировым. Но поговорить с ним не получилось: С. Кодиров, узнав, кто я такой и чего хочу, просто выдворил меня из кабинета.

При этом он сказал: «Письмо адресовано редактору газеты Марату Мамадшоеву, я буду говорить только с ним».

Заметим, что в течение пары минут со стороны знатока законодательства С. Кодирова было допущено нарушение нескольких статей
законодательства, а именно:

право журналиста «получать информацию», «быть принятым должностным лицом в связи с осуществлением профессиональных
журналистских обязанностей»; «обязанность должностного лица представить необходимые СМИ сведения» (пункты 1, 2 статьи 31, статья
5 Закона «О печати и других СМИ»).

Юристам непонятна позиция Минкультуры

По мнению юриста Иноята Иноятова, письмо Минкультуры не имеет юридических оснований.

- Публикации, о которых говорит министерство, являются аналитическими материалами, в них не унижаются честь, достоинство и
профессиональный авторитет какой-либо личности или государственной организации,- говорит юрист. - «Азия-Плюс» осуществляет свою
деятельность в рамках конституционных норм свободы слова и свободы печати, в соответствии со статьей 30 Конституции, статьей 2
Закона «О печати и других СМИ» и опубликовала критические и аналитические материалы.

Кроме того, по словам юриста, в соответствии с законодательством Таджикистана информационные споры рассматривает суд. В связи с
чем, если публикации унизили честь, достоинство и профессиональный авторитет личности или организации, то эти лица могли
воспользоваться правом ответа или опровержения (статья 24 закона) или обратиться в суд с иском.

- В соответствии с требованиями закона, Минкультуры не имеет полномочий проверки законности и обоснованности публикаций. На это
имеет право суд или, в предусмотренном законом случае, прокурор,- говорит юрист. - Только после вынесения решения суда по
установлению факта нарушения закона или только по завершению прокурорской проверки по нарушению закона Министерство культуры
или прокурор могут, в соответствии со статьей 14, отправить предупреждение.

Юрист Бюро по правам человека и соблюдению законности Гульчехра Холматова заявила, что не понимает юридических доводов
Минкультуры. По ее словам, Минкультуры сначала должно было доказать факт нарушения и только после этого предъявлять претензии.

- Что они хотели, я так и не поняла. Они ссылаются на статью «проверка достоверности». А чем и как они докажут, что это все было
недостоверно, как смогут доказать, в чем они сомневаются? – недоумевает юрист. - Если имели в виду то, что в одной статье не названы
источники информации, то, по международным стандартам и национальному законодательству, СМИ не имеют право называть лицо,
предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Это можно сделать только по требованию суда.

«В другой публикации автор, журналист «АП» Акмал Маннонов беседует со специалистом. И по международным, и по национальным
законам, если информация дается со слов источника, журналист не несет ответственности», - считает Г. Холматова.

Источник: http://www.asia-plus.tj/

О некоторых особенностях становления и развития независимых СМИ Таджикистана

Каким представляется некоторые особенности становления и развития независимой прессы Таджикистана?
Предлагаем интервью с политологом и простым потребителем информационного продукта независимых СМИ Рашида
Г.Абдулло.

- Как Вы оцениваете ситуацию в информационном пространстве Таджикистана в годы незавтсимости?

- В информационном пространстве сегодняшнего Таджикистана доминируют независимые газеты и информационные агентства. Просто
потому, что они представляют массовому потребителю более качественную продукцию.

Началом пути к такому статусу стал конец 89-х гг. Политической основой движения в данном направлении стала деградация советской
государственности в результате перестройки. Материальной основой – продолжение финансирования из бюджета советского государства.
В этих условиях СМИ довольно быстро превратились в практически самостоятельную силу, способную эффективно влиять на развитие
политических процессов в республике.

http://www.asia-plus.tj/ru/news/minkultury-ofitsialno-predupredilo-aziyu-plyus


Накануне распада СССР в Таджикистане начал формироваться новый тип прессы – самостоятельной в выборе тематики, языковому стилю,
подаче материала, разрушающей все прежние стереотипы, клише, штампы, не признающей запретных зон, хорошо ощущавшей пульс
времени, настрой и психологию людей, пробудившихся к активной деятельности в позднеперестроечные времена. Неудивительно, что она
была нарасхват.

По форме финансирования новая пресса была двух типов – не порвавшей с прежней системой и находящаяся в разной степени
отчуждённости с ней. Первая продолжала финансироваться напрямую из госбюджета. Финансирование прессы второго типа зависела от
того, что она из себя представляла. Если она была инструментом реализации политических амбиций того или иного ресурсодержателя, то
он её и финансировал. (газета «Хафт ганч» Сайфиддина Тураева.). Была и пресса, которая, подряжалась обеспечивать информационную
поддержку политической активности своего донора или доноров. При этом, зачастую, политические цели, взгляды и принципы донора не
имели особого значения. Однако обретшие популярность издания, как правило, шли на сотрудничество с политически мотивированными
ресурсодержателями лишь в том случае, если политические устремления последних  соответствовали их собственным
идейно-политическим взглядам и целям.

Наиболее популярной и, в то же время. классически завершённым образцом новой прессы того времени была газета «Чароги руз»
Додожона Атовулло. Для неё была характерны наличие вполне определённой политической позиции, сутью которой было жёсткое
неприятие прежнего порядка вещей, самостоятельный поиск источников финансирования с непременным сохранением своей творческой
и редакционной независимости и, естественно, те новые подходы в отношениях с читателями, которые и делали новую прессу новой, т. е.
не советской. Принципы организации и осуществления повседневной работы и материально-финансового обеспечения деятельности
«Чароги руз» в 1991-1992 гг., стали в последующем модельными для всей независимой таджикской прессы. Многие из тех журналистов,
кто впоследствии успешно работал или работает по настоящее время в независимых СМИ республики или же в таджикских службах
внешних голосов, прошли школу этой газеты.

- Вы были свидетелем обретение Таджикистаном независимости и становление независимой прессы Республики
Таджикистан…

- Обретение Таджикистаном независимости сопровождалось углублением процесса общенационального раскола по
регионально-политическому признаку. Вместе со страной и обществом раскололись и все таджикские СМИ, активно включившиеся в
борьбу регионально- политических элит за власть в стране. При этом они утратили свою общенациональную идентичность и перестали
быть независимыми СМИ.

С 1993 и на протяжении еще нескольких лет в  незавидном положении пребывали все печатные СМИ Таджикистана. Они утратила
массового потребителя, оказавшегося не в состоянии покупать ставшими дорогими газеты. Постсоветская разруха, усугубленная
гражданской войной, замедлила процесс экономического развития республики. Таджикское государство не располагало достаточными
средствами на полномасштабную поддержку СМИ. У субъектов же хозяйственной деятельности не было особой потребности в рекламе,
как не было пока и свободных средств на её размещение. Таджикская пресса из ежедневной редуцировалась до еженедельной. Пресса
малых городов и районов фактически она перестала существовать.

В это непростое время лишь русскоязычная «Бизнес и политика», в прежние годы не особо приметная на фоне активной таджикоязычной
прессы, была заметным исключением. Благодаря усилиям своего главного редактора Нины Максимовны Пак, женщины незаурядной,
иногда экстравагантной, всегда энергичной, чрезвычайно смелой, ничего и никого не боящейся, а посему всеми, включая и власти, и
оппозицию, уважаемой, издание заняло выдающееся место в информационном пространстве республики. Издание газеты дело хлопотное
и недешёвое. Удивительно, но факт – практически никто и никогда не отказывал Н.М.Пак в просьбе посодействовать финансами в
издании газеты. Такое содействие осуществлялось, в том числе, и в форме реализации проектов, в рамках которых газета представляла
площадь, а доноры оплачивали размещение своего материала.

Несмотря на всю уникальность положения «Бизнеса и политики» Н.М. Пак в информационном пространстве Таджикистана 1993-1996 гг.,
основными СМИ в этот период, когда происходило становление новой национальной таджикской государственности, были всё же
национальное телевидение и радио, а также  различные внешние голоса.

В 1993-1994 гг.  и некоторое время спустя ведущая роль в качестве ежедневного средства массовой информации принадлежало
республиканскому телевидению. В эти годы Таджикистан был парламентской республикой. В конкретных условиях того времени
парламент, не утративший, в отличии от развалившейся исполнительной власти, свою дееспособность, выполнял функции одновременно
высшей законодательной и исполнительной власти в стране. Он был заинтересован в возможно большей информированности общества о
своей деятельности, так как именно в публичности его деятельности и заключалась одна из основных составляющих его  силы и влияния.
Данная задача решалась посредством плотного телевизионного освещение работы парламента, очень часто в режиме прямого эфира.

- Каково влияние политических процессов на развитие СМИ?

- С возвращением страны 6 ноября 1994 г. к президентскому правлению, отменённому на худжандской сессии парламента в 1992 г.
убыстрилось формированию новых политических условий в стране. Главной их особенностью стало нарастание веса и влияния
исполнительной власти и постепенная трансформация института президентской власти в несущую конструкцию новой политической
системы республики.

Для исполнительной власти публичность не является столь остро необходимой, как для парламента. Поэтому во второй половине 90-х гг.
из таджикского ТВ стали уходить прямой эфир, разномыслие, дискуссия и. как следствие, перестав быть привлекательным как источник
информации оно утратило статус самого значимого СМИ.

Свободную нишу в информационном пространстве республики, образовавшуюся в результате, скажем так, не присутствия в ней
независимой прессы и постепенного затухания интереса к ТВ, заняли таджикские службы внешних голосов. Наиболее слышимыми из них
были таджикские службы «Радиои Озоди (Радио Свобода)», Би Би Си, «Садои Хуросон» (Голос Хорасана). Успех этих служб у слушателей
Таджикистана был обусловлен целым рядом факторов.

Таджикские службы внешних голосов давали информацию, альтернативную официальной информации обеих сторон продолжавшегося
межтаджикского противостояния. Они выдерживали, более или менее последовательно, принцип равного представительства сторон в



эфире. Обязательным были и представление мнений и оценок нейтральных экспертов. В совокупности такой подход позволял слушателю
не только получать достаточно достоверную информацию, но и самому определиться со своей позицией по тому или иному вопросу,
событию и т.д.

Наличие собственных корреспондентов во всех основных регионах страны обеспечивал таджикским службам внешних голосов широкий
географических охват событий и оперативность в  их освещении. В 90 гг. на местах, в республиканском офисе, в головном офисе этих
служб в Праге (Радиои Озоди, Лондоне (Би Би Си), Мешхеде (Садои Хуросон) работали одни из лучших и активных таджикских
журналистов -  Мухиддин Олимпур, Сухроби Зиё (Би Би Си), Сочидаи Мирзо, Адаш Истад, Салими Аюбзод, Джовиди Муким (Радиои
Озоди). Наконец не следует упускать из виду и то, что обе стороны межтаджикского конфликта не были закрыты для внешних голосов.
Обе стороны нуждались в том, чтобы и внутри страны и за ёё пределами знали их позицию и их вариант понимания и объяснения сути
происходящих в республике событий.

Своеобразным субъектом реального информационного пространства республики в 90 гг.  была и политическая миссия ООН в
Таджикистане. Она начала функционировать в конце января 1993 г., а осенью 1994 г. была преобразована в полномасштабную Миссию
наблюдателей ООН в Таджикистане )МНООНТ). В задачи Миссии входили наблюдение за выполнением сентябрьского 1994 г.
Тегеранского соглашения о прекращении огня и оказания содействия развитию переговорному процессу противоборствовавших сторон с
конечной целью выхода на окончательные мирные договорённости. Выпускаемый Миссией информационный бюллетень, формально для
внутреннего пользования, очень быстро стал востребованным внешними потребителями. Этому способствовали широкий охватом
источников, полнота  представленной информации, адекватно отражавшие развивающиеся в республике процессы.

- Можно ли оценить влияние межтаджикских договоренностей на развитие СМИ в Таджикистане?

 - В декабре 1996 г. в местечке Хусдех, что на севере Афганистана, состоялась встреча президента Эмомали Рахмона и лидера ОТО
Сайида Абдулло Нури. Достигнутые на этой встречи договорённости фактически положили конец военному противостоянию между
властями республики и вооружённой оппозиции. Фактически состоявшийся мир был формализован подписанием 27 июня 1997 г. в
Москве Общего соглашения об установление мира и достижения национального согласия.

Одним из наиболее значимых новаций, обусловленных достижением мира, стало преодоление раскола в журналистском сообществе.
Очевидно, что во всех странах Центральной Азии журналисты, работающие в национальных СМИ и во внешних СМИ, обычно находятся
по разную сторону политико-идеологических баррикад. В 1993-1997гг. так обстояло дело и в Таджикистане. Но уже с 1997 и по
настоящий день острого противостояния между журналистами, особенно независимыми, работающими в самом Таджикистане и
журналистами, работающими за его пределами, практически не наблюдается. Некоторые имеющиеся исключения, в целом,
подтверждают данное положение вещей.

Прекращение гражданской войны и переход к мирной жизни благотворно сказались оживлении национальной экономики активности
влиятельных международных институтов и других международных организаций в республике. В страну потянулись какие никакие, ер всё
же инвесторы. Вся эта активность стала оборачиваться ростом денежных потоков и потребностью в информации, в более или менее
развитом медийном пространстве.

Можно с уверенностью утверждать, что наиболее существенным в формировании нового медийного пространства в Таджикистане был
вклад Акбарали Саттора, Шарифа  Хамдампура и Умеда Бабаханова – профессиональных журналистов, ставших руководителями трёх
крупнейших медиагрупп страны. Акбарали Саттор, проявив недюжинные способности предпринимателя, создал медийный конгломерат
«Чархи гардун». Он не только создавал новые газеты, но успешно скупал и уже существовавшие, но оказавшиеся неспособными, ввиду
финансовых трудностей,  самостоятельно функционировать. Шарифи Хамдампур со стартовой площадки руководителя пресс-службы
таджикских таможенников постепенно сформировал свой медиахолдинг «Оила-Точикистон». Умед Бабаханов начав с создания абсолютно
нового для республики продукта – независимого инфомационно-аналитического бюллетень, первый номер которого увидел свет 18 лет
тому назад, создал мультимедийную группу «Азия Плюс», в который входят одноимённые первое независимое информационное агентство,
газета, радиостанция, информационный веб-сайт, журнал «VIP zone». Одно время в его рамках функционировала и собственная школа
журналистика.

Важнейшей особенностью названных медиагруп  заключается в том, что они сумели найти  решение самой трудной проблеме –
финансовой. Акбарали Саттор, Шарифи Хамдапур, Умед Бабаханов раньше и лучше других сумели вписать свои медиосредства в 
политические, экономическим и социо-психологические условия, сложившимся во второй половине 90-х - 2000гг., учесть запросы самых
разнообразных потребителей своей продукции. Результатом стала востребованность их продукции на рынке, что, в свою очередь, сделало
их привлекательными для рекламодателей.

Деятельность этих грандов таджикских СМИ проторило дорогу для появления таких изданий, как  «Неруи сухан», «Рузи нав», «Миллат»,
«Нигох», «Фарадж», «Озодагон» и др. С появлением этих газет таджикская пресса вновь обрела эмоциональную раскованность, а
независимая пресса стала устойчивым институтом.

К слову, с того самого момента, когда стали появляться независимые информационные агентства – «Азия плюс» со своим
информационным бюллетенем и веб-сайтом, «Авеста» и «Тоджнюс» со своими веб-сайтами, они выполняют функцию ежедневной прессы.
В 2010 г. наконец-то появилась и первая ежедневная газета «Имруз- news».

- Какие вызовы  и перспективы существуют в информационном пространстве Таджикистана относительно развития
СМИ?

- Когда независимая пресса, вся в совокупности, взваливает на себя множество социально-политических функций, сама информационная
составляющая в её деятельности подвергается риску стать менее профессиональной, что, в свою очередь, может обернуться, да и
оборачивается иногда для неё не особо приятными проблемами.

Нельзя не сказать и о такой проблеме как не всегда гармонично складывающиеся отношения между независимыми СМИ и официальными
структурами. В принципе, отношения между прессой и властями не могут быть гармоничными, по  определению. Соответственно,
возникновение конфликтных ситуаций между теми или иными официальными структурами и СМИ явление естественное,



Таджикские СМИ в конфликтных ситуациях выступают как единая профессиональная корпорация, защищающая свои корпоративные
интересы. Они активно аппелирует к обществу и находят у него поддержку. Практически в любых конфликтных ситуация между СМИ и
теми или иными властными структурами международное сообщество, в лице представляющих его в республике подразделений ОБСЕ, ЕС,
а также разного рода международных правозащитных НПО, посольств демократических стран, не только немедленно и однозначно
встают на сторону СМИ, но и предпринимают соответствующие шаги на официальном уровне. Эти действия поддерживаются и их
головными учреждениями. Естественно, что при этом они в полной мере опираются на такую объективную данность, как всё
возрастающая включённость Таджикистана в международное сообщество и невозможность обеспечения им своих интересов без его,
международного сообщества, благожелательного отношения к себе.

- Можете оценить ситуацию с развитием независимых и плюралистических СМИ в республике?

- Сегодня независимая таджикская пресса функционирует во вполне рыночных капиталистических условиях. Все таджикские
независимые издания являются бизнес-проектами. Будут ли они успешным или нет, находится в прямой зависимости от качества
менеджмента. При наличии качественного менеджмента бизнес-проект успешно развивается и становится привлекательным для
рекламодателей, так и для тех или иных спонсоров.

При отсутствии менеджмента, адекватного уровню проекта, возникает постоянная проблема нехватки денежных средств. И когда деньги
не находятся, с проектом, даже очень многообещающим, более того, ставшим успешным и даже брендом, приходиться распрощаться. В
лучшем случае, у него может появиться новый владелец, как это случилось в своё время с газетой «Бизнес и политика», после
безвременной кончины Н.И.Пак, или недавно с проектом информационного агентства «Авеста» творчески одарённого Зафара Абдуллаева,
отошедшему к новым владельцам «Бизнесу и политике». В худшем – уход проекта в небытие.

Развитие независимой прессы в Таджикистане напрямую зависит от общего улучшения экономического страны и его жителей.
Соответственно, в её же интересах содействовать развитию предпринимательства, создания для него благоприятной политической,
правовой и социально-психологической среды.. В Таджикистане солидным источником финансирования независимой прессы являются
иностранные компании и международные организации –рекламодатели, что предопределяет необходимость для независимых СМИ
содействие развитию как можно более широкого, разнообразного и выгодного для республики сотрудничества с внешним миром.

- Спасибо за беседу!

Записала Гулрухсори Нуриддин

 

Медиа - организации Таджикистана требуют от Службы связи соблюдать закон

Журналистские организации Таджикистана выступили с заявлением, в котором требуют от Государственной службы
связи разъяснений в связи с постоянными блокировками сайтов.

Председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддин Каршибоев, 3 июля, заявил Радио
Озоди, что  СЖТ,  НАНСМИТ, Медиа Алянс Таджикистана и  Совет по СМИ Таджикистана осудили «неправомерные действия Службы
связи при Правительстве РТ по ограничению доступа к национальным и международным информационным ресурсам и призвали
руководство этого уполномоченного государственного органа прекратить беззакония в информационном пространстве республики».

Акбарали Сатторов, председатель Союза журналистов Таджикистана, говорит, журналистские организации страны потребовали от
Государственной службы связи  дать разъяснения по поводу истинных целей блокировки отдельных сайтов.

С началом войсковой операции правительственных войск в Хороге государственной службой связи было блокировано 17 различных
республиканских и зарубежных сайтов. При этом сайт информационного агентства «Азия плюс» блокируется уже третий раз.

Только за последние 10 дней сайт "Азия-Плюс" блокируется уже два раза, стали недоступными также Вести, Би-би-си, "Озодагон",
"Памир-Вести" и Youtube в Таджикистане, что непосредственно связывают с событиями в Хороге.

Тем временем Организация Репортеры без границ в своем заявлении отмечает, что Таджикистан, блокируя доступ к отдельным интернет
ресурсам, приближает себя к списку стран «врагов Интернета».

Организация отмечает, что Таджикистан постоянно осуществляя цензуру интернета, находится на одном уровне со своими соседями
Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном.

Заявление организации прозвучало после того, как был закрыт доступ к сайтам информационных агентств “Азия-Плюс”,  “РИА Новости” и
ряда других интернет ресурсов.

Заявление журналистских организаций Таджикистана

г. Душанбе, 3 августа 2012 года

Союз журналистов Таджикистана (СЖТ), Национальная ассоциация независимых средств массовой информации Таджикистана
(НАНСМИТ), Медиа-Алянс Таджикистана и Совет по СМИ Таджикистана осуждают неправомерные действия Службы связи при
Правительстве РТ по ограничению доступа к национальным и международным информационным ресурсам и призывают руководство этого
уполномоченного государственного органа прекратить беззакония в информационном пространстве республики.

Уже в третий раз за последние два месяца Служба связи блокирует доступ к новостному сайту популярного информационного агентства
«Asia-Plus» (www.news.tj). В настоящее время, заблокирован доступ к сайту РИА Новости, к YouTube, к Lenta.ru и Vesti.ru, также к двум
новостным порталам, на которых освещаются события в Центральной Азии – Ferghananews.com и Centrasia.ru.



Ограничение доступа к определенным сайтам, в результате которого попираются конституционные права граждан на информацию,
становится тенденцией в деятельности Службы связи при Правительстве республики. За последние месяцы 2012 года Службой связи при
Правительстве РТ были применены незаконные санкции по ограничению доступа к 15 информационным ресурсам. Тревожным симптомом
является и позиция Интернет-провайдерских кампаний, которые идя на поводу Службы связи, выполняют незаконные требования этого
уполномоченного органа и становятся соучастниками нарушения прав юридических и физических лиц.

Предпринимаемые шаги со стороны Службы связи были подвергнуты критике со стороны национальных и международных
журналистских и правозащитных организаций, и предложены конкретные меры по урегулированию Интернета. Мы глубоко убеждены,
что явное игнорирование международных и национальных норм информационного права со стороны уполномоченного государственного
органа отрицательно влияет на имидж Республики Таджикистан. Оно также снижает доверие межгосударственных структур и
финансовых институтов к демократическим преобразованиям, проводимые высшим руководством страны.

Журналистскими организациями Таджикистана еще в мае нынешнего года были направлены рекомендации соответствующим органам, в
частности Службе связи при Правительстве республики, о необходимости выработки порядка приостановления (блокировки) сайтов,
досудебных мероприятий, а также закрытия сайтов в судебном порядке. Однако эти предложения были игнорированы и незаконные
действия в отношении СМИ и других информационных ресурсов продолжаются. В сложившейся ситуации, мы еще раз призываем
заинтересованные стороны решать конфликты в рамках правого поля с учетом конституционных прав граждан на информацию. Вместе с
тем, мы готовы оказать правовую и консультационную поддержку СМИ в защиту своих интересов.

Акбарали САТТОРОВ, председатель СЖТ,

Нуриддин КАРШИБОЕВ, председатель НАНСМИТ,

Хуршед НИЁЗОВ, Генеральный секретарь Медиа Алянс Таджикистана,

Зинатулло ИСМОИЛОВ, председатель Совета по СМИ Таджикистана

 

«Репортеры без границ» обеспокоены цензурой в Интернете

«Репортеры без границ» и Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) выразили
обеспокоенность намерениями Службы связи при правительстве РТ о создании группы наблюдателей для мониторинга
публикаций в Интернете и отслеживания веб-сайтов с «оскорбительным или клеветническим» содержанием.

В письме на имя начальника Службы связи Бега Зухурова, опубликованном на сайте НАНСМИТ, подчеркивается, что такая система
контроля может привести к повсеместному блокированию публикаций в интернете, а также закрытию доступа к вэб сайтам.

«Мы согласны с тем, что за клевету следует наказывать, однако, эти дела должны решаться в судах, где у истцов и
ответчиков есть возможность выяснить, на чьей стороне правда», - говорится в письме.

Далее в письме отмечается следующее «Мы заметили, что в последние годы служба связи при правительстве регулярно
преследует вэб-сайты независимых информационных организаций, и это приводит не только к ограничению доступа к
публикациям, «содержащим клевету», но и к полному блокированию сайтов, которое длится неделями.

В марте этого года местным интернет провайдерам приказади заблокировать доступ к нескольким информационным
сайтам, включая Centrasia.ru, Ria Novosti и Lenta.ru.

Совсем недавно в третий раз в течение двух месяцев был заблокирован доступ к сайту информационного агентства Asia
Plus. Это связано с публикациями, в которых освещался конфликт между правительственными войсками и
повстанцами в Горном Бадахшане. Когда к вашей службе обращались за объяснениями, вы ссылались на технические
проблемы или на линки к сайтам с порнографическим или экстремистским содержанием».

«Репортеры без границ» и НАНСМИТ просят Службу связи пояснить следующие вопросы:

• Каким образом волонтёры будут проводить мониторинг вэб-сайтов?

• Кто будет принимать решение о том, насколько оскорбительным или клеветническим является тот или иной опубликованный материал,
и по каким критериям будет приниматься это решение?

• После того, как содержание публикации «посчитали» оскорбительным или клеветническим, какие шаги будут предприняты, чтобы
удалить публикацию? Как будут проинформированы авторы и редакторы, разместившие публикацию, и какие действия будут приняты в
их отношении, если публикацию не удалят достаточно быстро?

• Какие меры будут приняты для того, чтобы не допустить злоупотреблений в случае, если указание властей не выполнено и публикация
не удалена?

«С нашей точки зрения, контролирование вэб сайтов может быть опасным и приводящим к обратным результатам.
«Репортёры без границ» призывают вас к тому, чтобы пересмотреть этот план, реализация которого расценивается,
как нарушение свободы информации», - говорится в письме.

С полным текстом открытого обращения можете ознакомиться по следующей ссылке: http://nansmit.tj/news/?id=2573

 

http://nansmit.tj/news/?id=2573


Задержание корреспондентов оказалось «недоразумением»

Радио «Озоди»

Корреспонденты Радио «Озоди»Зарангези Наврузшох и Абдуллохи Ашур, которые прибыли освещать протест студентов в
г.Душанбе перед зданием президентского дворца, были задержаны и вновь отпущены.

По словам корреспондента Радио Озоди Зарангези Наврузшох, они были задержаны 31 августа, примерно в 13:30 после беседы с
протестующими – молодыми людьми, которые требовали восстановления своих имен в списках студентов ВУЗов Казахстана.

- Когда мы прибыли на место, 21 студент и их родители собрались перед зданием администрации президента. Я стала
беседовать с ними, а Абдулло фотографировал. Они заявили, что были неожиданно лишены права обучаться в ВУЗах
Казахстана, чем крайне недовольны и думают, что в решение проблемы должен вмешаться президент Эмомали Рахмон.

По словам Зарангези Наврузшох, во время беседы вблизи присутствовали 6-7 сотрудников милиции в форме, и несколько человек в
гражданском, предположительно сотрудники безопасности, и старались разогнать протестующих.

- Они говорили, оставьте заявление одному вашему представителю, а сами разойдитесь. Но молодежь и не думала
расходиться.

Молодые люди заявили, что не удовлетворены ответом министерства образования Таджикистана, которое заявило, что в марте изменился
порядок приемы абитуриентов в ВУЗы Казахстана и те оценки, которые они получили во время вступления в ВУЗ, учитываться не будут. В
министерстве отметили, что «старый принцип сдачи экзаменов и подсчет баллов не соответствуют новым правилам системы образования
этой страны».

Среди молодых людей несколько человек обучались в прошлом году на подготовительных курсах с целью поступления в ВУЗы Казахстана.
Сообщается, что общее число учащихся достигает 90 человек.  Но за несколько дней до начала занятий в Казахстане им сказали, что они
лишены статуса студентов. Многие из протестующих думают, что их места в ВУЗах другого государства попали в руки « детей
влиятельных и богатых лиц».

Зарангези Наврузшох говорит, что после завершения беседы по пути в офис Радио «Озоди» вблизи кафе “Мерве” их остановили
сотрудники милиции, которые прибыли за ними на двух легковых автомашинах. Они сообщили, что прибыли по указанию своего
начальника и должны доставить журналистов в ОВД района Исмоили Сомони г.Душанбе.

Сотрудники милиции в беседе с руководителем представительства Радио Озоди в Таджикистане Хуршеди Хамдам сообщили, что
задержали Зарангези Наврузшох и Абдуллохи Ашур лишь по приказу своего начальника, который приказал доставить журналистов в
ОВД, чтобы выяснить для чего они беседовали с собравшимися молодыми людьми и фотографировали.

При задержании милиционеры не проявили грубости к журналистам. А когда возвращали диктофон и фотоаппарат заявили, что «это
было недоразумение».


