
Таджикистан: пресса о прессе, №5 (366), 2013 г.
Обзор еженедельных газет Таджикистана за 31 января 2013 г.

Отказ в аккредитации корреспондента таджикского отделения радио «Свобода» Абдукаюми Каюмзод стало главной темой очередных
номеров без исключения всей таджикской прессы этой недели.

«Кому неудобен Каюмзод?» - называется статья журналиста Рамзии Мирзобековой, опубликованная в газете «Asia-Plus» (№09 от
31.01.2013). «Азия-Плюс» пишет, что о проблемах известного таджикского журналиста было известно давно, но говорить об этом для
прессы Каюмзод практически всегда отказывался, считая, что дело найдет свое решение. Однако в новый год он вступил без
аккредитации, соответственно, Радио «Озоди» не может продолжить с ним работу, даже если очень этого желает. Далее газета дает
широкий обзор ситуации вокруг данной проблемы. Газета отмечает, что на прошлой неделе президент головного офиса данного
медиаресурса Стивен Корн заявил, что «государство использует аккредитацию с целью запрета нашего выбора и наступления на нашу
независимость». При этом он также заявляет, что, являясь административной процедурой, в руках таджикских властей аккредитация
приобрела политические мотивы и «используется избирательно ради их цензуры и запугивания».

Статья на первой странице газеты «Озодагон» (№4 от 30.01.2013г.), посвященная данной теме, также называется «Кому неудобен
Каюмзод?». Газета пишет, что ряд медиа организаций Таджикистана – Совет по СМИ Таджикистана, СЖТ, НАНСМИТ и Медиа-Альянс
Таджикистана уже выступили с заявлением, в котором отмечается нарушение прав журналиста. Журналистские организации требуют,
чтобы МИД РТ решил данный вопрос в соответствии с законом.

«Озодагон» также пишет, что, по словам руководителя таджикского отделения радио «Озоди» Соджидаи Мирзо, вопрос о продлении
аккредитации Абдукаюми Каюмзод встал еще полгода назад. По ее словам, руководство радио «Озоди» со своей стороны направило
запрос в МИД РТ, однако на него до сих пор не было получено ответа.

В том же номере газета «Озодагон» опубликовала статью Мунаввар Мунавварзод под заглавием «Колесо судьбы», в которой журналист
обвиняет руководителя таджикской службы радио «Озоди» Соджидаи Мирзо в местничестве. По мнению автора статьи, проблема
увольнения с работы неугодных журналистов встала не сегодня, и она связана не только с Абдукаюми Каюмзод, а является продолжением
цепочки. Проблема встала давно, и она связана с Соджидаи Мирзо, уроженкой Кулябского региона Таджикистана, которая заражена
местничеством. По утверждению автора статьи, именно С.Мирзо была главной причиной того, что за последние годы из рядов
журналистов радио «Озоди» без веских причин был исключен ряд талантливых журналистов только лишь потому, что они являются
уроженцами других регионов Таджикистана.

Такого же мнения газета «Миллат» (№5 от 30.01.2013г.), опубликовавшая статью под заглавием «Каюмзод – жертва своих связей из числа
оппозиционных личностей». «Миллат» со слов ученого Абдулкодири Алави, проживающего в г. Москва, пишет, что Каюмзод стал жертвой
внутренних интриг сотрудников радио «Озоди». По его словам, в таджикской редакции радио «Озоди» продолжается борьба за кресло
руководителя таджикского радио между Соджидаи Мирзо и журналистом Салими Аюбзод, что в итоге губительно влияет на работу
остальных журналистов.

Газета «Нигох» (№45 от 29.01.2013г.) в статье под заглавием «Споры вокруг Каюмзод: «Озоди» не защитил своего журналиста или не
желал защитить?» кроме отмеченного выше, также пишет, что за время руководства Соджидаи Мирзо таджикским отделением радио
«Озоди» из радио был уволен ряд талантливых журналистов только лишь потому, что они писали резкие критические материалы, которые
не были по душе руководителю радио «Озоди».

На прошлой неделе против таджикских журналистов районными судами г.Душанбе было возбуждено два гражданских дела, об одном из
которых в материале под заглавием «Сын главы ТЖД Амонулло Хукумова намерен судиться с газетой «ИмрузNews» сообщает газета
«Азия-Плюс» (№9 от 31.01.2013г.). Редакция газеты «ИмрузNews» получила повестку в суд и копию искового заявления Р. Хукумова во
вторник, 29 января. В своем исковом заявлении Хукумов просит суд «рассмотреть его заявление за закрытыми дверями и взыскать с
редакции в свою пользу за причинение морального ущерба 50 тыс. сомони». Поводом для обращения в суд стала публикация в газете в
октябре прошлого года статьи под названием «Хукумов и Бакиев стали головной болью для своих отцов», в которой сообщалось о
задержании правоохранительными органами других стран сыновей экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева – Максима и главы
ГУП ТЖД Амонулло Хукумова - Рустама.

Абдуфаттох Вохидов, НАНСМИТ.


