
Свобода слова в РТ: тревожные симптомы
С начала 2013 года в Таджикистане зафиксировано пять судебных исков к различным изданиям, которые, по мнению
экспертов, отрицательно влияют к ситуацию со свободой слова в стране.

Согласно отчету мониторинговой служба Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ)  иск в суд района
Исмоили Сомони  на корреспондента таджикской службы радио «Озоди» (Свобода) Абдулло Ашурова был подан со стороны заведующей
столичным детским садом №93 «Санджобча» (Белка) Соджида Назарова. Также были зафиксированы два иска против газеты «Имруз
ньюс»,  административное дело против корреспондента ИА «TojNews» Амруллохи Низом и  иск ректора Таджикского института искусства
против авторов и самой газеты «Нигох».

Примечательно, что иск против Абдулло Ашурова  суд впоследствии решил в пользу ответчика в связи с отсутствием основания. Поводом
по данному иску послужила статья, опубликованная 15 октября 2012 года на сайте «Озоди» где родители, чьи дети являются
воспитанниками, детского садика № 93 жаловались на плохое отношение к их детям. Как заявляла сама истица, опубликованный
материал ударил по ее деловой репутации и послужил поводом для увольнения.

Два иска против газеты «Имрузньюс» были поданы, что интересно друг за другом в короткий период времени. Сын главы Таджикской
железной дороги Амонулло Хукумова - Рустам Хукумов подал судебный иск против газеты  за публикацию «Бокиев ва Хукумов - «головной
боль для своих отцов» на страницах «Имрузньюс» от 16 октября 2012 года. Как рассказал Назири Нусрат главный редактор газеты, «18
января 2013 года редакция получила повестку суда Района Исмоили Сомони г. Душанбе, что Р. Хукумов требует от издания выплаты
денежной компенсации в 50 000 сомони (около 10 тысяч долларов) за нанесенный ему моральный ущерб. Однако,  по словам редактора
имя истца появилось еще в российских СМИ из за скандала вокруг арестованного российского летчика Виктора Садовничьего и его
эстонского коллеги Андрея Руденко. По этому делу суд вынес свое решение в пользу истца и тем самым постановил выплатить в пользу
истца 50 тысяч сомони (более 10 тысяч долларов США). Однако со стороны самой газеты как ответчика было принято решение об
обжаловании решения суда, ибо, по мнению защиты, судом были допущены нарушения ряд процессуальных норм законодательства
страны.

Второй иск на газету подала компания «Точирон» в экономический суд на газету «ИмрузNews» и адвоката Ф.Вохидову за клевету и
нанесение ущерба деловой репутации. Компания просит суд признать статью, опубликованную в газете «ИмрузNews» под заголовком
«Торговля трупом в компании «Точирон», не соответствующей действительности и потребовать с газеты опубликовать опровержение на
данный материал. Кроме того, компания просит суд взыскать с адвоката Ф.Вохидовой, чье мнение использовалось в статье, 50 тысяча
сомони (более 10 тысяч долларов США) за нанесение ущерба деловой репутации компании, а с газеты взыскать символическую сумму в 1
(один) сомони.

В материале, опубликованном в еженедельнике 17 января 2012 года , рассказывается, что представители компании «Точирон» требовали
за тело одного из участников ДТП, произошедшего на автотрассе Душанбе-Худжанд, 10 тыс. долларов, так как, якобы компания по вине
погибшего потеряла некоторый объем перевозимого топлива. По данным автора материала, тело было передано его родным после того,
как они возместили компании всю требуемую сумму.

Поводом для иска Аслиддина Низомова ректора ТИИ к газете «Нигох» послужила статья под названием «Гусели магзхо» («Утечка
мозгов»-прим. ред.) на страницах газеты «Нигох» от 20 февраля 2013 года.  Как считает Ахлиддин Салимов автор данной статьи «Ректор
Института искусств, прежде чем подавать иск против меня,  как одного из соответчиков должен был учитывать мнение своих бывших
преподавателей. Это признак того что наше общество пока недостаточно демократично и не приемлет в свой адрес конструктивной
критики»

Воспрепятствование профессиональной деятельности журналистам и эффективной выполнению предназначение прессы осуществляется
не только путем предъявления судебных исков в отношении к СМИ и их сотрудникам. Из-за отказа МИД РТ в аккредитации
корреспондент «Озоди» Абдукаюма Каюмзода остался без работы. Как он сам сообщил «News.tj»  «Я думаю, что проблемы с
аккредитацией связаны с моей профессиональной деятельностью, а не с политикой. Так как, кроме журналистской деятельности, я ничем
больше не занимаюсь. Хотя говорят, что я имею связь с оппозицией – с ПИВТ, Тураджонзода, Дододжоном Атовуллоевым.  Дододжон
просто мой шурин. Отказ в аккредитации связан с моими интервью. Я делал интервью, в частности, с теми, кто в то время был
сторонником тогдашней власти, а сейчас выступает с критикой».

Так недавно, по сообщению «news.tj»,  МИД Таджикистана также приостановил аккредитации корреспондентов иранского «Радио
Хуросон» на три месяца. Как говориться в заявлении главы департамента прессы и анализа внешне политического ведомства А. Атоева 
это радио распространило провокационное сообщение. Он пояснил, что речь идет о заявлении председателя Общенациональной
социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойирова о том, что Китай, якобы, получил больше таджикской территории,
нежели ему было официально передано Таджикистаном

Кроме вышеуказанных судебных исков, мониторинговой службой также были зафиксированы другие попытки воспрепятствование
профессиональной деятельности журналистов. Одним из таких случаев является   заявление Ректора Педагогического университета
Абдуджаббора Рахмонова, от 1 апреля 2013 года в ОМВД по столичному району им. И. Сомони, в котором он просил, чтобы милиция
приняла меры в отношении корреспондента «Азия-Плюс» Мархабои Хоким «за неправильные и незаконные действия журналиста». По
утверждению А. Рахмонова, журналист не имела право его фотографировать, а также разговаривать, как он выразился, со студентами
«его вуза» без его разрешения. Примечательно, что после проверки доводов заявителя и журналиста, органы милиции отавили без
удовлетворения заявление А. Рахмонова в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях кореспондента, сообщает News.tj

Председатель Ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддин Каршибоев считает что «У нас нередко чиновники
даже мелкого звена отождествляют себя с высшей властью. На критику они реагируют болезненно, говоря в ответ журналисту, что тот
идет против государства и даже ставит цель дискредитировать страну». По его словам, в Таджикистане иски против СМИ нередко
направлены не на то, чтобы восторжествовала правда. Их цель - усилить самоцензуру репортеров и изданий. "Видно, что хотят поставить
на колени неукротимых журналистов и непреклонные СМИ”, - говорит Каршибоев.

http://www.news.tj/ru/news/kayumzod-ya-postarayus-ostatsya-v-ozodi
http://www.news.tj/ru/news/mid-tadzhikistana-priostanovil-deyatelnost-korrespondentov-radio-sadoi-khuroson-v-rt
http://news.tj/ru/newspaper/article/abdudzhabbor-rakhmonov-vnov-v-tsentre-skandala


Фирдавс Мухамадчонов, НАНСМИТ


