
Международная организация Комитет по защите журналистов подвел итоги 2013
года.
Хотя новый законопроект о СМИ был принят и подписан, законодательной власти не удалось исключить из числа уголовно наказуемых
преступлений оскорбление президента или облегчить другие репрессивные меры. Принятие нового закона не оказало прямого влияния
на атмосферу свободы прессы в преддверии президентских выборов в ноябре. Чтобы проложить путь к беспрепятственному переизбранию
Эмомали Рахмона на четвертый срок, власти продолжают глушить критикующие власть голоса, используя набор репрессивных мер: 
запугивание  журналистов  службами  безопасности,  отказы  в  аккредитации  и  выматывающие  судебные  процессы.  Государственное
агентство связи дало указание интернет провайдерамзаблокировать доступ к сайтам новостей и социальным сетям, включая «Фейсбук» и
«You Tube». Две независимые региональные вещательные станции обвинили власти в глушении спутникового сигнала как минимум три
раза в течение года. В ноябре Рахмон был объявлен победителем борьбы за следующий семилетний президентский срок; его соперник 
покинула гонку, ссылаясь на учинение препятствий со стороны избирательной комиссии.

29 предписания закона требуют изменений.

В апреле эксперты в области СМИ, нанятые венской Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, представили свой анализ
законопроекта о СМИ, который президент Рахмон подписал месяцем ранее. Эксперты поприветствовали принятие нового закона, но
заявили, что он требует доработки.

ЧЕТЫРЕ ИЗ 29 ПОСТАНОВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ, СОГЛАСНО ОБСЕ

Статья об оскорблении президента должна быть исключена из уголовного кодекса.1.
Понятие цензуры должно быть расширено и включать в себя запрещение цензуры на изданную продукцию.2.
Вещательные СМИ, подлежащие лицензированию в рамках нового закона, должны быть освобождены от обязательного процесса3.
регистрации.
В  постановления  о  защите  журналистских  источников  информации  необходимо  включить  разъяснения  того,  что  именно4.
квалифицируется как законное требование раскрыть источники.

50 тысяч сомони за ущерб

В феврале районный суд столицы страны Душанбе обязал независимую газету «Имруз Ньюс» выплатить 50,000 сомони (10,500 долларов
США) в качестве компенсации ущерба Рустаму Хукумову, сыну высокопоставленного чиновника, который подал иск о клевете.

Как таджикские чиновники, так и простые граждане продолжали изнурять критикующие власть новостные издания и отдельно взятых
журналистов долговременными и дорогостоящими судебными процессами, обвиняя их в клевете и оскорблении чести и достоинства.

Октябрь 2012 года

«Имруз  Ньюс»  публикует  статью,  утверждая,  что  российские  власти  освободили  Хукумова  из  тюрьмы путем  обмена  его  на  двух
освобожденных таджикскими властями российских пилотов. В сентябре 2010 года Хукумов был приговорен российским судом к девяти с
половиной годам тюремного заключения по обвинению в незаконном обороте наркотиков, но был оправдан по апелляционной жалобе и
освобожден через год.

Январь 2013 года

http://catoday.org/centrasia/tjru/8630-zhurnalistku-i-uchastnicu-koalicii-za-demokratiyu-ramziyu-mirzobekovu-vyzyvayut-v-gknb.html
http://www.cpj.org/2013/02/tajik-weekly-ordered-to-pay-damages-for-defamation.php
http://www.cpj.org/2013/01/authorities-block-news-websites-facebook-in-tajiki.php
http://news.tj/ru/news/telekanal-k-tadzhikskie-vlasti-intensivno-glushat-nash-signal
http://www.rferl.org/content/tajik-opposition-president/25133663.html
http://www.osce.org/fom/100853
http://www.osce.org/ru/fom/100831
http://www.osce.org/ru/fom/100831


Хукумов подает в суд иск о клевете против «Имруз Ньюс», требуя в качестве компенсации морального
ущерба 50,000 сомони.

Февраль 2013 года

Районный  суд  города  Душанбе  выносит  решение  против  «Имруз  Ньюс»  и  предписывает  изданию
выплатить истцу компенсацию за причиненный ущерб.

Июнь 2013 года

Апелляционный суд поддерживает приговор, вынесенный в отношении газеты.

 

131 сайт заблокирован

Согласно сообщениям расположенной в Душанбе Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана, в январе власти страны
распорядились заблокировать доступ к 131 вебсайту. По меньшей мере, три новостных сайта, а также социальные сети «You Tube» и
«Фейсбук»оказались  среди заблокированных.  В  качестве  основания для  введенных санкций власти  указали якобы поступившие от
граждан жалобы на оскорбительные комментарии на этих сайтах.

В течение последних пяти лет распространение Интернета в Таджикистане значительно выросло, также, как и попытки властей ввести
цензуру в сети.

2 вещательных станций под давлением.  

Под прицел властей попали не только журналисты печатных СМИ и новостные вебсайты - независимые телерадиовещаетльные компании
также стали мишенью в течении года.

«Радио Озоди»

В январе, финансируемое Конгрессом США «Радио свободная Европа / Радио Свободы» сообщило, что таджикские власти не только
заблокировали их региональную службу новостей «Радио Озоди», но и отказались пересмотреть принятое ими в июне 2012 года решение
об отказе в аккредитации журналисту радиостанции. «Радио Озоди» часто критиковало таджикские власти за коррупцию, нарушение
прав человека и слабую социальную и экономическую политику. Блокада вещания длилась несколько дней.

К-Плюс

http://www.cpj.org/2013/02/tajik-weekly-ordered-to-pay-damages-for-defamation.php
http://news.tj/ru/news/rustam-khukumov-vse-taki-vyigral-isk-u-gazety-imruz-news
http://www.cpj.org/2013/01/authorities-block-news-websites-facebook-in-tajiki.php
http://www.cpj.org/blog/2013/01/tajikistan-blames-censorship-on-complaints-by-citi.php
http://www.cpj.org/blog/2013/01/tajikistan-blames-censorship-on-complaints-by-citi.php
http://www.cpj.org/2013/02/attacks-on-the-press-in-2012-tajikistan.php
http://www.cpj.org/2013/02/attacks-on-the-press-in-2012-tajikistan.php
http://www.rferl.org/content/radio-ozodis-web-access-restored-but-tajik-reporter-remains-banned/24880978.html


Согласно  сообщениям прессы,  оппозиционный казахский  телеканал  «К-Плюс»  обвинила  таджикские
власти в блокировке интернет сайтов и глушении спутниковых сигналов в конце мая и начале июля. Оба
раза нарушения сигнала следовало за репортажами, критикующими президента Рахмона и его личную
жизнь.

http://www.cpj.org/ru/2014/02/-2013-2.php

http://www.news.tj/ru/news/telekanal-k-vnov-dostupen-v-tadzhikistane
http://news.tj/ru/news/telekanal-k-tadzhikskie-vlasti-intensivno-glushat-nash-signal
http://www.cpj.org/ru/2014/02/-2013-2.php

