
«Институт медиа полиси» назвал арест счетов киргизских СМИ попыткой
запугивания
Организация  «Институт  медиа  полиси»  заявила,  что  подача  бывшим  заместителем  главы  Государственной  таможенной  службы
Райымбеком Матраимовым исков  против  изданий «Азаттык»,  Kloop  и  24.kg  является  попыткой  запугивания  прессы.  Комментарий
размещен на официальной странице организации в Facebook.

Подчеркивается, что из-за ареста счетов «блокируется вся деятельность СМИ, включая производственно-хозяйственную, чтобы не смогли
отвечать по финансовым обязательствам, не выплачивалась коллективу зарплата». Причем это определение Свердловского районного
суда Бишкека вынесено еще до принятия решения по существу и даже до предварительных слушаний.

О том, что Матраимов подал в суд на журналистов, стало известно 6 декабря. Но лишь 12 декабря журналисты узнали, что, помимо
авторов  нашумевшего  расследования  («Азаттык»  и  Kloop),  ответчиком  признано  издание  24.Kg,  которое  просто  перепечатывало
материалы со ссылкой на первоисточник, как и многие другие СМИ. Также выяснилось,  что суд наложил арест на счета изданий
в пределах суммы компенсации, которую требует Матраимов: от «Азаттык» — 22 миллиона сомов ($314 тысяч), от Kloop — 12,5 миллиона
сомов ($179 тысяч), а от 24.Kg — 15 миллионов сомов ($214 тысяч). Также ответчиком признан журналист «Азаттыка» Али Токтакунов,
от которого требуют компенсацию в размере 10 миллионов сомов ($143 тыс.).

Согласно Гражданско-процессуальному кодексу Киргизии арест имущества ответчика считается обеспечительной мерой при подаче иска.
Заявление об обеспечении иска подается истцом и должно быть рассмотрено судьей не позднее следующего дня, причем «без извещения
ответчика и других лиц, участвующих в деле». Однако, если впоследствии иск будет отклонен, ответчики имеют право потребовать
от истца возмещения ущерба, понесенного в связи с обеспечительными мерами.

Связаться с Kloop «Фергане» пока не удалось. В 24.Kg и «Азатлыке» нам подтвердили факт ареста счетов, но заявили, что смогут детально
прокомментировать происходящее после того, как получат иск и ознакомятся с претензиями.

Первую часть расследования о деятельности Матраимовых «Азаттык» опубликовал весной 2019 года. Утверждалось, что влиятельное
семейство за 2011-2017 годы вывело за рубеж около $700 миллионов через гражданина Китая Айеркена Саймаити. 10 ноября Саймаити
был  убит  в  Стамбуле,  что  вызвало  новый  интерес  к  расследованию.  Вскоре  «Азаттык»  в  соавторстве  с  Kloop  и  международной
организацией OCCRP опубликовали вторую часть расследования, в которой признались, что их источником изначально был сам Саймаити.
Как оказалось,  погибший успел рассказать журналистам о канале контрабанды, которому якобы покровительствовали Матраимовы.
4 декабря была опубликована третья часть расследования. В ней речь шла о том, как именно Саймаити выводил деньги из Кыргызстана.

https://fergana.news/news/113343/

https://www.facebook.com/media.kg/photos/a.256785961325614/1042105986126937/?type=3&theater
https://fergana.news/news/113146/
https://fergana.news/news/113325/?country=kg
https://rus.azattyk.org/a/30321784.html
http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111521
https://fergana.news/news/113020/
https://fergana.news/news/113343/

