
ДЕЛО «НЕРУИ СУХАН»
26 января 2007 года исполнится два года со дня проверки налоговыми органами страны деятельности типографии «Кайхон»,
которая стала де-факто причиной приостановления выпуска газеты «Неруи сухан».

На днях, после почти двухлетней волокиты, уполномоченные государственные органы наконец-то разрешили Мухтору Бокизоде
возобновить работу типографии «Кайхон». Эта история с политической подоплекой достойна изучения, так как связана с изданием
общественно-политической газеты «Неруи сухан». С этой целью НАНСМИТ проводила собственное расследование.

Еженедельная газета «Неруи сухан», учрежденная Фондом памяти и защиты прав журналистов, на начальном этапе своей
деятельности (в конце 90-х годов) выпускалась в виде листовок. На ее страницах, в основном, публиковались материалы о
журналистах, ставших жертвами гражданской войны в Таджикистане. Впервые в этой газете были опубликованы фотографии
журналистов, с указанием обстоятельства их гибели. Тогда, в Таджикистане конца 90-х годов, подобный шаг независимых
журналистов в противовес государственным печатным изданиям, воспринимался как героический, ибо любой боевик мог наказать за
это работника СМИ.

Времена менялись, власть боевиков постепенно оставалась в прошлом, и «Неруи сухан» с 20 января 2003 года начала выпускаться как
полноценная газета. Уже с первых номеров содержание газеты привлекло большую читательскую аудиторию. Но этой газете было
суждено выходить в свет всего два года.

Воспрепятствование распространению информации

Отвыкшие от серьезной критики руководители местных властей стали беспокоиться из-за появления альтернативного источника
информации, в виде независимого общественно-политического издания. Так 4 октября 2003 года представители администрации
Файзабадского района предупредили распространителей газет, чтобы те впредь не привозили в этот район газеты «Неруи сухан» и «Рузи
нав». По их мнению, эти издания противоречат существующему Законодательству РТ, а публикуемые в них антиправительственные
материалы будоражат общество. 11 декабря редактору газеты «Неруи сухан» М. Бокизода стало известно, что 5 декабря в Вахдатском
районе двое мужчин в штатском выкупили (по одному сомони) у одного из распространителей газет (жителя этого района) 54 экземпляра
газеты «Неруи сухан» с тем, чтобы потом их уничтожить. Распространителя газеты предупредили, что если он и впредь будет
распространять данное издание в районе, то они выгонят его из дома.

По словам М. Бокизода, в этом номере (№ 44 от 4 декабря 2003 г.) была опубликована критическая статья «Гулов и кампания, или тень
божьей тени», где критиковалась деятельность председателя Вахдатского района. Видимо, эта публикация и стала причиной данного
инцидента. В пользу данного утверждения главного редактора говорит тот факт, что 26 декабря 2003 года заместитель председателя
хукумата (администрации) Вахдатского района Ш. Гадоев направил письмо в адрес Министерства культуры РТ, в котором просил принять
меры в отношении газеты «Неруи сухан», вплоть до приостановления ее деятельности.

Реакция властей по заявлению заместителя председателя города Вахдат последовала немедленно. Уже 5 января 2004 года от имени
министра культуры РТ К. Олимова в редакцию поступило официальное предупреждение, в котором говорилось, что еженедельная газета
«Неруи сухан» на основе непроверенных и недостоверных фактов опубликовала критическую статью о председателе Вахдатского района.
В данном документе отмечалось, что Министерство культуры предупреждает редакцию газеты о том, что, согласно ст.6 и 22 Закона «О
печати и других СМИ», в ней должны публиковаться материалы на основе достоверных и проверенных фактов.

Распространитель газет в Шаартузском районе Х. Мирзоев сообщил, что еженедельно в редакции «Неруи сухан» он берет по 10
экземпляров. Но в последнее время все экземпляры покупает один и тот же неизвестный ему человек. В результате этого другие
читатели не могут приобрести газету. По словам Х. Мирзоева, по этой причине ему приходится продавать ее у себя дома тайно.

Как сообщила М. Курбонова, независимый журналист, 8 января 2004 года было отказано в распространении очередного номера газеты
«Неруи сухан» в городе Курган-Тюбе. В номере была опубликована статья «Арест на одни сутки», где сообщалось о пикете женщин,
прошедшем 10 декабря в гг. Курган-Тюбе и Кулябе. По указанию должностных лиц все поступившие в Курган-Тюбе экземпляры газеты
были выкуплены и уничтожены.

Манзур Додохонов, директор газетно-журнального комплекса (ГЖК) при администрации Президента РТ 30 декабря, превысив свои
полномочия, арестовал полный тираж очередного номера газеты, отпечатанный в частной типографии и доставленный в офис редакции,
расположенный в здании ГЖК.

По словам М. Бокизода, директор ГЖК сообщил налоговой полиции, что этот номер «Неруи сухан» был отпечатан без указания адреса
типографии, что является нарушением существующего законодательства. В свое оправдание главный редактор газеты объяснил, что, в
связи с отказом государственных типографий печатать «Неруи сухан», частные типографии опасаются приостановления своей
деятельности после оказания типографских услуг данному изданию. Поэтому редакция вынужденно скрывает адрес типографии, где
печатается газета. Как сказал М. Бокизода, в частных беседах владельцы типографий сообщили, что у них есть указание от различных
инстанций не публиковать независимые газеты, в том числе «Неруи сухан».

Следует отметить, что судьба данного номера газеты (после изъятия налоговой полицией), как и других двух номеров (впоследствии
изъятых тем же органом), до сих пор не определена.

Национальная ассоциация независимых средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ) 6 января 2004 года распространила по
этому поводу заявление, в котором выразила озабоченность в связи со сложившейся ситуацией вокруг независимых газет «Неруи сухан»
и «Рузи нав». В заявлении, в частности, отмечалось, что «Воспрепятствование выпуску газеты «Рузи нав» со стороны руководства
Издательства «Шарки озод», а также отказ других типографий в издании вышеназванных газет, НАНСМИТ расценивает как давление на
свободу слова и демократизацию общества».

Угрозы в адрес журналистов газеты

В течение всего дня 31 октября 2003 года, с промежутками в 2-3 часа, в редакции газеты «Неруи сухан» неоднократно раздавались



телефонные звонки. Звонившими оказались неизвестные мужчины, которые грозились расправиться с автором статьи «Управление
государством кулябскими: ±» С. Бурхановым (№ 39, от 30 октября 2003 года). Они угрожали: «Журналисту жить надоело? Что ему не
нравится в правлении кулябцев?». Когда главный редактор поинтересовался именами и занятием звонивших, те ответили: «Скоро узнаете,
кто звонит. И вашу газету ждет плохой конец».

В № 39 от 30 октября 2003 года в газете была опубликована статья «Забастовка», в которой рассказывалось о недовольстве сотрудников
столичного детского сада № 137 назначением нового заведующего. В связи с этим работники не вышли на работу. 4 ноября, после
публикации, в редакцию «Неруи сухан» пришли заведующий отделом образования Фрунзенского района г. Душанбе Ф. Гайратов и один из
родственников нового заведующего детским садом № 137. Они стали требовать от автора статьи Джовида Мукима опубликовать в газете
опровержение, иначе родственники заведующего садиком могут его убить.

Угрозы физической расправы и уничтожения журналистов газеты «Неруи сухан» участились по мере популяризации газеты в обществе.

Специальный корреспондент газеты «Неруи сухан» Мухиддин Идизода 9 ноября 2003 года покупал газеты в одном из киосков столицы.
Стоявший рядом с ним мужчина, увидев в руках журналиста газету, вступил с ним в спор. Мужчина представился Кудратом и сказал, что
является сотрудником Министерства внутренних дел (МВД). Он обвинил газету «Неруи Сухан» в том, что публикуемые в ней материалы
критикуют власть выходцев из Кулябского региона и вновь призывают народ Таджикистана к войне. Мужчина обвинил и самого М.
Идизода в том, что в статье «Коррупция была? Есть? и Останется?» (№ 40, от 6 ноября 2003 г.) он, не опираясь на факты, обвинил
работников МВД во взяточничестве, а само министерство - в том, что все высокие должности в этом ведомстве покупаются за деньги.
Также он заявил М. Идизода, что эта критическая статья, в основном, касалась милиционеров из Кулябского региона, и поэтому они
скоро его накажут.

Утром, 10 ноября 2003 года, сотрудники редакции газеты «Неруи сухан» обнаружили запечатанный конверт, который лежал на пороге
одного из кабинетов редакции. В конверте оказалось анонимное письмо, в котором неизвестные авторы грозились убить любого
корреспондента этого издания, который посмеет впредь писать критические статьи. В письме, в частности, говорилось: «Вы -
правдоискатели «Неруи сухан», не забывайте, что экономические рычаги и преступность всего региона в наших руках. Имейте в виду, что
за каждый необдуманный шаг или слово вас ожидает смерть…».

Подполковник Мирзоев и полковник Раджабов, сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороны РТ, 1
апреля пришли в редакцию газеты и в грубой форме стали требовать у корреспондента Сафвата Бурхонова объяснений, на каком
основании он написал статью «Генерал Зияев и полковник бомж».

Корреспонденту Мавлуде Султонзода 3 августа 2004 года позвонил неизвестный и, выразив недовольство по поводу опубликованной в
«Неруи сухан» (№34) статьи «Кто такой Рахмонов?», нецензурно выразился и пообещал применить в отношении нее определенные меры,
«вплоть до физической расправы». Кроме того, он пригрозил расправиться и с двумя ее дочерьми. По фактам угроз в свой адрес
М.Султонзода неоднократно обращалась в правоохранительные органы.

Угрозы расправиться с журналистами «Неруи сухан» повторялись часто. Об этом свидетельствуют сообщения службы мониторинга
нарушений прав журналистов при НАНСМИТ того периода. Следует отметить, что кроме анонимных звонков в редакцию и квартиры
журналистов, участились случаи, когда должностные лица или их подчиненные непосредственно приходили в редакцию газеты и
требовали напечатать опровержения. Эти требования часто сопровождались нецензурной бранью.

Необоснованные вызовы в правоохранительные органы

Главный редактор газеты М. Бокизода, в связи с публикацией статьи «Куда подевалось уважение учителя?» («Неруи сухан» от 16 октября
2003 года) 20 ноября 2003 года повесткой был вызван в столичную прокуратуру. В данной статье говорилось о том, что учителя средних
школ республики регулярно требуют у учащихся деньги на различные школьные расходы. В данной статье также отмечалось, что с
каждым днем в образовательных учреждениях республики усиливается процветание такого явления, как коррупция.

Старший помощник столичного прокурора О. Мируллоев стал требовать у главного редактора сообщить, откуда были взяты факты.
Журналист отказался называть имя своего источника, сославшись на статью 29 Закона РТ «О печати и других СМИ». Сотрудники
прокуратуры, не добившись нужной им информации, потребовали от М. Бокизода написать объяснительную записку на имя прокурора
города Х. Вохидова.

Корреспондент газеты «Неруи сухан» Мухиддин Идизода 7 ноября 2003 года в 9.30 был вызван в приемную Министерства безопасности
(МБ) РТ. Барзу Акбаров, старший уполномоченный отдела контрразведки МБ, допросил журналиста по поводу опубликованной в газете
статьи «Не считайте меня сумасшедшей, я сошла с ума от позора» (от 21 августа 2003 года), рассказывающей о жизни таджички
Дильбарой Ибодовой в городе Дубай (ОАЭ). Выяснилось, что после публикации статьи сотрудники МБ допросили Д. Ибодову, и она
опровергла все приведенные в статье факты. Женщина также написала заявление, в котором говорилось, что журналист преследовал ее и,
при помощи силы и угроз, получил все вымышленные факты. М. Идизода пришлось предъявить сотрудникам МБ диктофонную запись Д.
Ибодовой и дневник ее воспоминаний.

5 апреля 2003 года этому же корреспонденту позвонили из Государственного Центра экспертизы лекарств и предложили встретиться,
чтобы обсудить его критическую статью об аптеках города Душанбе. Но во время встречи генеральный директор Центра Баходур
Холназаров стал угрожать, что подаст на журналиста в суд и тому придется «ответить» за написанное. М. Идизода попытался объяснить,
что его статья была подготовлена на основании фактов, полученных в результате многочисленных интервью с медиками. Однако
генеральный директор Центра не прислушался к объяснениям - продолжал угрожать журналисту и нецензурно его оскорблять.

7 июня 2004 года главный редактор независимой газеты «Неруи сухан» Мухтор Бокизода был приглашен на беседу к заместителю
Генерального прокурора РТ Додарчону Максудову. По сообщению главного редактора, сотрудников прокуратуры интересовала процедура
поступления писем и обращений граждан в редакцию. Также его расспрашивали о публикациях, в которых критиковались действия
властей.

Главный редактор «Неруи сухан» 24 сентября 2004 года был вызван к начальнику Управления налоговой полиции Таджикистана
Негматулло Махмадуллоеву. В беседе с журналистом он выразил недовольство статьей, опубликованной в еженедельнике 23 сентября



2004 года. В ней говорилось о том, что налоговая полиция постоянно преследует газету «Неруи сухан». Н. Махмадуллоев заявил, что это
ведомство не имеет никаких претензий к газете. Главный редактор же считает, что «именно Управление налоговой полиции РТ постоянно
преследует «Неруи сухан». В какой бы типографии не печаталась газета, сотрудники налоговой полиции обязательно там появляются.
После этого руководство типографий отказывается сотрудничать с газетой».

Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста

24 сентября 2003 года еженедельник «Неруи сухан» опубликовал очередной материал Гуломиддина Сайфиддина из цикла статей,
посвященной теме: «Проблемы обеспечения населения электроэнергией». По словам Г.Сайфиддинова, после публикации этих материалов
ответственные сотрудники Министерства энергетики и ГХАК «Барки Точик» запретили автору статей вход в здание этого ведомства.
Кроме того, в адрес журналиста ежедневно раздавались угрозы со стороны руководства душанбинских офисов этих организаций.

Для уточнения фактов прошедшего 10 декабря 2003 года в г. Курган-тюбе пикета, а также причин, по которым сотрудники
правоохранительных органов препятствовали журналистам в освещении этого события, 22 декабря в административный центр
Хатлонской области г. Курган-тюбе приехал главный редактор «Неруи сухан» Мухтор Бокизода. Он обратился к начальнику милиции г.
Курган-Тюбе К. Шарифову. Тот подтвердил пикет, но на этом событии, по его мнению, не стоило заострять внимание, а тем более его
освещать. Когда М. Бокизода попросил разрешения К. Шарифова на освещение данного события в СМИ, начальник милиции ответил, что
это можно сделать лишь с одобрения начальника УВД хукумата Хатлонской области Ш. Сабзова.

В статье независимого журналиста Сайёфи Мизроб «Бомба для Куляба» (4 декабря 2003 года) сообщается о том, что до сих пор
Министерство здравоохранения РТ скрывает количество умерших от туберкулеза жителей села Учкун Восейского района Хатлонской
области. Как отмечается в статье, начиная с 2000 года и по настоящее время, неоднократные попытки журналиста получить информацию
в Министерстве здравоохранения о количестве больных и умерших от туберкулёза не увенчались успехом.

В частную типографию «Джиёнхон», в день выхода очередного номера еженедельника «Неруи сухан» 18 августа 2004 года, пришли
сотрудники Министерства по государственным доходам и сборам РТ и проверили соответствие количества фактически напечатанных
экземпляров с количеством, указанным в выходных данных газеты. По предварительным данным, при объявленном тираже в 2700
экземпляров действительное количество составило около 7000 экземпляров. Сотрудники министерства конфисковали весь тираж и
опечатали типографию. Главный редактор газеты «Неруи сухан» Мухтор Бокизода сообщил по этому поводу, что в выходных данных
оставалась устаревшая цифра - 2700, но в заявке, которая составляется на издание каждого номера, указано 7 тысяч экземпляров.

После того, как была закрыта частная типография «Джиёнхон», в которой раньше издавалась газета «Неруи сухан», несколько ее номеров
были отпечатаны в формате А-4 в типографии «Паёми ошно». Однако 16 сентября 2004 года в эту типографию пришли с проверкой
работники налоговой полиции. После этого, несмотря на подписанный договор с газетой «Неруи сухан», данная типография
категорически отказалась от сотрудничества.

В связи с возникшими трудностями по напечатанию газеты «Неруи сухан», сотрудники редакции обратились за услугами в другие
типографии г. Душанбе: Полиграфкомбинат, «Каримджон Кодири», Первую типографию, «Санадвора». Однако и там отказались
отпечатать тираж газеты.

В этой связи главный редактор газеты «Неруи сухан» 1 сентября 2004 года обращается к Руководителю Исполнительного аппарата
Президента Республики Таджикистан М.Салихову и директору издательства «Шарки озод» М.Дадахонову с просьбой разрешить вопрос о
печатании газеты «Неруи сухан». В письме отмечается, что органами прокуратуры негласно запрещено печатать их газету в частных
типографиях республики. Поэтому М.Бокизода просит разрешения печатать газету в правительственном издательстве «Шарки озод». В
этом же письме М.Бокизода напоминает, что газета не выходит уже вторую неделю.

В данном издательстве в просьбе М.Бокизода отказали в тот же день. «Дайте жить спокойно!», - заявил М. Додохонов, директор ГЖК
«Шарки озод», главному редактору «Неруи сухан». Ответственный работник Генеральной прокуратуры РТ Мехроджиддин Хакимов в
беседе с М. Бокизода сказал, что «Генеральная прокуратура не возражает против выхода газеты, и что приостановить деятельность
газеты вправе только суд».

М.Бокизода в тот же день, 1 сентября 2004 года, обращается с письмом к Генеральному прокурору РТ Б.Бобохонову, в котором просит
дать письменное официальное разъяснение частным типографиям в том, что газета «Неруи сухан» не была приостановлена властями.
Главный редактор в письме отмечает, что без разъяснения Генеральной прокуратуры ни одна частная типография не будет печатать
газету.

13 сентября, в ответе Генерального прокурора РТ главному редактору «Неруи сухан» отмечается, что в отношении независимой газеты
«Неруи сухан» и других газет правительственными органами не были предприняты шаги к их приостановке. «Необходимо отметить, что
распространились слухи о, якобы, оказывающимся давлении на свободу слова со стороны органов прокуратуры, - отмечается в письме
Генерального прокурора.- Данные обвинения в адрес органов прокуратуры являются выдуманными и дают повод думать, что они
отвлекают внимание газет от выполнения требований Закона РТ «О печати и других средствах массовой информации». В письме
Генерального прокурора говорится также о том, что деятельность газеты может быть приостановлена решением учредителей, либо
установленным законом порядке. В то же время генеральный прокурор требует, чтобы свою работу газета впредь выполняла на строго
законной основе и отказалась от анонимных статей.

На наш запрос по данному вопросу начальник Главного управления налоговой полиции МГДС РТ генерал-майор Р.Ширинов ответил, что
проверка деятельности издательства «Кайхон» была проведена на основании письма Минкультуры РТ за №3-02/1191 от 26.09.2004 года, в
котором указано, что «…Данное издательство не является типографией. По уставу, не имеет права печатать литературу и иную печатную
продукцию». Следует отметить, что утверждение Минкультуры об издательстве не имеет под собой почвы, так как в первом пункте второй
главы Устава издательства «Кайхон» перечислены все виды деятельности, выполняющиеся издательством, а именно: «подготовка и
печать важнейшей научной, художественной, исторической, этической, журналистской литературы, буклеты и брошюры, журналы и
газеты…, и другой печатной продукции, не запрещенной законодательством». В этой связи следует отметить также письмо из
Минкультуры, подписанное заместителем министра А. Ахмадхоновым (№3-02/134 от 08.02.05). В нем Министерство культуры РТ дает
разъяснение по вопросу издательства «Кайхон». В нем отмечается, что «по уставу газета «Неруи сухан» должна выпускаться форматом
Ф-А3. В случае изменений в формате, либо других изменений в газете учредитель должен известить регистрирующий орган, и, согласно



ст. 16 Закона РТ «О регистрации юридических лиц», перерегистрироваться. После этого можно получить право заниматься
соответствующим видом деятельности». В письме также говорится о том, что «…на основе Гражданского Кодекса РТ все юридические
лица имеют право заниматься любым видом деятельности, не требующим лицензирования, и не запрещенным законодательством РТ.
Согласно Закону РТ «О лицензировании отдельных видов деятельности», для издательско-типографской деятельности и печати (издание
газет и журналов, учреждение издательств и типографий) не требуется лицензия. Поэтому любое юридическое лицо и хозяйственные
субъекты республики на основе вновь принятых вышеуказанных законов имеют право без регистрации и лицензии учреждать газету,
журнал, издательство или типографию, свободно и без препятствий заниматься данными видами деятельности».

В беседе с корреспондентом заместитель начальника департамента налоговой полиции Хусейн Акилов сообщил, что сотрудники их
ведомства случайно пришли18 августа 2004 года в типографию «Джиёнхон», где печаталась «Неруи сухан». Как сказал Х.Акилов, они
должны были проверить хозяйственную деятельность другой организации, на территории которой арендовала площадь частная
типография «Джиёнхон». Узнав, что здесь находится частная типография, решили проверить и ее.

Однако, ответственный работник налоговой полиции, скорее всего, был не совсем искренен. 27 января 2005 года распространители не
смогли получить новый номер негосударственной газеты «Неруи сухан». Как сообщили в редакции, вечером 26 января 2005 года
сотрудники департамента налоговой полиции Министерства по государственным доходам и сборам РТ (МГСДС), опечатав частную
типографию «Кайхон» («Космос»), в которой издавалась в последнее время «Неруи сухан», изъяли весь тираж только что напечатанной
газеты. Как сообщил начальник оперативного Управления налоговой полиции МГСДС Джамшед Кассиров, деятельность типографии
«Кайхон» была приостановлена на основании письма Министерства культуры РТ. В нем сообщатся, что в связи с несоответствием
государственным стандартам данная типография не имеет права на выпуск печатной продукции. «Кроме того, сотрудники типографии
уклоняются от уплаты налогов», - заявил Дж. Кассиров.

Вечером того же дня налоговики опечатали помещение редакции. В результате этого утром следующего дня журналисты не смогли
попасть в свой офис.

28 января 2005 года Национальная ассоциация независимых средств массовой информации Таджикистана (НАНСМИТ) распространила
заявление, в котором выразила серьезную озабоченность в связи с изъятием тиража очередного номера газеты «Неруи сухан», расценив
этот факт как планомерные действия властей по ограничению деятельности альтернативных источников информации накануне
предстоящих выборов в парламент Таджикистана.

Предписание Генеральной прокуратуры

7 июня 2004 года Генеральная прокуратура Таджикистана направила в редакцию газеты «Неруи сухан» представление (акт
прокурорского реагирования), в котором сообщается, что Генпрокуратурой проведен тщательный анализ газетных публикаций. В
результате установлено, что многие из них направлены на разжигание местничества и межнациональной розни, попирание чести и
достоинства граждан, в частности, президента, депутатов парламента и других представителей государственной власти, что запрещается
ст.6 Закона РТ «О печати и других средствах массовой информации». В предписании Генеральной прокуратуры в качестве доказательства
приводятся абзацы из отдельных статей, опубликованных в газете «Неруи сухан». На их основе делаются обобщенные выводы. В
нескольких статях газеты Генеральная прокуратура нашла размышления журналистов о том, что в республике процветает коррупция
среди государственных чиновников, свидетельством чего являются их дорогие иномарки, особняки, наличие нескольких жен. Как
свидетельствует предписание Генеральной прокуратуры, подобные размышления основываются не на конкретных фактах, а на
предположениях самих журналистов - это наносит большой урон чести и достоинству государственных чиновников.

Кроме этого, Генеральная прокуратура обвиняет газету в разжигании межнациональной розни и ненависти к другим народам. Свои
обвинения Генеральная прокуратура основывает на факте публикации в газете «Неруи сухан» статьи, касающейся увековечивания
памяти Тамерлана (от 29 января 2004 года). По мнению Генеральной прокуратуры, высказывание «грош цена народам, которые
хвастаются такими тиранами, как Чингисхан и Тамерлан», содержит крамольный смысл. Газета, печатая такие высказывания, тем самым
сеет семена ненависти к узбекам и монголам.

В статье известного таджикского поэта Б.Собира «Смерть осла - пир для волка» от 27 мая 2004 года несколько раз повторяется слово
«еврей». В этой же статье Б.Собир критикует иранский народ за их отсталость и сохранение феодальных пережитков, что, по мнению
Генерального прокурора, недопустимо: это якобы наносит ущерб международным отношениям Таджикистана.

В статье «$600 миллионов» от 1 апреля 2004 года русские генералы обвиняются в разжигании войны в Таджикистане, и это, по мнению
Генерального прокурора, недопустимо.

На основании вышеуказанных недостатков, допущенных в газете «Неруи сухан», Генеральный прокурор Таджикистана приказывает:

1. Прекратить публикации статей, необоснованно критикующих властные структуры на страницах газеты.

2. В случае повторения подобных нарушений поставить вопрос об ответственности должностных лиц газеты, вплоть до закрытия газеты
законным путем.

3. Настоящее распоряжение является обязательным и подлежит немедленному выполнению. О результатах работы доложить
Генеральному прокурору.

М.Бокизода, главный редактор газеты «Неруи сухан», 11 августа 2004 года отвечает на предписание Генерального прокурора
Таджикистана. Он отмечает, что обвинения в адрес редакции со стороны прокуратуры несостоятельны и все материалы газеты
подготовлены на основе имеющихся фактов. Главный редактор высказывает мнение, что материалы газеты не могут быть полностью
безгрешными и редакция постарается впредь не допускать в своих статях грубых нарушений законодательства.

Заместитель Генерального прокурора Таджикистана Д.Максудов 6 августа 2004 года, опираясь на статью 23 Конституционного закона РТ
«Об органах прокуратуры РТ», требует от редакции газеты «Неруи сухан» представить ему оригиналы материалов «Когда Рахмонов
становится Путиным?» (от 12 февраля 2004 г.), «Аукцион по-таджикски» (от 29 июля 2004 г.) и др. Заместитель Генерального прокурора
РТ требует также, чтобы редакция предоставила ему информацию об авторах указанных статей.



В свою очередь М.Бокизода, главный редактор «Неруи сухан», опираясь на статью 30 Конституции РТ, которая гласит: «Каждому
гарантируется свобода слова, печати, право на использование средств информации. Государственная цензура и преследование за критику
запрещается. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом», отказывается выполнять требования
Д.Максудова. В письме М.Бокизода спрашивает у прокурора: «Кому верить? Если каждого, кто пишет статьи преследовать, тогда что
останется от требований закона, который каждому гарантирует право свободно выражаться в СМИ?»

Тем не менее, главный редактор предоставил оригиналы статей в прокуратуру, однако сообщить информацию об авторах отказался.

Политические партии и защита свободы слова

Социал-демократическая партия Таджикистана (СДПТ) 7 сентября 2004 года выступила с заявлением по поводу участившихся случаев
нарушения прав журналистов и СМИ в Таджикистане.

В последнее время под различными предлогами закрылись частные типографии «Джиёнхон» и «Карим Кодири», где издавались
независимые и партийные газеты «Неруи сухан», «Рузи нав», «Одаму олам», «Наджот» и «Адолат». Государственные же типографии
категорически отказываются печатать упомянутые издания. В своем заявлении СДПТ опровергает аргументы властей о чисто
хозяйственных причинах этих инцидентов и называет их «ясным сигналом со стороны властей к руководству всех частных типографий».

«Мы считаем, - говорится в заявлении, - что основной целью такого поведения властей является запугивание СМИ и журналистов
накануне грядущих парламентских выборов, и заявляем, что подобная политика не способствует консолидации общества. Более того, она
может привести к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране, ответственность за которую всецело ляжет на
правительство Таджикистана».

На заседании клуба «Социальное партнерство», организованного Общественным советом РТ, председатель Коммунистической партии
Таджикистана и депутат парламента Шодди Шабдолов, комментируя ситуацию вокруг газет «Рузи нав», «Наджот», «Неруи Сухан» и
«Одаму Олам», заявил: «Как депутат и председатель политической партии я не являюсь сторонником закрытия любых газет. Я считаю,
что правительство и госорганы РТ должны способствовать тому, чтобы эти газеты могли где-то печататься. Для этого у нас хватает
типографий. Если мы говорим о гражданском и правовом обществе, то все должны действовать в рамках закона. Это является главной
предпосылкой для решения возникших проблем».

Глава Центра ОБСЕ в Душанбе Ив Баргэн отметил, что информационная обеспеченность населения РТ необходима для демократического
и социально-экономического развития страны

1 ноября 2004 года главный редактор еженедельника «Неруи Сухан» Мухтор Бокизода был вызван в качестве ответчика в суд района
Фирдавси г. Душанбе по иску о защите чести и достоинства заведующего кафедрой юридического факультета Таджикского
Национального государственного университета Н. Абдуллоева. Поводом для иска послужила опубликованная в газете «Неруи сухан»
статья «Рахмонов кай Путин мешавад?», в которой говорилось, что Н. Абдуллоев берет взятки у студентов данного факультета.

В первый день судебного заседания М. Бокизода потребовал, чтобы процесс вел другой судья, поскольку судья Нозимов -
заинтересованное лицо, так как является бывшим студентом Абдуллоева. В связи с заявлением отвода судье, заседание суда было
отложено на 6 ноября 2004 года.

28 февраля 2005 года Миссия ОБСЕ и Бюро по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ/БДИПЧ) распространили
заявление с предварительными выводами и заключением о парламентских выборах в Республике Таджикистан, прошедших 27 февраля
2005 года года. В заявлении отмечается, что «частные газеты «Неруи Сухан», «Рузи Нав», «Одаму Олам» и «Адолат» не смогли осветить
ход выборов, поскольку ни одно государственное или частное издательство в Таджикистане не напечатало бы их, а попытки печати за
границей и ввоза тиража были запрещены властями. Закрытие этих газет, как и отказ властей в регистрации новых изданий, оказали
серьезное отрицательное воздействие на возможность существования различных мнений. Модель систематических правительственных
мер, направленных против независимых СМИ, идет вразрез с демократическим избирательным процессом».

Судебные процессы

21 декабря 2004 года в суде района Фирдоуси города Душанбе состоялось судебное заседание по иску о защите чести, достоинства и
деловой репутации Н. Абдуллаева, заведующего кафедрой судебного права и прокурорского надзора юридического факультета
Таджикского Национального государственного университета в отношении еженедельника «Неруи сухан». Соответчиками по данному
делу являются: главный редактор еженедельника «Радиф», внештатные авторы А.Мирзоев и Н. Аминов, опубликовавшие материалы, в
которых обвиняют Н. Абдуллаева в получении взяток. Кроме публикации опровержения, Н. Абдуллаев требует возмещения морального
ущерба, оцениваемого им в 200 тысяч сомони (около $66 тысяч).

Данное судебное разбирательство продолжалось долго и суд района Фирдоуси г. Душанбе вынес решение в пользу истца Н.Абдуллаева.
Суд обязал Н.Аминова, автора статьи, выплатить 50 тысяч сомони за моральный ущерб, нанесенный Н.Абдуллаеву. Позже, в ходе
рассмотрения вышеуказанного дела в кассационных и надзорных инстанциях, размер штрафа был намного уменьшен. Тем не менее, как
считают аналитики, этот и другие судебные процессы негативно повлияли на свободу слова в Таджикистане.

22 февраля 2005 года на основании заявления того же Н.Абдуллаева прокуратурой района Фирдоуси г.Душанбе возбуждено уголовное
дело против газеты «Неруи сухан» по статье «Халатность». 10 мая 2005 года суд района Фирдоуси г.Душанбе, рассмотрев данное
уголовное дело, осудил заместителя главного редактора газеты «Неруи сухан» Ваххоби Латиф на 1 год исправительных работ с
удержанием 30% заработной платы в пользу государства. Это первый случай в истории суверенного Таджикистана, когда журналиста
приговорили за то, что тот разрешил публикацию.

Кому было выгодно наказать «Неруи сухан» и Мухтора Бокизода?

Тем временем, благодаря «усилиям» налоговых органов, деятельность газеты «Неруи сухан» и типографии «Кайхон» фактически была
приостановлена. 26 января 2005 года, в ходе проверки налоговой полицией деятельности типографии «Кайхон», якобы, был установлен
факт использования электроэнергии без соответствующего разрешения в течение 10 рабочих дней в объеме около 900 кВт/ч., т.е. на



сумму 540 сомони (175 долларов США). 27 февраля 2006 года прокуратурой района Фирдоуси г.Душанбе было возбуждено уголовное дело
по статье 253 ч.2 п. «б» УК РТ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) в отношении Мухтори
Бокизода. Главный редактор газеты «Неруи сухан» Мухтор Бокизода в беседе с корреспондентом мониторинговой службы НАНСМИТ
подтвердил, что против него Департаментом налоговой полиции Министерства по государственным доходам и сборам РТ 27 февраля 2005
года было возбуждено уголовное дело по статье 253 ч.2 п. «б» (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления
доверием). Впоследствии уголовное дело было передано в ОВД района Фирдавси г. Душанбе. «Следствие вел следователь Шухрат Джураев,
который завершил свою работу и вскоре должен передать дело в суд», - сообщил М. Бокизода. По словам М. Бокизода, налоговая полиция
увеличила данный показатель в три раза и обязала выплатить 1678 сомони 96 дирамов (более 500 долларов США). Часть суммы уже
выплачена.

Председатель Фонда памяти и защиты прав журналистов Таджикистана и главный редактор газеты «Неруи сухан» Мухтор Бокизода 11
мая 2005 года направил письма на имя Генерального прокурора Республики Таджикистан Бободжона Бобохонова, прокурора района
Фирдоуси г. Душанбе Р.Юлдашева, а также начальника департамента налоговой полиции Министерства по налогам и государственным
доходам РТ Р.Ширинова. В письме М.Бокизода напоминает, что, под предлогом уклонения от уплаты налогов, 26 января 2005 года
налоговой полицией РТ была опечатана частная типография «Кайхон», учредителем которой является сам Бокизода. «Однако с тех пор
прошло три месяца, а наша типография все еще не может начать свою работу. За этот период мы понесли большие финансовые убытки.
Нам только обещают, что скоро решится вопрос получения разрешения на возобновление деятельности типографии «Кайхон»», -
отмечается в письме. М.Бокизода надеется, что его обращение найдет понимание в Генеральной прокуратуре РТ и в ближайшее время
они смогут возобновить выпуск газеты «Неруи сухан».

Однако бюрократическая машина набирала обороты. Цель была поставлена: любым способом укротить упрямого главного редактора
«Неруи сухан». Дело довели до суда, наказали Мухтора Бокизода. Судебный процесс по делу Бокизода, на наш взгляд, заслуживает
отдельного расследования.

Но понятно одно: в деле «Неруи сухан» больше вопросов, чем ответов. Задуматься над вопросами и найти ответы – это тернистый путь
развития свободных СМИ, который выбрали Мухтор Бокизода и его единомышленники.

P.S: Автор благодарит Наргис Зокирову, бывшего координатора мониторинговой службы, Абдуфаттоха Вохидова, нынешнего
координатора мониторинговой службы за их вклад в подготовку данного материала. Мы также признательны сотрудникам
Информационного агентства «Интер-пресс-сервис», а также другим сотрудникам и волонтерам ассоциации за их вклад в успешное
проведение данного исследования.


