
Свобода СМИ и слова в Таджикистане (2005-2010 гг.)
Резюме

Настоящий отчет отражает ситуацию в сфере свободы СМИ как неотъемлемого права человека в Республике Таджикистан
(РТ).

Основные проблемы свободы слова и СМИ в РТ связаны с несовершенством законодательной базы для деятельности средств массовой
информации (СМИ), ее несоответствием международным нормам и стандартам свободы выражения мнения. Вместе с тем, отсутствие
четкой стратегии развития СМИ в республике, независимо от форм их собственности, отсутствие цивилизованного рынка СМИ и
проблемы подготовки журналистских кадров препятствуют развитию независимых плюралистических СМИ в РТ.

Другой проблемой является отсутствие единообразного применения законов в сфере СМИ. Требования о получении лицензии на
телерадиовещание и производство аудиовизуальной продукции, непрозрачность и сложность механизма выдачи лицензий Комитетом по
телевидению и радиовещанию при Правительстве РТ ставят деятельность некоторых СМИ в зависимость от специального разрешения
государственного органа. Это обстоятельство приводит к доминированию государственных СМИ над независимыми СМИ, а также лишает
граждан страны доступа к альтернативной информации.

Участились случаи подачи исков против СМИ со стороны государственных органов власти за критику. Только за 2010-2011 гг. были
зарегистрированы шесть судебных исков против восьми СМИ на общую сумму 1,42 миллиона евро, что ставит под угрозу существование
независимых СМИ. Уголовный кодекс РТ содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за диффамацию (ст.135
«Клевета»; ст.136 «Оскорбление»; ст.137 «Публичное оскорбление президента РТ»; ст. 330 «Оскорбление представителя власти»). Таким
образом, законодательство обеспечивает особую защиту органам государственной власти от критики. В связи с этим актуальным является
вопрос декриминализации клеветы и оскорбления в правовой системе Таджикистана.

Несмотря на законодательно установленные гарантии, проблемы доступа СМИ и журналистов к источникам официальной информации
остаются актуальными. Принятый в 2008 году Закон РТ «О доступе к информации» является неэффективным в связи с установленными в
нем чрезвычайно длительными сроками для получения общественно значимой информации (до 45 дней). Это неприемлемо для
эффективной работы СМИ. Плата, введенная в 2009 году за получение информации от государственных органов, также является
препятствием на пути реализации права на доступ к информации.

Доступ к информации чрезвычайно затруднен внесудебным блокированием интернет-сайтов независимых СМИ, которое приобрело
массовый характер в сентябре-октябре 2010 года, а также давлением на СМИ посредством налоговых и иных проверок. Участились случаи
необоснованного отказа печатать независимые газеты со стороны государственных и частных типографий РТ.

Таджикистан является государством-участником ОБСЕ и ратифицировал подавляющее большинство международных правовых актов и
соглашений, а также протокольных приложений к ним, которые утверждают незыблемость и обязательное конституционное обеспечение
неотъемлемого права личности и общества на свободу слова и выражения мнений. Лишь диалог между СМИ и властными структурами РТ,
с участием организаций гражданского общества, о существующих проблемах в сфере свободы слова и СМИ, может способствовать
нахождению точек соприкосновения и интересов сторон с тем, чтобы укрепить законодательство о деятельности СМИ, развивать
правоприменительную практику, создать условия для развития независимых СМИ и гарантировать плюрализм мнений в обществе.

Введение

Настоящее исследование свободы СМИ и слова в Республике Таджикистан (РТ) за 2005-2010 годы проводилось при поддержке Бюро
Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. Основными целями исследования являются обзор ситуации в сфере СМИ в
Таджикистане и анализ развития законодательства о СМИ. В отчете также рассматриваются вопросы доступа журналистов к
общественно-важной информации, приведено обобщение событий, происходящих в медийном пространстве, включая случаи нарушения
права СМИ и журналистов. Таким образом, исследование является всеобъемлющим: в нем комплексно рассматриваются факторы и
события, охарактеризовавшие ситуацию в сфере свободы слова в Таджикистане в 2005-2010 гг.
Ситуация СМИ в Таджикистане является очень сложной: журналисты сталкиваются с многочисленными проблемами, в частности при
реализации своих прав на получение общественно важной информации. Вместе с тем, за последние годы не было проведено полноценного
исследования ситуации СМИ, чтобы определить основные проблемы и тенденции развития информационного сообщества в стране и
разработать эффективную стратегию поддержки СМИ и свободы слова в Таджикистане.

Настоящее исследование призвано восполнить этот пробел. В рамках проекта были собраны и проанализированы результаты мониторинга
СМИ, также получены мнения ключевых экспертов. В процессе исследования были использованы методы сравнительного анализа базы
данных, полуструктурного интервью, а также блиц-опроса. Автор благодарит сотрудников Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам
свободы СМИ – Ану Карлсрайтер и Адилю Даминову, советника по вопросам СМИ Офиса ОБСЕ в Душанбе Михаэля Унланда, а также
экспертов и волонтеров Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) за поддержку и помощь в подготовке
настоящего отчета.

1.Обзор ситуации со СМИ в Таджикистане за 2005-2010 гг.

Точная статистика о количестве, видах, типах, периодичности, тиражах (территории охвата), объеме вещания и контента, то есть
содержания, СМИ в Таджикистане отсутствует. Это обусловлено тем, что в республике нет единого реестра регистрации (кадастра) СМИ.
Вместе с тем, сравнительный анализ данных показывает увеличение количества СМИ за 2005 - 2010 гг. Динамика развития СМИ за
исследуемый период в Таджикистане показывает рост количества СМИ с 380 до 490, включая электронные, однако, этот количественный
индикатор не является качественным показателем развития газет, журналов, радио и телевидения в стране. Погрешности статистики
составляют 1-2 процента, что обусловлено появлением новых и ликвидацией существовавших СМИ за определенный промежуток
исследуемого периода.
Средства массовой информации Таджикистана в 2005-2010 гг. работали в непростых условиях: с одной стороны – финансовые проблемы,
связанные с экономическим кризисом, а с другой – давление на свободу слова, не позволявшие эффективно выполнять миссию по
информированию аудитории. Законодательство о деятельности СМИ предусматривает свободу слова и прессы, однако на практике
правительство ограничивало эти права. Искусственные препоны при регистрации новых изданий и получении лицензии в области



телерадиовещания, создаваемые бюрократами из уполномоченных государственных органов, мешают развитию новых свободных СМИ.
По данным эксперта в области средств массовой информации Наби Юсупова (Общественная организация «Медиаконсалтинг», e-mail:
mediaconsultingtj@gmail.com), более 40 процентов независимых СМИ страны в 2009 году находились на грани банкротства. Вместе с тем,
правительственные СМИ получали субсидии из государственного бюджета, а обращение руководителей ведущих СМИ и
неправительственных организаций к Правительству республики о разработке программы государственной поддержки СМИ в условиях
кризиса путем предоставления налоговых льгот не увенчалось успехом.

По итогам опроса, проведенного вышеуказанной организацией среди руководителей отечественных СМИ и неправительственных
организаций, занимающихся вопросами свободы СМИ, в апреле 2009 года, СМИ Таджикистана сильно ощутили влияние мирового
финансового кризиса. Мировой экономический кризис повлиял на ситуацию СМИ наряду с другими секторами экономики, однако,
структурные проблемы существуют давно. Тем не менее, в ходе опроса на вопрос «Повлиял ли мировой финансовый кризис на ваше
СМИ?», 92% опрошенных ответили «Да». Такой же процент был получен после ответа на вопрос «Уменьшились ли ваши доходы?». Размер
ущерба, нанесенный кризисом, оценивают по-разному. У 73% опрошенных эта цифра варьирует между 10-35%. Самая высокая сумма
потерь достигает 80% доходов. В связи с этим 41% респондентов не исключают угрозы того, что их СМИ будет вынуждено прекратить
свою деятельность. В случае 63% печатных СМИ кризис повлиял и на покупательскую способность их аудитории, что привело к более
значительному чем обычно, уменьшению тиражей изданий за последнее время. При этом сокращать штат сотрудников спешат далеко не
все (30%). Связано это, прежде всего, с тем, что в области СМИ и до кризиса наблюдалась острая нехватка кадров. Необходимые для
выхода из кризиса средства оказались также разными по сумме – в зависимости от размера и региона распространения/вещания СМИ.
Самая высокая сумма составила 120 тыс. сомони (около 19 тысяч евро), самая низкая – 7 тыс. сомони (более 11,5 тысяч евро). Почти все
руководители СМИ, независимо от формы собственности, признались, что нуждаются в материально-технической помощи
государственных или международных организаций. Однако доли нуждающихся в поддержке государства и международных организаций
существенно различаются – 65% и 84% соответственно. На вопрос «Что, по-вашему, могло бы способствовать выживанию СМИ
Таджикистана во время финансового кризиса?», 40% респондентов ответили: «Снижение налогов и дополнительные источники дохода
(госинвестиции, гранты, коммерческие акции, проекты и т.д.).

В Таджикистане также существуют другие проблемы, которые мешают СМИ эффективно работать, тем самым ограничивая доступ
граждан к общественно важной информации. Введение режима подачи электроэнергии в стране в зимний период отрицательно влияет на
деятельность печатных СМИ, газеты не печатаются в местных типографиях. В суровые февральские дни 2008 года, согласно
утвержденному правительством графику, были введены ограничения подачи электроэнергии в здании издательско-полиграфического
комплекса «Шарки Озод», где печатаются 95% всех республиканских газет. В результате этого, выпуск многих еженедельных печатных
изданий нередко находился под угрозой срыва.

Кроме того, по сообщению прессы (www.centrasia.ru), в 2009 году, по распоряжению председателя (мэра) города, недовольного критикой
телеканала в свой адрес, местной горэлектросетью было обесточено ТВ «Регар» (г.Турсун-заде).

Вместе с тем, введение ограничений в энергоснабжении, особенно в регионах республики, лишает населения возможности просмотра
передач таджикских телеканалов, так как многие телепередатчики, которые установлены на местах, не включены в список важных
объектов, нуждающихся в бесперебойном обеспечении электричеством. По этой причине жители, имеющие собственные генераторы, в
большей степени пользуются спутниковыми антеннами, то есть смотрят передачи зарубежных телеканалов.

Положение СМИ в Таджикистане за 2010 год серьезным образом не улучшилось. Мировой финансовый кризис продолжил сказываться на
деятельности СМИ. Падение тиражей, уменьшение доходов от рекламы, громкие случаи судебного преследования изданий, ограничение
доступа журналистов к информации, негативное воздействие самоцензуры остаются характерными явлениями в информационном
пространстве Таджикистана. По оценкам специалистов в области СМИ, в экономике страны происходит новый этап передела
собственности и сферы влияния, в связи с чем, усиливается, в частности, стремление взять под свой контроль деятельность СМИ со
стороны ветвей власти, финансово-промышленных и иных влиятельных групп. Средствам массовой информации, и – в большей степени –
независимым изданиям приходиться не только самим осваивать уроки выживания в сложных условиях, но и бороться с вышеуказанными
негативными явлениями, чтобы сохранить свою независимость.

По данным Министерства культуры РТ, на начало 2010 года в стране было зарегистрировано 228 газет, в том числе 49 государственных,
115 частных, 27 общественных и 37 отраслевых изданий. Зарегистрировано также 118 журналов, из них 12 государственных, 44 частных,
20 общественных и 42 отраслевых. В республике вещают пять государственных телеканалов, три государственные радиокомпании,
имеющие до 100% покрытия всей территории страны, а также 16 местных телевизионных станций, семь независимых радиостанций и две
местные FM-радиостанции (в городах Гафуров и Истаравшан).

В то время как онлайн-журналистика стремительно становится одним из самых влиятельных средств массовой информации на Западе, в
Таджикистане она только зарождается, встречая порою на своём пути серьёзные экономические и юридические препятствия.
Онлайн-журналистика в стране в большей степени ограничивается работой местных журналистов на зарубежные сетевые издания,
поскольку популярных таджикских ресурсов фактически не существует. В Республике Таджикистан работает несколько
информационно-аналитических порталов, которые входят в медиагруппы (такие, как «Азия плюс», «Вароруд», «Авеста», «Tojnews» и
другие). По имеющейся информации, только пять-шесть газет выкладывают свои печатные версии в Интернете. В этом плане
независимые газеты проявляют больше интереса и инициативы, нежели государственные издания.

Согласно статистике фонда «Гражданская Инициатива Политики Интернета»,(www.cipi.tj, Общественный Фонд «Гражданская инициатива
политики Интернет (ГИПИ)» нацелен на способствование росту децентрализованного, управляемого пользователем и доступного
Интернет, адаптацию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения местных задач- Прим.: курсив автора) в
Таджикистане всего порядка 10-15% населения имеют доступ к сети Интернет. По другим данным, в стране постоянный доступ в
Интернет имеют лишь около 5 % населения. Основных проблем развития онлайн-журналистики в Таджикистане две: во–первых, это
нехватка кадров, которые заинтересованы и могут развивать онлайн-журналистику и, во-вторых, отсутствие необходимой техники,
благодаря которой возможен выпуск интернет-СМИ. Местные эксперты считают также, что низкий уровень жизни населения, а к тому же,
нередко, и энергетический кризис в республике мешают должному развитию онлайн-журналистики в Таджикистане.

Система распространения печати в Республике Таджикистан работает неэффективно, что является одной из причин слабого развития
печатных СМИ. Стоимость годовой подписки на издания колеблется от 48 до 85 сомони (8-26 евро), что недоступно уязвимым слоям
населения. К распространению по подписке в большей степени склонны правительственные газеты, так как подписка на них в основном



осуществляется в принудительном порядке. Таджикская почта и существующее государственное объединение «Таджикматбуот» из-за
экономической нецелесообразности доставляет газеты в регионы с опозданием. В Таджикистане отсутствует альтернативная сеть
распространения печати.

В городах мало киосков, тем не менее, часть читателей покупают газеты в киосках. Неоднократные обращения руководителей и
собственников газет к администрации города Душанбе, столицы республики, по увеличению количества газетных киосков, не увенчались
успехом. На данный момент собственники газет при поддержке Офиса ОБСЕ в Душанбе и Посольства США в Таджикистане реализуют
проект по созданию альтернативной службы распространения газет в стране. В 2002 году Бюро ОБСЕ также установило доски для
размещения газет в целях повышения информированности населения, которыми пользуются и поныне, однако они малочисленны и
установлены далеко не повсеместно. По данным Офиса ОБСЕ в Душанбе, доски установлены в трех городах и 27 селах РТ.

Читатели в большей степени пользуются услугами частных распространителей, которые продают газеты в людных местах (улица, базар,
аэропорт, вокзал, вузы и другие). Они же доставляют газеты в офисы за наличный расчет. Примечательно, что культура чтения газет
среди молодежи очень низкая, часть молодого поколения Таджикистана предпочитает Интернет. Возможно, уменьшение количества
читающих газеты было обусловлено отсутствием в информационном пространстве республики ежедневных изданий. С другой стороны,
отсутствуют достоверные данные о количестве грамотного взрослого населения страны.

Примечательно, что в прошлом году в Таджикистане появилась ежедневная газета «Имруз-News», которая издается с 30 августа 2010
года. «Имруз-News» – это первая ежедневная газета независимого Таджикистана. Таджикистан был единственной страной в регионе
ОБСЕ, которая до этого не имела ежедневной газеты. Стоимость одного экземпляра этой газеты в розничной торговле составляет 1,5 - 2
сомони (0,25 -0,35 евро). В Таджикистане, где более половины населения живет за чертой бедности, установившиеся цены на газеты,
приравнены к стоимости буханки хлеба или двум лепешкам. Такая высокая цена газет существенно ограничивает доступ уязвимых слоев
населения к информации. Низкая платежеспособность основной части населения РТ не способствуют развитию ежедневной прессы в
стране.

По данным государственной статистики, среднемесячная зарплата в РТ за первые шесть месяцев 2010 года составила 309 сомони (54
евро). Самая низкая заработная плата в сфере материального производства в первом полугодии 2010 года была у работников сельского,
рыбного и лесного хозяйства – она составила 83,86 сомони и 151,11 сомони (14-26 евро). Самая высокая заработная плата в этот период
была в сферах связи – 921, 03 сомони (160 евро), строительства – 909, 62 сомони (158 евро), транспорта – 817, 51 (143 евро) и
промышленности – 577,26 сомони (100 долларов США). В целом, в сфере материального производства среднемесячная заработная плата в
первом полугодии 2010 года составила 308, 89 сомони (54 евро) и по сравнению с аналогичным периодом 2009 года выросла на 23,4%.

Как было отмечено выше, в Таджикистане существуют государственные и негосударственные газеты и журналы, информационные
агентства, а также телерадиоорганизации. Государственные издания, которые составляют большинство СМИ в стране, подразделяются на
общенациональные (правительственные и парламентские), областные и районные (городские), а также отраслевые СМИ.
Негосударственные СМИ делятся на независимые (частные, общественные) и партийные издания. В стране действуют восемь
информационных агентств, в том числе одно государственное – НИАТ «Ховар». Такая структура СМИ в Таджикистане не противоречит
нормам Закона РТ «О печати и других средствах массовой информации». Самая тиражная газета в стране у Народно-демократической
партии Таджикистана (НДПТ) – издание правящей партии – «Минбари халк»; другая, стабильно издающаяся газета оппозиционной
Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) «Начот» имеет небольшой тираж. Издание других политических партий и
общественных организаций Таджикистана выходят нерегулярно и не имеют большой аудитории. С точки зрения тиража газеты не могут
охватывать всю территорию страны: они в основном распространяются в столице, крупных городах областных и районных центрах. До
отдаленных населенных пунктов газеты доходят изредка и с опозданием.

В Таджикистане издается большое количество частных газет, которые не получают государственных дотаций. В республике появились
медиа-холдинги, такие как «Чархи гардун» (www.gazeta.tj), «Азия-плюс» (www.news.tj, E-mail: newspaper@asiaplus.tj), «Оила»
(www.pressa.tj , E-mail: tojikiston@pressa.tj), «Мушфики», каждый из которых издает по 2-7 газет и журналов, один из них также владеет
радиостанцией, и два – информационными агентствами. Следует только отметить, что все издания данных медиа-холдингов стали
популярными лишь потому, что они лояльно относятся к политике правительства республики. А критически настроенные издания в РТ
попадают в немилость власти и испытывают различное давление со стороны государственных структур.

Вместе с тем, имеются СМИ, которые не афишируют свои отношения к определенным этническим и финансово-промышленным группам.
Известна медиагруппа «Ориёномедиа», которая принадлежит Хасану Саъдуллоеву – шурину Президента РТ, являющемуся президентом
крупнейшего банка Таджикистана АООТ «Ориёнбонк» (http://www.orionomedia.tj). Единственная ежедневная газета «ИмрузNews» также
связана с этой группой. Основателем «ИмрузNews» является Генеральный директор «Ориёномедиа» Рустам Джониев.

В Душанбе также издаются газеты, которые не считают себя лояльными по отношению к власти: это газеты «Фараж» (faraj-73@mail.ru);
«Пайкон» (E-mail: bmstj@mail.ru); «Миллат» (www.millat.tj, millat@mail.ru); «Озодагон» (ozodagon@mail.ru, ozodagon@inbox.ru); «СССР»
(www.khatlonpress.tj , CCCP0909@rambler.ru); «Нигох» (nigoh_tj@inbox.ru). Однако эксперты считают, что некоторые из перечисленных
газет в большей степени делают акцент на мнения и взгляды, нежели на факты и аргументы, что приведет к нарушению принципа
сбалансированности в подаче информации читателям. Во время подготовки данного отчета газета «Пайкон» перестала печататься из-за
судебной тяжбы, приведшей к банкротству газеты.

Все газеты, независимо от форм собственности, полностью зависят от правительства, потому что все типографии, имеющие возможность
печатать газеты в Таджикистане, являются государственной собственностью или находятся под контролем властей. Критически
настроенные издания могут оказаться под угрозой срыва выхода в свет. Так случилось в начале августа 2010 года, когда руководство
типографии «Мушфики», где публиковались частные газеты, вдруг заявило, что, якобы по техническим причинам, не будет печатать
газеты «Миллат», «Озодагон», «Фараж», «Пайкон», «Боргохи сухан». После вмешательства журналистского сообщества республики
печать всех указанных газет, кроме газеты «Боргохи сухан», была возобновлена. Однако уже в октябре 2010 года государственные и
частные типографии вновь отказали в печати независимым изданиям «Фараж», «Пайкон» и «Нигох».

В Душанбе действуют две частные типографии, которые имеют технические возможности печатать полноформатную газету. Это
типографии «Оила-принт» и «Интишор». Эти типографии печатают собственные издания, и лояльно относятся к политике правительства.
Владельцы этих типографий не стали бы печатать оппозиционно настроенные газеты из-за боязни потерять свой бизнес, поскольку
правительство имеет возможность оказания на них давления посредством фискальных органов. Даже типография Партии исламского



возрождения Таджикистана, в целях самосохранения, кроме собственной печатной продукции не решается печатать другие издания.

Проблема лицензирования в области телерадиовещания также остается актуальной. Не все претенденты на получение лицензий (а их
около 20) получили разрешение уполномоченного государственного органа – Комитета по телевидению и радиовещанию при
Правительстве РТ. Многие из них из-за бюрократической волокиты отказались от намерения создать новые телерадиоорганизации.
Неоднократные обращения международных и национальных организаций, работающих в сфере поддержки СМИ, к Президенту,
Правительству и Парламенту Таджикистана в 2005-2010 годах по поводу обеспечения законности и прозрачности выдачи лицензий,
упорядочения работы Лицензионной комиссии при Комитете по телевидению и радиовещанию, создания межведомственного совета по
лицензированию в области телерадиовещания не дали положительных результатов. Власть игнорирует голоса СМИ и организаций
гражданского общества. Лицензионная комиссия состоит в основном из представителей государственных структур.

16 июня 2006 года Республика Таджикистан, наравне со ста девятнадцатью государствами мира, вступила в Региональное соглашение
«Женева-2006», разработанное Международным союзом электросвязи (МСЭ). В рамках этого соглашения был принят Региональный План
цифрового вещания.

Правительством РТ утверждена Концепция о переходе на цифровое вещание телевидения на 2010-2025гг. В рамках этой Концепции
подготовлена Программа на 2010-2015 гг. для перехода на цифровое вещание. По данным экспертов общественной организации «Хома»
(ОО «Хома», www.khoma.tj , «Хома» – организация, занимающаяся вопросами печатных и электронных СМИ в РТ), в Таджикистане решено
применять общеевропейский стандарт DVB (Digital Video Broadcasting). В качестве стандарта компрессии, применяемого в цифровом
эфирном телерадиовещании, планируется использовать стандарт MPEG-4. Реализация программы намечена в шесть этапов. Первый этап
охватывает город Душанбе.
В середине января 2010 года представители Комитета по телевидению и радиовещанию при Правительстве РТ заявили, что
«телевизионные каналы Таджикистана с марта нынешнего года намереваются перейти на цифровое вещание на территории города
Душанбе как опытного участка». Тогда же было заявлено, что в этом году Комитет по телерадиовещанию намерен осуществлять начало
реализации Программы перехода на «цифру» за счет своих средств. Однако на момент окончания подготовки доклада (конец 2011 года) о
цифровизации вещания население столицы ничего не знает.

К 17 июня 2015 года, в соответствии с соглашением, переход на «цифру» должен быть завершён. К этому сроку все участники соглашения,
включая Таджикистан, должны запустить синхронное цифровое вещание на своей территории и полностью прекратить аналоговое
вещание. Переход к цифровому формату вещания связан с проблемами реализации права граждан на получение информации. Цифровое
вещание открывает огромные возможности, однако этот процесс в Таджикистане протекает в коридорах министерств и ведомств, и к нему
не привлечены негосударственные телерадиокомпании, организации гражданского общества. Население также не информировано о
перспективах перехода к цифровому вещанию, что может повлечь за собой социальные и экономические сложности.

За 2005-2010 годы в стране появились новые СМИ, ряды журналистов пополнились молодыми специалистами, однако качество
большинства информационных программ и журналистских материалов не соответствует международным стандартам. Наблюдается и
нарушение баланса между принципами свободы слова и ответственности СМИ и журналистов перед обществом. Парадоксально, но это
факт: на примерах таджикских СМИ можно проследить отличительные особенности журналистики, согласно различным существующим
теориям – авторитарной, либертарианской, теории социальной ответственности и советской тоталитарной теории. Государственные СМИ
работают на основе авторитарной и советской тоталитарной теории, а независимые СМИ в большей степени придерживаются основ
либертарианской теории и теории социальной ответственности. Возможно, непониманием сущности этих теорий, а также предназначения
СМИ в демократическом обществе обусловлено отсутствие в Таджикистане межсекторального (правительственные структуры – СМИ –
организации гражданского общества) обмена информацией и сотрудничества в целях развития всех СМИ.

Согласно результатам исследований международных организаций – «Репортеры без границ» (www.rsf.org), Amnesty International
(www.anmesty.org), Таджикистан является авторитарным государством, где власти тем или иным образом контролируют (оказывают
воздействие или вмешиваются в деятельность) частные СМИ. В последние годы этот «контроль» осуществляется посредством
экономического или судебного давления – отказы в регистрации, судебные обвинения в клевете на чиновников, якобы содержащейся в
публикациях, и т.д. Только в 2005 году служба мониторинга Национальной Ассоциации независимых средств массовой информации
Таджикистана зафиксировала девять случаев уголовного преследования журналистов, тогда как в 2004 году не было ни одного случая
привлечения журналистов к уголовной ответственности. Вместе с тем, в 2005 году было зафиксировано шесть требований о защите чести
и достоинства, на основании публикации определенных сведений, и одно требование о защите права на собственное изображение. В
2006-2009 годы также были зафиксированы случаи уголовного и судебного преследования СМИ и журналистов, ярким примером может
послужить дело газеты «Овоза» (2007-2008 гг.).

Дело газеты «Овоза»

Уголовное дело в отношении журналистов было возбуждено прокуратурой города Душанбе по иску эстрадной певицы Райхоны Рахимовой
11 июля 2007 года по статьям 135 часть 2 («Клевета, содержащаяся в публичных выступлениях»), и 136 часть 2 («Оскорбление,
содержащееся в публичных выступлениях») УК РТ за клевету и оскорбление, допущенные в статье «Райхона пи…пи…пи…Афганистан»,
опубликованной в газете «Овоза» (№25, 21 июня 2007 г.). Статья была основана на материалах вебсайта www.mynet.tj, концертного диска
и комментариев фанатов певицы в Интернете. Именно в материалах сайта были допущены грубые высказывания в отношении певицы.

Через 40 дней журналисты газеты узнали о возбуждении против них уголовного дела, причем эта информация поступила не из
прокуратуры. Дознаватель УВД города Душанбе Насриддин Наджмиддинов 30 июля 2007 года позвонил в редакцию еженедельной газеты
«Овоза» и попросил предоставить ему тексты законов, регулирующих деятельность СМИ. Между делом, Наджмиддинов сообщил
сотруднику редакции, что в отношении главного редактора еженедельника «Овоза» Саиды Курбоновой и корреспондентов Мухайё
Нозимовой и Фарангис Набиевой прокуратурой г. Душанбе возбуждено уголовное дело.

В парламенте республики в это время шли дебаты по поводу внесения изменений и дополнений в УК РТ. Согласно предложенным
дополнениям и изменениям в УК РТ, за любые высказывания на интернет-сайтах, порочащие честь и достоинство гражданина, следует
уголовное наказание, т.е. интернет-сайты, в соответствии с проектом изменений, приравнивались к средствам массовой информации.

По мнению адвоката подсудимых Иноята Иноятова, поскольку вышеупомянутый законопроект еще не был принят парламентом,
прокуратура не имела право предъявлять обвинение на основе материалов сайта. Однако прокуратура, забегая вперед, предъявила



обвинение еще по статье 144 («Незаконное собирание и распространение информации о частной жизни») УК РТ. Основой для обвинения
послужило цитирование материалов интернет-сайта, которые в то время еще не были приравнены законом к СМИ.

Учитывая бессмысленность возбуждения уголовного дела в отношении журналистов, на их защиту выступил ряд журналистских
организаций республики. Поддержка журналистов выразилась в предоставлении сотрудникам издания защитника. Кроме этого,
организации, занимающиеся вопросами СМИ, выступили с заявлением Президенту страны Эмомали Рахмону, где было отмечено, что
дело журналистов газеты «Овоза» сфабриковано и наносит большой урон имиджу страны.

Адвокат журналистов Иноят Иноятов считал, что возбуждение уголовного дела в данном являлось незаконным. По его мнению,
предъявленное прокуратурой обвинение не имело под собой законного основания. Кроме того, обвинение противоречило статье 30
Конституции Республики Таджикистан и нормам Международного Пакта о гражданских и политических правах. Адвокат также считал,
что за оскорбительные слова, использованные в материале интернет-сайта, должны отвечать их авторы, а не журналисты,
процитировавшие их в своей статье. Следствие по закону должно было выявить автора оскорбительных слов, опубликованных на сайте в
отношении Райхоны Рахимовой и принять в его отношении соответствующие меры. Вместо этого, прокуратура попыталась обвинить
журналистов, что категорически противоречит статье 35 ч. 2 Закона РТ «О печати и других средствах массовой информации». Несмотря
на усилия профессионального сообщества СМИ РТ, прокуратура передала дело в суд.

В ходе судебного процесса, который начался 9 октября 2007 года, были выявлены нарушения процессуальных норм в отношении
журналистов. Во второй день судебного разбирательства адвокат подсудимых Иноят Иноятов попросил суд запросить новое экспертное
лингвистическое заключение по статье «Райхона… пи...пи…Афганистан», тем самым выразив недоверие результатам лингвистической
экспертизы, проведенной следствием. По мнению адвоката, под экспертной оценкой должны были быть подписи всех членов экспертной
комиссии. Однако экспертная оценка, представленная следствием суду, была подписана лишь руководителем экспертной комиссии.

Разбирательство в суде района Фирдавси г. Душанбе по делу журналистов газеты «Овоза» возобновилось лишь спустя два месяца – 13
декабря. Суд заслушал вновь полученное экспертное заключение о статье. В нем указывалось на то, что статья критическая и не
содержит слов оскорбляющих чести и достоинства человека. Сами журналисты предоставили суду доказательства в виде справок из
разных творческих союзов республики о том, что частица «пи…пи…пи…», использованная ими в заглавие статьи, и посчитанная истцом
оскорбительным словом, не что иное, как электронный сигнал, используемый журналистами для прикрытия нецензурных слов.
Лишь после полугодового судебного разбирательства суд района Фирдавси под председательством судьи Акбара Сафарова 28 января
вынес мирное решение по делу редактора «Овоза» Саиды Курбановой и корреспондентов Мухайё Нозимовой и Фарангис Набиевой.
Важным итогом полугодового судебного разбирательства против журналистов газеты «Овоза» также является то, что впервые
независимые журналисты Таджикистана объединили свои усилия и выступили единым фронтом против грозившей их коллегам
несправедливости. Тем самым они доказали, что сообща журналистам легче защитить свои интересы.

Дело журналиста Турсунали Алиева

Другим случаем преследования за журналистскую деятельность является дело 63-летнего журналиста Турсунали Алиева из
Джабборрасуловского (бывшего Пролетарского) района, длившееся более года. Поводом для начала тяжбы послужил фельетон под
названием «Хайфи раис шаве…» («Должно быть стыдно председателю…»), который был опубликован 12 сентября 2007 года в областной
газете «Тонг». Фельетон был написан с целью разоблачения коррупционных действий государственных чиновников местного уровня,
которые имели отношение к незаконному распределению государственного имущества.

Сразу после публикации фельетона в сентябре 2007 года прокуратура Джабборрасуловского района возбудила в отношении Турсунали
Алиева уголовное дело по статье 135 ч. 3 УК РТ. По словам тогдашнего прокурора Согдийской области Хайриддина Саидова, основой для
возбуждения уголовного дела послужили некоторые факты, приведенные в фельетоне Турсунали Алиева «Хайфи раис шаве…» (газета
«Тонг» от 12.09. 2007г), которые не соответствуют действительности. В фельетоне Турсунали Алиев пишет, что первый заместитель
председателя хукумата (администрации) Джабборрасуловского района Нурилло Рахматов для выделения участка земли потребовал от
гражданина Ойбека Алиева 6.000 американских долларов. Этот факт не был подтвержден. На основании заявления Нурилло Рахматова
прокуратурой Джабборрасуловского района было проведено расследование. В результате 30 сентября 2007 года было выявлено, что в
действиях Алиева не было преступных мотивов, следовательно, в возбуждении уголовного дела было отказано.

Вопросы, поднятые в фельетоне, стали предметом расследования комиссии, учрежденной администрацией Согдийской области по
поручению тогдашнего председателя области Косима Косимова. Как следует из заключения юриста Мухаббат Джураевой,
опубликованного в газете «Фараж» 4 сентября 2008 года, в результате проверки факты, приведённые в фельетоне, подтвердились, и
государству было возвращено большинство объектов, в своё время незаконно приватизированных в Джабборрасуловском районе
Согдийской области. С должности председателя района был освобожден Аюб Очилов. Об этом на пресс-конференции председателя
области было сообщено журналистам.

Некоторые источники утверждали, что тогда и в отношении заместителя председателя района Нурилло Рахматова было возбуждено
уголовное дело. Однако Хайриддин Саидов, прокурор Согдийской области, советник юстиции первого класса, подтверждает, что в
действительности дело против Рахматова не возбуждалось. Что было на самом деле, почему был распространен этот слух, прокурор не
уточнил. Правовые эксперты предполагают, что, скорее всего, тогда были проведены следственные мероприятия.

Из письма журналиста, опубликованного в газете «Фараж» 4 сентября 2008 года, следует, что для его запугивания чиновники
использовали разнообразные способы. Ему инкриминировали невероятные преступления. В том числе его обвинили в шпионаже в пользу
соседнего государства. По этому поводу его допрашивали следователи Госкомитета национальной безопасности, однако факты не
подтвердились. Чиновники, о противоправных действиях которых писал журналист, никак не желали успокоиться. Они хотели привлечь
журналиста к уголовной ответственности, чтобы другим журналистам было неповадно критиковать их.

Решение, принятое прокуратурой Джабборрасуловского района 20 июня 2008 года было аннулировано согдийской областной
прокуратурой конце сентября 2007 года. Все материалы были возвращены в прокуратуру Джабборрасуловского района для проведения
дополнительного расследования. 9 августа 2008 года после проведения дополнительного расследования, прокурор района возбудил
против Турсунали Алиева уголовное дело. Из-за следственного подчинения данное уголовное дело было отправлено в следственный отдел
ОВД Джаббаррасуловского района для проведения предварительного следствия. Позже, 18 августа 2008 года это уголовное дело принял к
производству следственный отдел УВД Согдийской области.



Тем временем, коллеги журналиста обратились в Национальную ассоциацию независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), чтобы
оказать правовую поддержку Турсунали Алиеву. На основании заявления Турсунали Алиева и по поручению руководства НАНСМИТ
дальнейшая правовая поддержка и защита интересов Алиева была возложена на адвоката Мухаббат Джураеву.

29 августа 2008 года журналистские организации страны распространили официальное заявление по поводу преследования журналиста
Турсунали Алиева за критику. НАНСМИТ и Союз журналистов Таджикистана (www.tuj.tj, Союз журналистов Таджикистана - это
творческая, независимая, самоуправляемая, основанная на членстве общественная организация, объединяющая журналистские союзы
областей, городов и районов РТ) выразили озабоченность тем, что, защищая интересы граждан, общества и государства, журналисты
становятся объектом преследования за профессиональную деятельность. Было подчеркнуто, что действия правоохранительных органов
Согдийской области являются преднамеренным преследованием журналиста Алиева, проводятся в угоду отдельным высокопоставленным
лицам и нацелены на запугивание журналистов. Правозащитные организации Таджикистана требовали объективного подхода к
рассмотрению уголовного дела, чтобы исключить личные и корпоративные амбиции и обеспечить верховенства закона.

К защите журналиста Турсунали Алиева подключились также другие СМИ и журналисты, ибо согласно нормам законодательства,
ответственность по ст. 135 УК Республики Таджикистан («Клевета») наступает в том случае, если были распространены заведомо ложные,
порочащие другое лицо сведения. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Следовательно, лицо заранее
должно знать о недостоверности сведений и стремиться распространить именно такие сведения, т.е. оболгать другое лицо. Даже
неосторожная форма вины не образует состава преступления.

Тем временем, прокурор Согдийской области Хайриддин Саидов в ответ на статью юриста Машхура Газиева «Нужно ли сажать за
клевету?» ( «Азия плюс» № 41 (455), 8 октября 2008 года), сообщил в прессе: «Как показывают материалы предварительного следствия,
доказательства и показания свидетелей, некоторые указанные в фельетоне моменты, описанные Турсунали Алиевым в отношении
Нурилло Рахматова, являются клеветой. Продолжается предварительное следствие, и до сих пор ни один человек не был привлечен к
уголовной ответственности по этому делу».

Вместе с тем, по словам Хайриддина Саидова, 9 октября 2008 года по итогам ознакомления с материалами уголовного дела для
всестороннего и беспристрастного обеспечения следственных мероприятий со стороны прокуратуры Согдийской области была дана
письменная рекомендация, где после завершения всех следственных операций будет дана правовая оценка действиям всех фигурантов
уголовного дела.

Уголовное дело в отношении журналиста Турсунали Алиева было прекращено согласно статье 73 УК Республики Таджикистан и статье 5,
прим. 3 УПК РТ в связи с примирением сторон.

Новое наступление на свободу СМИ

За 2010 год, по данным мониторинговой службы НАНСМИТ, зафиксированы девять судебных исков в отношении печатных изданий
Таджикистана («Азия плюс», «Крим-инфо», «Миллат», «Озодагон», «Пайкон», «Сугд», «Фараж» и «Чархи гардун»).

Самым громким делом стал иск трех судей Верховного суда республики и суда г. Душанбе против трех таджикских изданий – «Азия плюс»,
«Озодагон» и «Фараж», в связи с так называемым «делом исфаринцев», который вызвал большой резонанс в обществе. Речь идет об 31
исфаринцах (жителях Исфара – города на Севере Таджикистана), которые были приговорены Верховным судом к 10-25 годам лишения
свободы за создание преступного сообщества, хищение государственных средств, сокрытие доходов, убийство и т.д. По данным суда, эта
группа нанесла государству ущерб в размере около 8,5 миллионов евро.

В январе 2010 года в Худжанде началось заседание Кассационной коллегии Верховного суда по данному делу. Именно в ходе этого
заседания адвокат Солиджон Джураев сделал сенсационное заявление, в котором обвинил Верховный суд страны и Агентство по борьбе с
коррупцией, которое вело данное дело, в фальсификациях и произволе. Причем в своем открытом заявлении он обратился сразу к
Президенту, Парламенту, Генеральному прокурору, уполномоченному по правам человека (омбудсмену), ряду международных
правозащитных организаций и СМИ. Он также вручил журналистам компакт-диски, на которых была записана его приватная беседа с
судьей Верховного суда Нуром Нуровым, который рассказывает о том, почему он вынес в отношении исфаринцев такой несправедливый
приговор.

Приехав в Душанбе, адвокат Солиджон Джураев провел пресс-конференцию, где вновь публично повторил свои обвинения. Журналисты,
присутствовавшие на ней, рассказали об этом своим читателям. Через неделю, старший прокурор Генеральной прокуратуры РТ Рустам
Олимов, участвовавший в судебном процессе в качестве государственного обвинителя, назвал приговор судьи Нур Нурова незаконным (см.
газеты «Азия Плюс», №4, 2010 г.). По словам прокурора, приговор суда противоречит принципам уголовного права и уголовной
ответственности, а также принципам законности, равенства перед законом, необратимости наказания, личной ответственности и
виновности, справедливости, гуманизма, демократизма и, самое важное, он не восстанавливает социальную справедливость.

Этот приговор назвали несправедливым сами осужденные, их родственники и адвокаты. Несправедливым и незаконным его назвал
Генеральный прокурор. Незаконным его назвал государственный обвинитель, участвовавший в процессе от начала до конца.
Несправедливым его назвал в приватной беседе и сам судья Нур Нуров. Обо всем этом написали газеты, узнало все общество. (Более
подробно с этими материалами можно ознакомиться по этим ссылкам: http://www.mediaschool.tj/news/303.htm,
http://news.tj/ru/news/obyavlennyi-kassatsionnoi-kollegiei-verkhovnogo-suda-pereryv-v-rassmotrenii-dela-isfarintsev-ya,
http://www.avesta.tj/index.php?newsid=4446, http://www.ozodi.org/content/juraev_extradition_delays/2333699.html).

Однако, 28 января 2010 года последовали иски против трех независимых газет – «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озадагон», разбирательства по
которым продлились больше года. Данное дело было начато по иску двух судей Верховного суда Таджикистана, а также судьи
Душанбинского городского суда против названных независимых газет и адвоката Солиджона Джураева (исковое заявление судьи
Верховного Суда РТ г-на Нура Нурова в отношении  частных газет «Азия-плюс», «Фараж», «Озодагон» и адвоката Солиджона Джураева о
защите личного  достоинства, чести, доброго имени и деловой репутации; исковое заявление судьи Верховного Суда РТ г-на Улугбека
Махмадшоева в отношении частных газет  «Азия-плюс», «Фараж», «Озодагон» и адвоката Солиджона Джураева о защите личного
достоинства,  чести, доброго имени и деловой репутации; исковое заявление судьи Суда г. Душанбе г-на Фахриддина Додометова в
отношении частных газет  «Азия-плюс», «Фараж», «Озодагон» и адвоката Солиджона Джураева о защите личного достоинства,  чести,
доброго имени и деловой репутации). Поводом для подачи исковых заявлений послужило опубликование в вышеуказанных частных



газетах открытого заявления адвоката Солиджона Джураева, представляющего «Дело Исфаринцев» (судья Нур Нуров), дело бывшего
начальника налоговой инспекции Гиссарского района господина Розикова (судья Улугбек Махмадшоев), дело предпринимателя
Турманова (судья Фахриддин Додометов ).

В своём исковом заявлении судьи утверждали, что материалы, напечатанные на страницах этих изданий, затронули их честь, достоинство
и деловую репутацию. В итоге они расценили моральный ущерб, нанесенный им от публикаций в названных газетах в размере 5,5 млн.
сомони (свыше 960 тыс. евро). Также судьи потребовали приостановить деятельность изданий до решения вопроса в судебном порядке.

1 февраля 2010 года редакторы трех независимых газет Таджикистана, «Азия-Плюс», «Фараж» и «Озодагон», приняли обращение ко всем
НПО по вопросам СМИ, журналистам страны, в котором они просили о моральной и правовой поддержке.

По мнению редактора еженедельной общественно-политической газеты «Asia-Plus» Марата Мамадшоева, обращение принято в связи с
тем, что двое судей Верховного суда Нур Нуров и Улугбек Махмадшоев, а также судья Душанбинского городского суда Фахриддин
Додометов подали иск на адвоката Солиджона Джураева и три таджикских издания: «Asia-Plus», «Фараж» и «Озодагон». Иск связан с
публикацией в данных СМИ открытого заявления Солиджона Джураева, которое, по мнению судей, оскорбляет их честь и достоинство.

В тот же день, Союз журналистов Таджикистана (СЖТ), Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), Совет
по СМИ Республики Таджикистан и другие журналистские организации распространили совместное заявление, в котором выразили свою
озабоченность в связи с участившимися судебными исками в отношении независимых изданий о защите чести и достоинства, деловой
репутации и возмещении морального ущерба в больших размерах со стороны представителей органов исполнительной и судебной власти.
Было подчеркнуто, что «преследование граждан, в частности, адвоката-правозащитника за использование своих конституционных прав на
свободу слова, критики судебной и исполнительной власти, а также применение карательных мер в отношении свободы выражения
противоречит демократическим принципам».

8 февраля 2010 года Миклош Харасти, Представитель ОБСЕ по свободе СМИ, подверг осуждению иски, инициированные
высокопоставленными правительственными чиновниками в … Таджикистане …, назвав их «опасными попытками введения цензуры» Иски
возбуждены против местных СМИ из-за публикации ими сообщений о критических заявлениях, сделанных другими общественными
деятелями. «Для того, чтобы свободно пользоваться своим правом на передачу информации, СМИ не должны нести ответственность за
публикацию заявлений, исходящих от известных источников. Если заявления признаны оскорбительными, правовые процедуры должны
быть возбуждены против авторов, а не против СМИ, которые опубликовали их», – говорится в заявлении Миклоша Харасти.

Комитет защиты журналистов (www.cpj.org) призвал судей в Таджикистане отозвать судебные иски о клевете против ведущих популярных
независимых еженедельных газет, которые могут обанкротить эти издания. Посольство США в РТ также выразило обеспокоенность по
поводу последних действий и судебных исков против пяти независимых газет Таджикистана: «Азия-Плюс», «Озодагон», «Фараж»,
«Пайкон» и «Миллат». «Средства массовой информации играют важнейшую роль в укреплении стабильного общества посредством
предоставления информации о деятельности правительства, разоблачения несправедливости и обеспечения независимого анализа», –
подчеркивалось в распространенном пресс-релизе. – «Иски могут заставить газеты прекратить публикацию, что станет серьезным ударом
по свободе прессы в Таджикистане».

Посольство США призывало власти вспомнить, что «государства-участники ОБСЕ взяли на себя обязательства по обеспечению свободы
прессы путем защиты СМИ от преследований и гарантий защиты прав журналистов со стороны судебной системы, чтобы они могли
выполнять свою важную работу. Мы выразили свою озабоченность правительству Таджикистана и убедительно просили его гарантировать,
чтобы судебная система не использовалась в качестве инструмента для преследования независимых средств массовой информации или
подавления свободы слова».

Примечательно, что при поддержке журналистского и международного сообщества судьи все-таки уступили и отказались от своих
притензий к трем независимым изданиям. Так, после долгих судебных разборок, в апреле 2011 г. решением суда района Сино города
Душанбе производство по данному гражданскому делу было прекращено в связи с отказом истцов от своих исков.

Дело Махмадюсуфа Исмоилова – корреспондента газеты «Нури зиндаги»

Почти одиннадцать месяцев находился под арестом корреспондент газеты «Нури зиндаги» Махмадюсуф Исмоилов, уголовное дело
которого было возбуждено по заявлению ряда должностных лиц исполнительного органа государственной власти Аштского района.
Исмоилова обвиняли в разжигании религиозной, расовой и местнической вражды (Статья 189 УК РТ), вымогательстве (Статья 250 УК РТ),
клевете (Статья 135 УК РТ) и оскорблении (Статья 136 УК РТ). Эти обвинения были связаны с авторскими публикациями журналиста в
различных изданиях, в частности, в газете «Нури зиндаги», в которых он выступал против коррупции, обличая представителей судебной
власти, прокуратуры и местных органов государственной власти. В защиту Махмадюсуфа Исмоилова вступили национальные и
международные журналистские и правозащитные организации – НАНСМИТ, СЖТ, Медиаальянс Таджикистана, Бюро по правам человека
и соблюдению законности, Репортеры без границ, Media Legal Defense Initiative, Комитет защиты журналистов, Amnesty International и
другие. Свою поддержку выразили ОБСЕ, представили посольств и дипломатических представительств зарубежных стран. Все требовали
от властей Таджикистана полного оправдания корреспондента еженедельника «Нури Зиндаги» Махмадюсуфа Исмоилова, а когда
государственный обвинитель потребовал от суда назначить журналисту наказание сроком в 16 лет лишения свободы и, применив закон об
амнистии, сократить этот срок на два года, это вызвало тревогу и опасения среди журналистского сообщества.

«Если Исмоилова признают виновным, то он будет первым журналистом, который будет находиться в заключении в Таджикистане по
обвинению в клевете и оскорблении за последнее десятилетие», – заявили в CPJ. «Заключение Махмадюсуфа Исмоилова в течение более
10 месяцев в следственном изоляторе не является следствием его деятельности, а является местью группы должностных лиц, имеющих
власть над законом и жаждущих ограничить свободу слова, а сеять в рядах журналистов страх, вызванный таким положением событий» –
заявили в Международной ассоциации персоязычных журналистов «Афруз».

Адвокат журналиста Мухаббат Джураева сообщила, что вина ее подзащитного следствием не доказана, и попросила суд оправдать
Исмоилова, который отрицает свою вину.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович осудила требование государственного обвинения приговорить
таджикского журналиста Махмадюсуфа Исмоилова к 16 годам лишения свободы. В своем заявлении 10 октября 2011 года Миятович



призвала власти немедленно освободить журналиста газеты «Нури зиндаги». «Призываю власти снять с Исмоилова все обвинения,
поскольку они связаны с его журналистской деятельностью, и немедленно освободить его», – заявила Дунья Миятович.

Тем не менее, 14 октября 2011 года суд города Табошар на севере Таджикистана признал Махмадюсуфа Исмоилова, корреспондента
газеты «Нури зиндаги», виновным в клевете, оскорблении и разжигании местнической вражды и вымогательстве. Суд приговорил его к
выплате штрафа в размере 5.400 евро и лишил права заниматься журналистской деятельностью в течение трёх лет. Суд также постановил,
что Исмоилов, который находился в следственном изоляторе с 23 ноября 2010 года, должен быть немедленно освобожден из-под стражи.

Сторона защиты не согласна с приговором, потому что в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства вина
журналиста по предъявленным ему четырем статьям Уголовного кодекса не была доказана. Поэтому Махмадюсуф Исмоилов и его
адвокаты подали кассационную жалобу на приговор суда, с тем, чтобы добиваться полной судебной справедливости.

К моменту написания отчета рассмотрение дел в отношении «Азии плюс» по иску гражданки Саломат Сафаровой и «Сугда» по иску
руководства Художественного фонда Согдийской области, также завершилось в пользу изданий. Однако, до сих пор тянется судебное дело
в отношении газет «Азия-плюс» и «Чархи гардун», где истцами также являются должностные и публичные лица – бывший начальник
УБОП, ныне заместитель министра внутренних дел республики Анвар Тагоймуродов и бывший депутат таджикского парламента Сайвали
Нуров. Эти иски значительно ограничивали плюрализм мнений в СМИ Таджикистана.

Декриминализация клеветы и оскорбления и повышение социальной ответственности журналистов

В Таджикистане существует уголовное наказание за клевету и оскорбление. Инициативы журналистских и правозащитных организаций
Таджикистана по декриминализации клеветы и оскорбления не нашли поддержки исполнительной и законодательной власти: они не
хотят равняться на передовые государства-участники ОБСЕ, а ориентируются на те страны, где еще не решен вопрос декриминализации
клеветы и оскорбления. Согласно международным принципам свободы выражения мнений и защиты репутации, законы о диффамации не
могут считаться обоснованными, если их целью или следствием их применения являются, в частности, запрещение законной критики
должностных лиц или разоблачение их правонарушений либо коррупции. По оценкам местных и международных экспертов, СМИ часто
сталкиваются именно с такой порочной практикой.

К моменту написания настоящего отчета, газета «Азия-плюс» от 9 ноября 2011 года (№84) опубликовала редакционную статью под
заглавием «Эксперты за декриминализацию клеветы» в котором сообщается, что Таджикистан до 2013 года должен завершить процесс
гуманизации уголовного законодательства. Данный процесс проходит в рамках Программы судебно-правовой реформы 2011-2013 годы,
принятой указом Президентом РТ 3 января 2011 года.

В программе, в частности, предусмотрено подготовка и принятие нового УК и гуманизация уголовного законодательства. По словам
Абдухалила Раджабова, начальника управления судов аппарата Совета юстиции, ожидается декриминализация (юридическая
переквалификация части уголовно наказуемых деяний и перевод их в разряд административных, дисциплинарных и иных
правонарушений либо правомерных действий) нескольких преступных деяний, которые в настоящее время у нас считаются уголовно
наказуемыми. Иными словами, предложено сократить число деяний, которые караются в порядке уголовного судопроизводства, и за
которые сейчас в уголовном порядке назначается наказание. В дальнейшем за совершение таких деяний будет предусмотрена
административная ответственность или же ответственность в порядке гражданского судопроизводства.

С другой стороны, в таджикском обществе распространен правовой нигилизм, который также касается деятельности независимых СМИ.
Народ не верит, что СМИ могут повлиять на ситуацию, так как правительство не реагирует по существу на критические и аналитические
выступления СМИ.

Нарушение соблюдения баланса между принципами свободы слова и социальной ответственности журналистов в Таджикистане приводит
к снижению доверия аудитории к СМИ, низкому качеству журналистских материалов и, как следствие, к претензиям изданий. Принятая
3 мая 2010 года журналистским сообществом Таджикистана Декларация о социальной ответственности журналистов призвана обеспечить
консенсус в вопросах о недопустимости нарушения журналистами и редакциями положений законодательства, регулирующих
деятельность средств массовой информации, этических и профессиональных стандартов, моральных обязательств. Активизация
деятельности Совета по СМИ РТ, как органа по саморегулированию в медийной сфере, призвана способствовать повышению роли и
авторитета СМИ в таджикском обществе.

Саморегулирование СМИ в Таджикистане

В независимом Таджикистане попытки саморегулирования, разработка и принятие этических кодексов журналистской деятельности
начались ещё с начала 2000 года. Первый проект кодекса под названием “Этика пишущего” (“Одоби нигорандаги”) был подготовлен по
инициативе Национальной Асоциации Независимых Средств Массовой Информации Таджикистана (НАНСМИТ), автором которого
является профессор Иброхим Усмонов. В течение десяти лет данная тема обсуждалась на разных уровнях на конференциях и круглых
столах, нациоанальных и международных всречах и, наконец, только в 2009 году представители журналистского сообщества
Таджикистана одобрили и приняли важный документ – “Этические нормы журналистской деятельности в Таджикистане”. При его
разработке, авторы использовали практику различных стран, таких как Германия, Катар, Россия, Финляндия и др. На сегодня “Этические
нормы журналистской деятельности в Таджикистане” признали более 70 журналистких организации и собществ. Большая и
целеустремленная работа национальных и международных экспертов по созданию механизмов саморугированию СМИ в РТ,
осуществленная при поддержке Офиса ОБСЕ в Душанбе, увенчалась успехом.

Целью принятия “Этических норм журналистской деятельности в Таджикистане” является повышение качества журналистики и
ответственности журналистов в обществе. В предисловии к данному документу сказано, что журналистское сообщество Таджикистана,
принимая за основу своей деятельности свободу слова, понимая ответственность по добросовестной её реализации, объявляют и
принимают настоящие профессиональные и этические нормы средств массовой информации (СМИ) и журналиста. Ни одна из этих норм
не имеет целью ограничение свободы слова.

В Таджикистане уже почти два года действует Совет по средствам массовой информации Республики Таджикистан (Совет по СМИ РТ),
целью которого является укрепление этических норм журналистской деятельности. Совет по СМИ РТ является общественной
организации и он создан журналистскими организациями и сообществами.



Согласно требованию устава, Совет по СМИ РТ создан в цельях саморегулирования деятельности средств массовой информации в
Таджикистане, принятия, рассмотрения и вынесения решений по поступающим жалобам о нарушении этических норм журналистской
деятельности. Основной целью деятельности Совета по средствам массовой информации Республики Таджикистан является укрепление
свободы слова, повышение качества журналистики и продвижение международных норм журналистики в Таджикистане. Основными
принципами деятельности Совета являются правдивость, объективность, справедливость, плюрализм и уважение прав человека.

Соблюдение правовых и этических норм со стороны журналистов в условиях демократических перемен способствует безопастности их
профессиональной деятельности и эфективному исполнению их профессиональных обязанностей в обществе.

2. Анализ развития законодательства о СМИ

Законодательство Республики Таджикистан о деятельности СМИ состоит из конституционных норм, законов и подзаконных актов в сфере
СМИ. Работа СМИ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

- Конституция (Основной закон) Республики Таджикистан;

- Закон РТ «О печати и других средствах массовой информации»;

- Закон РТ «О телевидении и радиовещании»;

- Закон РТ «Об издательском деле»;

- Закон РТ «Об информации»;

- Закон РТ «Об информатизации»;

- Закон РТ « О защите информации»;

- Закон РТ «Об авторском праве и смежных правах»;

- Закон РТ «О государственной тайне»;

- Закон РТ «О перечне сведений, составляющих государственную тайну»;

- Закон РТ «О рекламе»;

- Закон РТ «Об электронном документе»;

- Закон РТ «О праве на доступ к информации»;

- Гражданский кодекс;

- Уголовный кодекс;

- Кодекс об административных правонарушениях и ряд других подзаконных документах.

Законодательство РТ о средствах массовой информации теоретически содержит положения, гарантирующие свободу средств массовой
информации, систему выдачи разрешений (лицензий) частным телерадиовещателям, систему для обеспечения доступа к информации,
имеющейся в государственных органах и правовые требования о том, что внутреннее законодательство должно соответствовать
международным стандартам.

Статья 30 Конституции РТ гарантирует каждому свободу слова, печати, право на пользование средствами массовой информации.
Государственная цензура и преследование за критику запрещаются. Перечень сведений, составляющих государственную тайну,
определяется законом. Ограничение прав и свобод граждан допускается только с целью обеспечения прав и свобод других граждан,
общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики (статья 14 Конституции). Статья 8
Конституции закрепляет, что «в Таджикистане общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического
плюрализма» и, что «ни одна идеология, в том числе религиозная, не может устанавливаться в качестве государственной». Статья 10
признает верховенство международного права, в частности утверждая, что международно-правовые акты, признанные Таджикистаном,
являются составной частью правовой системы республики. В случае несоответствия законов республики признанным
международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов.

Таджикистан ратифицировал несколько международных документов, из которых наиболее внимание свободе слова уделено в
международном пакте о гражданских и политических правах. Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, к
которому Таджикистан присоединился в 1999 году, гарантирует право на свободу слова. Текст этой статьи очень похож на текст статьи 19
Всеобщей декларации прав человека:

«1. Каждый имеет право на свободу мнения.

2. Каждый человек имеет право на свободу слова; это право включает в себя свободу поиска, приобретения и передачи информации и
мыслей всех видов, независимо от границ, либо в письменной или устной печатной форме, в виде художественной работы или через
любые средства информации по выбору».

Государства, подписавшие данный международный документ, взяли на себя обязательства создания соответствующих условий и
возможностей для свободного функционирования СМИ. Таджикистан является государством-участником ОБСЕ, и основополагающие
принципы этой организации о свободе СМИ должны быть неотъемлемой частью международных обязательств страны.



Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что пользование правом на свободу слова
налагает на человека особые обязанности и особую ответственность, которые могут быть сопряжены с некоторыми ограничениями,
установленными законом, и являются необходимыми для уважения прав и репутации других лиц; для охраны государственной
безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Конституция и законы Республики Таджикистан,
конкретизируя данное положение, запрещают в частности, «опубликование сведений, составляющих государственную или иную
охраняемую законом тайну, призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя, порочащие честь и
достоинство государства и Президента, пропаганду войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности
или нетерпимости, порнографию, призывы к совершенствованию других уголовно-наказуемых деяний» (статья 6 действующего Закона
Республики Таджикистан «О печати и других средствах массовой информации»). Вместе с тем, законодательство РТ предоставляет
особую защиту отдельным должностным лицам, что противоречить международным стандартам свободы слова.

Продолжение отчета читайте на нашем сайте кликнув ссылку: http://www.nansmit.tj/publish/?id=428

Отчет подготовлен при финансовой поддержке Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ (ППСМИ), г. Вена. Бюро
ППСМИ не несет ответственность за содержание отчета. Мнения и оценки автора не обязательно совпадают с официальной
позицией ППСМИ.

http://www.nansmit.tj/publish/?id=428

