
Мониторинг нарушений свободы слова в Таджикистане в августе 2013 года
В августе 2013 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана зафиксировал 26 сообщения. Из них 14
определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 6 информируют о
прямых нарушениях прав журналистов и СМИ, 6 о конфликтах и нарушениях, инкриминируемых средствам массовой
информации.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Действия высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

Август, 30

Гайбулло Авзалов, председатель Хатлонской области (г.Кургантюбе)

Председатель Хатлонской области Гайбулло Авзалов в ходе поездки в Восейский район посетил районную типографию. По словам
редактора районной газеты «Гулхани Восеъ» Наджота Сафарзода, председатель области ознакомился с условиями работы районной
типографии и обещал при возможности обеспечить типографию современным издательским оборудованием. Наджот Сафаров также
сообщил, что в случае установки нового оборудования Восейская типография может послужить также другим районным газетам
Кулябского региона, в которых практически отсутствуют типографии, либо все они устарели.

2 . Оценка фактического положения СМИ и свободы слова

Август, 06

Медиа-группа «Азия плюс», (г.Душанбе)

Страница Медиа-группы «Asia-Plus» в Facebook набрала к 6 августа пять тысяч лайков. «Юбилейный» лайк был получен от жителя
Душанбе, сотрудника ООО «Таком» (Beeline) Насима Тохирова. Страница медиа-группы в Facebook входит в десятку самых популярных
страниц в соцсети по Таджикистану.

По данным портала Socialbakers.com, в топ самых популярных страниц включена страница американского посольства в Таджикистане с
43 тыс. лайками, мобильного оператора Tcell — 5,5 тыс. лайков и страница Asia-Plus Media Group, набравшая чуть более 5 тыс. лайков. По
статистике портала, страницу ASIA-Plus Media Group обсуждают более 500 человек.

По данным независимых источников, сейчас количество пользователей социальной сети Facebook в Таджикистане достигло 52 тыс.
человек.

Август, 06

«Рузи нав», независимая газета (г.Душанбе)

7 августа независимой газете «Рузи нав» исполнится 10 лет. Деятельность газеты была приостановлена таджикскими властями еще в
2004 году. Учредитель и главный редактор газеты Раджаби Мирзо в связи с этим событием намерен вновь опубликовать последний номер
газеты, вышедший в Бишкеке и конфискованный в г.Душанбе. Об этом в беседе с нашим корреспондентом сообщил сам Раджаби Мирзо.

Раджаби Мирзо также добавил, что он до сих пор не знает основную причину, по которой издание газеты была приостановлена.

Август, 12

ТВ «Сафо» (г.Москва)

В России заработало первое телевидение, вещающее на таджикском языке ТВ «Сафо». Первый выпуск новостей на таджикском языке
независимого телевидения «Сафо» вышел в эфир накануне в 20 часов по московскому времени, а через час новости вышли в эфир на
русском языке. Как сообщил «АП» редактор программ на русском языке ТВ «Сафо» Темур Варки, канал можно настроить через спутник
Hotbird 11585/27500.

По словам Варки, инициаторами создания телевидения в России стали представители деловых кругов таджикской диаспоры в России.

Напомним, летом прошлого года в интернете появилось первое онлайн-радио для таджикских трудовых мигрантов «Муходжир». Идея
создания онлайн-радио «Муходжир» возникла у нескольких трудовых мигрантов, которые работают и проживают в Москве.

Август, 13

Хамрохон Зарифи, Министр иностранных дел Таджикистана (г.Душанбе)

Министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи заявляет, что в социальной сети Facebook появился поддельный аккаунт на
его имя. Как сообщает министр у себя  на странице, 7 августа в социальной сети Facebook был создан поддельный аккаунт Хамрохона
Зарифи.

«Владелец данного аккаунта  скопировал всю информацию с моей страницы и разместил ее в своей хронике событий. В настоящий
момент с поддельного аккаунта идет рассылка на запросы «добавить в друзья». Убедительно прошу пользователей Facebook принять к
сведению тот факт, что вновь созданный аккаунт Хамрохона Зарифи является подделкой», — заявляет глава МИД РТ.

https://www.facebook.com/newstj
http://www.socialbakers.com/facebook-statistics/tajikistan


Между тем, в Таджикистане распространено создание поддельных аккаунтов политиков и известных личностей в социальных сетях. Так,
на Facebook можно найти «аккаунты» главы государства Эмомали Рахмона, Рахматилло Зоирова, Ходжи Акбара Тураджонзоды, а также
ряда религиозных деятелей, в том числе и главы совета улемов Таджикистана.

Август, 14

Радио «Азия-Плюс» (г.Худжанд, Согдийская обл.)

14 августа начала тестовое вещание в Согдийской области в диапазоне FM на частоте 104.4 Mhz радио «Азия-Плюс». Об этом сообщил
генеральный директор радио Парвона Ахрори. По словам гендиректора, теперь радио «Азия-Плюс» можно будет слушать в Худжанде,
Зафарабаде, Чкаловске и Бободжонгафуровском районе. Транспортировка сигнала стала возможной при технической поддержке
компании «Вавилон-Т».

Потенциальная аудитория в данном регионе составляет около 600 тыс. человек. В целом аудитория радиостанции «Азия-Плюс» по городу
Душанбе и районам республиканского подчинения составляет около миллиона слушателей. В административном центре Хатлонской
области - Курган-Тюбе и близлежащих к нему районов - Сарбанде, Вахше, Руми и Бохтаре количество слушателей радиостанции
составляет 500-600 тыс.

Радиостанция «Азия-Плюс» вещает ежедневно 24 часа в сутки на таджикском и русском языках. Радио «Азия-Плюс» (FM 107) - первая
независимая радиостанция города Душанбе. Радиостанция вышла в эфир 9 сентября 2002 года. Формат радио -
информационно-музыкальный.

Август, 15

«Чумхурият», издание Правительства РТ (г.Душанбе)

Президент Республики Таджикистан дал свое согласие на ежедневный выпуск правительственной газеты «Чумхурият». Как сообщил
первый заместитель главного редактора газеты «Чумхурият» Атои Мирходжа, начиная с 1 января 2014 года, газета будет публиковаться
ежедневно – 5 раз в неделю.

Следует отметить, что «Чумхурият» до 1992 года выпускалась ежедневно, но после известных событий в Таджикистане выпуск газеты
сократился до 1 раза в неделю.

Август, 19

Радио «Муходжир» (г.Москва)

Медиа-компания Tajinfo 19 августа в Москве приобрела популярный радио-канал «Муходжир», вещающий в режиме онлайн во всемирной
паутине. Стороны, в том числе прежние владельцы ресурса – уроженцы Таджикистана Рахим Каландаров и Тохир Хамдамов, сумму сделки
не раскрывают, ссылаясь на политику конфиденциальности.

В самом медиа-холдинге Tajinfo также предпочитают не комментировать информацию о прошедшей сделке. Вместе с тем, руководитель
Tajinfo Гуфрон Вахобов отмечает, что процесс приобретения онлайн-радио подразумевает в последующем регистрацию бренда в новом
качестве в соответствующем федеральном государственном органе исполнительной власти.

По мнению независимых экспертов, Tajinfo с его десятилетним опытом работы, в том числе в сфере массовых коммуникаций, способен
придать проекту профессиональный импульс в дальнейшем его развитии.

Известный журналист Абубакри Файзали, представитель российского информационного агентства TJinform полагает, что в рационе
программ онлайн-радио «Муходжир» в скором времени появится больше передач информационно-аналитического характера, включая
консультативно-правовые беседы с участием известных людей среди мигрантов в России.

На сегодняшний день интернет-радио «Муходжир» транслирует такие передачи как «Ёди Ватан» («Воспоминания о Родине»), «Дар
мехмонии барномаи радиои Мухочир» («В гостях у радио «Муходжир»), «Садои хамватан» («Голос соотечественника»), «Сухбати
точикони руйи дунё» («Беседа таджиков со всего мира») и другие.

С недавнего времени владельцы мобильных устройств на платформах Android также имеют возможность слушать радио в режиме онлайн.

3. Действия журналистов по защите своих прав

Август, 14

Все СМИ (г.Душанбе)

Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана проводит серию семинар -  тренингов на тему «Стратегическое планирование
деятельности СМИ», с тем, чтобы способствовать улучшению менеджмента и развитию плюралистических СМИ в стране.

11-13 августа прошла первый тренинг для представителей СМИ из г. Душанбе, центральных и южных районов страны.  В ходе
 семинара-тренинга были обсуждены различные аспекты медийной стратегии, а также роли   планирования в деятельности СМИ.
Участники тренинга на практическом опыте определили приоритеты стратегического направления деятельности своих изданий, радио  и
телевидений. Международным консультантом на тренингах выступил Марек Бекерман из «Media action» (Великобритания).

Данные тренинги проходят в рамках проекта «Management in the Media and Safety of Journalistic Creative Activities in Tajikistan»,
финансируемого Комиссией по демократии (Посольства США в РТ)



Август, 17

Все СМИ (г.Худжанд, Согдийская обл.)

С 14 по 16 августа текущего года в Худжанде состоялся семинар-тренинг на тему «Стратегическое планирование деятельности СМИ»,
организатором которого выступила Национальная Ассоциация Независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) при поддержке комиссии по
демократии Посольства США в Таджикистане.

По словам председателя Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана Нуриддина Каршибоева, основная цель данного
семинара - тренинга является систематизировать и развивать навыки менеджеров и руководителей СМИ по выбору и разработке
стратегического планирования, для того чтобы обеспечить устойчивое развитие СМИ.

В работе семинара приняли участие главные редактора местных и региональных газет, телевидения и радио.

Август, 23

Все СМИ (г.Душанбе)

Таджикские власти вынуждены подарить цифровые антенны населению, чтобы те посмотрели программы национальных каналов
телевидения. Об этом сообщили «Tojnews.tj» от 22 августа сего года.

Информационное агентство со ссылкой на председателя Кубодиенского района Хатлонской области Садулло Бекназарова пишет, что на
днях администрация  данного района раздал 5 тысячам узбекским семьям цифровые антенны, с тем, чтобы они имели возможность
смотреть каналы таджикского телевидения. Председатель района также сообщил, что такие антенны в скором времени будут розданы
еще 5 тысяч семьям из числа жителей района.

Август, 26

Совет по СМИ Таджикистана (г.Душанбе)

Совет по СМИ Таджикистана сегодня, 26 августа выступил с обращением ко всем журналистам республики, с тем, чтобы они строго
соблюдали этические нормы журналистской деятельности в процессе выборов Президента РТ.

Август, 27

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

26 августа редактор газеты «Aзия-Плюс» Ольга Тутубалина и редакция издания подали в суд района Фирдавси города Душанбе
возражение на исковое заявление группы интеллигенции в отношении Ольги Тутубалиной и газеты «Азия-Плюс» о защите чести,
достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда. Об этом сообщила «АП».

В возражении подчёркнуто, что поданный иск является необоснованным, не правовым и правоущемляющим. В газете «Азия-Плюс» (№40
(825) от 30 мая 2013) было опубликовано критическое мнение журналиста Ольги Тутубалиной под названием «Неинтеллигентно об
интеллигенции» в рубрике «Мысли вслух».

Данное мнение является критически - аналитическим и основано на личных мнениях, мыслях и убеждениях автора статьи. За выражение
мнения и мысли нельзя привлекать журналиста к правовой ответственности, так как это запрещено Конституцией РТ и
международно-правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан. В опубликованном мнении абсолютно не сказано ни одного
слова об истцах и тем более там вообще не упоминаются их имена.

Также, в возражении указано, что иск подан ненадлежащими истцами, т.е. истцы не наделены надлежащими полномочиями выступать от
имени интеллигенции. В связи с этими и другими основаниями, они просили суд отказать в удовлетворении искового заявления.

Август, 29

Все СМИ (г.Душанбе)

29 августа в городе Душанбе прошел круглый стол с участием ведущих журналистов, экспертов и специалистов в области журналистики и
медиа менеджмента, разного уровня. Круглый стол был организован Национальной ассоциацией менеджеров и маркетологов
Таджикистана (НАММ).

Как рассказал Шавкат Бозоров, председатель НАММ, «круглый стол» был организован в рамках проекта «Совершенствование системы
управления СМИ на базе рыночно – ориентированных изданий» при финансовой поддержки Посольства США. Также в рамках этого
проекта предусмотрены проведение еще пять круглых столов и цикл тренингов.

 

II. HАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1. Необоснованное ограничение права на доступ к информации

Август, 01

Ассоциация интернет-провайдеров Таджикистана (г.Душанбе)



Ассоциация интернет-провайдеров Таджикистана направила письмо главе Службы связи Бегу Зухурову с просьбой разблокировать
популярный видеохостинг YouTube.

Youtube в Таджикистане был заблокирован в начале июня текущего года. Эксперты считают, что причиной тому является появление
видеоролика со свадьбы сына президента РТ Эмомали Рахмона, который за короткое время набрал почти полумиллионный просмотр.

Как сообщил глава ассоциации Асомиддин Атоев, копия письма была выслана также и в секретариат Совета по
информационно-коммуникационным технологиям при Президенте Таджикистана.

В письме приводится отрывок из документа Совета по ИТК, в котором говорится, что «нужно приложить все усилия, чтобы преобразить
Таджикистан в развитую транзитную страну в коммуникационном плане в регионе».

Август, 12

Мутрибахон Ниязова, корреспондент радио «Тироз», (г.Худжанд)

12 августа корреспондент радио «Тироз» Мутрибахон Ниязова обратилась к председателю Комитета по делам женщин и семьи при
правительстве РТ Сумангул Тагаевой. Журналист планировал беседовать с председателем комитета  о проблеме суицида женщин в
Согдийской области.

Однако, С.Тагаева ссылаясь на свою занятость, попросила корреспондента  с вопросом обратиться к ней в день приема посетителей - в
субботу. Корреспондент радио объяснила, что она приехала из г. Худжанда и не может задерживаться в столице до субботы, тем не менее,
она не была услышана председателем комитета.

Август, 13

Все СМИ (г.Душанбе)

Национальный банк и Министерство экономического развития и торговли Таджикистана решили больше не разглашать информацию о
доходах трудовых мигрантов. Об этом стало известно в конце июля, когда впервые в республике не стали обнародовать данные о
денежных переводах мигрантов за полугодие и заявили, что будут придерживаться такой линии и в последующем. Об этом сообщается на
сайте немецкого радио DW (Deutsche Welle) от 12 августа.

Чиновники объясняют этот шаг желанием избежать излишней политизации сообщений о денежных переводах граждан Таджикистана,
работающих за пределами республики. По их мнению, эти сведения становятся аргументом, чтобы упрекнуть официальный Душанбе в
зависимости от трудовых мигрантов.

Тот же источник отмечает, что информацию о денежных переводах таджикских мигрантов нельзя скрывать от народа, так как, эту же
информацию ежемесячно публикует Центральный Банк РФ.

Август, 21

ТВ «Сафо»(г.Москва)

Темур Варки, один из ответственных руководителей нового таджикского канала телевидения ТВ «Сафо», который выходит в эфир с
территории Российской Федерации в интервью информационному агентству «Tojnews» сообщил, что таджикские власти с 20 августа
начали заглушать сигналы этого канала телевидения на территории Таджикистан.

Следует отметить, что ТВ «Сафо» свое вещание начинал 8 августа 2013 года. Офис  телевизионного канала находится в городе Москва РФ.

Август, 26

Дододжон Атовуллоев, журналист, руководитель политической движении «Ватандор» (г.Москва)

26 августа на странице социальной сети Фейсбук опубликовано заявление руководителя политического движения «Ватандор» Дододжона
Атовуллоева, в котором выражается решительный протест в связи с тем, что в Таджикистане нарушаются основополагающие права
граждан Таджикистана на доступ к независимой информации, и в частности к просмотру на территории страны программ телеканала
«К+».

Подобные действия не только нарушают Конституционные права граждан страны, но и являются проявлением неуважения к
международным нормам и правилам в области обмена и распространения информации, отмечается в заявлении.

В связи с этим движение «Ватандор» обращает внимание всех дипломатических представительств, аккредитованных в Таджикистане, а
также всего мирового сообщества на грубое нарушение международного права и законодательства страны, в связи с действиями
таджикских властей, направленными на ограничение доступа населения к информации и попирание общепринятых демократических
норм.

2. Нарушение трудовых прав

Август,20

Абдукаюм Каюмзод, журналист (г.Душанбе)

20 августа состоялось заседание кассационного суда города Душанбе по делу бывшего корреспондента радио «Озоди», журналиста
Абдукаюми Каюмзод, в котором он просит суд восстановить его трудовые права. Суд, рассмотрев кассационное заявление журналиста,



отклонил требование журналиста.

Адвокат журналиста Абдурахмон Шарифов отметил, что его подзащитный намерен идти дальше, и подает жалобу в  вышестоящую
судебную инстанцию.

 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1. Требование о защите чести и достоинства и деловой репутации

Август, 15

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

Представители интеллигенции подали исковое заявление на газету «Азия-Плюс» и редактора Ольгу Тутубалину в суд района Фирдавси
города Душанбе. При этом увеличилось число истцов – если раньше их было шестеро, то теперь стало восемь.

В исковом заявлении представители интеллигенции просят суд взыскать с ответчика и соответчицы, которой является редактор газеты О.
Тутубалина, компенсацию за нанесение морального вреда в размере 200 тыс. сомони. Истцы заверяют, что вырученная сумма будет
пожертвована детским домам страны.  Истцы также просят назначить судебно-лингвистическую экспертизу и в обеспечении иска
наложить арест на движимое и недвижимое имущество Тутубалиной.

Август, 27

Ольга Тутубалина, редактор газеты «Азия-Плюс» (г.Душанбе)

27 августа в суде района Фирдавси состоялось подготовительное слушание по иску Союза писателей Таджикистана, Академии наук РТ,
Союза художников Таджикистана, Союза композиторов Таджикистана, Союза архитекторов Таджикистана, Дильбар Абдиевой, Аскарали
Раджабова, Хикмата Рахматова в отношении Ольги Тутубалиной и газеты «Азия-Плюс» о защите чести, достоинства, деловой репутации и
компенсации морального вреда

Как сообщил юрист «АП» Шухрат Кудратов - «Иск был оформлен вопреки гражданско-процессуальному кодексу. Поэтому сторона
ответчика ходатайствовала за то, чтобы сторона истца исправила все недочеты». Ввиду ошибок в оформлении искового заявления, суд дал
стороне истцов время на исправление ошибок до 3 сентября.

2. Требование о соблюдении Закона РТ «О периодической печати и других СМИ»

Август, 12

«Наджот», издание Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) (г.Душанбе)

Министерство культуры Республики Таджикистан 7 августа направило предупреждение, подписанный министром культуры Мирзошохрухи Асрори в
редакцию газеты «Наджот».

В письме, адресованной главному редактору газеты Хикматулло Сайфуллозоде,  отмечается, - «Вы, как автор и главный редактор, действовав,
вопреки части 2 статьи 6 и абзацев 2, 8 и статьи 29 закона «О периодической печати и других СМИ», опубликовали непроверенную и клеветническую
информацию».

Министерство культуры предупреждает газету, что в случае повторения «злоупотреблением свободой слова», оно оставляет за собой право
обращаться в Министерство юстиции об аннулировании государственной регистрации газеты.

Главный редактор газеты «Наджот» Хикматулло Сайфуллозода сообщил, что предупреждение газеты связано с публикацией материала под
заглавием «Хорог..».  По мнению главного редактора газеты, в материале не нарушены требования закона о печати и действия министерства
являются лишь давлением на газету.

3. Обвинение в религиозном экстремизме

Август, 20



Дододжон Атовуллоев, независимый журналист (г.Тбилиси,  Грузия)

Таджикский оппозиционер Дододжон Атовуллоев задержан в аэропорту Тбилиси по запросу Интерпола. Об этом со ссылкой на интернет
страницу известного журналиста сообщается на сайте ИА «Азия-Плюс» от 20 августа.

Сайт «АП» сообщает, что в беседе с ним журналист сообщил, что его не выпускают из аэропорта до выяснения всех обстоятельств.

- Мне сообщили, что меня задержали по запросу Интерпола. Якобы я обвиняюсь таджикскими властями в религиозном экстремизме и
терроризме, — отметил Атовуллаев.

По его словам, в Тбилиси он прибыл из Праги для проведения ряда встреч. Напомним, 15 июля этого года Атовуллоев был задержан в
московском аэропорту «Шереметьево» по прибытии из Праги. Однако после нескольких часов ему была предоставлено возможность
вернуться обратно в Прагу, где он временно проживает.

4. Требование об опровержении недостоверной информации

Август, 01

Мухиддин Кабири, Председатель ПИВТ (г.Душанбе)

Лидер Партии Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Мухиддин Кабири направил официальное письмо главе Комитета по ТВ и
радио при правительстве страны Асадулло Рахмонову, в котором требует обеспечить условия ответственным лицам партии для
предоставления опровержения недостоверной информации, распространенной через каналы Таджикского телевидения.

Как сообщили «АП» в ПИВТ, в письме подчеркивается, что в последнее время посредством каналов государственных ТВ и радио
проводится широкомасштабная «антипивтовская» кампания, которая сопровождается клеветой и оскорблениями в адрес членов партии.

«Данные действия являются антизаконными, могут нанести вред национальному единству, миру и согласию в стране», — отметил
источник.

По его словам, Кабири в своем письме требует на основании законов Таджикистана «О политических партиях» и «О периодической
печати и других СМИ», создать условия ответственным лицам ПИВТ для опровержения оскорбительных выпадов в адрес партии и ее
членов.

Август, 07

Комитет по телевидению и радиовещанию при Правительстве РТ (г.Душанбе).

Руководство Комитета по телевидению и радиовещанию при Правительстве РТ в ответ на письмо лидера ПИВТ Мухиддина Кабири,
заявило, что на телевидении не ведется пропаганда против ПИВТ и отказался предоставлять эфирное время для опровержения.

В ответе, который идет за подписью Саидали Сиддикова, первого заместителя главы комитета, отмечается, что государственные
телеканалы не публиковали программы, которые содержат недостоверную информацию, оскорбления и клевету против ПИВТ.

Сиддиков отметил, что если ПИВТ имеет в виду последние репортажи с участием духовенства, в которых «участники программы,
используя свое конституционное право, высказывали своё личное мнение, после чего теле- и радиоканалы в соответствии со своим
уставом представили зрителям и слушателям».

Руководство Комитета по телевидению и радиовещанию подчеркнуло, что телеканалы не несут ответственности за личные мнения
участников программы, «которые, десятками выходят в эфир каждый день», чтобы публиковать опровержение другой стороны.

 

http://news.tj/ru/news/dododzhon-atovulloev-zaderzhan-v-moskovskom-aeroportu
http://catoday.org/centrasia/tjru/9756-pismo-glavy-pivt-komitetu-po-teleradioveschaniyu.html

