Независимому таджикистанскому журналисту Махмадюсуфу Исмаилову грозит 16 лет тюремного заключения по обвинению в оскорблении должностного лица, клевете и разжигании межнациональной розни. 51-летний Мухмадюсуф Исмаилов находится в СИЗО с ноября 2010 года. (Фото портала neweurasia).
В Таджикистане близится к завершению важный судебный процесс, связанный со свободой прессы в стране. Коллеги независимого журналиста Махмадюсуфа Исмаилова, занимавшегося выявлением фактов коррупции в органах власти, сравнивают его с Робином Гудом. Власти же не видят в его фигуре ничего героического, называют клеветником и хотят отправить за решетку.
Сторона обвинения просит суд Согдийской области на севере республики назначить журналисту Исмаилову, работавшему на независимый еженедельник «Нури зиндаги», наказание сроком в 16 лет лишения свободы за оскорбление должностных лиц, клевету и разжигание межнациональной вражды. Обвинения предъявлены в связи с написанной журналистом серией статей о коррупции в высших эшелонах власти области. Вынесение приговора должно было состояться 3 октября, однако слушание неожиданно было отложено. По словам одного местного журналиста, власти явно обеспокоены вниманием, проявляемым к процессу в последние несколько дней.
51-летний Махмадюсуф Исмаилов находится в СИЗО с ноября 2010 года. По словам правозащитных организаций, процесс призван заставить замолчать критика властей. Его статьи «не выходили за рамки ответственной журналистики и свободы слова», – говорилось в заявлении от 30 сентября парижской организации «Репортеры без границ».
«Все в этом деле напоминает не столько нормальный правовой процесс, сколько взятие политического реванша, – говорится далее в документе. – Наказание, которое просит назначить прокуратура, категорически не сообразуется с преступлениями, вменяемыми в вину Исмаилову…Журналист находится под стражей вот уже более 10 месяцев, но следствие до сих пор не в состоянии подкрепить предъявленные ему обвинения убедительными доказательствами».
Нью-йоркский же комитет защиты журналистов назвал обвинения абсурдными. «Таджикские власти используют угрозу тюремного заключения, чтобы запугать журналистов и оградить чиновников от внимания со стороны общества», – говорится в заявлении комитета. Летом этого года был арестован журналист узбекской службы «Би-би-си» Уринбой Усмонов. Целый месяц он провел в заключении по обвинению в принадлежности к запрещенной исламской радикальной организации «Хизб ут-Тахрир».
По утверждению Комитета защиты журналистов, обвинения против журналиста были сфабрикованными. Его арест журналиста вызвал протест со стороны дипломатических кругов. В ответ таджикские власти сняли основные пункты обвинения, журналист был выпущен под залог, однако ему по-прежнему грозит до пяти лет лишения свободы по обвинению в контактах с членами «Хизб ут-Тахрир». По словам представителей силовых структур, Усмонов был обязан сообщить об информации, попавшей в его распоряжение в процессе осуществления им журналистской деятельности. По словам защитников Усмонова, журналисты имеют законное право не разглашать свои источники информации.
Обвинения в клевете и другие уголовно-наказуемые деяния, весьма эффективно позволяющие властям держать в узде критические СМИ, широко распространены в Таджикистане. Помимо возможности отправиться в места лишения свободы, журналистам нередко приходится сталкиваться с дорогостоящими судебными исками и нападениями.
Как рассказал в сентябре EurasiaNet.org главный редактор еженедельника «Фараж» Хуршед Атовулло, один местный чиновник потребовал от него выплатить 500 тысяч сомони (103 тыс. долларов) по иску о клевете после опубликования статьи, в которой говорилось о принадлежащем представителю власти автомобилю «Мерседес». В 2010 году возглавляемому Хуршедом Атовулло еженедельнику в течение нескольких недель не позволяли напечатать тираж в душанбинской типографии после публикации критического репортажа о действиях властей по ликвидации предполагаемых исламских боевиков в Раштской долине. А 31 августа неизвестный напал на журналиста в Душанбе. И хотя доказательств связи этого нападения с профессиональной деятельностью Хуршеда Атовулло нет, друзья журналиста уверены, что инцидент был предупреждением. В 1995 году Хуршед Атовулло чудом выжил после нападения неизвестных хулиганов.
В январе один из высокопоставленных сотрудников МВД обратился в суд с просьбой взыскать с еженедельника «Азия-Плюс» миллион сомони (210 тыс. долларов) за «оскорбление чести, достоинства и деловой репутации должностного лица». Поводом для обращения в суд стала опубликованная в журнале статья о применении пыток в правоохранительных органах Согдийской области. Судебное разбирательство по делу продолжается.
По словам директора общественного душанбинского Бюро по правам человека и соблюдению законности Наргис Закировой, с помощью преследований власти зачастую добиваются своей цели и заставляют замолчать журналистов.
«Например, одна из популярнейших газет страны сообщает о наличии серьезной проблемы, после чего издание обвиняют в сотрудничестве с террористами, – рассказывает Наргис Закирова, имея в виду угрозу министра обороны в адрес журналистов, раскритиковавших действия властей в Раштской долине. – Это пример для остальных, урок, который следует им извлечь. На самом же деле, это акт устрашения».
Хотя Таджикистан подписал разные международные договоры о правах человека, клевета и «оскорбление» должностных лиц по-прежнему является уголовно-наказуемым деянием в стране. Правозащитная организация Freedom House включила Таджикистан в категорию государств с «несвободными» СМИ.
По словам обозревателей, два последних уголовных процесса являют собой пример применения двойных стандартов. После массированного дипломатического нажима власти предприняли редкий для себя шаг – сняли почти все пункты обвинения. На взгляд ряда экспертов, значительную роль в этом сыграл факт работы Усмонова на «Би-би-си». Независимым же журналистам, таким как Исмаилов, вряд ли станут оказывать подобное дипломатическое содействие, эффективно действующее на заботящиеся о своем имидже таджикские власти.
«Усмонову повезло: ему удалось привлечь международное внимание к своему делу из-за работы на влиятельную международную организацию. Ясно, что Исмаилов сделать этого не в состоянии, – писал 1 октября блоггер «Alpharabius» на сайте neweurasia.net. – Исмаилов является легкой мишенью. Подозреваю, что грозящий ему суровый приговор является либо проверкой интереса к местной журналистике со стороны международной общественности, либо сигналом для других «неблагонадежных» журналистов в Таджикистане, либо тем и другим вместе».
От редактора: